fantlab ru

Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.89
Оценок:
2161
Моя оценка:
-

подробнее

Тьма прежних времён

The Darkness That Comes Before

Другие названия: Слуги Тёмного Властелина

Роман, год; цикл «Второй Апокалипсис»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 179
Аннотация:

Пришло время объединения народов Трёх Морей. Пришло время Священной войны против язычников фаним. В великом городе Момемне шрайя Тысячи Храмов собирает под своими знаменами всех, кто еще вчера не думал об объединении. Цель Священной Войны — Шайме. Священный город в руках язычников. И бедные и богатые обретут славу на поле битвы во славу Божью. Но немногие по-настоящему знают, что у этой войны куда больше целей. Магические школы, Император, Шрайя, страшный Не-Бог и отпрыск его легендарного противника Анасуримбора, все они имеют личные цели, но связаны узами священной Войны в предверии второго Армагеддона. Все они — враги и компаньоны.

Входит в:

— цикл «Второй Апокалипсис»  >  роман-эпопею «Князь пустоты»


Номинации на премии:


номинант
Лучшие книги года по версии SF сайта / SF Site's Best Read of the Year, 2003 // НФ/фэнтези книги - Выбор Читателей. 3-е место

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2005 // Книги — Лучшее зарубежное фэнтези

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2009 // Фэнтези или хоррор (Канада)

FantLab рекомендует:

Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён»


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Слуги Темного Властелина
2005 г.
Слуги Темного Властелина
2007 г.
Слуги Темного Властелина
2009 г.
Князь пустоты. Книга первая. Тьма прежних времен
2017 г.

Аудиокниги:

Слуги Темного Властелина
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  63  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Театр начинается с вешалки, Родина – с картинки в букваре… а что насчет фэнтэзи? Для меня фэнтэзи начинается с карты. Всегда интересно, подобно Колумбу, в первый раз окинуть взором нагромождение незнакомых гор, рек и городов со странными названиями. Хотя иногда кажется, что все такие карты создаются с помощью некоей универсальной программы, в рандомном порядке распределяющей по ландшафту Великий Океан, Суровый снежный Север и Таинственный Юг.

Естественно, не ушел от стандарта и Бэккер. Более того, карта его мира – Эарвы – пестрит гипертрофированно диковинными названиями, резко непривычными уху. Трудности с восприятием продолжаются и в тексте; первая же страница пролога кишит таинственной тарабарщиной: Бивень, Не-Бог, Куниюрия, Анасуримбор Ганрел II… Каждый термин пышет зловещностью, каждый абзац – холодным пафосом. Читательский иммунитет сразу реагирует отторжением, а здравый смысл подсказывает: не парься, мы имеем дело с напыщенным графоманским бредом. Что уж говорить, если даже заглавие романа банально до пошлости.

Но этот момент следует преодолеть, по диагонали пробежав вступиловку. Постепенно к названиям привыкаешь, а Бэккер, поубавив пафосу, начинает раскручивать сюжетную интригу и прояснять космогонию. По сути, «Слуги» повествуют о борьбе нескольких религиозных организаций, культов и магических школ; борьбе за идею и за власть. В водоворот войны так или иначе втянуты все фракции, народы и племена, населяющие Эарву. Каждый в эти неспокойные времена сам становится и священником, и воином; и дипломатом, скрывающим хитрые планы лицемерными речами; и фокусником, прячущим в рукаве пару-тройку тузов; и кукольником, незримо управляющим марионетками. На запах заварушки уже слетаются стервятники и поднимают голову забытые древние силы…

В тексте явственно чуствуется рука ученого-гуманитария (а автор по профессии лингвист, и к тому же философ): обстоятельный подход и долгая работа над всяким нюансом. Поначалу Бэккер писал книгу в свободное время, «сливая» в нее обрывки филологических разработок и бессвязные фантазии на разные темы. Позже эти заметки оформились в солидный фундамент для эпика. Для Бэккера конструирование мира – не побочный эффект фэнтэзи, а одна из главных задач, он детализирует даже совершенно необязательные для сюжета аспекты. Так, в конце книги приведена увесистая схема основных языков и диалектов Эарвы; эта информация никак не важна для повествования, но одним своим присутствием придает миру глубины и реалистичности. Нет сомнений, что еще тонна подобных сведений осталась просто за пределами романа; хотя и в «Слугах» тут и там всплывают различные исторические экскурсы, этнографические ремарки, размышления о религии и философии. А каждую главу предваряют крупные эпиграфы из трудов эарвийских ученых и мыслителей.

Впрочем, неповторимой бэккеровскую модель мира назвать нельзя, так как за каждым народом Эарвы слишком заметно торчат уши реальных земных прототипов: Древнего Рима, варваров, арабов. Причем калькированию подверглись и языковые особенности, и даже некоторые аспекты верований. Так, автор внедрил в роман темный аналог христианского апокалипсиса и второго пришествия, сменив знак идеи с плюса на минус. Не обошлось без кивков в сторону ислама, самый заметный из которых – Священная война (хотя тут замешаны и крестоносные походы). Всё это хорошо, но даже новичок-писатель знает, что в придуманный мир не стоит переносить чисто земных терминов, у Бэккера же повсеместно употребляются слова «Армагеддон» и «джихад».

«Слуг темного властелина» часто советуют в качестве альтернативы «Песни льда и огня». Но мартиновский опус хорош прежде всего широким ассортиментом правдоподобных персонажей. Книга Бэккера таким шикарным меню похвастать не может. В общей массе героям «Слуг» не хватает какой-то мельчайшей искры жизни, буквально одной краски до полноцветного психологического портрета. Основные действующие лица выписаны убедительно и вполне достоверно; но в ранг звезд, выбивающихся из череды обычных для фэнтэзи образов, можно внести только три фигуры. Во-первых, это варвар по имени Найюр урс Скиоата. Для этого могучего степняка война – родная стихия, и почти никто не справится с ним в открытом бою. Он — машина убийств, снабженная вдобавок хитроумием и проницательностью; идеальный вождь. Но Найюр уже с юности отчуждается от соплеменников, один среди всех ставя под сомнение целесообразность древних обычаев. Будучи столь же далек и от нравов цивилизации, степняк оказывается на перепутье.

Не меньше внутренних противоречий и в душе у Друза Ахкеймиона. Он принадлежит к магической школе под названием «Завет», которая вот уже две тысячи лет борется со зловещим Консультом – полумифическими приспешниками Не-Бога. Члены Завета каждую ночь видят во сне кошмары о событиях двухтысячелетней давности, времени последнего пришествия Не-Бога. Проблема в том, что о Консульте никто не слышал уже несколько веков, так что Друза и его коллег считают безобидными безумцами. Но и сам маг постоянно сомневается в своей миссии, устав от паранойи и поиска предзнаменований. Пожалуй, Друз – самый человечный персонаж книги, единственный, чьим тяжким думам и рефлексиям взаправду сопереживаешь.

Ну и, наконец, стержень, стабильно удерживающий интерес к роману; образ, достойный быть включенным в Зал славы фэнтэзи; главная удача Бэккера. Всё это – Анасуримбор Келлхус. В этом герое есть парадокс: вроде бы супергерой без недостатков (то есть ВООБЩЕ – он сильнее и умнее всех, и с первого взгляда распознает намерения оппонента), однако он выглядит живым, рельефным, естественным. Автор умудрился внятно доказать происхождение сверхспособностей Келлхуса. В непобедимого Пауля из «Дюны» я не поверил, а вот схожего по типажу Келлхуса понял и принял.

И все же даже Найюр, Ахкеймион и Келлхус привлекают скорее комиксной харизматичностью, чем какими-либо нравственно-душевными исканиями. Бэккер отобразил их схематично, не углубляясь в нюансы и отодвинув психологию на второй план. А в ряде эпизодов он просто вкладывает собственные размышления в уста и умы героев, не заботясь об их аутентичности. Персонажи для автора – больше средство, чем цель; инструмент продвижения сюжета вперед.

