Каменный круг на заднем


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «cat_ruadh» > Каменный круг на заднем дворе, и другие новости нездешних премий
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Каменный круг на заднем дворе, и другие новости нездешних премий

Статья написана 25 августа 2013 г. 00:25

По мере приближения Ворлдкона премиальная активность замирает. В конце июля было несколько новостей, но явно недостаточно для полновесного обзора. Оставалось дождаться номинаций на Геммелла и WFA, но администраторы премий что-то не торопились. Как бы там ни было, все запланированные новости по премиям и номинациям я собрал, и предлагаю вашему вниманию свой новый обзор. Прошу читать и комментировать.

Лауреаты премии Прометей за 2013 год

В конце июля Либертарианское футуристическое общество (The Libertarian Futurist Society) объявило лауреатов премии Прометей за 2013 год. Награждение состоится на Ворлдконе, но на отдельной от Хьюго церемонии, и даже в другой день. Счастливые лауреаты получат золотые медали, которые можно повестить на шею, и наградные таблички (plaque), которые можно повесить на стену.

Лучший роман / Best Novel:

Pirate Cinema, Cory Doctorow (Tor)

Его соперниками были:

Arctic Rising, Tobias Buckell (Tor)

The Unincorporated Future, Dani & Eytan Kollin (Tor)

Darkship Renegades, Sarah Hoyt (Baen)

Kill Decision, Daniel Suarez (Dutton)

Зал Славы / Hall of Fame:

Cryptonomicon, Neal Stephenson (1999)

Его соперниками были:

• “Sam Hall”, Poul Anderson (1953)

Falling Free, Lois McMaster Bujold (1988)

• “‘Repent, Harlequin!’ Said the Ticktockman”, Harlan Ellison (1965)

Courtship Rite, Donald M. Kingsbury (1982)

• “As Easy as A.B.C.”, Rudyard Kipling (1912)

Я рад за Кори; я за него болел. Если честно сказать, вряд ли в номинации были книги лучше, чем у него, хотя среди его романов эта книга – середнячок. Ну, в конце концов, это премия такая, и Общество составляет номинацию исходя из созвучия произведений либертарианской идеологии. Интересно, какова судьба дальнейшего издания произведений Доктороу в России?

В Зале Славы премию получила действительно наиболее достойная книга. И пусть все остальные номинанты хороши и достойны, своей масштабностью Криптономикон легко их перекрывает. В этой категории произведения могут выдвигаться много раз, и Стивенсон получил премию со второго выдвижения. Интересно, что в категории лучших (свежих) романов книга в своё время выдвигалась, но премию не получила – тогда её обошла Глубина в небе Вернора Винджа.

Лауреаты премии Seiun за 2013 год

20 июля в Хиросиме на 52м японском национальном НФ конвенте Varicon 2013 состоялось вручение премий Seiun за 2013 год. Премию называют «японской Хьюго» за её значение, хотя категории у неё сильно отличаются. Итак, лауреатами стали:

• Лучший японский роман: The Empire of Corpses, Project Itoh & Enjoe Toh (Kawade Shobo Shinsha)

• Лучший японский рассказ: “Ima Shuugouteki Muishikio”, Chohei Kanbayashi (Hayakawa)

• Лучший переводной роман: The Android’s Dream, John Scalzi, translated by Masayuki Uchida (Hayakawa)

• Лучший переводной рассказ: “Pocketful of Dharma”, Paolo Bacigalupi, translated by Hiroshi Kaneko (Hayakawa)

• Лучшая драматическая постановка: Bodacious Space Pirates (Tatsuo Sato/ Satelight Inc.) Original Work: Yuichi Sasamoto / Asahi Shimbun Publications Inc.

• Лучший комикс: Inherit the Stars, Yukinobu Hoshino (Tokyo, Shogakukan Inc.; adaptation of works by James Patrick Hogan)

• Лучший художник: Kenji Tsuruta

• Лучшее нехудожественное произведение: “The Present and Future of CGM: The World Opened Up”, Hatsune Miku, Nico Nico Douga, & Piapro (IPSJ Magazine 5/12)

Кроме того, премию в «свободной категории» получил Центр исследования стволовых клеток Университета Киото (CiRA Center for iPS Cell Research and Application, Kyoto University) за работу по индуцированным стволовым клеткам. Что-то я не припомню, чтобы у других фантастических премий была категория «за претворение фантастики в жизнь».

О премированных произведениях, кроме переводных, сложно сказать что-то определённое. Японский роман-лауреат вызывает острое любопытство: это что ж, поветрие зомбей добралось и до Японии, или это всё те же кьюкитски, или может быть что-то совсем иное? Символично звучит название Империя трупов для романа мёртвого автора (писатель, скрывавшийся под странным псевдонимом Проект Ито, умер несколько лет назад). Роман Скальци, судя по рецензиям, значительно лучше того, что в этом году отхватил Локус. Здесь есть и дипломатический заговор, и полицейское расследование, и генетические фокусы, а вынесенная в заголовок Android’s Dream – это порода овец! (привет от ФКД). Бачигалупи получил премию за свой самый первый опубликованный рассказ, который в своё время удостоился похвалы Харлана Эллисона, и очень кстати сам присутствовал на конвенте, чтобы её получить. Весьма любопытно, как японцы сделали мангу из книг американо-ирландского писателя Джеймса П. Хогана. После его участия в Волгаконе в 1991 году, несколько его книг на русском выходили; обычно он писал смесь твёрдой и приключенческой НФ. Об остальных лауреатах остаётся только догадываться. Прошу всех фантлабовцев, владеющих японским, разобраться с лауреатами и откомментировать их здесь.

И спасибо коллеге angels_chinese за помощь с иллюстрациями.

