Оценки и отзывы жюри премии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «shickarev» > Оценки и отзывы жюри премии «Новые горизонты»: Алексей ИВАНОВ. Комьюнити
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Оценки и отзывы жюри премии «Новые горизонты»: Алексей ИВАНОВ. Комьюнити

Статья написана 26 августа 2013 г. 11:35

Алексей Иванов. «Комьюнити»

Александр Гаррос:

Сразу констатирую: оценка несправедлива – если закрыть глаза на контекст и думать только о соревновании представленных текстов, то ивановский текст уж точно из лучших. Но. То, что очень даже недурно для неведомого Маврина (под таким псевдонимом вышел предыдущий роман «про дэнжерологов», «Псоглавцы»), — увы, довольно дурно для Алексея Иванова, одного из лучших писателей современной России. Хорошие находки «Комьюнити» пасуют перед изъянами: проваленный финал, плохо срастающиеся жанры (киберпанк, хоррор, сатирическая фантастика), отчетливо фальшивые нотки и в речах персонажей, и в пафосе автора. Так что, увы, три – при всем моем искреннем уважении и личной симпатии к мэтру.

Оценка: 3.

Сергей Жарковский:

Прочитал, перечитал. Прочитал, выходит, в третий раз, перечитал во второй.

Общее впечатление: Закрывши файл, вдруг запнулся, пялясь в свои заметки. Потому и отложил оценку на сутки.

Профессиональное мнение: ПЛОХАЯ повесть КРУПНОГО (ОЧЕНЬ КРУПНОГО) писателя.

Казалось бы, всё было мне ясно. Повесть мне активно не понравилась при первом чтении (сколько там? полгода назад? год?) — не нравится и сейчас. Я понимаю все сильные её части, эпизоды и кусочки, кое-что («Дорогу обжимали чёрные ограды»; и её частные огрехи вплоть до заимствований (эпизод с барменом, «бармен видел, бармен понял» — Лимонов) и общую слабость. Чиста твёрдое два плюс один за Геграфа, минус два за индивидуально не трансформированную акутальность, плюс один за отменную сцену (голливудеры, вешайтесь) погони и сообщение от погибающего человека «Плохо писать с телефона все безграмотное. Даже стыдно!» Всё ясно: 1.

Но я запнулся.

Может ли хороший писатель (то есть просто писатель) написать плохую книгу? Нет. И хоть убейся. Потому что он (писатель) скорей удавится и всех близких вокруг удавит вдобавок. Таким образом, дело во мне, читателе.

А из чего складывается, собственно, моё мнение об общей плохости «Комьюнити»?

Для репутации автора Пармы» и Географа его «дэнджэрологические» две повести (блюэ это слово «дэнжэрология») означает однозначное «минус». Это как бы те вещи, которые Иванов должен был написать между «Погоней» и «Общагой» — тогда в графике динамического роста Иванова не было бы этой странной лакуны. Тогда как бы было бы всё в порядке — красивейшая кривая в рост, только в рост до величественной катастрофы БЛУДО и МУДО невключительно. Но вся это пелевенизированная стивенкинговщина в манере Минаева (щяс я говорю только о Комьюнити, первую днжерологическую штучку придётся теперь перечитать) была произведена сейчас, и, безусловно, не по душевной необходимости бубонно взросла. Я вижу конфликт между необходимостью писать вот это и необходимостью писать для вечности: поскольку у Иванова — писателя крупного, — это вылезает в каждой авторской интонации и в каждой интонации героев. Каждое словно окрашено раздражением Свыше, раздражением творца от изначальной необязательности и тягостности свершаемого данного творения. Но, поскольку писатель таки крупный, в повести он честно попытался (где-то даже удачно) наставить файерволов, защищающих читателя. К сожалению, они явны, я их замечаю (например, скурпулёзно точное по месту-времени упоминание Духлесса), меня это всегда бесит, поскольку обнажает леса конструкции, а это моветон и минус.

