Уже много было сказано о главных недостатках фильма: «социологические» недостатки можно описать одной фразой: герою дали победить, умереть, но система ничуть не пошатнулась, и новый дракон (тот самый, с тросточкой) скоро сам начнет ограничивать полеты на «небеса». Главные технологические — отсутствие ПВО на «Элизиуме»; главные психологические — мыло прямо-таки в глаза лезет.
Теперь по «мелким отличиям», в которых намешано всякого разного.
— в очередной раз взят барьер зрелищности, который необходим для съемок «Нейромантика». Брели и раньше, хотя бы в свежем «Вспомнить все». Но тут просто аналогий ну очень много. Попадание в соседнюю воронку;
— отлично получилась биомеханика и значительная часть техники. Экзоскелеты, импланты, корабли (орбитальный лимузин промышленника), винтовки новых образцов. Но в штуковины для регенерации тел совершенно не верится. Где массу брали? Отчего процесс показан совершенно открытым (нет стерильности и т.п). И эти установки будут иметь громадные проблемы с лечением нервной ткани мозга. Как отличить генотип от фенотипа в человеческих извилинах? Так же не очень понятно, что за поле на внутренней стороне обода Элизиума, корабли пропускает а воздух нет? Впрочем, показано другое поле (военное), так что тут выставлять претензию не имеет смысла — явно несколько видов полей.
— есть попытка сделать разную культуру: брутальные татухи «готическим шрифтом» внизу, изящное шрамирование вверху, испано-английская смесь внизу, французский вверху. Но эта разница в культурах не получала самого существенного отражения — отношения к детям. Верх практически не плодится — детям там просто негде жить. Но внизу обновление поколений происходит. Соответственно тут должны быть просто феерические отличия — скорее всего частичный возврат к нормам именно многодетности. Плюс (тут уж Пелевин со своим «Снаффом», от этого не уйти) неизбежно за минимум сорок лет существования «Элизиума» должны возникать религиозные отличия (представлен только фото Земли в медальоне монахини);
— слишком уж велик социальный разрыв. Это что-то нестерпимо-невозможно-заоблачное. Или пан или пропал. Элизиум или клоповник. Практика подсказывает, что какое-то расслоение будет и на Земле, причем не самое слабое (см. даже 90-е у нас). Следовательно, какая-то степень ухоженности/чистоты/уюта появляется — и не только в резиденции того самого промышленника. А в фильме показательный бардак практически везде.
— обратная сторона монеты социального разрыва — а кто чинит Элизиум и подвозит туда клубнику (энергоносители и полуфабрикаты)? То, что было показано в роли завода — это расхлябанная мастерская, в которой только бракованных тюремных роботов делать. Где нормальные заводы, где делают двигатели для челноков?
— да, заводов может не быть, если наблюдается не то, что стагнация, но откровенный закат цивилизации. Второй Элизиум уже не построить, серийное производство «мед-блоков» на земле не наладить (кстати, отчего эти чудо-хакеры не пытаются свиснуть технологию исцеления? Половина проблем — долой). Но тогда вопрос с челноками и медбоксами — совсем иначе должен стоять.
— в политическое загнивание Элизиума и потерю тамошними «крутышками» ощущения реальности — верится вполне. Соответственно, внутренняя грызня, в которой адекватные люди попросту проигрывают «эльфам»;
— отдельный вопрос с энергоносителями, двигателями и вообще, с энергетикой. На орбиту народ бегает, как в ларек за сигаретами. Вообще — снабжение Элизиума с точки зрения энергии — это аллес капут. Но если у вас есть такие классные источники энергии, как стоят на челноках и орбитальной станции — отчего вокруг ну настолько все паршиво?
— ну, и две крошки в финале :) Если Паук провел первую операцию с таким уровнем конспирации, какой показан в фильме, то его бы зачистили какой-то ракетой. Если бы прораб так заталкивал людей в радиоактивные установки — ему бы вставили ломик в голову.
Итого. Практически полный сюжетный провал — жиденькая драма, растворенная в мыле. Но фильм буквально вытягивает, спасает «техносфера». Зная о недостатках фильма еще перед просмотром, шел именно на «подробности». Они не подвели. Однако же что-то странное есть в кино, когда в фильмах выискиваешь хорошие моменты, будто перебираешь старый хлам на чердаке.
П.С. Смотрел в кинотеатре. Украинский перевод — ужасен.
П.П.С. Такая вот графика нравится больше постеров
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)