Лауреаты премии Скрайб за 2013 год

В тот же уикэнд на КомикКоне в Сан-Диего, Калифорния Международная ассоциация как-бы-полегче-выразиться «вторичных писателей» (International Association of Media Tie-in Writers) вручала премии Скрайб (Scribe Awards) за 2013 год. Эта премия присуждается за лучшие «вторичные произведения» -- проектные книги в мирах кинофильмов, телесериалов и компьютерных игр, новеллизации и прочие подобные публикации. Лауреатами стали:

Оригинальный роман / Original Novel

Tannhäuser: Rising Sun, Falling Shadows, Robert T. Jeschonek (Fantasy Flight Games)

Его соперниками были:

Star Trek: Rings of Time, Greg Cox (Pocket)

Star Trek: The Next Generation: Cold Equations Book 1: The Persistence of Memory, David Mack (Pocket)

Darksiders: The Abomination Vault, Ari Marmell (Del Rey)

Pathfinder: City of the Fallen Sky, Tim Pratt (Paizo)

Dungeons and Dragons Online: Skein of Shadows, Marsheila Rockwell (Wizards of the Coast)

Mike Hammer: Lady, Go Die!, Mickey Spillane & Max Collins (Titan)

Новеллизация / Adapted Novel

Clockwork Angels, Kevin J. Anderson (ECW)

Его соперниками были:

Batman: The Dark Knight Rises, Greg Cox (Titan)

Batman: The Dark Knight Rises (YA novelization), Stacia Deutsch (Titan)

Poptropica: Astroknights Island, Tracey West (Poptropica)

Аудио / Audio

Dark Shadows: The Eternal Actress, Nev Fountain (Big Finish)

Его соперниками были:

Dark Shadows: Dress Me in Dark Dreams, Marty Ross (Big Finish)

Doctor Who: Companion Chronicles: Project Nirvana, Cavan Scott & Mark Wright (Big Finish)

Звания Грандмастера IAMTW в этом году удостоена Энн Криспин (A.C. Crispin).

Моё отношение к новеллизациям и прочим чисто коммерческим проектам двояко. Я давно убедился, что такие книги могут быть вполне хорошими (новеллизация Бездны от Карда). Такие книги расширяют и углубляют миры, в которых они укоренены (Star Wars, Star Trek to name but a few). Такие книги, в конце концов, могут выполнять для писателя вполне утилитарную функцию средства заработка, пока он ваяет свою нетленку. Но когда это превращается в единственное ремесло, то цена таким писателям невелика. Вот они и объединились в свою, отдельную от SFWA ассоциацию. В прошлом году, обозревая эту премию ради эксперимента, я назвал это «целой параллельной вселенной с IAMTW вместо SFWA». К моему удивлению, в этом году мне напомнили, что вот, дескать, такую премию присудили, почему о ней не пишешь? Стало быть, теперь буду включать её в обзор на постоянной основе.

Что вам сказать о лауреатах? Даже в проектной литературе есть свои звёзды. Тот же Кевин Дж. Андерсон мог бы стать неплохим средней руки автором, если бы бросил прогибать вселенную Дюны под измышления младшего Герберта, извращающие авторский замысел старшего Герберта, и стал бы писать своё. Однако, на Дюне ему явно удаётся больше заработать... Энн Криспин начинала с книг в «Колдовском мире» Нортон и стала ей, бабушке Нортон, подругой на долгие годы. Хотя большая часть того, что она пишет, относится к новеллизациям и прочей проектной литературе, своя оригинальная серия «Starbridge» у неё тоже имеется (привет Харькову!). Об остальных лауреатах мне сказать совсем нечего, уж не обессудьте...

И ещё одна премия для Ланаган

А вот самая свежая премиальная новость. 16 августа в Национальной библиотеке Австралии в Канберре был объявлен лауреат премии «Книга года» Австралийского совета по детской литературе за 2013 год (2013 Children’s Book Council of Australia Book of the Year Award). Им стала Марго Ланаган (Margo Lanagan) за роман Sea Hearts (Allen & Unwin; экспортное название: The Brides of Rollrock Island).

Об этой книге я уже писал прежде, так что повторяться здесь не стану. Ошеломительный успех этой книги и куча премий, ею полученных, вызывают закономерный вопрос. Детско-юношеские фэнтези – едва ли не единственная часть переводной фантастики, которая на русский переводится всё ещё регулярно и в заметных количествах. Ланаган – автор уже опробованный русскими издателями. Большого коммерческого успеха не было, но прессу она получила положительную. Так что, основа для надежды есть, но оправдают ли её издатели?

Ну вот, с присуждёнными премиями разобрались, теперь возьмёмся за номинации.

Номинации на премию Чесли за 2013 год

Ещё в начале июля Ассоциация художников-фантастов (Association of Science Fiction and Fantasy Artists) огласила номинации на премию Чесли за 2013 год. Награждение состоится на Ворлдконе, LoneStarCon 3, в Сан-Антонио, Техас, 29 августа – 2 сентября, но отдельно от церемонии Хьюго. Как и в прошлом году, в заголовках категорий я даю ссылки на сайт ASFA, где вы сами сможете увидеть все номинированные произведения.