Но надо признать, что пусть и такими способами, интригу Бэккер простроил грамотно и увлекательно. Словно опытная бабушка-вязальщица, он постепенно закручивает в один клубок несколько сюжетных нитей; словно маститый кинорежиссер, преподносит отдельные сцены так искусно, что остается лишь млеть от восторга. Ни капли воды и созерцательства; стремящееся к нулю количество сюжетно ненужных интерлюдий; щедрые спецэффекты. Страницы проносятся, а напряженное любопытство не утихает. И это притом, что «Слуги», по сути, — роман несамостоятельный, это классическая первая часть цикла, знакомство с диспозицией фигур, подготовка почвы для грядущих эпических событий, заканчивающаяся сакраментальным to be continued и желанием продолжить банкет.

Одна из немногих претензий, что можно предъявить автору по части стиля – небрежное отношение к таким трепетным аспектам, как насилие и секс. И то, и то проявляется в тексте часто, но мимоходом, будто это все уже настолько привычно, что не заслуживает внимания. И то, и то предстает безжизненным, серым, затертым в повседневности, и оттого иногда особенно мерзким. А ведь у того же Мартина даже жестокость была сочной, эмоциональной, полной животной силы. Хотя, быть может, кому-то и бэккеровский подход придется по душе; кому арбуз, а кому свиной хрящик.

***

«Слуги темного властелина» — роман, похожий на… холодильник последней модели. Мощный, исполненный холодного величия, со вкусным сюжетным содержимым и продуманным функциональным дизайном (=проработанным миром). На первый взгляд он может оттолкнуть, но это тот случай, когда первое впечатление не работает.

--------------------------------

Ассоциации:

[*] По важности религиозного аспекта и супергерою в главной роли – «Дюна»

[*] По проработанности мира, особенно в области лингвистики – «Властелин колец»

[*] По обилию жутких потусторонних сил и холодного насилия – «Алмазный меч, деревянный меч» Перумова

--------------------------------

Показания к применению «Слуг темного властелина»:

[*] Вы любите фэнтэзи и следите за тенденциями в этом жанре

[*] Вы любите оригинальные и глубоко проработанные авторские миры

[*] Вам нравятся произведения о необычных религиозных культах, магических школах, их противостоянии

[*] Вы любите читать о сражениях, войнах и эпических битвах

[*] Вы любите комиксы (и хотите посмотреть на достоверного супергероя)

--------------------------------

Противопоказания:

[*] Вам категорически не нравится большое количество выдуманных автором терминов и достаточно сложное мироустройство, в котором придется разбираться

[*] Вы знаете, что вряд ли сможете привыкнуть к мрачной атмосфере, нагнетаемой постоянно, без передышек и каких-либо проблесков юмора

[*] Вы ждете от книги прежде всего множества живых персонажей в стиле Мартина, с детально прописанным душевным состоянием, помыслами, эмоциями

[*] Вы не любите жестоких, кровавых сцен в книгах

Оценка: 8
–  [  55  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не смог читать.

Еле переполз пролог и намертво застрял в первой части. Такое же яркое ощущение отчаяния и непонимания припомнил у себя только от учебников по высшей математике: я твёрдо знал, что за буквами и цифрами есть смысл, но совсем не мог его распознать.

Очень тяжело и скучно написано! Едва углубился в книгу, как показалось, что я уже пропустил 2-3 тома истории — автор что-то сам себе рассказывает, идёт какое-то бессвязное действие, персонажи говорят что-то неясное о чём-то непонятном... а я стою, как идиот, на обочине и думаю «Что это, Пух?».

Р. Бэккер возможно и придумал интереснейший, самобытный мир, но абсолютно не смог мне его показать. Я совершенно не понял почему автор рассказывает именно о этих персонажах и почему именно эти события столь важны, я не уловил преемственности сцен — они идут настолько фрагментарно и непоследовательно, что кажутся несвязанными. Я не осознал до конца мотивов и не понял характеров персонажей — автор практически не уделил этому внимания, а мне, в свою очередь, было абсолютно нелюбопытно читать о них. Я не смог справиться с массой непроизносимых названий и имён, словно позаимствованных у тихоокеанских людоедов. Я не заинтересовался мироустройством, историей и политикой этого мира, т.к. автор не удосужился до начала повествования хотя бы в общих чертах посвятить меня в какие-либо значимые подробности, имеющие отношение к сюжету. Я не получил даже намёков кто такие Нелюди и шранки (шранк — по-немецки означает «шкаф» и это всё, что я могу сказать по поводу данного слова с ходу, видимо человечество в романе терроризируют ожившие шкафы), хотя они уже появились по ходу действия. Примечание в конце книги практически не даёт информации: три страницы названий вперемешку с именами, и несколько страниц с названиями десятков языков, на которых кто-то говорит. К чему это приложить и, главное, как?

Всё перечисленное вкупе с угнетающей толщиной книги напрочь убило желание читать. Просто неинтересно.

Оценка: нет
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Был у меня как-то преподаватель математики, который говаривал: «Умный человек скажет – пирамиды подобны. То, кто хочет казаться умным – тетраэдры конгруэнтны». При изучении данного произведения у меня возникло подозрение, что автор относится ко второй категории. Писатель хотел показать нам фентезийный первый крестовый поход, но уж слишком увлекся переименованием. С самого начала нас бомбардируют кучей трудно произносимых, нарочито искусственных и тяжеловесных имен и названий. Даже выходца из рыбацкой деревеньки будут звать как-нибудь вроде Друзуса Аменхотепа. При этом за всеми эти громоздкими словесами легко угадываются их реальные прототипы – вот тут у нас крестоносцы, это мусульмане, а тут у нас византийцы. Автор вполне мог бы как скажем Тэд Уильямс немного изучить вопрос и использовать не слишком известные и достаточно экзотические, но вполне реальные и от этого нормально звучащие названия. Вместо этого он решил городить огород, изгаляясь в складывании букв во все новые названия для старых и знакомых вещей. Иногда начинает казаться, что местные герои – поголовно ацтеки, а не псевдоевропейцы, поэтому способны без запинки произносить имена столь же простые, как скажем Уитцилпочатль или Куетзалпазл.

Но вот только фантазии автора хватило лишь на имена да названия наций и некоторых организаций. Все остальное зовется диссонирующе просто – священная война, багровые шпили, три моря. Армагеддон. Да, даже чисто «наш» термин, которому в фентезийном мире явно не место, автор ничем не заменил. Видимо, слишком увлекся сочинением непроизносимых имен и названий, да и упустил такую «мелочь».

Вторая проблема книги – это детские болезни якобы «взрослого» фентези. Излишний натурализм и затянутость. Я осилил треть книги, за это время автор кроме вычурных названий успел попотчевать меня отрезание губ и наматыванием кишок, кучей эпиграфов и просторными измышлениями на тему жизни и политики. И при этом вроде как заглавный герой, супер-монах, в повествовании толком так и не появился. Так, мимо пробегал. А добраться до его свершений мне уже, видимо, не судьба. Продираться дальше через густой кустарник лингвистических измывательств и медлительного сюжета нет никакого желания.

Оценка: нет
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если самыми сложными для произношения вы считаете имена персидских или индийских царей. Если нигде, кроме как у Аберкромби, вы не видели как занимаются любовью на куче мусора. Если герои Дрюона или Корнуэлла кажутся вам слишком простыми или же вам надоела незамысловатая (понятная среднестатистическому читателю) «вода» Ротфусса или Сандерсона, то вам определённо стоит познакомиться с Бэккером.

Как заметили многие, автор не стал особо заморачиваться с канвой произведения. Он всего лишь попытался «оригинально» перепеть события, имевшие место быть в реальной истории. Сложно судить о всех «оригинальных» ходах, сделаных Бэккером, не дочитав сие творение. Но, чуть более сотни страниц мне было достаточно, чтобы увязнуть в нём по самое не хочу.