(Нота: Также раздражает меня то, что Комьюнити для какого-нибудь Дивова стало бы вполне нобелевскимтекстом, успешным прыжком выше головы в стороны. Фантастический кондом повести даже не заметил, но не заметил не потому что повесть дурна. Наоборот, и плюс к тому, Иванов пиридатель фантастики, шкура продажная, обиделся на Вершинина и злобно мстит, и вообще кормится с боллитровской делянки — и нечего тут. Это моё раздражение также вполне несознательно идёт лыком в петлицу этой повести. К счастью, если ты не дурак, ты сам лыко сие (осознав) можешь выдернуть и не учитывать впоследствии. Вычеркнуть из протокола. Сделано.)

В общем, всё ли дело в том, что, как говорил малоталантливый, но дьявольски умный и честный Булычёв «Нет, это у Стругацких не Эверест нынче получился, это Монблан какой-то...»? Неужели в этом? То, что хорошо для бычка — западло для Юпитера? Очень бы не хотелось, мы же не о Путине говорим, а о писателе; нет, я-читатель не такого плохого о себе мнения, добро бы мне было пятнадцать лет...

Давай разбираться.

Иванов — писатель без чувства юмора, причём, по-моему, от природы, а не как Ефремов, поэтому величественность его письма, в отличие от письма того же Ефремова, естественна, а не дурнопафосна; необходимый же для избежания наигрыша градус самоиронии компенсируется врождённым же добросердечием. Но именно поэтому он (Иванов) лишён иммунитета к реакции на его работу, которая, естественно, как и вся остальная «роскошь человеческого общения» сейчас аккумулирована в сети, и чума бы побрала такую роскошь, неотвязную, как ковры на фотгах в ФБ.

Таким образом: Комьюнити — это признание в интернет-зависимости, в нетофилии. И некуда бежать, если заразился. Либо переболеваешь и иммунен, либо вечно в чирьях, с больной головой давишь и давишь на f5, как крыса на рычаг. Причём, иммунный забывает о кошмарах болезни, как забываются наяву все кошмары, и ужас больного уже с собой не соотносит. Психологический блок. Вот в чём причина.

Кинг, когда у него у него чуть не погиб ребёнок под грузовиком, написал «Клатбище дамашних жывотных», сбросив туда свой ужас, и это самая ПЛОХАЯ его вещь, плохая не потому, что слабая, а потому что без тормозов, без защиты для читателя, как тот грузовик. Но Кинг живёт (ОК, жил тогда) в нормальном мире. Плохая вещь — относительно нормы. (Как в норме показ отрезания головы человеку по первому федеральному телеканалу — есть преступление.)

Вот и Комьюнити. Иванов сбросил свой ужас в Комьюнити. Но мы-то живём в перевёрнутом мире. Так что вот почему я запнулся по третьему чтению, я запнулся и, видя все косяки, неудачные эпизоды, беду с речевыми характеристиками, разговорным слэнгом (где вы, редакторы, хвостом вас по голое?!), — общую слабость «Комьюнити» , в которой был уверен, я вдруг ощущать – перестал.

Такие дела.

Нухшо. Попробуем суммировать.

По форме: всё ОК, что, собственно, было ясно сразу, фирма не вяжет кривые веники (гладкоправильновнятнопись с уникальной интонацией). По авторской игре в псевдоним: не заложусь, что Иванов снизил слог нарочно для хавания пипла. Есть такое ощущение, но не заложусь. По НФ — даже разбирать не хочу, потому что особых нарушений не углядел с моей компетенцией. По логике: концовка великолепна и полностью отвечает авторской задаче (а вот тут не заложусь, что она сама по себе была ясна Иванову изначально). По резонированию со мной, любимым и простым: засада, очень рвано. Крузу, который везёт меня через зазобмленную Америку верю и сопутствую каждую секунду. Несмотря на то, что Круз — не Иванов и никогда. А тут — продираюсь от эпизода к эпизоду. Ай-яй-яй! НО: блин, а не исправляется ли это редакторски?

И тут я немного посчитал и нашёл, что исправляется...

Ненавижу тебя, Чака!