Лучшая обложка: мягкая / Best Cover Illustration: Paperback Book

• Dehong He: Lance of Earth and Sky by Erin Hoffman, Pyr, April 2012

• Todd Lockwood: The Dusk Watchman by Tom Lloyd, Pyr, August 2012

• John Jude Palencar: The Palencar Project edited by David G. Hartwell, Tor ebook, February 2012

• John Picacio: The Creative Fire by Brenda Cooper, Pyr, November 2012

• Elena Vizerskaya: Flying in the Heart of the Lafayette Escadrille by James Van Pelt, Fairwood Press, November 2012

Лучшая обложка: твёрдая / Best Cover Illustration: Hardback Book

• J.K. Drummond: Deadhouse Gates by Steven Erikson, Subterranean Press, March 2012

• Bob Eggleton: Gods of Opar by Philip José Farmer & Christopher Paul Carey, Subterranean Press, June 2012

• Donato Giancola: Range of Ghosts by Elizabeth Bear, Tor, March 2012

• Todd Lockwood: The Wild Road by Jennifer Roberson, DAW, September 2012

• John Picacio: Hyperion by Dan Simmons, Subterranean Press, April 2012

• Sam Weber: Quantum Coin by E. C. Myers, Pyr, October 2012

Лучшая обложка: журнал / Best Cover Illustration: Magazine

• Ken Barthelmey: Clarkesworld #74 November 2012

• Julie Dillon: Clarkesworld #73 October 2012

• Bob Eggleton: Famous Masters of Filmland #262 July/August 2012

• Martin Faragasso: Clarkesworld #71 August 2012

• David Palumbo: Creepy #9 Dark Horse, July 2012

• Craig J. Spearing: Dragon #418 December 2012

Лучшая внутренняя иллюстрация / Best Interior Illustration

• Brom: Krampus by Brom Harper, Voyager, Oct. 2012

• Sam Burley: “Brother. Prince. Snake.” by Cecil Castellucci, Tor.com, July 2012

• J. K. Drummond: Deadhouse Gates by Steven Erikson, Subterranean Press, Mar. 2012

• Bob Eggleton: Tarzan of the Apes by Edgar Rice Burroughs, MBI/Easton Press, Dec. 2012

• William O'Connor: Dracopedia The Great Dragons: An Artist's Field Guide and Drawing Journal by William O'Connor, Impact, June 2012

Лучшее монохромное произведение: неопубликованное / Best Monochrome: Unpublished

• Larry Elmore: “By the River,” oil

• Travis Lewis: “Deep,” oil & mixed media

• Joāo Ruas “Sides,” graphite

• Raoul Vitale: “Last of His Kind,” pencil

• Allen Williams: “Fawn,” graphite

Лучшее цветное произведение: неопубликованное / Best Color Work: Unpublished

• Julie Bell: “A Passion for the Future,” oil

• Donato Giancola: “Joan of Arc,” oil

• Lucas Graciano: “Guardianship,” oil

• Michael C. Hayes: “Procession,” oil

• Mark Poole: “Waiting on a Memory,” oil

• Soutchay Sougpradith: “Peacock Prophecy,” oil

• Raoul Vitale: “Safe,” oil

Лучшее трёхмерное произведение / Best Three-Dimensional Art

• Dan Chudzinski: “Gus Gets a Jetpack,” mixed

• Michael Defeo: “Octopus,” resin

• David Meng: “Sashimi,” mixed

• Michael Parkes: “Startled Sky Nymph,” half life-size bronze

• James Shoop: “Ramautar,” bronze

• Vincent Villafranca: “Spaceman on the Verge,” bronze

• Cindy Wynn: “Alien Chair,” steel

Лучшая игровая иллюстрация / Best Gaming-Related Illustration

• Lucas Graciano: “Dragon Swarm” (Pathfinder Campaign Setting: Artifacts & Legends) Paizo, October 2012

• D. Alexander Gregory: “Chandra the Firebrand” (2013 Core Set Magic card) WotC, July 2012

• David Palumbo: “Ereshkigal, Death Mistress” (“Legend of the Cryptids”) Applibot Inc., April 2012

• James Ryman: “Princess of the Underworld,” (“Legend of the Cryptids”) Applibot Inc., April 2012

• Sverlin Velinov: “Thundermaw Hellkite” (2013 Core Set Magic card) Wizards of the Coast, July 2012

Лучшая рекламная иллюстрация / Best Product Illustration

• Jim Burns: “The Wanderers” (IlluXCon 5 promotional art) Munchkin Press, November 2012

• Dan Dos Santos: “The Dragon Empress” (Dragon*Con promotional poster) August, 2012

• John Harris: “The Search” (Illuxcon 5 promotional art) Munchkin Press, Nov. 2012

• Iain McCaig: Concept and character design for John Carter, Disney, March 2012

• John Picacio: La Sirena Loteria card 2012

Лучший арт-директор / Best Art Director

• Lou Anders for Pyr Books

• Irene Gallo for Tor

• Lauren Panepinto for Orbit Books

• William Schafer for Subterranean Press

• Jon Schindehette for Wizards of the Coast

Премия за художественные достижения всей жизни / Award for Lifetime Artistic Achievement

• Brom

• Larry Elmore

• David Hardy

• John Harris

• Gary Lippincott

Несколько слов о некоторых художниках, выдвинутых на Грандмастера (Lifetime Artistic Achievement). Многим фантлабовцам Бром известен как мастер тёмной фэнтези, а некоторые его книги были отрецензированы на ФЛ. Однако, его творчество, всё-таки шире и разнообразнее, хотя, конечно, именно тёмные фэнтези пользуются наибольшей популярностью. Британский космический художник Дэвид Харди известен настолько широко, что многие его образы воспринимаются как существовавшие всегда. Два года назад он получил премию ESFS как лучший художник, но именно премия от коллег из ASFA будет самым достойным знаком признания. Я буду болеть за Харди.