Главным новшеством стало то, что история Земли показалась автору слишком простой и обыденной. Поэтому, он слегонца усложнил дело, старательно поработав над «усовершенствованием» названий и имён собственных. Такой подход, думаю, понять сложно. Даже самый прожжённый философ, скорее всего, не раз почешет репу в процессе поиска истины в такой задумке. Возможно, автор просто перепутал сложность восприятия текста с его взрослостью, или может с оригинальностью, а может он хотел показать, что созданный им мир — явно не для средних умов. Хрен его знает. Решайте сами. Но вышло как-то глупо.

Другим «оригинальным» решением автора стала его попытка наделить всех членов социума философским образом мышления. Каждый из персонажей перед тем, как совершить какое-либо действие передумывает сотни многострочных дум. Лично мне сложно разобраться в мыслях персонажей. Чувствуешь себя недоразвитым даже рядом со средневековой проституткой. «Постепенно она отвлекла Ахкеймиона от его забот и втянула в свой ЗАМЫСЛОВАТЫЙ мирок анекдота и сатиры». Правда? Для опытного разведчика, объехавшего весь мир, жизнь проститутки может показаться замысловатой? И если познаниям проститутки можно просто позавидовать, то размышления самого Ахкеймиона могут ввести обычного читателя в ступор. Я специально пробовал читать это в замедленном темпе, чтобы попытаться познать суть. Хрен то там. «Как можно приравнивать Бога к отсутствию колебаний?... Что такое колебания, как не жизнь внутри этой тайны» или вот ещё: «Гнозис нелюдских магов, Квуйя, был ещё и отточен тысячей лет человеческих измышлений». Какие колебания, какой Гнозис, какие измышления? От таких мыслей героев романа голова читателя может распухнуть сильнее, чем у удава от попугаев. Поэтому в данной ситуации я поддерживаю автора лишь тогда, когда он от лица Ахкеймиона говорит следующее: «я слишком много предаюсь пустым размышлениям» (слова абсолютно в точку характеризующие большинство психологических портретов персонажей!).

К описаниям внешностей персонажей Бэккер относится с не меньшим философским трепетом. Капитан корабля: «на руках его блестели соль и солнце, в нечёсаных волосах и бороде запуталось МОРЕ» (как может на руках блестеть солнце ещё представить можно, но какое море может запутаться в его волосах — хрен его знает, толи волосы настолько жидкие, что просматривается задний план, толи спал он головой в водорослях... Глаза Инрау: «широко раскрытые, горящие энергией и жизнерадосностью, блестяще-карие, при этом постоянно исполненные ИСКРЕННЕГО НЕДОВЕРИЯ к себе»(ё маё, как всё понятно начиналось и как закончилось! Люди, кто-нибудь, подскажите, как выглядят глаза, не доверяющие хозяину!)... «Шрайский рыцарь был АРИСТОКРАТИЧЕСКИ худощав» (бляха муха, почему у Бэккера аристократы худощавые? Болеют или на диете сидят?).

С именами ситуация ещё запутаннее. Вроде бы они ничего не значат (в отличие от Толкина), но зато премудрый Ахкеймион запросто определяет предназначение человека по его имени: «Эсменет — странное имя, слишком старомодное для её нрава, но в то же время удивительно ПОДХОДЯЩЕЕ ПРОСТИТУТКЕ» (почему именно проститутке? Тоже х.з.)

Самым малозначительным для текста, но вместе с тем, придающим ему немеренное количество объёма является приём автора по высасыванию всех соков из известных ранее изречений мудрых людей. К примеру, всем, наверное, знакома фраза: «хочешь мира, готовься к войне». Вы поняли, главное, чтобы во фразе присутствовало два антонима. Ох, как автор удивляет нас своей способностью подбирать эти антонимы. И так: «Возможно он опять одержал ПОБЕДУ благодаря тому, что ПРОИГРАЛ». И сяк: «Новый, безупречный шрайя — человек, который принесёт МИР народам Трёх Морей, дав им Священную ВОЙНУ». И наперекосяк: «ЗАДАТЬ этот вопрос означало ОТВЕТИТЬ на него» (ай, молодец! Так и хочется похвалить примерного ученика, насколько хорошо он усвоил данную тему).

Перечисленное выше напрочь затмевает положительные моменты, которые может найти для себя простой обыватель в текстах гипер «оригинального» писателя с философским образованием. Неплохое начало с харизматичным боевым монахом, понятные каждому дилеммы: бросить товарища и выжить или остаться и погибнуть вместе, предать ученика или провалить миссию, методы управления людскими массами, или неравнозначная любовь, наконец, — всё это тонет в океане «воды» не такой «чистой», как у Ротфусса или Сандерсона, но от этого ещё более неприятной — мутной от излишних философских потоков.

Очевидно, отзываясь о романе (точнее, о прочитанной его части) я не попал в общую струю позитива. Возможно даже, почувствовал бы себя одиноким из-за этого (как бы сказал автор: «Как не чувствовать себя одиноким, чуждым всему, когда само бытие отзывается твоим устам?»). Но, в утешение мне, никакое бытие, скорее всего, моим устам не отзовётся, в то время как рядовой читатель, возможно, хоть в чём-нибудь меня да поддержит...

Оценка: нет
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не люблю глухих писателей и сексистов любого пола. Такая вот нежная натура. К сожалению, никакого предупреждения в аннотации не содержится, так что книжечку пришлось прочитать до половины, прежде чем я все же отложила ее, пообещав себе не дочитывать, по возможности, никогда.

Как я уже намекнула, два недостатка книги для меня полностью убивают все ее возможные достоинства. Начнём с первого. Глухота. Возможно, здесь есть и ошибки переводчика, но синтаксис и имена наводят меня на мысль о вине автора. Беккер никогда в своей жизни не писал стихов, в этом я практически уверена. Он не чувствует звука, ритма, фонетической части языка. Он похож на глухого музыканта, для которого музыка — это ноты на листе бумаги, черные закорючки. Результат печален. Все персонажи говорят одинаково, ни о какой индивидуальной манере речи, разном лексиконе, или, упаси Бог, интонации даже заикнуться нельзя. Все персонажи говорят письменной речью (автор явно не в курсе, что пишут и говорят люди совершенно по-разному). При этом диалоги растягиваются на мучительные страницы, полные беседующих зомби. Это крайне, крайне плохо. Оценку выше 7 произведению с таким языком я не могу поставить, оно треплет мои нервы. Меня не может заинтересовать персонаж, который проговаривает в диалоге вещи, предельно ясные и ему, и собеседнику (иногда и читателю тоже), да ещё и по нескольку раз. Здесь так делают все! Зомби, повсюду зомби.

Теперь поговорим о сексизме. Вообще, мы живем в благодатное время. Сонечка Мармеладова осталась в девятнадцатом веке, бедная Лиза в восемнадцатом. Все больше книг, в которых женщинам отводится больше места, нежели жертве и/или артефакту. Шай и Колючка Бату у Аберкромби, Шаллан и Вин у Сандерсона, Сюзанна у Кинга, Дейенерис и Арья у Мартина, целая матриархатная компания у Джордана... Я уже привела рассчитывать на появление хотя бы одного интересного женского персонажа. Изначально шлюха Аки была очень даже многообещающей, но быстро и беспощадно была превращена автором в круглую дуру и жертву. Лучше бы сделал ее артефактом, хотя бы не нужно было сквозь фейспалм читать посвящённые ей страницы.

До кучи есть главный герой Келлхус. Автор заявляет его андроидом (андроид среди зомби! Неудивительно, что он умнее их), и андроидом его и отписывает. Сверхчеловек, обманывающий простых смертных и идущий к Главной Цели, оборачивается скучным роботом, который даже успехам своим не радуется. Почему этот парень просто не повесился от скуки, мне не очень ясно. Видимо, все великая цель.