Нуивот, блин-малина-водолаз.

Резюм: болезненная и больная ХОРОШАЯ повесть писателя Иванова. Внезапно.

Оценка: 5.

Лев Лобарёв:

Точная энциклопедия жизни конкретной субкультуры. Очень умный текст — в отдельных местах. Но избыточный, много лишнего, ритм проседает. Нет ни одного приятного, симпатичного персонажа. Главгерой — фигура нарочито незаполненная. Вообще, герои невыпуклые, иногда даже яркие, (точнее, точные), но все равно неживые, будто они тоже просто пакеты справочной информации.

Текст умный, но мертвый.

Оценка: 4.

Михаил Назаренко:

Как уже было сказано, плохой роман очень крупного писателя. Очень крупного и очень плохой. Страшилка для офисного планктона с пересказом обрывков научпопа/Википедии, с плоскими куклами вместо людей. Понятно, что именно хотел сделать Иванов в «Коммьюнити», как и едва ли не во всех своих романах: создать образ-концепцию, обладающую огромной объяснительной силой. Жизнь в России – она вот такая. Вот потому-то. И человеку приходится делать такие-то выборы – или отказываться от них. В «Парме» и «Золоте бунта» такая модель естественно смыкалась с мифом – собственно, превращалась в миф. В «Блуде» и «Дэнжерологах» Иванов пытается играть на поле Пелевина – но если тому когда-то давно еще удавалось находить емкие формулировки и убийственные термины, то Иванов здесь идет вопреки природе своего таланта. Лекции, комментарии, автокомментарии – а в итоге и говорить не о чем, все подано, и разжевано, и очень скучно.

Оценка: 2.

Андрей Рубанов:

Иванов — большой писатель. Мой ровесник. Я его очень уважаю. Но роман «Комьюнити» у него не получился.

Оценка: 2.

Роман Арбитман.

Оценка: 2.





181
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 11:58
Интересно, Жарковский всем поставил пятерки? :-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 12:16
Скоро это станет известно. Пока поддерживаю интригу ;)

Сергей — добрый, да.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 12:29
Пока мои оценки близки к Гарросу.8-)
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 13:06
Еще шесть участников.
Любопытно будет по совокупности сравнить
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 14:00
Вот ведь. По ходу, мы с разными Сергеями общались. Или просто карта так легла?
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 14:31
Сергей действительно добрый. Но твёрдый. :) Поверьте, как некогда я поверил. :)
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 13:27
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 13:43
А-ха-а-а... Некоторым — шестерки :cool!:
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 13:49
На груди могендовид наперевес!


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 18:24
«Малоталантливый Булычев» — это что-то из области мании величия самого Жарковского?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 20:13
«У поэтов есть такой обычай...» Обычаи племени прозаиков не сильно отличаются. Так что, не обращайте внимание.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 20:43
Разбираетесь в этом, я полагаю?
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 20:54
Верно полагаете.
Когда один писатель ругает другого, то на его слова обычно не стоит обращать внимания. Особенно, если писатель начинающий или известный в узких кругах ругает классика. Зато если один писатель хвалит другого, — в особенности, не принадлежащего к его кругу — его слова достойны всяческого внимания.
Иначе пришлось бы воспринимать всерьёз все склоки в ЖЖ.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 21:10
Чушь. Но прекрасная.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 21:14
Прекрасный аргумент.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 21:20
Это не аргумент, это правда. Вот у вас —

цитата Славич

один писатель ругает другого


аргументы, и глубоко чушные. Никто никого не ругает как минимум. И уж точно я нигде и никогда _как писатель_ не выступал и не выступаю. Ни ругая, ни хваля. И не буду впредь. Поэтому и чушь вы несёте. Не скажу уж — «безапелляционно».
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 21:34
Zharkovsky Я как правило в такие «диалоги» не встреваю, но тут что-то заинтересовало. Вы «многоталантливый» или «не дьявольски умный»?.. Интересно же!
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 21:58
Именно ваше мнение по этому поводу будет дьявольски интересно. Я-то что. Я пристрастен в данном случае.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 22:07
Высказываю мое беспристрастное мнение. Многонеталантливый, но дьявольски не умный.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 22:15
Прекрасное мнение! Совершенно с вами согласен.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 22:24
Ну вот, С.В., беда просто с Вами! Своим согласием с моим мнением несколько обезоружили... Дьявольски умный ответ. (Но уж далее в эти игры играть не стану...)
 