Финалисты премии Legend им. Дэвида Геммелла

В воскресенье 11 августа в Лондоне на первом британском мультимедийном конвенте Nine Worlds были оглашены финалисты премии Legend им. Дэвида Геммелла за 2013 год (David Gemmell Legend Awards). Голосование доступно всем желающим на сайте премии; для этого нужно зарегистроваться. Награждение лауреатов состоится 31 октября, в день открытия World Fantasy Convention в британском Брайтоне. Итак, финалисты:

The Legend Award for Best Fantasy Novel

The Red Country, Joe Abercrombie (Gollancz)

Stormdancer, Jay Kristoff (Pan Macmillan UK)

King of Thorns, Mark Lawrence (HarperCollins/Voyager)

The Gathering of the Lost, Helen Lowe (Orbit)

The Blinding Knife, Brent Weeks (Orbit)

The Morningstar Award for Best Fantasy Newcomer

Throne of the Crescent Moon, Saladin Ahmed (Gollancz / DAW)

The Red Knight, Miles Cameron (Gollancz)

Malice, John Gwynne (Pan Macmillan UK)

Irenicon, Aidan Harte (Jo Fletcher Books)

Stormdancer, Jay Kristoff (Pan Macmillan UK)

The Ravenheart Award for Best Fantasy Cover Art:

• Didier Graffet & Dave Senior for the cover of The Red Country by Joe Abercrombie (Gollancz)

• Dominic Harman for the cover of Legion of Shadow by Michael J. Ward (Gollancz)

• Clint Langley for the cover of Besieged by Rowenna Cory Daniells (Solaris)

• Silas Manhood for the cover of The Blinding Knife by Brent Weeks (Orbit)

• Colin Thomas for the cover of Stormdancer by Jay Kristoff (Pan Macmillan UK)

• Stephen Youll for the cover of The Black Mausoleum by Stephen Deas (Gollancz)

Шортлист довольно ровный, и несмотря на присутствие суперпопулярного Аберкромби (которому эта премия ни разу не досталась), результат может быть каким угодно, ведь голосуют все желающие. Кто в англоязычном мире в 2009 году мог предугадать, что первым лауреатом премии станет Сапковский? Тогда голоса Восточной Европы оказались решающими. Как оно выйдет сейчас? Может быть, поддержим Аберкромби всем Фантлабом? А что – денег за это не берут, почему бы и нет?

Давайте подробнее взглянем на финалистов. Как я упоминал прежде, прошлогодняя книга Джо Аберкромби – это отдельный роман в мире «Первого закона». Некоторые рецензенты настаивают на том, что это первая часть новой трилогии, ведь в тексте есть заделы на продолжение. Как бы там ни было, автор приедет в сентябре на ММКЯ, вот и будет повод его об этом спросить. Как и Аберкромби, Брент Уикс, известный нам своей первой трилогией, на эту премию выдвигается не в первый раз. Его зажигательная авантюрная фэнтези вполне способна потягаться за премию (я писал о ней в связи с выдвижением на Эндевор). Думаю, что оба эти автора являются фаворитами в этом году. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов вчерашних дебютантов Хелен Лоу и Марка Лоуренса – в прошлом году первые тома их трилогий боролись за «Утреннюю звезду» за лучший дебют с той разницей, что она премию получила, а он нет, а в этом оба готовы потягаться за бОльшее вторыми томами тех же трилогий. Лоу хвалят за подробную проработку мира, за внимание к (квази)историческим деталям, и сравнивают с Сандерсоном, Кеем и Хэмбли. В начале первой книги герой Лоуренса поклялся отомстить за погибших брата и мать и наказать отца за то, что тот сам этого не сделал. («Мы пойдём другим путём.» :-)))) В пятнадцать он принялся за выполнение намеченного, а во второй книге ему восемнадцать и он уже борется за престол – способный вьюнош, далеко пойдёт! :-))) Мощно выступил австралийский дебютант Джей Кристофф – его книга присутствует во всех трёх номинациях, даже за обложку! Не думаю, что ему достанется премия за лучший роман, но за «Утреннюю звезду» он потягаться вполне способен. Ещё бы: мир его книги – антиутопический стимпанк с привкусом феодальной Японии, с мифическими существами и прочими красивостями. В книге сильная главная героиня, которая помогает отцу выполнить невыполнимый приказ сёгуна – доставить ему грифона, ведь всем известно, что они вымерли лет сто назад. Книгу хвалят и Ротфусс, и Вестерфельд, и многие другие. Конечно – если многоликий стимпанк просочился даже на премию для эпических фэнтезей, то он точно заслуживает внимания! ;-)

Кто же из остальных дебютантов способен бросить вызов Кристоффу? Безуслоно, фаворитом здесь считается Саладин Ахмед, получивший множество номинаций, вплоть до Хьюго и Небьюлы, за свою авантюрную фэнтези в декорациях «Тысячи и одной ночи». Автор исторических романов канадец Майлз Камерон дебютировал в фэнтези большим, тщательно сконструированным приключенческим романом, который придётся по вкусу поклонникам и Бернарда Корнуэлла, и Джорджа Р.Р. Мартина. Роман Джона Гвинна понравится поклонникам Стивена Эриксона и опять же Джорджа Р.Р. Мартина – это книга о войне, борьбе за власть и – ну вы сами понимаете… И ещё рецензенты наперебой хвалят ирландца Айдана Харта за внимание к деталям, за тщательную проработку мира, более всего напоминающего ренессансную Италию (поклон Гавриле), и в целом за очень вкусный результат. Номинация интересная, многие из дебютных романов выглядят очень привлекательно, так что результат может быть каким угодно. Подметил такую тенденцию: мартиноподобная фэнтези в этом году уравновешивается (квази)исторической фэнтези последователей Кея; особняком стоит стимпанковая фэнтези – и это прекрасно, что среди эпиков есть множество разных подходов, способных удовлетворить самый взыскательный читательский вкус!

А что касается обложек, то из шести финалистов три принадлежат соискателям премии за лучший роман. В уменьшенном виде, хоть на Амазоне, хоть на сайтах издателей, эти картинки не производят того впечатления, какое должна произвести правильная суперобложка нормальной бумажной книги. Так что здесь я соблюдаю строгий нейтралитет.