И таким образом берем 10 авансом (ведь я не дочитала книгу, буду снисходительна), снимаем 2 балла за безблагодатный стиль речи, 2 балла за сексизм и 1 балл за андроида и парад статистов, и получаем оценку!

Вывод: в темной фэнтези все по-прежнему безнадежно. Только Кук (ещё один глухой с милионными армиями с потолка, но он хотя бы был первым), Кинг и Аберкромби. Я, кажется, ещё видела бесподобного Мьевилля где-то в этом списке. Читать патологически нечего, все прочитано или Беккер.

Оценка: 5
–  [  32  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Чем более насущны заботы настоящего, тем сложнее видеть то, в чем прошлое предвещает будущее»

Книга серьезная на 99,9%, не допускающее легкомыслия и небольших пауз. В романе я не нашел ни одной шутки, которая могла бы меня заставить улыбнуться, при том, что меня может многое повеселить. Поэтому перед прочтением советую иметь под рукой любимые комедии или скетч-нарезки из любимых юмористических передач, нужные как молоко при вредном производстве. Единственное, что меня как-то позабавило – это суровое имя Тарщилка, выделяющееся из сонма благозвучных, но неблагопроизносимых имен.

Если серьезнее, то роман буквально дышит витиеватыми рассуждениями, философскими взглядами (некоторые сильные для меня цитаты напишу в соответствующей теме), пропитан ожиданием событий, размах которых достигает великой саги «Властелин колец», где стар и млад, друг и враг объединяются ради определенной цели. Вот только здесь эта цель имеет двойное дно и каждая значимая сила пытается найти выгоду, ведет свою игру и преследует свои цели, памятуя о том, что в войне все средства хороши.

Начало понравилось, но со второй главы меня затянуло в диколесье из кучи новых терминов, понятий и имен, с которыми я разобрался не без труда, вчитываясь в глоссарий. Перед нами – многогранный мир, в котором главная сила – религия. Религий и течений здесь также много, как в небольшом куковском городке Танфер. Да что там говорить, если у нас в мире тоже куча всевозможных религий и их ответвлений. Если соотносить с реальностью, то можно найти определенные аналогии: дуниане, ищущие, подобно буддистам, просветления; айнрити, подобно средневековым христианям, способны организовать Крестовый, вернее Священный поход против неверных (собственно, 1 Крест. поход был очень похож на Священное воинство простецов, когда вассалы шли сами по себе, сопровождаемые потоком обычных крестьян); язычники скюльвенды (викинги или то же племя вендов, имеющее с нами исторические корни), как и положено северянам и язычникам, – суровые, необразованные, кровожадные дикари, живущие по своим непонятным законам войн.

Сюжетообразующим моментом является Священная Война против язычников фаним, к которой притянуты все нити паутины романа. Вокруг этой Войны все и разворачивается. Цель Войны — Шайме, священное место, которое нужно отвоевать. Идея не нова и, по-сути, нетривиальна, как процесс заточки карандаша.

Сеттинг очень хорош, выдержан в отличной атмосфере: свет раскаленного солнца среди надвигающейся тьмы. Если с чем-то сравнивать по ощущениям, то мне это напомнило фильм «300 спартанцев». Скажу одно, что по темности, присутствию dark, этот мир более насыщен и пропитан, чем у Аберкромби, Кука, Толкина или Мартина. Это не тьма, но ее преддверие.

Роман, конечно, для взрослых из-за жестоких и эротических сцен. Современные авторы, как Мартин, Аберкромби, Беккер, очень любят показать все крайне реалистично, вот только делают это за счет литров крови, вони сточных канав и немытых тел, а также грязи неубранных улиц. Если нам это по душе, а так оно и есть, то значит мы становимся более жестокими, друзья. Нам подавай отрубленные руки, перерезанные жилы, загнанных лошадей, оргии и кишки. Все-таки великое умение автора — в таком мрачном мире найти что-то светлое, хорошее, привлекательное, даже радостное, поэтому в фэнтези я ставлю Толкина выше всех авторов. Этого на западе Трех Морей, где даже солнце злое, я не нашел. Если бы было написано просто «убил» — мы бы сами представили, каким образом это было сделано, а сейчас нет – нам подавай поподробнее, как убил, да так, чтоб изощренно, словно испытания в «Пиле», а то заклюют за неоригинальность.

Тем не менее, роман сильный со всех сторон. Для меня достаточно слабым местом являются герои — странно, но ни к одному герою я не проникся. Были временные сопереживания, которые, впрочем, зависели не от действий героев, а от обстоятельств, в которых они очутились: ни Келлхус, мессия, далай-лама, идущий на зов отца, ни Ахкеймион, отправленный, подобно Глокте или Федоту за тридевять земель, чтобы достать оленя, что из золота рога, но умудряющийся выкрутиться из этой ситуации да еще и отыскать свою царевну-лебедь. Ни женские линии, ни дикий, но просветленный Нойюр. Темный мир – темные герои. Единственный, кто более или менее по душе – это Ксинем. Остальные же герои не меняются, в них есть борьба, но не изменения. Выделяются из этой когорты разве что Эсми и Скеаос, да и тот изменился лишь под пытками.)

Более того есть некоторые черты, которые объединяют множество героев. В романе удивляет способность героев с легкостью Гарри Каспарова узнавать мотивы, ходы и скрытые маневры других, но при этом оставаться слепыми котятами, не способными взглянуть в прошлое и найти истину. Практически у всех персонажей хоть раз да сосало под ложечкой, а весь мир, такое чувство, зациклен на том, чтобы определить, что же является мерой человека.

Итог: любителям масштабных событий и масштабных интриг должно понравиться, единственное, что может оттолкнуть – язык, который может показаться тяжелым, хотя я так не считаю. Впрочем, каждый уважающий себя почитатель фэнтези должен ознакомиться с этим циклом, потому что он сильнее многих, хоть и не лучший. С авансом и уважением к авторскому труду ставлю 9. Читал с интересом.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычное фэнтези, на мой взгляд. Ничем, особо, не примечательное.

Прежде чем прочесть, просмотрел много отзывов. Мнения прямо противоположные. Одни читатели восхищаются романом, называют шедевром и эталоном «dark fantasy». Другие утверждают, что книгу почти невозможно осилить, ввиду ее необычайной сложности, запутанности и глубины.

Не знаю, не нашёл в этом произведении ничего из того, что указал выше.

Хорошего уровня, детально проработанный роман. Стандартное эпическое фэнтези. Неплохо построенные диалоги. Да, как по-мне, никак не сравнить с уровнем Толкина и Мартина, но, это очень индивидуально. Ну, не смог я найти ничего такого, что выделяло бы это произведение из огромного числа подобных, поставило его в ряду с шедеврами.

Немного поясню:

— Вот, допустим, здесь, на «Фантлабе», если «забить» в поисковике жанров «темное фэнтези», то, на одном из первых мест, вместе с книгами С. Эриксона, Г. Кука и Д. Аберкромби, будет стоять и это произведение. Почему?!? Мне, честно говоря, вообще, трудно назвать это «dark fantasy». Где здесь мрачная атмосфера? Разве только, в коротком вступлении. А далее — обычные города, залитые ярким солнцем. Тёплое море. Величественные горы. Да, надвигается война, но, нет никаких предчувствий и ожиданий, что грядёт катастрофа. Все уверены в победе. Ну, появляются намеки о некой злой силе, которую именуют Консульт, только, общего ощущения безнадежности, гибели мира, у меня это не вызвало. Сцены насилия, жестокости, кровавые подробности? Не знаю, по-моему, этого в книге настолько мало, что рейтинг «18+» можно присвоить лишь условно. Секс, извращения? Редкие и небольшие моменты, которые, ну никак, меня не смогли шокировать. Одна из главных героинь проститутка? Что здесь такого, прямо-таки, непристойного? Да, это не сказки Толкина, но, по сравнению с книгами Р. Моргана, Р. Вегнера, Ф. Креса — этот роман образец благопристойности и нравственности. Даже нецензурных выражений здесь нет. Поэтому, «темного фэнтези», а тем более, в эталонном виде, в этой книге для меня, практически, не нашлось. Повторюсь, обычное эпическое фэнтези.

