О гигантских и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «angels_chinese» > О гигантских и человекоподобных
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О гигантских и человекоподобных

Статья написана 21 августа 2013 г. 13:02

Написано для родной газеты.

Гильермо дель Торо, режиссер разносторонний и неровный, в «Тихоокеанском рубеже» подарил Западу новых героев – огромных гуманоидных роботов, управляемых людьми из плоти и крови.

Сюжет «Тихоокеанского рубежа» незамысловат и по большому счету сводится к борьбе упомянутых роботов с чудовищными порождениями океанской бездны, которые всплывают невесть откуда и норовят разрушить наши города. Однако испанец Гильермо дель Торо знаменит в том числе хитроумием. Он работает в стиле «и нашим и вашим», чередуя умную и элитарную фантастику вроде «Лабиринта фавна» (в котором ужасы фашистской Испании соревнуются с ужасами потустороннего мира – и оказываются много кошмарнее) с чуть менее умным, но абсолютно крышесносным кино вроде двух «Хеллбоев» по комиксу Майка Миньолы (о сыне падшего ангела, который из ада попадает в наш мир и периодически борется тут со злом).

В «Тихоокеанском рубеже» дель Торо решил расширить культурные рамки Голливуда в «японскую» сторону. Глубинные чудо-юды не зря называются тут кайдзю, «чудовища» по-японски, – и не зря противостоят им гигантские человекоподобные роботы...

Давай врежем этой суке!

Согласно прогнозам дель Торо, уже в этом году из открывшегося в Мировом океане разлома между измерениями вынырнет первое страшилище, озабоченное одним: как бы уничтожить побольше домов и людей. В ответ объединившееся против общего врага человечество создает титанических роботов, которыми управляют пары пилотов. Пары – потому что один пилот справиться с роботом не в состоянии, «слишком велика нагрузка на нейроны». Иное дело – двойка. Оказавшись в голове робота, пилоты синхронизируют сознания, чтобы в буквальном смысле слова слиться духовно, и ведут свою махину в бой. Роботов называют Егерями. (Конечно, никакие они не Егери, а совсем даже Jaegers, «охотники» с немецкого. Но переводчики фильмов положат на лопатки любой здравый смысл.)

Какое-то время Егери побеждают кайдзю, однако те продолжают выныривать из бездны, причем все чаще. Один из кайдзю побеждает робота по имени «Бродяга», ведомого братьями Беккетами, и убивает одного из них. Оставшийся в живых Райли Беккет (Чарли Ханнэм) устраивается на стройку Стены, как называют огромное сооружение, призванное обезопасить прибрежные города от океанских атак.

Проходит пять лет. Власти считают, что от Егерей проку нет, и закрывают программу; вся надежда теперь на Стену. Чернокожий маршал Пентекост (Идрис Эльба), бывший глава программы, не сдается и переводит оставшихся Егерей на сингапурскую базу. Призывает он туда и Райли Беккета, чтобы тот вновь встал за виртуальный штурвал «Бродяги». Напарницей пилота станет прекрасная японка Мако Мори (Ринко Кикути), коллегами – пилотирующие четырехрукого Егеря китайские тройняшки, отец и сын из Америки, а также русские супруги Алексей и Саша Кайдановские, которые сами выглядят, двигаются и разговаривают, как роботы, если не считать боевого клича Саши «Давай врежем этой суке!», переведенного с русского на русский в субтитрах как «Давай врежем этому гаду!».

К счастью, ходячими манекенами геройский состав фильма не ограничивается. Тут есть еще колоритная пара ученых – доктор Ньютон Гейшлер (Чарли Дэй), биолог, и доктор Герман Готтлиб (Бёрн Горман), математик. Гейшлер мечтает о том, чтобы слиться мозгами с каким-нибудь кайдзю и разузнать, чем живет и дышит этот монстр, ну а хромой Готтлиб пытается его отговорить. Особого упоминания заслуживает торговец трупами кайдзю Ганнибал, которого играет Рон Перлман, любимый актер Гильермо дель Торо, воплотивший на экране образ Хеллбоя. Увы, эпизоды с этими персонажами остаются эпизодами, а основное время занимает бесконечная борьба людей-роботов с монстрами, которые, как выясняет Гейшлер, всего лишь десант, посланный навредить человечеству.

Из Японии с роботами

Обычно наличие контекстов и подтекстов маркирует кино многослойное, умное и сложное. «Тихоокеанский рубеж» в этом смысле – увлекательное исключение. С одной стороны, многослойности тут хоть отбавляй. С другой, сюжету эта многослойность нужна, как козе пятая нога. Скажем, были бы кайдзю не кайдзю, а просто монстрами, ничего не изменилось бы.

Однако режиссеру важно донести до нас, что это именно и только кайдзю – именно так с 1950-х годов японцы называют своих киночудовищ вроде исполинского ящера Годзиллы, крупногабаритного рака Эбиры или громадной бабочки Мотры, которая стреляет желтыми лучами из усиков и любит кусать Годзиллу за хвост. Правда, Годзилла символизировал ядерную опасность – после Хиросимы и Нагасаки Япония стала единственной страной на земле, для которой атомная угроза обернулась реальностью, вот кинематографисты Страны восходящего солнца и превратили ракету в ящера, не оставляющего от Токио камня на камне. Что символизируют кайдзю «Тихоокеанского рубежа», кроме самих себя, – глубоко неясно.

Гигантские человекоподобные роботы также заимствованы из Японии, только не из кино, а из мультфильмов: первым таким роботом стал Мазингер Z из комикса (впоследствии экранизированного) художника Го Нагаи. Этого робота профессор Кабуто создал на основе нового элемента таблицы Менделеева «джапаниум», найденного на Фудзияме. Внук профессора, первый пилот Мазингера Z, борется с механическими чудовищами доктора Хелла, а помогает ему в этом благородном деле напарница Саяка, пилотесса Афродиты S, «женского робота», в арсенале которого – только две ракеты-груди. После анимационного сериала «Мазингер Z» гигантские человекоподобные победным маршем пошли по японским мультикам, включая популярные анимэ «Гандам» и «Макросс». Кульминацией роботомании стал сериал «Евангелион», в котором роботы модели «Ева»пилотируются подростками, воюют с неземными Ангелами и скрывают немало страшных тайн.

«Евангелион» считается одним из самых сложных анимэ всех времен, и тем обиднее, что новозеландский режиссер Питер Джексон (тот, что экранизировал «Властелина Колец») так и не поставил по этому сериалу полнометражный фильм. Еще обиднее то обстоятельство, что «Тихоокеанский рубеж» японским мультикам и в подметки не годится – фильм получился слишком простым, стереотипным и, увы, глуповатым. Но, может, это только начало?





345
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 августа 2013 г. 23:08

цитата

(Конечно, никакие они не Егери, а совсем даже Jaegers, «охотники» с немецкого. Но переводчики фильмов положат на лопатки любой здравый смысл.)
А лучше было б «Ягерами» назвать? 8-)
«Егери» — отлично подобранный аналог в языке, передающий и смысл, и звучание. Вариант «охотники» стал бы грубейшим искажением авторского замысла, ибо коли б хотел Дель Торо в англоязычном фильме «охотников», они назывались бы hunters''''ами. Ужасный вариант «джеггеры», который прозвучал в некоторых рекламных материалах, даже слышать не хочется.

От фильма не ждал многого, поэтому не разочарован, а скорее даже очарован. Попса — да, без мыслей — да. Но эк же здорово снят мордобой Годзилл с Евами! Да и герои, хоть и картонные, но приятно правильные. Не надоевшие сверхлюди со сверхкомплексами, а солдаты на войне, своего рода Красные Бароны на новейшей технике. Когда самолёты и танки были в новинку, их тоже расписывали под хохлому и давали им личные имена, а их пилоты были героями национального масштаба. Что характерно, в фильме только один отрицательный персонаж-человек, он же лучший, — спекулянт в исполнении неизбежного (Дель Торо же!) Рона Перлмана.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 августа 2013 г. 00:21
Лучше б «Егерами» 8-) Не знаю на самделе. Мне не нравятся «егери» — это именно что аналог, а не перевод. Вон у Кордвейнера Смит «меншон-яггеры» есть — охотники на людей то бишь, Menschenjäger, — его тоже егерем называть? :) Джеггеры даже не обсуждаются, само собой. Микджеггеры, блин.

Я ждал большего, видимо, потому, что у меня протянулась ниточка от евангелионического проекта студии Питера Джексона к этому фильму. А тут — кроме мордобития никаких чудес. Для меня планка раз и навсегда задана «Евангелионом», увы и увы, да и дель Торо как-то подвел — не скажешь, что этот же человек снял «Лабиринт фавна», да и двух «Хеллбоев» тоже.
 


Ссылка на сообщение22 августа 2013 г. 00:58

цитата Robin Pack

От фильма не ждал многого, поэтому не разочарован, а скорее даже очарован. Попса — да, без мыслей — да.
Да смысл в том, что фильм опоздал. Мода на японскую попкультуру начавшаяся Матрицей уже в России года 4 как ничего кроме недоумения не вызывает.

цитата

Годзилл с Евами
было. Ева много взяла от Гадзилы vs. Мехогадзил. В результате вышла странная лента Мёбиуса.

цитата

Рона Перлмана
Из за него и смотрел8-].
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2013 г. 13:14
Причём тут абстрактная мода на японскую поп-культуру, начавшаяся явно не с «Матрицы» — не очень ясно. Это, вообще говоря, первый западный фильм, эксплуатирующий тематику mecha.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2013 г. 14:43
http://ru.wikipedia.or... явно не первый8:-0. Этот фильм особенный именно вкраплениями японской попкультуры.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2013 г. 16:29
Я в курсе существования этогооно не имело даже культового успеха. Ещё бы Power Rangers вспомнили — та же отрыжка «Супер Сентая», только в профиль.
Хорошо, давайте переформулирую тезис. Это первая западная попытка снять на материале об ОБЧР не поставленный воспитателем детский утренник, а, хм, вменяемое развлекательное кино на mecha-тематику, с вменяемым режиссёром у руля и вменяемыми production values.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2013 г. 17:42

цитата

Я в курсе существования этого — оно не имело даже культового успеха.
   Абсолютно по одной схеме сделаны. Роботы-бойцы шли по следам Роботеха. Тихоокеанский рубеж шёл по следам Евы. Какой то культовости у обоих вещей не заметил. Разве, что фанаты Евы в очередной раз пропатчили свой мозг;-).

цитата

Хорошо, давайте переформулирую тезис. Это первая западная попытка снять на материале об ОБЧР не поставленный воспитателем детский утренник
Позвольте здесь уточнить. На Западе не умеют снимать кино только для подростков. Для детей да, для молодых мужчин то же да. Но вот для подростков, не очень выходит. Периодически появляется что то вроде очередного «Человека паука» или творчество телеканала Диснея. Это придел Голливуда и США. Делаются в этом направлении попытка заимствовать японскую поп культуру. Но кроме первой Матрицы выходят фейлы. Это очередной. В том смысле, что в подростковую лузу фильм попал но никакой особой реакции там не вызвал.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2013 г. 18:07
Дель Торо не нужно никаких «попыток» делать, поскольку он в материале плавает как рыба в воде. Он фанат, понимаете? И снимал он для таких же фанатов. Фильм гиковый в первую очередь, а не подростковый, потому что подросток, выросший на современной поп-культуре, в том числе японской, не сможет никогда оценить многие из тех мелочей — и уж тем более ссылочки — которыми фильм просто пестрит.
О какой реакции и возникновении культа можно говорить, когда фильму едва ли полгода? «Еве» на формирование культа и значимой фан-базы потребовалось несколько лет даже в Японии, ну, вот о чём вы?

цитата

Тихоокеанский рубеж шёл по следам Евы.

Там нет ничего от «Евы» — ни сценарно, ни режиссурно. Дель Торо её если и смотрел вообще, то очень много позже того момента, когда закрепился его вкус в этом направлении.

цитата

На Западе не умеют

Вы говорите так, как будто Дель Торо это какой-то абстрактный «западный» режиссёр без своего очень ярко выраженного визуального стиля и манеры режиссуры, которые ему удалось пропихнуть даже в такой «промышленный» студийный проект. :-D
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2013 г. 18:21

цитата Icipher

Там нет ничего от «Евы» — ни сценарно, ни режиссурно. Дель Торо её если и смотрел вообще, то очень много позже того момента, когда закрепился его вкус в этом направлении.
Фильм снимался на материале оставшемся от попытки экранизации Евы.

цитата Icipher

Дель Торо не нужно никаких «попыток» делать, поскольку он в материале плавает как рыба в воде. Он фанат, понимаете? И снимал он для таких же фанатов.

Японцы с этим не согласны. Сборы там по разному пошли. Видать не такая уж и рыбка.

цитата Icipher

И снимал он для таких же фанатов. Фильм гиковый в первую очередь, а не подростковый, потому что подросток, выросший на современной поп-культуре, в том числе японской, не сможет никогда оценить многие из тех мелочей — и уж тем более ссылочки — которыми фильм просто пестрит.
я знаю что он позиционируется как гиковский. И написал своё мнение на этот счёт.

цитата Icipher

О какой реакции и возникновении культа можно говорить, когда фильму едва ли полгода? «Еве» на формирование культа и значимой фан-базы потребовалось несколько лет даже в Японии, ну, вот о чём вы?
О том что вы сказали   Роботы-бойцы и Тихоокеанский рубеж не сопоставимы. Это не так. Успех примерно одинаков, и вы сами признаете, что особой культовости пока нету.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2013 г. 19:33

цитата

Успех примерно одинаков

С момента выпуска ТР прошло несколько месяцев, и прокат ещё даже не окончен, а фильм, не будучи повсеместно рекламируемым и выезжая в основном на имени режиссёра без участия каких-либо звёзд-любимчиков, уже собрал критику, если ориентироваться по агрегаторам, примерно на 4 из 5.
С момента выпуска «Джокса» прошло...13 лет.
Так, на минуточку.

С позиции чисто финансовой «Джокс» отбил десятую часть своего бюджета, ТР же перекрыл свои 190 миллионов бюджета полностью и поимел сверху ещё 214.

цитата

Японцы с этим не согласны. Сборы там по разному пошли.

Как бы прокат там пошёл на месяц позже и столкнулся, ни много, ни мало, с релизом нового Миядзаки, внимание, у себя на родине — который, мягко говоря, поимел по приросту и сборам за уикенд все западные фильмы, включая лидировавший до этого «Монстроунивер». Да и о каких абстрактных японцах речь? Kaiju movies как объект культа там уже давно в прошлом, а меха — явление даже по меркам Японии нишевое.

цитата

Фильм снимался на материале оставшемся от попытки экранизации Евы.

Это всего лишь фанатские спекуляции, притянутые за все части тела. Никаких документальных подтверждений этому факту не существует. Оригинальный сценарий был написан одним человеком, затем просто переработан в соавторстве в дель Торо.


Ссылка на сообщение22 августа 2013 г. 17:39
у нас в к-т не идет:-(


Ссылка на сообщение22 августа 2013 г. 18:45
А база разве не гонконгская?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 августа 2013 г. 19:19
О, кстати. Ошибся, как пить дать.


Ссылка на сообщение25 августа 2013 г. 11:13
надо глянуть


Ссылка на сообщение28 августа 2013 г. 15:44

цитата

«Тихоокеанский рубеж» японским мультикам и в подметки не годится – фильм получился слишком простым, стереотипным и, увы, глуповатым.

Уж не знаю, пару раз начинал смотреть, но как-то не вкурился в картину. Видимо, веяло наивом. Но всё же сделаю усилие посмотрю, опрометчиво себе это сам обещал. Да и чисто творчески интересно взглянуть, тема роботов весьма привлекает.
В картине «Я, робот» меня забавляло, как УМНО используют роботов, как Москва мигрантов. :-)))


Ссылка на сообщение4 сентября 2013 г. 13:10

цитата

Еще обиднее то обстоятельство, что «Тихоокеанский рубеж» японским мультикам и в подметки не годится – фильм получился слишком простым, стереотипным и, увы, глуповатым.

Не очень понятное обстоятельство. Дель Торо и не ориентировался на «Еву», его источники вдохновения лежат между 60-80 годами по большей части. Он и ставил себе целью снять фильм и для подростка, и для тех, кто уже далеко не подросток, но не относится к своим детским увлечениям как «я уже вырос из этих черепашек-нинзей». Именно своей наивной честностью фильм и подкупает как раз, как и соблюдением баланса: тут есть место драматизму и угловатому пафосу, но без нелепых потуг известной доли последних блокбастеров-миллионников (обойдёмся без имён и названий во избежание) на «тонкий психологизм». Да и отсутствию юмора в районе тазобедренного отдела (который тянет на юмор только в радужных фантазиях сценаристов), к которому активно склоняют практически все т.н. «детско-юношеские» блокбастеры, тоже можно порадоваться. Например, отсутствию шуточек про мошонки противников, до которого шлёпающие механическими губами трансформеры Бэя известные любители.

Что касается того, кто кому в подмётки годится, то подавляющая доля франшиз «Гандама» и, уж тем более, глуповатого «Макросса» находятся явно на том же уровне или ниже. Вообще, сколько её, «серьёзной» мехи-то, было создано за сорок лет существования японской анимации? Да только что «Ева», «Патлаборы», пара-тройка ярких исключений из вселенной «Гандамов», да незаслуженно игнорируемые широкими массами работы Рёцуке Тахакаши, тяготеющие к «твёрдой» НФ.
Кроме того... Показать вам, что ли, пару десятков многократно более простых, стереотипных, глуповатых и зачастую по-анимешному имбецильных японских мультиков на тему ОБЧР? :-D

P.S. Не знаю, что там в субтитрах, а в дубляже была именно «сука», а не «гад». Умилило.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2013 г. 18:29
Да видел я эти имбецильные мультик :) Но планка-то задана. И, нет, для подростков это слишком тупое кино. Не Бэй, конечно. Но и не «Лабиринт фавна».


⇑ Наверх