Номинация на World Fantasy Awards

И последний шортлист, которого я дожидался, чтобы завершить этот обзор, был оглашён в середине прошедшей недели – как раз вовремя, чтобы на выходных поставить обзор на Фантлаб. (Но не тут-то было.) В этом году Всемирная премия фэнтези (World Fantasy Awards) присуждается за произведения, опубликованные в 2012 году. Награждение лауреатов состоится в начале ноября на World Fantasy Convention в британском Брайтоне, куда мы точно уже не попадём: регистрация участников закрыта пару месяцев назад по достижении допустимого количества участников, ограниченного нормами безопасности. Вот такой аншлаг. Кто не успел, тот опоздал. Ну и, собственно, номинанты:

Роман / Novel:

The Killing Moon, N.K. Jemisin (Orbit US; Orbit UK)

Some Kind of Fairy Tale, Graham Joyce (Gollancz; Doubleday)

The Drowning Girl, Caitlín R. Kiernan (Roc)

Crandolin, Anna Tambour (Chômu)

Alif the Unseen, G. Willow Wilson (Grove; Corvus)

Повесть / Novella:

• “Hand of Glory”, Laird Barron (The Book of Cthulhu II)

• “Let Maps to Others”, K.J. Parker (Subterranean Summer ’12)

The Emperor’s Soul, Brandon Sanderson (Tachyon)

• “The Skull”, Lucius Shepard (The Dragon Griaule)

• “Sky”, Kaaron Warren (Through Splintered Walls)

Рассказ / Short Story:

• “The Telling”, Gregory Norman Bossert (Beneath Ceaseless Skies 11/29/12)

• “A Natural History of Autumn”, Jeffrey Ford (F&SF 7-8/12)

• “The Castle That Jack Built”, Emily Gilman (Beneath Ceaseless Skies 1/26/12)

• “Breaking the Frame”, Kat Howard (Lightspeed 8/12)

• “Swift, Brutal Retaliation”, Meghan McCarron (Tor.com 1/4/12)

Антология / Anthology:

Epic: Legends of Fantasy, John Joseph Adams, ed. (Tachyon)

Three Messages and a Warning: Contemporary Mexican Short Stories of the Fantastic, Eduardo Jiménez Mayo & Chris N. Brown, eds. (Small Beer)

Magic: An Anthology of the Esoteric and Arcane, Jonathan Oliver, ed. (Solaris)

Postscripts #28/#29: Exotic Gothic 4, Danel Olson, ed. (PS Publishing)

Under My Hat: Tales from the Cauldron, Jonathan Strahan, ed. (Random House)

Авторский сборник / Collection:

At the Mouth of the River of Bees, Kij Johnson (Small Beer)

Where Furnaces Burn, Joel Lane (PS Publishing)

The Unreal and the Real: Selected Stories Volume One: Where on Earth and Volume Two: Outer Space, Inner Lands, Ursula K. Le Guin (Small Beer)

Remember Why You Fear Me, Robert Shearman (ChiZine)

Jagannath, Karin Tidbeck (Cheeky Frawg)

Художник / Artist:

• Vincent Chong

• Didier Graffet & Dave Senior

• Kathleen Jennings

• J.K. Potter

• Chris Roberts

Особая премия профессиональная / Special Award Professional:

• Peter Crowther & Nicky Crowther for PS Publishing

• Lucia Graves for the translation of The Prisoner of Heaven (Weidenfeld & Nicholson; Harper) by Carlos Ruiz Zafón

• Adam Mills, Ann VanderMeer, & Jeff VanderMeer for Weird Fiction Review

• Brett Alexander Savory & Sandra Kasturi for ChiZine Publications

• William K. Schafer for Subterranean Press

Особая премия непрофессиональная / Special Award Non-Professional:

• Scott H. Andrews for Beneath Ceaseless Skies

• L. Timmel Duchamp for Aqueduct Press

• S.T. Joshi for Unutterable Horror: A History of Supernatural Fiction, Volumes 1 & 2 (PS Publishing)

• Charles A. Tan for Bibliophile Stalker blog

• Jerad Walters for Centipede Press

• Joseph Wrzos for Hannes Bok: A Life in Illustration (Centipede Press)

Пожизненные заслуги / Life Achievement:

• Susan Cooper

• Tanith Lee

Что-то часто в последнее время номинационные списки и оглашение лауреатов крупнейших премий вызывают у меня острые приступы недоумения в смеси с раздражением и разочарованием. (Старею?) Вот и в главной категории этой премии отсутствует один из основных претендентов на неё, роман Тима Пауэрса, посвящённый прерафаэлитам. Особо оговариваю: это не моё желание, это финалист ведущих фэнтезийных премий – Локуса и Мифопоэтической, то есть вполне объективная оценка достоинств книги. А от себя субъективно добавлю, что это один из 2-3 лучших фэнтези романов года. Кирнан и Джойс попали в шортлист вполне ожидаемо; Джемисин неожиданностью тоже вряд ли назовёшь; Уилсон – неожиданность, но удивления не вызывает, учитывая общую высокую оценку её дебюта. А вот кто такая Анна Тамбур и что она такого пишет, что она среди финалистов есть, а Пауэрса нету, – с этим нужно разбираться. После этого отсутствие в номинации Аберкромби и Мьевиля как-то даже не удивляет.