— Ещё особенность. За исключением, по-настоящему, фэнтезийных моментов (которых, кстати, в этом романе довольно мало) где присутствует колдовство, книга очень похожа на обычный исторический роман. Да, это заметили многие читатели: сюжет — некая вольная интерпретация описания Крестовых походов. Вернее, сама подготовка к этим походам. Ну да, только вместо Иерусалима — город Шайме. И римский папа назван Шрайя. А так — и Византийская империя, и рыцарские ордена, и, язычники-сарацины — все присутствует. Поэтому, постоянно присутствует ощущение, что читаешь исторический роман. Ну, с некоторыми элементами мистики и фэнтези.

— В книге больше всего политики. Сражения, битвы, драки присутствуют, но, эпизодически. Главное — интриги, расстановка сил.

— На мой взгляд, вся, якобы, сложность, глубина и монументальность книги, сводится к тому, что автор искусственно усложняет довольно простые вещи. Просто, обычно, писатели в большинстве подобных жанров литературы, в первую очередь, знакомят читателя с тем миром, который они описывают. Поэтому, «вхождение» в новую локацию проходит легко и безболезненно. В этой книге все по-другому. Место действия постоянно переносится из города в город, из одной страны в другую. В основе сюжета — политика. Но, попыток объяснить государственное устройство, иерархию власти, религиозные догмы — автор не делает. Совсем. Вот и выходит, что для читателя — куча непонятных имён, названий, терминов. Можно, конечно, посмотреть глоссарий, дополнения и послесловия к книге. Но, все равно, не очень удобно. Но, по-моему, назвать такой, неприятный для читателя стиль изложения, глубиной и масштабностью книги — нельзя. Если внимательно прочитать дополнения к книге, изучить карту, понять, что это — история Крестовых походов, несколько переработанная, то, ничего сложного и головоломного в сюжете романа не останется.

— Все вышесказанное относится и к философии. Нет в романе ничего такого сложного и мудрого. Ну любят герои поговорить, но, никаких оригинальных доктрин, сложно построенных философских систем, я не нашёл.

Что ещё сказать?

Эта книга — только вступление, пролог ко всей истории. Как самостоятельное и законченное произведение рассматривать ее нельзя.

Понравился ли мне роман? Это субъективно, но, неспешно прочёл, дискомфорта, или, отвращения не почувствовал. Просто, я ожидал некой значимости, грандиозности и оригинальности. А ничего этого я не нашёл. Опять повторюсь — стандартное эпическое фэнтези.

Не люблю я бросать фэнтезийные циклы недочитанными. Придётся познакомиться и с остальными книгами этой серии. Но, сказать, что я ожидаю этого с нетерпением, никак не могу. На мой взгляд, нет в этой истории увлекательного и динамичного сюжета, когда от книги нельзя оторваться. Герои не стали мне настолько близкими, чтобы я переживал за их дальнейшую судьбу. И фэнтезийный мир не смог очаровать ме6я своей атмосферностью.

Что же, может быть, продолжение будет намного интереснее?

Пока же, я искренне удивлён, что же такого «шедеврального» в произведениях С. Бэккера?

Оценка: 5
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Долго не решался начать читать эту книгу, в первую очередь из-за ее оценки на fantlab. В итоге по уровню эта книга оказалась лучше большинства прочитанных мною фэнтези.

Многие упрекают эту книгу за излишние многословные рассуждения героев, но как по мне именно благодаря этому автор показал свои самые сильные стороны.

Здесь у многих персонажей просматривается своя оригинальная философия. И хоть я обычно воспринимаю такие вещи просто как красивый фон, но форма этих рассуждений для меня, сделали эту книгу одной из самых необычных в жанре фентези.

Есть кончено в стиле автора и свои минусы. Например автор часто описывает практически весь ход мыслей или намерений каждого персонажа, что лишает читателя эффекта неожиданности или интриги относительно планов или действий отдельных персонажей. Но при этом, ход мыслей редко бывает просто каким то примитивным и за ним часто очень интересно наблюдать. Особенно это проявляется в рассуждениях Икурея Ксерия и Конфаса, которые вынуждены продумывать события на много ходов вперед и играться в политику ради достижения собственных целей.

Боевых сцен в этой книге не так уж много, но при этом они довольно атмосферно описаны. Количество крови и всякой чернухи будет немного поменьше чем у Аберкромби, но оно стремиться примерно в том же направлении.

В общем по прочтению книги становится понятно, что в сюжетном плане это только вступление без какой то логической завершенности, которое служит описанием общей картины мира на пороге предстоящих событий. Надеюсь что следующие части меня не разочаруют.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне давно хотелось скорее добраться до Скотта Бэккера по нескольким причинам. Во-первых, очень часто фамилии Аберкромби и Бэккера мелькают в паре, что ставит между ними знак равно. Во-вторых, Бэккер раньше издавался в интересной серии «Черная фэнтези», в которой выходило много интересных для меня книг. В общем, если интересуешься темным фэнтези, очень трудно пройти мимо Бэккера.

Роман «Тьма прежних времен» входит в состав трилогии «Князь пустоты». После многообещающего пролога в духе боевиков мы попадаем в мир раннего Средневековья, в котором назревает война, ибо одна сторона, где вера правильная, хочет наказать другую сторону, где распространяют ересь язычники. Мир Эарвы не состоит сугубо из двух сторон, поэтому в данной книге идет поиск партнеров, которым эта война будет выгодна. А если быть более точным, то определиться с друзьями нужно всем, чтобы потом не пошли войной против тебя.

По факту мы имеем альтернативную версию крестового похода. Только Западная Европа — это айнрити, а мусульмане и иже с ними — фаним. И вот тут сразу хочу нажать на «болевую точку романа. Автор не щадит читателя, осыпая его с ног до головы непонятными словами, именами и терминами. Такое случалось со мной не раз. Чаще всего по мере прочтения все специфические слова начинают выстраиваются в голове логическими цепочками, которые потихоньку формируются в общую картину. Либо ты просто ищешь аналоги, из которых была взята суть сюжета (например, псевдоистория в романах Гая Кея). Здесь с этим мне было сложно до самого конца романа. Я очень часто путался в названиях сторон — кто из них язычники, кто якобы христиане. Как зовут ведущие школы магов одних и других сторон. Кто из героев какую сторону поддерживает... К сожалению, никаких сносок и пояснений ни в начале, ни в конце книги я не нашел, поэтому приходилось вдумчиво читать, чтобы ничего не напутать.

Вдумчивость — еще один камень, о который я постоянно спотыкался. Роман неспешен, в нем много философских размышлений, историй, предсказаний. Практически каждый персонаж способен выдавать длинные тирады, даже если он из низкого ранга. И это странно. Все персонажи говорят высокопарно и любят выдать умные мысли. Шлюха после выполненной работы не монеты считает, оставленные клиентом, а размышляет о бытие. И вообще терзаемых мыслями персонажей в романе очень много. Не всем до конца понятно, в чем заключается чуть Священной Войны, кто-то понимает, что их просто используют для выполнения поставленных целей. Кто-то просто потерял смысл жизни.

Самые главные персонажи получились колоритными. Друз Акхеймион — пузатый маг-шпион, чьи молодые годы уже прошли, а что делать дальше он не очень понимает. Анасуримбор Келлхус — монах-аскет, чья роль пока не совсем понятна, но он олицетворяет собой всех героев боевиков из 80-х и 90-х вместе взятых. Но больше всего мне было интересно читать о проститутке, которая вроде как любит Друза, но сомневается, нужна ли она ему, и о бывшей рабыне, которая никак не может сбросить с себя оковы рабства, хотя очень хочется. Самое интересно, что почему-то в чужих отзывах об этих женщинах отзываются хуже всего, считая их слабым звеном романа. А мне как раз их дилеммы были самыми занятными. Особенно любовные проблемы между магом и проституткой.