Ссылка на сообщение29 августа 2013 г. 00:19
:)
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 21:50

цитата

Никто никого не ругает как минимум. И уж точно я нигде и никогда _как писатель_ не выступал и не выступаю.
«Малоталантливый писатель» — типичное оскорбление в стиле ЖЖ. Точнее, дешёвая провокация.
А выступаете Вы в любом случае как писатель. Вас пригласили в жюри, потому что Вы писатель.

цитата Zharkovsky

Не скажу уж — «безапелляционно».

Да куда уж нам до Вашей-то безапелляционности суждений.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 22:01

цитата Славич

типичное оскорбление в стиле ЖЖ. Точнее, дешёвая провокация.


А я тут при чём?

цитата Славич

ас пригласили в жюри, потому что Вы писатель.


Вот поистине новое и самое лучшее определение писателя! Спасибо, я запру это в душе, как Кубатиев «столбового дворянина».

цитата Славич

Да куда уж нам до Вашей-то безапелляционности суждений.


Мои суждения вовсе не безапелляционны. Так что это куда мне до ваших. Жэжэшного типа.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 22:06
Благодарю, что остаётесь верны себе и даже не понимаете, что пишите.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 22:14

цитата Славич

что пишите.


«ПишЕте».

Прекрасно понимаю, чтО я пишу.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 06:57
Эх, разбередил ты сердца, расчесал раны, не разбавил вино водой! Ужо тебе! :)
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 12:19
Ну интересно же.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 21:38
Постараюсь.
Но «какой-нибудь Дивов» — тоже как-то... По крайней мере некрасиво.
 


Ссылка на сообщение26 августа 2013 г. 22:16
Вас неверно сориентировали, но это ничего, наверное. Нелюбопытство по нынешним временам уже не порок.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 06:56
но почему некрасиво-то? Взрослый человек, со своей шкалой, почему чужая шкала, если не совпадает с нашей или общепринятой — сразу некрасиво? Мне тоже нравится Дивов — лица необщим выраженьем хотя бы — но это вовсе не повод упрекать Жарковского. Заметьте: Сергею категорически не нравится роман Иванова, однако даёт высокую оценку просто за уровень исполнения (что для меня, например, неприемлемо — я-таки не люблю, когда писателя сравнивают с другим писателем, эта средняя температура по палате раздражает). Никто не выступает против оценки Иванова, но все взъелись за Дивова и Булычёва. А чего сказал Жарковский, что можно было бы воспринять за обиду? Слово «малоталантливый»? Но ведь Булычёв и впрямь не мировой величины писатель. Его «серьёзные» вещи невозможно читать, скучно. Что по настоящему вытягивает суконность булычёвской прозы — это ум и ирония, которые выражаются отнюдь не речевыми характеристиками, а именно нарочитостью. Но именно так и мог быть написан Великий Гусляр и Алиса, и так совершенно невозможно писать взрослую прозу.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 11:02

цитата sikaraska

Взрослый человек, со своей шкалой, почему чужая шкала, если не совпадает с нашей или общепринятой — сразу некрасиво?
Вопрос не мне, но позвольте ответить. В контексте обсуждения книги Иванова, отпускать подобные ремарки в адрес Булычёва и Дивова совершенно неуместно и некорректно. Поскольку, опять-таки в контексте, они не несут какой-либо смысловой нагрузки, кроме провокационной.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 12:05

цитата Славич

Поскольку, опять-таки в контексте, они не несут какой-либо смысловой нагрузки, кроме провокационной.