В сложившихся обстоятельствах фаворитами считаю Джойса и Кирнан. Я буду болеть за Джойса, поскольку всё, что я у него читал, мне в целом нравится, а две его книги привели меня в полный восторг. К тому же, отзывы на его новый роман вселяют большой оптимизм. Когда-то Майкл Суэнвик заметил, что британцам с каменными кругами на заднем дворе на роду написано писать фэнтези. Грэм Джойс пишет особый вид фэнтези, трудно укладываемый в прокрустово ложе жанровых определений, но ближе всего к магическому реализму. О влиянии фейри на жизнь простых смертных Джойс писал ещё в Зубной фее (конечно, фейри, а не фее). Вот и здесь, девушка ушла гулять в лес и бесследно пропала, а потом вернулась через 20 лет ничуть не изменившаяся. За 20 лет изменились и её родные, и весь мир вокруг, а это чревато нешуточными психологическими коллизиями. Для Джойса это уже пятая номинация на WFA, все за романы, прежде одна из номинаций стала премией. Роман Кейтлин Кирнан был выдвинут на почти все американские жанровые премии и получил премии Типтри и Стокера. На WFA Кирнан тоже не новичок; это её шестая номинация (вторая за роман; а ещё была одна за рассказ и три за авторские сборники), но премия ей так ни разу и не досталась. Её нынешний роман уже считают вершиной её карьеры, и я уже не раз писал о нём в обзорах этого года. («Это чарующая, похожая на сон книга, полная русалок, оборотней, волшебных сказок, искусства и шизофрении, причём всё оказывается совсем не тем, чем кажется.») Новая книга Джемисин начинает новую серию; пока речь идёт всего лишь о дилогии, а там видно будет. В своей первой трилогии дебютантка воспользовалась опытом великих предшественников (в первую очередь Желязного) при конструировании мира и разработке сюжета, а её мастерство заметно росло от книги к книге. В новом романе она действует полностью самостоятельно, без оглядки на предшественников. Номинация на Небьюлу и четвёртое место на Локусе – результат достойный. О дебютном романе Дж. Уиллоу Уилсон я писал в связи с Кэмпбелловской премией – это невероятная смесь (пост)киберпанка и «Тысячи и одной ночи» на фоне «арабской весны». Книга заняла второе место среди дебютных романов на Локусе и третье на Кэмпбелле, что уже весьма почётно. Ну и, наконец, тёмная лошадка нынешней номинации – Анна Тамбур. Прежде она выдвигалась на премии только у себя в Австралии и один раз получила Ауреалис за лучший хоррорушный рассказ, а её дебютный роман в своё время американцев особо не впечатлил (14 место среди дебютантов на Локусе). На русском языке её рассказ удалось отыскать только в азбучной антологии Мистические города (Paper Cities). Рецензенты отмечают, что её новый роман – это редкостная по-настоящему странная (weird) книга, и что она более всего напоминает произведение безумного кулинара. Именно с кулинарии всё начинается, и она становится ключом к происходящим событиям. Следом за главным героем действие перескакивает из современного мира в средневековую Среднюю Азию, а оттуда в перестроечный СССР, и дальше куда только автора вместе с главгером не заносит! Как игра ума звучит любопытно, но что-то мне не верится, что эти изыски своим качеством превосходят смачный, основательно исторически проработанный роман Пауэрса.

Среди повестей нас ожидает много интересного, но не обо всём у меня есть достаточно информации. Лэрд Баррон и К.Дж. Паркер на WFA выдвигались всего по одному разу, и Паркер в прошлом году сходу её получил, и тоже за повесть. Тогда он получать премию не явился, но теперь-то её будут вручать в южной Англии, прямо рядом с домом. Может быть, на это раз хоть как-то приоткроется завеса над загадкой личности Паркера? Плодотворно поработав над завершением эпопеи Роберта Джордана, Брэндон Сандерсон проникся его безудержным ориентализмом и написал свою повесть под его влиянием. Однако, не следует искать в ней какое-то подобие Джордана – влияние заключалось в подходе к построению мира и к работе с этнокультурным материалом. Это первая номинация Сандерсона на WFA, а повесть номинирована ещё и на Хьюго. Каарон Уоррен получила за свою повесть ”Sky” (психологический хоррор) обе главные австралийские премии, а также премию Ширли Джексон, но на WFA автор выдвигается впервые. И в завершение – самая ожидаемая повесть в номинации и самый главный фаворит – Люциус Шепард с новой большой повестью в мире дракона Гриауля. Собственно, эта повесть послужила поводом переиздать весь драконский цикл под одной обложкой, и вместе эти тексты производят ещё большее впечатление, чем поодиночке. Настолько большое, что британцы издают его в этом году в серии «Шедевры фэнтези». Однако, администраторы WFA сборником не впечатлились, но об этом – в свою очередь. Обычно, Шепарда на WFA любят и охотно выдвигают – всего 16 раз за 30 лет в самых разных категориях, в том числе большинство произведений драконского цикла, однако премию WFA он получил лишь дважды, за первые два сборника малой прозы, в которые, помимо прочего, вошли все 6 прежних произведений цикла. Болеть я буду за Шепарда, поскольку ни один автор в номинации не сравнится с ним в писательском мастерстве.

С рассказами ничего не понятно, кроме одного – явным фаворитом здесь является Джеффри Форд, чей рассказ уже удостоен премии Ширли Джексон. Прежде Форд выдвигался на WFA 12 раз и 6 раз из них премию получил – просто феноменальная результативность. Здесь я болеть ни за кого не буду, но порадуюсь за Форда, если победит.

Интересной особенностью этого шортлиста является наличие австралийцев практически во всех номинациях, чего прежде никогда не было. Раньше из австралийской фэнтези кроме Никса и Ланаган за пределами страны, поди, никого и не знали, а теперь по одному автору в романах, повестях, рассказах, антологиях, и возможно я даже не всех их опознаю. Какой-то австралийский прорыв неожиданно случился. Знатный антологист Стрейхан за прошлый год выпустил не только ежегодник лучшего за год и две тематических НФ антологии, но и для фэнтезийной премии одну припас. (Диверсификация активов, однако! :-)))) Другими тематическими антологиями в номинации являются Эпик от Адамса (эпическая фэнтези), Мэджик от Оливера (эзотерическая фэнтези) и Экзотик готик 4 от Олсона, чьё название говорит само за себя. Особняком стоит антология мексиканской фантастики, которая, как мне кажется, больше тяготеет к магреализму. Номинация очень ровная, без явных фаворитов. Стрейхан – прекрасный антологист, но его конёк – это НФ, поэтому тут его шансы примерно равны с остальными.