Роман ощущается как большая прелюдия к чему-то большому. Хочется каких-то действий, развития событий, а сюжет топчется на месте. Добавьте к этому сложность восприятия терминов и имен, и в итоге вы получите не самый простой роман, который сложно отнести к темному фэнтези (имхо, конечно). Практически сразу я понял, что Бэккер — совсем не Аберкромби. Очень странно, что этих авторов сравнивают. Мне читать Аберкромби было гораздо интереснее. Есть легкое ощущение разочарования от романа, потому что он слишком вязкий. Трудно себя обмануть, но читать эту книгу было не очень интересно. Местами интересно, местами нет. И когда «нет», тогда прямо хоть бросай чтение и бери другую книгу. С другой стороны есть надежда, что дальше сюжет начнет развиваться, война таки начнется, подключатся боги, заработает магия, которая в данной книге практически отсутствует. Тем более, что 2 следующие книги трилогии уже давно стоят на полочке. Но если вторая книга будет такой же нудноватой, скорее всего Бэккера придется вычеркивать из списка интересных авторов.

По блату 6,5/10.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почти год я продирался сквозь первый том знаменитой трилогии. Читал, откладывал, перечитывал, снова откладывал, снова читал, чтобы сегодня окончательно поставить точку и отнести книгу к тем немногочисленным произведениям, которые я не осилил.

И позитив, и негатив произведения хорошо раскрыты читателями.

Для себя отметил по-настоящему интересное начало, нескольких нетривиальных персонажей, занятный налёт гностицизма и в целом высокий уровень интеллектуального развития автора. Из-за них я почти год пытался эту книгу прочитать.

Однако избыточная многословность текста, плохая его структурированность, банальная физиологичность зла, перегруз читателя выдуманными понятиями и терминами сделали для меня произведение совершенно нечитаемым.

Будь я редактором этой книги, то сократил бы её минимум на 30%, причём это никак бы не отразилось на сюжете. Больше текста в литературе точно не означает лучше.

Резюмируя, желаю успеха тем, кто только собирается взять книгу в свои руки. Надеюсь, вам понравится.

От себя скажу, что лучше бы не начинал, так как жаль потраченного времени, которое я мог занять другими книгами.

Оценка: 5
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жанры тёмного и эпического фэнтези мной глубоко любимы, и такие авторы, как Аберкромби, Вегнер и Сапковский, давно занимают почётные места в моём личном топе. Очень часто рядом с ними в различных тематических подборках я встречал нового для себя автора – Скотта Р. Бэккера. Отзывы на его книги были довольно противоречивыми, и я всё откладывал наше знакомство на потом, но, видимо, пришло время сделать собственные выводы о творчестве автора.

Первое впечатление – читать сложно, даже очень. Автор совершенно не щадит читателя и с самого начала бомбардирует огромным количеством трудно произносимых, а ещё более трудно запоминающихся имен собственных. По сложности восприятия это сопоставимо с «Ложной слепотой» Питера Уоттса, о которой я писал ранее. И если имена главных героев, таких, как Друз Ахкеймион или Анасуримбор Келлхус, через некоторое время удалось запомнить, то второстепенные так и остались просто интуитивно узнаваемым набором букв. При этом на память я обычно не жалуюсь.

Аналогичная ситуация складывается с географией мира Бэккера и народами, населяющими его. Становится немного проще лишь тогда, когда понимаешь, что описанные события есть ни что иное, как прямая отсылка к первым крестовым походам. Искать параллели между историческими событиями и их книжными аналогами было увлекательным занятием для меня. События происходят в регионе Трех Морей, в котором без труда угадывается Средиземноморье. В мире Эарвы господствуют две религиозные фракции: Айнрити и Фаним. Айнритизм сочетает в себе элементы монотеизма и политеизма, был основан на откровениях пророка Айнри Сейена. Основные положения данной конфессии описаны на священном Бивне. Фанимство – строго монотеистическая религия, основанная на учении пророка Фана, который вывел свой народ из бесплодной пустыни и развязал войну с идолопоклонниками – айнрити. В этих двух религиях довольно четко прослеживается сходство с христианством и исламом. Основным камнем преткновения между фракциями служит родина Айнри Сейена – город Шайме, находящийся в руках фаним. Здесь мы видим отсылку на Иерусалим. Если копнуть ещё глубже, можно увидеть в Нансурской империи Византию, а в шрайе Тысячи Храмов – Папу Римского и т.д. Несмотря на сложные названия, мир получился реалистичным и интересным.

Фэнтезийных допущений здесь не очень много: пара нечеловеческих рас, магия, которая довольно редка, и пришествие Не-бога Мог-Фарау две тысячи лет назад. Получается, что в мире Эарвы всё это есть, но обычные жители практически не встречают подобных вещей. Магия здесь описана довольно интересно и представляет собой колдовские Напевы. Колдуны разделены на несколько школ, довольно сильно отличающихся друг от друга. Магия чрезвычайно сильна, и умелый колдун может в одиночку уничтожить целую армию. Однако этого не происходит, т.к. для баланса Бэккер создает так называемые Слёзы Господни или хоры – амулеты, делающие своего владельца невосприимчивым к магии. Колдуну же достаточно лишь одного прикосновения к хоре, чтобы обратиться в прах.

С самим миром Эарвы всё не так уж и благополучно. Две тысячи лет назад Не-бог Мог-Фарау чуть не уничтожил весь мир, но ценой великих жертв его удалось остановить. Слуги Не-бога, Консульт, спаслись и поклялись возродить своего господина. Про прошествии тысячелетий об угрозе Консульта помнят лишь адепты Завета – одной из магических школ. Каждую ночь во сне они видят воспоминания основателя Завета и раз за разом переживают апокалипсис. И вот после стольких лет слуги тёмного властелина напоминают о себе, предвещая Второй Апокалипсис.

Теперь хотелось бы сказать пару слов о героях, оставивших о себе неоднозначное впечатление. С одной стороны, они противоречивы и реалистичны, с другой – им сложно сопереживать. Анасуримбор Келлхус – монах школы дуниан, посвятивших свои жизни совершенствованию духа и тела. Обычные люди для него подобны младенцам, и он легко использует их для достижения собственных целей. Келлхус умен, холоден, расчётлив и вызывает у окружающих безмерную симпатию, чем активно пользуется. Друз Ахкеймион – адепт Завета, послан шпионить за Священным воинством и искать следы Консульта. Будучи могущественным колдуном, постоянно страдает от неуверенности в себе и сомнений, склонен к самокопаниям и рефлексии. Лично для меня довольно странное сочетание. Эсменет – блудница из города Сумна, возлюбленная Ахкеймиона. Даже находясь в отношениях с адептом Завета, не бросает своё ремесло. Жаждет приключений и терзается из-за смерти дочери. Найюр – варвар-скюльвенд, вождь племени и непобедимый воин. Несмотря на все воинские заслуги, остаётся презираем собственным народом из-за связи с пленным узником, отцом Келлхуса, и содействия в убийстве собственного отца. Всё это беспрестанно мучает скюльвенда, и он решает, что, убив дунианина (и не важно отца или сына), сможет обрести покой. Икурей Ксерий и Икурей Конфас – император Нансурии и его племянник. Между ними существует скрытое противостояние, постоянно подогреваемое престарелой императрицей. Ксерий – личность истеричная, параноидальная и страдающая манией величия. Император подозревает в измене всё своё окружение и племянника в первую очередь. Конфас – блестящий военачальник, презирающий дядю, но ещё не готовый выступить против него открыто. Оба они погрязли в политических интригах и готовы жертвовать сотнями тысяч жизней ради собственной выгоды.