Рукафэйс. Фублин. Ну, ладно.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 12:19
Рука лицо скрывать устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 12:40
На это даже не знаю, что сказать. Вы меня сразили силой интеллекта, пойду, жабанят объемся.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 17:10
PS.

цитата sikaraska

Но ведь Булычёв и впрямь не мировой величины писатель. Его «серьёзные» вещи невозможно читать, скучно.
А что «многоталантливыми» могут быть только писатели мировой величины? Или для того, чтобы писать детские/подростковые книги или юмористические рассказы, талант не нужен?
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 18:32
А как вы измеряете талант? талантометром? Я сказал — у Булычёва суконный язык, в нём напрочь отсутствует стиль. Ваше слово.
 


Ссылка на сообщение29 августа 2013 г. 12:01

цитата sikaraska

А как вы измеряете талант? талантометром? Я сказал — у Булычёва суконный язык, в нём напрочь отсутствует стиль. Ваше слово.
Талант, как известно, измеряется «Мензурой Зоили».
Знаете, мне искренне жаль современных обывателей, полагающих, будто талант выражается исключительно в умении составлять предложения. Поэтому от Вас я ожидал более широких взглядов.
Талант — в умении создавать художественные образы, в самом широком смысле. А это Булычёву обычно удавалось благодаря недюжинному уму.
Кроме того, не следует сбрасывать со счетов сюжет (раз уж мы говорим о фабульной литературе), удачные типажи и интересные идеи, оригинальные концепции... Одним словом «содержание» не менее важное, чем форма. (На мой взгляд, более важное).
 


Ссылка на сообщение29 августа 2013 г. 00:21
Вот видите, вы стали задавать вопросы. И это, на мой взгляд, прекрасно! Дискуссия даром не прошла.


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 07:22
Довольно, странные оценки. Вроде как получается на премию выдвинули какое-то слабое, почти плохое, произведение хорошего сочинителя.
Вот бы спросить: зачем выдвигали тогда, кто конкретно предложил и тоже зачем? Неужели у нас нет других достойных претендентов на премию «Новые горизонты»?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 07:42
оценки вполне нормальные. Жюри ведь не выдвигает никого на премию, только оценивает. Вопрос к номинирующим.
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 08:55

цитата sikaraska

Жюри ведь не выдвигает никого на премию, только оценивает.

Тогда ситуация понятна. Я понимал, что комитет (жюри) выдвигает и потом уже отдельно оценивает, выдвигая главного лауреата.
Если так — то тут могут быть и вообще негативные оценки.:-)))
 


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 12:47

цитата saga23

кто конкретно предложил и тоже зачем?


Разгадку этой жгучей тайны вы найдете, ознакомившись со списком номинаторов и их, номинаторов, комментариями.


Ссылка на сообщение27 августа 2013 г. 12:33
Забавно. Но Псоглавца я дочитать не смог. Атмосферно, но очень, очень чёрно. Подозреваю, Комьюнити такое же?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 августа 2013 г. 00:26
Да, Псоглавцы не прошли у меня ОТК и теперь. Совершенно ненужная читателю неудача Иванова. Нужна ли была ему самому — ему, конечно, видней.

Кстати, всё-таки очень интересно, почему приёмы и шаблоны Кинга не работают на российском матерьяле. И не потому, что шаблоны и приёмы плохи, наоборот, они очень хороши. Но вот не работает. Искра зверь, слона убьёт, а ни шиша не схватывает.


Ссылка на сообщение30 августа 2013 г. 21:47
Книгу Иванова прочитал (помню как с интересом читал еще его первые книги!). Перечитать не тянет. Я ведь не член «жюри» — мне страдать над текстом не надо. И поскольку я обычный читатель — мнение моё — одно из множества. И я тоже — на «троечку»...
Но тут меня «засмеяло» другое. Я прочитал текст Жарковского, перечитал. Еще раз прочитал.
Может самому Жарковскому стоит прочитать, перечитать и снова прочитать то, что он написал? А то очень напоминает противолодочные зигзаги... А пока Жарковскому — двойка. :-)Все-таки это не художественный роман...


⇑ Наверх