Ещё одним неприятным сюрпризом, из тех, которые я упомянул вначале, стало отсутствие в номинации драконского сборника Шепарда. Я считал его главным фаворитом в этой категории, но администраторы премии решили иначе. Некоторое удивление вызывает наличие в номинации сборника Кидж Джонсон, чьи тексты, кого ни спроси, никому не нравятся. Вот кого бы я охотно выбросил из шортлиста ради Шепарда! Британец Джоэл Лейн – завсегдатай премий у себя в Британии, но на WFA прежде выдвигался только раз, и тоже за сборник, 18 лет назад. Дома его шансы несколько выше, но я не думаю, что намного. Сборник Роберта Ширмана уже выдвигался на Ширли Джексон и на ВFA, а сам автор на WFA прежде выдвигался три раза и получил эту премию за сборник. Несколько особняком стоит в номинации двухтомник избранного Урсулы Ле Гуин. Нам он уже встречался в числе финалистов Локуса. Сама Ле Гуин на WFA прежде выдвигалась 5 раз, 2 последних раза – 11 лет назад, и получила 2 премии из них: за последний земноморский роман и за внецикловый рассказ, но то было совсем давно. Помимо британца Европу в номинации представляет шведка Карин Тидбек. Её сборник уже получил одну из премий для дебютантов и стал финалистом на Типтри, а также хорошо был принят рецензентами и публикой. Вот за эту книжку я и буду болеть, хотя её обложка сильно меня раздражает. А для Ле Гуин такая премия за старые рассказы – как-то мелковата.

Художников комментировать не буду, там слишком много незнакомых имён, но одно знакомо хорошо и вызывает большое уважение. Более 30 лет Дж.К. Поттер создаёт обложки из фотоколлажей. Вообще, он очень талантливый, креативный фотохудожник. Вот ему пусть премия и достанется!

Среди особых премий номинанты, как водится, весьма разношёрстны, но я убей-не-понимаю, по какому критерию их делят на профессиональных и непрофессиональных. Среди первых выделяются два ведущих малых независимых издательства Британии и Штатов. Кроме того, номинирован перевод книги Карлоса Руиса Сафона The Prisoner of Heaven. В непрофессиональные достижения почему-то угодил двухтомный труд С.Т. Джоши по истории жанра хоррора (вот уж кто профессионал, так это он – наиболее авторитетный лавкрафтовед в мире) и альбом художника золотого века Ханнеса Бока.

И напоследок – о премиях, венчающих карьеру писателей – Lifetime Achievement – аналог Грандмастера. В этом году ими награждают Сюзен Купер и Танит Ли.

Сюзен Купер более всего известна как автор пенталогии «The Dark is Rising», удостоенной Медали Ньюбери, Почётной премии Ньюбери и двух Почётных премий Карнеги. Купер родилась в Британии в 1935 году, а в 50е работала репортёром и журналистом в Санди Таймс под началом Иэна Флеминга, автора Джеймса Бонда. В 1963 она переехала в Штаты, где и взялась за литературную деятельность. После нескольких удачных романов она принялась за серию «The Dark is Rising» (Over Sea, Under Stone; The Dark is Rising; Greenwitch; The Grey King; Silver on the Tree). Глубоко укоренённая в богатой традиции артурианских легенд и кельтской мифологии, пенталогия стала классикой детской литературы, и постоянно переиздаётся в течение всех 40 лет после выхода. После этого Купер написала ещё много книг для юных читателей от книжек с картинками до подростковых фэнтези. Кроме этого, из-под её пера вышел ряд фэнтезийных книг для взрослых, а также несколько пьес и сценариев, некоторые из которых выдвигались на Эмми. Среди её недавних книг – соавторский проект "The Exquisite Corpse Adventure", а также биография Джека Лэнгстаффа под названием The Magic Maker. Её новая книга для юных читателей, Ghost Hawk, выходит в этом месяце. Вебсайт автора находится здесь.

О Танит Ли, плодовитой и разносторонне интересной британской писательнице в жанрах фэнтези и хоррора, на Фантлабе хорошо написано и без меня. От себя добавлю, что она вошла в анналы как первая дама, удостоенная British Fantasy Award за роман (то есть, Премии Августа Дерлета). Сайт, указанный на ФЛ, работает, но готовится новый сайт, посвящённый произведениям Ли. Думаю, до World Fantasy Convention его запустят.

***

Этот обзор был написан наполовину на временном ноутбуке, любезно предоставленном коллегой Кипласом, наполовину на моём новом ноутбуке, который я сейчас начиняю софтом, остатками архивов, собранных с миру по нитке, и осваиваю его непривычную клаву, где пальцы всё норовят попасть не туда. Жизнь постепенно налаживается.

Закончил обзор я ещё во вторник и начал ставить на Фантлаб, который в тот момент вроде бы работал. Посреди этого ФЛ снова вырубился, и даже когда он вновь заработал, то поставить я ничего не мог. И так до субботы. Я даже как-то привык на фоне других дел время от времени заглядывать: ну как там, можно уже поставить? Что, снова ашипка пиццот? Ну и пень с ней! :-))) Но рано или поздно, всё возвращается на круги своя, и вот сегодня, в субботу, завершить размещение обзора на ФЛ таки да удалось.

Следующий обзор выйдет примерно через две недели. Первого сентября состоится вручение Хьюго (у нас это будет очень раннее утро второго), и после этого за несколько дней я постараюсь наваять свой обзор лауреатов Хьюго и прочих премий, вручаемых на Ворлдконе. Задача сложная – прошлогодний обзор Хьюго был моим лучшим фантлабовским обзором, и на этот раз нужно выступить как минимум не хуже. Пожелайте мне вдохновения – мне оно очень пригодится!





517
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение25 августа 2013 г. 00:35
Спасибо за обзор. Ждем через неделю хьюговский.


Ссылка на сообщение25 августа 2013 г. 01:27
Спасибо огромное за Ваши обзоры, всегда читаю их с интересом. Но всегда диву даюсь: когда Вы успеваете все эти книги читать?


Ссылка на сообщение25 августа 2013 г. 09:58
Спасибо за обзор! Роман Кирнан у меня лежит пока что непрочитанный, надо бы за него взяться. «Sea Hearts» тоже хочу попробовать, скачала вот только что сэмпл с Амазона.


Ссылка на сообщение25 августа 2013 г. 10:45
Спасибо за обзор!
Но критерии по внесению в Зал славы премии Прометей у них интересные — среди конкурирующих произведений и романы и рассказы (“‘Repent, Harlequin!’ Said the Ticktockman”, Harlan Ellison (1965) — это рассказ, насколько я понимаю?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 августа 2013 г. 14:51

цитата ghost1968

Но критерии по внесению в Зал славы премии Прометей у них интересные — среди конкурирующих произведений и романы и рассказы (“‘Repent, Harlequin!’ Said the Ticktockman”, Harlan Ellison (1965) — это рассказ, насколько я понимаю?
Да, и некоторые рассказы в Зал славы прежде попадали («Реквием» Хайнлайна и «Нет мира с королями» Андерсона). А в 2000 году этот список пополнила сказка — «Новое платье короля«!:-)


Ссылка на сообщение25 августа 2013 г. 14:48
Спасибо большое! Желаю, чтобы обзор результатов Хьюго в самом деле был не хуже предыдущего (шёпотом) и чтобы Хьюго получил К. С. Робинсон.
Ждите комментариев.


Ссылка на сообщение25 августа 2013 г. 19:51
Интересно, что и у Паоло Бачигалупи и у Джона Скальци это уже вторая Seiun в карьере. Похоже, японские читатели нашли себе новых любимцев. Тот же Джеймс Хоган удостаивался этой награды 3 раза, Тед Чан — 4 раза, а Грег Иган — 6 раз.
Ещё, жители Страны восходящего солнца традиционно отдают предпочтение НФ — причём тут зомби? Ума не приложу.


Ссылка на сообщение25 августа 2013 г. 20:14
Перепост на правах рекламы.8-) Больше людей заметят.

Как говорится, мелочь, а приятно.
В число финалистов крупнейшей жанровой премии Испании под названием «Premios Ignotus» попали сразу три произведения российских авторов.
Два романа:
Андрей Рубанов «Хлорофилия»
Анна Старобинец «Живущий»
И одна повесть:
Анна Старобинец «Переходный возраст»

http://darkwolfsfantasyreviews.blogsp...

Напомню, что в прошлом году одна российская писательница уже удостоилась испанской награды: Людмила Петрушевская получила премию «Нокт» за лучший хоррор-рассказ.
Так русская фантастика и «слипстрим» постепенно завоёвывают европейского читателя. Хотелось бы в это верить.


Ссылка на сообщение25 августа 2013 г. 21:51
Спасибо за обзор! Ждем Хьюго, ждем...

цитата cat_ruadh

Я рад за Кори; я за него болел.
Бакелл пролетел, эх!

цитата cat_ruadh

И пусть все остальные номинанты хороши и достойны
Ничуть. Эллисон? В свободном падении? Верю, что Кингсбери с Криптономиконом не тягаться, но, даже по википедии, его вещь гораздо более достойна славы, чем претенденты.

цитата cat_ruadh

Весьма любопытно, как японцы сделали мангу из книг американо-ирландского писателя Джеймса П. Хогана.
Японцы могут сделать мангу из чего угодно и о чем угодно. О теории вероятности Такахаси даже переводили.

цитата cat_ruadh

Как я упоминал прежде, прошлогодняя книга Джо Аберкромби – это отдельный роман в мире «Первого закона».
Обилие персонажей из других книг делает его далеко не таким отдельным, как «Лучше подавать холодным».

цитата cat_ruadh

Джемисин неожиданностью тоже вряд ли назовёшь
С тех пор, как ознакомился с ее опусом, вздрагиваю от неожиданности при виде ее имени в номинациях. Это?

цитата cat_ruadh

поработав над завершением эпопеи Роберта Джордана, Брэндон Сандерсон проникся его безудержным ориентализмом
o_O Чем-чем?

цитата cat_ruadh

Как игра ума звучит любопытно, но что-то мне не верится, что эти изыски своим качеством превосходят смачный, основательно исторически проработанный роман Пауэрса.
Питаю другие опасения — есть примеры со смачными и хорошими, но переполненным кровавой гэбней под раскидистой клюквой Библиотекой географа и Вавилонскими младенцами.


Ссылка на сообщение25 августа 2013 г. 22:02

цитата cat_ruadh

Лучший художник: Kenji Tsuruta
Цурута Кэндзи! Как же, как же. Не фанат, но душевные вещи.


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 20:09

цитата cat_ruadh

Лоу хвалят за подробную проработку мира, за внимание к (квази)историческим деталям, и сравнивают с Сандерсоном, Кеем и Хэмбли.


Вот это я вчера упустила. Сразу Кей и Сандерсон... хм... надо посмотреть, что там такое. 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 03:24
Вот как! Меня читают и перечитывают! ^_^
Страницы: 12

⇑ Наверх