Стоит отметить язык Бэккера: сложный для восприятия, тяжеловесный и метафоричный. Порой приходилось по несколько раз перечитывать отдельные эпизоды, чтобы лучше их понять. В романе огромное количество философии. Её настолько много, что порой кажется, что читаешь философский трактат. Это в свою очередь не добавляет чтению скорости и лёгкости.

Событий в романе происходит не особенно много – первый роман трилогии в большей степени знакомит нас с героями и миром. Это Бэккеру вполне удалось. Однако излишне подробное описание эмоций и переживаний героев под час утомляет. Происходящие события, напротив, довольно увлекательны. Шрайя Тысячи Храмов объявляет Священную войну против фаним с целью вернуть город Шайме. Люди Бивня со всех Трёх морей собираются под стенами города Момемн, где император Ксерий плетёт интриги, ведя собственную игру. Именно под стенами Момемна и сойдутся пути главных героев.

Итог: Перед нами масштабное и хорошо проработанное фэнтези с неоднозначными героями. Атрибутов тёмного фэнтези, крови, грязи и жестокости, здесь немало, но автор придерживается определённых границ и не скатывается в смакование подобных вещей. Лёгким чтением роман не назовёшь, зато при вдумчивом изучении он может подарить много положительных эмоций фанатам жанра.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для меня эта книга — типичный середнячок. И вот почему.

Основной сюжет — если вы знакомы с историей Византии и Первого Крестового похода, ничего нового для себя не найдете. Разве что измененные имена, названия и фантдопущение в виде магов (которые на этот сюжет не влияют) — мистер Беккер, это несерьезно. Так может сделать каждый.

Глоссарий с кучей языков, похоже, добавлен только для того, чтобы похвалиться: видали, какой глубокий и проработанный мир я создал? А нужно бы помнить о том, что язык — это не просто деталь проработанного мира, а средство, которое погружает читателя в атмосферу книги и делает события на ее страницах реалистичными. Многие помнят «Валар моргулис», «Валар дохаэрис», «мэллон», «ирчи», «гхаш», «урук» и пр. Что из языков мира Эарвы запомнится после прочтения «Слуг темного властелина», если Беккер даже не потрудился разъяснить читателям значение фразочек, которыми перебрасываются его персонажи? На фонетику имен эти языки тоже не влияют: конрийцы и нансурцы разговаривают на разных языках, но имена у них почему-то образованы по одинаковому принципу (Конфас, Пройас, Крийатес, Скеаос и т.д.). Более того, фонетика имен внутри одного языка тоже «скачет»: Конфас, Скеаос, Икурей, Ксерий vs Кемемкетри, Кимиш, Токуш, Гаэнкельти. Даже Мартин, не будучи филологом, отличается бОльшей логикой (валирийские имена с дифтонгом «ae») — не говоря уже о Толкине.

Персонажи — все разговаривают плюс-минус одинаково, нет каких-то отличительных особенностей (речевые обороты, длина фраз и пр.). Особенно это сходство проявляется в рефлексии — во время философских рассуждений каждого так и слышится голос автора. В действительно хорошей книге персонажи должны говорить и мыслить сообразно своему образованию и жизненному опыту, т.е. ПОВы шлюхи, варвара и императора должны отличаться. Может, это недоработка переводчика.

Магия — много встречал восторгов, но в первой книге магия выглядит стандартно (огонь, свет, общение на дальние расстояния). Автор часто говорит о различиях школ Гнозиса, Мистика и Психе, но никак этого не показывает. Обычная ошибка МТА — рассказывать, а не показывать. Крутость адептов Гнозиса (со слов разных персонажей) также ничем не подкрепляется — Ахкеймиона бьют буквально все.

Интриги выглядят топорно с точки зрения описания. Чего только стоит стычка императора и его матери в присутствии толпы придворных, во время которой выбалтывается куча важной инфы. А между тем обоих нам подают (конечно, через призму других персонажей) как мастеров интриги.

Тактика — полный фейспалм. В единственной битве те, кому автором предназначено проиграть, делают все мыслимые ошибки. Кочевники лишают сами себя пространства для маневра, пересекая реку перед вражеской армией, затем атакуют сомкнутый строй в лоб, прямо на копья (вместо охвата, обстрела, выдергивания отдельных отрядов). Их противники, когда нужно показать крутость Найюра, где-то «теряют» копья (хотя парой абзацев выше они были) и набрасываются на нашего героя с мечами, без строя. Описания схваток помельче (Келлхус+Найюр vs кочевники) выглядят на голову проработаннее.

Стратегические аспекты тоже не блещут. Похоже, Беккер принял на веру численность участников Первого Крестового похода по хроникам (там тоже фигурировали армии. близкие к стотысячным). Но как бы надо же разбираться в особенностях снабжения в условно средневековом мире. Да, автор поднимает проблему снабжения, но при этом не понимает, что даже возможности Византии (самого централизованного государства того времени) не позволяли кормить такую ораву. Обоснуя на эту тему в тексте нет, поэтому 300 т. Людей Бивня выглядят совершенно неверибельно.

В общем, претензии Беккера на эпическое фэнтези высокого уровня пока выглядят бледно. Первый блин МТА: неплохо, но и ничего выдающегося. Для середнячка и оценка средняя.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, лучший представитель тёмного фэнтези, по крайней мере из того, что мне довелось прочесть. Сравнивать его с Толкином или Аберкромби бессмысленно, ибо первый писал сказки для детей, второй пишет подростковый комикс 18+. Книга Бэккера не имеет с ними ничего общего. А вот сравнение с ПЛИО тут вполне уместно. У автора хорошее образование, философский бэкграунд и это конечно очень заметно в книге. Много аллюзий и реминисценция на исторические события, философско-религиозные доктрины, конкретный исторических персонажей и государства.

Да, в начале читать немного тяжело и непривычно, первые страниц пятьдесят, но это в первую очередь потому, что не очень понимаешь, что вообще происходит, кто все эти люди, что это за школы такие, что за империя, шрайя, дуниане и кто с кем конфликтует. Но как только вы в общих чертах поймёте что к чему, читать станет намного легче. Роман написан хорошим, образным языком, мир и персонажи проработаны в деталях. Конечно, роман не без недостатков, например, не совсем понимаю одержимость автора излишними физиологическими подробностями. Этот обдристался у той сперма по ляжкам течёт. Порой ощущение, что читаешь Прилепина или Лимонова. Но это частности и в целом картины не портит.

Первая книга «Тьма прежних времен» — это всего лишь первый акт, а не законченная история, так что будьте готовы, что придётся читать ещё несколько книг.

Оценка: 9
–  [  38  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эпическое фэнтези — это достаточно сложное по своему рецепту и приготовлению литературное блюдо. Одно непродуманное решение, какой-нибудь ингредиент забыт в спешке — и читательский аппетит основательно испорчен. Такие искусные мастера как Джордж Мартин встречаются крайне редко, хотя, сколько было желающих убедить публику, что им тоже известен непревзойденный рецепт ПЛиОвского пирога. И вот нам предложено переиздание одного из таких блюд, роскошно политое темным горьковатым соусом дарка. Придется ли оно по вкусу читателю?

Мир после Армагеддона. От всего сущего могла остаться горсть пепла. Но люди пережили пришествие Не-бога, выжили, и, наконец, воцарился относительный мир. Но, с присущим людям легкомыслием, они почти забыли о былом ужасе, и только слуги магического ордена Завета хранят память о прошедшем и пытаются делать все, чтобы подобное не повторилось.

События, о которых идет речь, разворачиваются в местности под названием Три моря в центре Эарве. Мир изменился и организован иначе. Правящей религией Трех Морей стал айнритизм (церковь Тысячи Храмов), одним из постулатов которой является существование Бога единого во всех его ипостасях. Глава церкви неожиданно объявляет о начале Священной Войны за святой город Шайме, расположенный в далеких южных краях. Именно туда в Шайме как раз направляется молодой монах-дунианец Анусаримбор Келлхус, чтобы отыскать своего отца. А Колдун Завета Друз Акхеймион держит путь в Сумну (центральный город Тысячи Храмов). Цель колдуна выяснить, что стоит за Священной Войной. И это лишь малая часть гигантского айсберга тайн, интриг, и путей героев романа.

Бэккер с особой тщательностью медленно плетет тяжеловесную ткань мира. Такое начало, вполне, может оттолкнуть многих. Действительно сложно выдержать огромное количество специально придуманных терминов, имен, названий, устоев и прочих деталей. Это обилие сродни «Властелину Кольца», но Толкин все же вел себя по отношению к читателям более мягко, по-дружески. Бэкер же не всегда утруждает себя тем, чтобы объясниться с читателем, учесть его закономерные вопросы и недоумение. И, тем не менее, предлагаемый им сложный, мрачный мир очаровывает и, проявив терпение (через некоторое количество страниц), мы будем вознаграждены и все узнаем и поймем. Такой подход автора долго принуждает читателя пребывать в напряженном длительном непонимании, но читательское усердие окупается сторицей, когда картина предстает завершенной.

К удачам писателя следует отнести проработанность мира, хитросплетения интриг и психологическая яркость героев.

Мир прекрасно проработан, он населен колоритными расами и народами. О людях наши знания пополняться. Что-то нам дано узнать о шранках. А вот, что представляют собой нелюди, пока останется тайной. За каждым народом — древняя история, и всех их связывает прочные узы веры и вражды. Писатель прекрасно использует недосказанность: нам приоткрывают тайну, но разжигают любопытство, задавая новые вопросы, и увлекают все дальше и дальше. Вопросов всегда больше, чем ответов. Мотивы персонажей понятны лишь иногда, большей частью они покрыты мраком. И сами герои знают не больше нашего. Кажется, что начинаешь скучать, но Бэккер бросает новый вопрос, или раскрывает суть прежнего, дает ответ, включает нового героя и раскрашивает узоры романа новыми нитями. В отношениях со своими героями Бэккер в чем то похож на Мартина: он беспощаден к ним также, как и создатель ПЛиО, а его герои, в свою очередь, беспощадны друг к другу. И в этом, на мой взгляд, минус, потому что следить за событиями интересно, но вот сопереживать не получается почти никому. Мартин щедро населял свои произведения разными типами, добряками и злодеями, позаботившись о том, чтобы всегда в них была изюминка, а читатель мог найти своего героя, сопереживать ему, болеть за него. Тут совсем иначе, мир менее личностно выразителен, выбор поменьше, да и в массе своей все мало симпатичные типы.

Но в ряде персонажей сосредоточены главные идейные решения, и в этом отношении писателя не в чем упрекнуть. Его персонажи оказывают ему необходимые услуги и удались. Дунианец Анусаримбор Келлхус представитель древнего рода, обладающий способностью контролировать свои мысли, проницательно анализировать окружающую действительность, читать по лицам людей и многое другое. Друз Акхеймион, колдун Завета, оказавшись в самом эпицентре событий, не доверяет самому себе, сомневается в своем понимание происходящего и боится все это принять. Найюр — грозный и ужасный вождь скюльвендского племени утемонов, которым движет желание мести. Эсменет — проститутка, влюбленная в Друза, которой не под силу разобраться в собственных чувствах. И другие…

Бэккер, получивший философское и лингвистическое образование, прекрасно пользуется своими университетскими познаниями. Это заметно. Об этом свидетельствует великолепная содержательная проработка мира. Но сильнее всего этот грандиозный бэкграунд обнаруживается в идейной наполнености книги. Он предлагает серьезные размышления о вовлечении общества в процесс Священной войны и ставит образцовые по своей вечности и неразрешимости философские вопросы: Что такое божественное? Каково отношение человечного и божественного? Какова природа веры? Что движет людьми? Многие идеи, которых касается писатель, напоминают о «Дюне», но размышления Бэккера в существенном не совпадают с размышлениями Герберта. Они незаурядны, но кажутся поверхностными по сравнению с глубинами «Дюны». Но может еще рано делать окончательные выводы, мы еще посмотрим. Другой вопрос, который Бэккер поднимает, это природа сознания и души, свободы воли, что нас определяет, что было раньше. В своем отдельном романе «Нейропат», Бэккер посвятил и развил свои мысли посвященные исключительно анализу сознания. Главное, роман дает столь редкую для эпического фэнтези возможность не просто следить за хитросплетениями интриг, но и осмыслить немало интересных и важных вещей.

И последнее о чем стоит сказать — это атмосфера. Настоящий, ничем незамутненный дарк. Мир пережил Армагеддон и, возможно, находиться в преддверии следующего. И герои под стать. Назвать кого-то добряком или «чистой души человеком» — это очень сильно приврать. Бэккер продемонстрировал диссонанс, показав людей, которые обладали даром понимать красоту и что с ними стало.

«Князя Пустоты» часто рекомендуют любителям ПЛиО. Дескать, похоже. Но сходство лишь в том, что оба хороши каждый по-своему. И отнюдь не каждый Мартинофил станет Бэккерофилом. И наоборот, отнюдь нет.

И, напоследок, пару слов. Новое издание заслуживает похвал: качественная бумага, первоклассное оформление, карта, приложение, все как у людей. Надо сказать, что вторая карта (Трех Морей) относительно первой повернута на 90 градусов. Надеюсь, что и дальше «Черное Фэнтези» будет издаваться на таком же уровне.

Итог: Мощный увлекательный дарк эпик. Проработанный как «Властелин Колец» и ставящий вопросы подобно «Дюне». Изобилующий огромным количеством интриг и обрушивающий на голову читателя массу вопросов. Тяжелый для восприятия, но того, кто сможет продраться сквозь начало и привыкнуть к реалиям этого мира , одарит по полной, несомненно. Всем любителям эпического фэнтези и дарк фэнтези ознакомится обязательно. Другим я бы все же посоветовал рискнуть, ибо не часто нас балуют столь незаурядными книгами.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не, ну в принципе понравилось: огромный мир, множество народов, древние тайны, маги колдунствуют, все интригуют по мере возможности. Читать можно. Вот только ближе к концу автор превращает сюжет в балаган.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Два главных героя, претерпев тонну лишений, добираются до Священного воинства. Оба похожи на бомжей, а куда ведут бомжей? Ну конечно прямиком на прием к принцам, графам и прочим баронам. Принцу же больше делать нечего, чем каждую шваль лично встречать.

Дальше больше! Первый бродяга — Келлхус, с ходу врет, представляясь князем из далекого города. И ему все верят! Князь, значит князь, ведь так какой-то бродяга сказал, почет ему и уважение. Ведь так нужно автору.

Со вторым героем — Найуром, еще круче. Он тут вообще всем враг, а до кучи язычник и дикарь. И что бы вы думали? А его сразу назначают командующим Священного воинства. Врага, язычника и дикаря! Бред? Да полнейший. Причем автор пытается это «искусно» обосновать, дескать этот нехристь и варвар прежде уже побеждал фаним и опыта у него в этом деле как у дурака фантиков. Т.е. опять же, какой-то бродяга говорит: я крутой вояка и фаним на алебурде вертел и все такие, вау, ты крут, командуй нами, пофиг что ты заклятый вражина и язычник поганый. Это нормально вообще? Ладно, предположим, что там все сошли с ума и доверились вражине. Но ведь есть еще тактика: Найур кочевник, а Священное воинство состоит из рыцарей и пехоты. Дураку ясно, что тактика кочевников диаметрально противоположна тактике рыцарской армии. Так как он будет ими командовать? Вопрос, конечно, риторический. Автору нужно чтобы герои были на руководящих ролях, и пофигу на логику и здравый смысл.

А так крепкое темное фэнтези с неплохим заделом на будущее. Надеюсь в дальнейшем автор перестанет халтурить и подпирать сюжет неуклюжими костыликами.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх