Алексей Иванов «Комьюнити»
- Жанры/поджанры: Мистика | Триллер
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Топ-менеджер Глеб методично реализует свою мечту о жизни премиум-класса. Престижная и интересная работа в знаменитой IT-компании, квартира в Москве, хороший автомобиль, желанная женщина, лучшие бренды… «Человек — это его айфон».
Но с гибелью гениального IT-менеджера, совладельца компании, появлением его красавицы-дочери, оставшейся без наследства, и случайно обнаруженной загадочной надписью на древнем могильном кресте размеренная жизнь Глеба заканчивается… И странное, но явственное дуновение чумы пролетает над современным, внешне благополучным миром.
Москва живет митингами, на баррикадах — богема… Но на модном интернет-портале тема чумы, Черной Смерти, приобретает популярность. Участники таинственного комьюнити вовлекаются в интеллектуальную игру, делясь друг с другом ссылками о древней болезни, — и становятся в итоге заложниками другой игры, зловещей, смертельно опасной.
Входит в:
— цикл «Дэнжерологи»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 251
Активный словарный запас: очень высокий (3262 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 58 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 30%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 2013 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Филигрань, 2013 // Большая Филигрань | |
номинант |
Новые горизонты, 2013 // (роман) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glaymore, 13 июня 2012 г.
«Комьюнити» — это не книга.
Это набор креативного контента минаев-стайл, сгенерированного по стандартам веб 2.0 для прогрессивно-молодежной таргет-группы.
В тексте присутствуют все необходимые минаев-маркеры, обновленные до v.2012 — глянец, продакт плейсмент, айпэд, твиттер, лексус, презерватив, коньяк, рассуждения-о-дерьмовости-жизни. Герой экзистенциально страдает и желает найти Смысл, но сколько он ни бухает и как ни трахается, понимание Смысла не приходит к нему. Кроме того, в офисах оживают мертвецы, а менеджеры превращаются в демонов чумы. Все время что-то напряженно происходит, но при этом не происходит ничего.
Этот роман даже нельзя назвать «плохим» или там «убогим». Он — никакой. Он как глянцевая фотография пластмассового яблока. Идеальный образец модной литературы (которая, как пресловутая морская свинка, не имеет ни малейшего отношения ни к литературе, ни к моде).
tapok, 14 июля 2022 г.
Креатив – говно, автор…
***
«Комьюнити» – якобы второй роман из цикла «Дэнжерологи». И если первый роман («Псоглавцы») был весьма интересным, колоритным, пусть местами и неказистым, то «Комьюнити» – это какой-то кукушонок в гнезде лебедя. Не иначе.
…2011 год. Топ-менеджер Глеб из фирмы «ДиКСи» (что-то типа социальной сети\радио\новостной ленты, где каждый запрос выдается согласно анализу потребительских интересов) живёт на полную ногу. Его мало заботят житейские проблемы. Вот только всё меняется, когда он видит на кладбище загадочное надгробие. В тот день в его жизнь проникает чума…
Автор выбрал интересную тему – чуму. Присутствуют различные фактические данные как просто из истории, так и из конспирологии. Ивнаов даже упоминает, например, японский «Отряд 100». Это, к слову, классный удар в сторону Штатов. И исторический факт, между прочим. К сожалению, на этом список плюсов романа заканчивается.
А вот о минусах говорить можно сколько угодно. Во-первых, это герои. Абсолютно плоские и не то, что даже скучные. Они отвратительные. Ни один герой не вызывает симпатии и сопереживания. Глеб – типичное гламурное быдло, любитель идти по головам. Борис – банальный пубертатник, дорвавшийся до каких-то благ. Орли – провинциалка-давалка (это её слова, если что!), которая всего лишь хочет кусок пожирнее да квартирку-то получше. Во-вторых, стилистика повествования. В романе много статей про чуму (интересно) и переписка в компьюнити – выглядит это как чат. Так вот этот чат – ужасный слон посреди квартиры. Пресный, безвкусный и унылый приём. Но всё это надстраивается ужасным сленгом, полным англицизмов и молодёжных (на тот момент) словечек. Особенно тут инородно выглядит Кабуча и её перлы. В-третьих, тематика чумы. Ментальная чума и демоны? Рукалицо. В-четвёртых, постоянные рассуждения главгероя – от них затошнит даже самого дотошного читателя. Иванов хотел как-то оправдать Глеба? Не вышло. Финал, как и начало – их нет вообще. В «Псоглавцех» они были, хоть и условные. Здесь же автор обрывает книгу, толком и не предоставив ответов на вопросы. Чума ли это, демон ли, или просто бабки\квартиры\мерсы в глаза попали, вызвав поток крови? А кто ж его знает.
Алексей Иванов решился на эксперимент. «Комьюнити» – это противопоставление «Псоглавцам». В этом романе действие происходит не в глубинке, а в центре страны – в Москве. Герой здесь считает себя невероятно умным, успешным и любимцем фортуны. Кирилл же из «Псоглавцев» был куда более приземлённым и простым. И вместе с тем, куда человечнее Глеба. Так же разительно отличается жанровый аспект. «Псоглавцы» – триллер с элементами мистики, но там хватало и психологизма, социального и приключений. «Комьюнити» – это магический реализм, тут вообще нет как таковой мистики, психологизм проглядывает лишь местами.
А что же тут общего? Лишь дэнжерологи и статьи из интернета. Дэнжерологи в «Комьюнити» вообще выглядят пятым колесом, а статьи из интернета мало чем отличаются от того, что было в «Псоглавцах» – они просто вывалены посреди глав, без стиля и изящества. Это не «Ночное кино» Пессл (один из образчиков такого приёма).
Заключение: абсолютно проходной роман, который больше раздражает и вызывает уныние, нежели восторг и приятные эмоции. В плюс можно поставить разве что поток информации о чуме. И то условно.
6 эпидемий чумы из 10. Увы.
Torque, 16 февраля 2019 г.
Подтверждаю, что это никакие ни «Дэнжерологи», более того, это произведение не имеет ничего общего с жанром, который указан — мистика/триллер. Это не более чем «Иванова проперло на философию», это произведение просто философские размышления автора о его видении мира, чувствах людей и т.д. и т.п. Таких произведений много и написаны они разными авторами — всем людям рано или поздно хочется поведать окружающим свою картину мира вне зависимости от того, хочется ли окружающим людям ее узнать. Этим грешил даже Стивен Кинг («Болельщик», «История Лизи»), Дэн Симмонс (Черные холмы»). Как я понимаю, следующий роман («Ненастье») продолжает демонстрировать читателям внутренний мир автора без особо художественного прикрас — надеюсь, это просто кризис среднего возраста;)
Мух, 2 мая 2015 г.
Представьте себе сюрреалистическую картинку: Стивен Кинг решил стать Пелевиным. Представили? Вот это и будет примерно «Комьюнити» Иванова.
Нет, конечно, сама книга глубже и интереснее механического смешения жанров. Тема «моделирования (модерирования?) реальности по своему вкусу» вполне себе актуальна. Того, о чем мы не знаем, в этой реальности как бы и не существует, а то, о чем мы знаем, становится вещественным и осязаемым, и в замкнутом пространстве виртуального сообщества возникает новый Символ веры — Ее Величество Чума... Вроде бы, неплохо и остроумно, но...
Но в первую очередь у меня лично осталось стойкое ощущение, что Иванов — на мой взгляд, из лучших современных авторов! — в данном случае играет в чужую игру не на своем поле. Все эти хипстерские фичи, которые у того же Пелевина работают как некие статусные символы, здесь явно вставлены «щоб було», и их обилие попросту раздражает. Для Иванова они столь же чужеродны, как вся та копипаста, которой обильно разбавлен текст романа. Вроде, и не украдено — но в то же время и не свое. Сумбур в финале трудно списать на эмоциональное состояние и крах жизненных установок ГГ — он просто сумбур. В результате основной месседж книги выглядит довольно-таки наивным обличением общества «информационного потребления».
Тем не менее, читается вполне себе напряженно — и, надо сказать, не без удовольствия. Этакая попытка автора «быть в тренде». Но перечитывать эту вещь лично я вряд ли стану.
Hullam1, 3 июля 2020 г.
Если смотреть на повесть «Комьюнити» как на «научно»-популярный рассказ о чуме — вполне себе книжка, для школьников и пенсионеров. Те, кто пользуются интернетом — такую же могут написать и самостоятельно. Если читать повесть, как сатиру на нравы топ-креаклов — выходит несмешно и тошно. Вопрос «Зачем это было написано», наверно, и задавать не стоит — есть такая работа, писать книжки для москвичей за большие деньги. Впрочем, для тех, кто не читал А. Иванова раньше — подойдёт, при условии, если вы любите конспирологические, мистические, готические, лакшери тррррилеры. Мне лично обидно за то, что автор «дошел до ручки» и принялся писать подобные книги
xata, 27 января 2022 г.
Омерзительная книжка, неприятные действующие лица, после чтения остается в душе какая-то грязь. Не дочитал и другим не советую.
Как может один и тот же человек человек написать прекрасную книжку «Блудо и Мудо» и ЭТО, не понимаю...
anagor1, 30 ноября 2012 г.
Самая слабая книга Иванова! Куда слабее «Псоглавцев». С «Золотом бунта» и «Географом» вообще не сравнить.
Собственно, выше (точнее, ниже) всё уже сказано. Но добавлю-таки свои субъективные пять копеек.
Лично у меня по мере чтения упорно нарастало раздражение, из-за которого не то что «запоем» читать не получалось, а вообще приходилось продираться сквозь текст. Нет, вовсе не потому, что увидел в персонажах себя. Наоборот! Среди моих знакомых москвичей — от менеджеров средней руки до крупных бизнесменов, от 20 до 60 лет — нет никого, кто всерьез относился бы к той системе ценностей, которая базируется на упорно муссируемом Ивановым тезисе «человек — это его айфон». Персонажи «Комьюнити», на мой взгляд, слеплены не столько из реальных черт реальных людей, сколько из мифов о «зажравшейся» Москве, бытующих в «бедной несчастной провинции». Тут Иванова настигла та же беда, что и Славникову в «Легкой голове». Какой-то «комплекс провинциала», что ли?
Да, конечно, писатель вправе утрировать. И выбирать персонажей, подходящих для раскрытия своего замысла. Да, наверно, вправду есть такая болезнь — «гаджетомания» с осложнением, например, в форме «синдрома хомячка». Но, имхо, напасть сия сколь-нибудь всерьез поражает лишь недоразвитые личности. Каковые (составляя, впрочем, устойчивое большинство социума) во все времена были подвержены самым разным и самым нелепым напастям. Ну и что? При чем тут чума? Тот факт, что мир катится куда-то не туда, подметили, небось, еще древние шумеры. И колесо в первое время после его изобретения ведущие мыслители шумерского народа наверняка полагали вреднейшим гаджетом, разлагающим привычный жизненный уклад социума — а, следовательно, аморальным, гнусным, бессмысленным и безбожным.
То есть, я принципиально не разделяю авторскую позицию, ага. На мой взгляд, если уж использовать метафору чумы, то для такого понятия как консъюмеризм, которым человечество заразилось задолго до Веб2.0. Сеть лишь выявила новые его формы.
Но раздражает не это. Раздражают менторские нотки, которые вкупе с каким-то совершенно избыточным цитированием сетевых ресурсов убивают в тексте Иванова художественную литературу, превращая его почти в публицистику. Нечто подобное случилось с Рыбаковым: сначала злободневные интервью вместо рассказов, а потом вот такая вот мутотень вместо романа. Что это? Старость? Или глухота из-за медных труб?
Когда писатель в России старается стать «больше чем писателем» — как писатель он, видимо, заканчивается. Разумного у него становится — полным-полно, прям как в энциклопедии. Но доброе и вечное-то где? Подумать вроде есть над чем (если не лень), а сочувствовать — нечему. Ну и на хрена мне такая литература?
У нас в стране, знаете ли, каждый по совместительству — мудрый эскулап, гораздый ставить диагнозы как России, так и человечеству в целом. А то и всему мирозданию. Но литература, имхо — это не средство диагностики, это скорее лекарство, ну или по крайней мере — обезболивающее, пусть даже с наркотическим эффектом.
И вот, скажем, «Географ» — он ведь лечит, именно что путем пробуждения чувств, добрых и вечных, тот самый недуг, о котором всего лишь рассказывает, нудно и самоуверенно, «Комьюнити». Как говорится, «почувствуйте разницу».
ЗЫ. Кстати, «Коммутация» Каганова — примерно о том же, даже названием схожа, но на порядок сильнее и точнее. Да и «Лена Сквоттер» при всей своей стебности политературнее будет.
amlobin, 9 января 2019 г.
Как-то не впечатлило. Очередная демонизация виртуальной среды и материализация онлайн-духов. Сюжет замешан на смеси мистики с детективом, причем и та и другая составляющая выглядит неубедительно. Гениальный айтишник создатель соцсети Дикси запрятал свои протоколы в папку и дал ей хитрый пассворд, который легко и без особого напряжения разгадал один из его подчиненных, тоже айтишник, но далеко не гениальный. И вокруг этих протоколов закрутилась комбинация с шантажом и дележкой наследства...
Вначале все выглядит солидно, но в конце такое ощущение, что прочитал синопсис мексиканской мыльной оперы. Навязчиво генерируемые тексты о Чуме, демоне Абракадабра и прочей исторической жути должны обеспечить должный градус иррациональности и масштаб кошмарности.
И здесь же демон чумы возрожденный в виртуальном пространстве и скачущий по мозгам ГГ из реальности и обратно. Страсти, ужасти, виденья.... Эта часть действительно словно слизана у Стивена Кинга. Хотя все эти виртуальные заморочки больше напоминают Пелевина.
Но больше всего мне не понравился главный герой — он вроде бы серьезный господин, приехал в Москву из глубокой провинции, ездит на лексусе, сделал себя сам и закалил характер. Ну, так заявлено вначале. А потом он увидел Ее и всех на Нее променял и начал делать то, что от него другие хотят и стал объектом мистико-финансовой интриги... И демон всех победил, а финал открытый.
И о чем это все?
lammik, 1 февраля 2019 г.
2011 год. Москва. Умирает ведущий разработчик Интернет-холдинга «Дикси». На похоронах топ-менеджер того же холдинга Глеб Тяженко замечает кенотаф Абракадабры — демона чумы. Отправив фото кенотафа в свое сообщество в сети «Дикси», Глеб запускает череду событий, где как в больном наваждении промелькнут чума, предательство, любовь, квартира в Раменках и куча модных брендов.
Простая как палка аллегория «телеком — это чума нашего века, что захватывает город за городом, не спасётся никто». И хуже всех, конечно же, москвичам. Читалось как хроники сумасшествия. Собственно, и послевкусие осталось как от дурного сна. Если всё же не считать прочитанное сном главного героя, то поражает его незамутнённость при его то должности.
Второе, что удивило это странная фраза «приехали на Кубинку». Если что, то Кубинка не шоссе, допустим Кубинское, и приехать можно только в Кубинку. Станция метро «Коломенская» называется «Коломенским». Москвич не знает как пересесть с серой ветки на зелёную. И вот таких моментиков, заставляющих мигать табло «Не верю!» на периферии сознания довольно много.
Третье — уж больно много общеизвестных фактов про чуму, но ни разу не прозвучали слова «вакцина», «сыворотка», «антибиотики».
Само «комьюнити» совершенно неправдоподобное. То есть я могу представить. что эти люди собрались вместе каким-то случаем, но что не разбежались за первый же вечер, то это вряд ли.
Резюмируя, скажу, что Иванов попытался сыграть на поле Пелевина (даже прямая цитата присутствует — «солидный господь для солидных господ»), но вышло довольно неуклюже и нарочито. При этом полностью загублена идея о могучих дэнжерологах из «Псоглавцев» (один Ромыч чего стоит), здешний дэнжеролог совсем не впечатлил. Самозванец какой-то.
URRRiy, 11 декабря 2019 г.
Второй роман из серии про дэнжерлогов, то есть, охотников на на нечто потустороннее, но создающее реальные опасности. На этот раз автор осовременил нечистого — демон абракадабр как кодированное сообщение живёт в социальной сети, точнее — группе на форуме в социальной сети, как раз и обсуждающей всякое неведомое и странное.
Тем самым получается срез разных уровней общества и по возрасту, и по материальному положению и по полу и по мировоззрению. У каждого — своя фишка, и каждый встретит своего демона. Через ключевого участника комьюнити — шишку на ровном месте в одной коммерческой конторе, а также его старых и новых коллег, тоже разного возраста и пола, автор поведает нам реальную табель о рангах в городе — герое Москве, как определить, какой крови в женщине больше — русской или еврейской, как проникнуть в особо охраняемые базы данных и вообще о многих жизненных вещах.
В общем и целом книга интересная, хотя не надо забывать, что все же фантастика.
Petro Gulak, 11 сентября 2014 г.
Как уже было сказано (не мной), плохой роман очень крупного писателя. Очень крупного и очень плохой. Страшилка для офисного планктона с пересказом обрывков научпопа/Википедии, с плоскими куклами вместо людей. Понятно, что именно хотел сделать Иванов в «Коммьюнити», как и едва ли не во всех своих романах: создать образ-концепцию, обладающую огромной объяснительной силой. Жизнь в России – она вот такая. Вот потому-то. И человеку приходится делать такие-то выборы – или отказываться от них. В «Парме» и «Золоте бунта» такая модель естественно смыкалась с мифом – собственно, превращалась в миф. В «Блуде» и «Дэнжерологах» Иванов пытается играть на поле Пелевина – но если тому когда-то давно еще удавалось находить емкие формулировки и убийственные термины, то Иванов здесь идет вопреки природе своего таланта. Лекции, комментарии, автокомментарии – а в итоге и говорить не о чем, все подано, и разжевано, и очень скучно.
ALLEGORY, 14 мая 2012 г.
Моя персональная система ценностей так устроена, что большую симпатию всегда получает тот автор, который, вне зависимости от того, что даже и напишет иной раз лековесную чушь и глупость, но находит какой-то конкретный образ, какое-то точное и лаконичное определение тому ощущению, с которым я сама постоянно сталкиваюсь, но мучаюсь от неспособности подобрать ему имя и название. Когда знакомый забегает в кафешку на встречу с тобой, но вместо поцелуя в щёчку со словами «прекрасно выглядишь» первым делом отмечается в фэйсбуке и с лёгким презрением в голосе замечает «а Вася-то – лох, в клубе «Х» сидит, туда уже никто не ходит». Когда получивший несколько пинков от г-на Иванова журнал «Афиша» и в самом деле говорит мне «ни одна правильная барышня без такой вот кофточки в этом сезоне не позволит себе выйти из дому», стремясь к чему? чтобы я сидела дома? или чтобы чувствовала себя «неправильной барышней»? Когда несчастный зазомбированный житель этого Вавилона под названием Москва-столица выбирается в весенний лесок, но, встретив какой-нибудь первый подснежник – нет, не любуется им, нежным и трогательным, он его даже не замечает, но быстро делает фотку своим айфоном и постит в твиттер: «ребят, какая круть, а?». Что это? Несколько лет уже, как мучаюсь попытками придумать определение, в голову лезут слова «резиновые люди», «целлулоид», «фикция» и даже «псевдопространство». Алексей Иванов пошёл самым простым путём и назвал всё это словом «чума». И целый роман заточил под этот образ. Прав в общем-то.
Да, я, видимо, брежу и хвалю сейчас автора, который когда-то казался «надеждой российской словесности», но как будто бы «не оправдал» и в итоге пошёл путем «дэнжерологии» — то ли модного проекта, то ли чтива для электрички. В сущности, если вдуматься, Иванову всегда были интересны слом, угасание, разложение и смерть, предполагающие последующее обновление. В «Сердце Пармы» распадался языческий Урал под пятой имперского славянского нашествия. «Географ..» плясал на костях остатков «развитого социализма». Несерьёзные, но симпатичные «Псоглавцы» пугали угасанием российской глубинки.
«Комьюнити» же – это глумливая, нарочито картонная и почти ничем сюжетно не увлекающая история про провинциала, который очень рвался из своей провинции к столичным золотым горам. До, прямо скажем, не самых высоких гор он дорвался, но не сумел им обрадоваться, застыв в образе «престарелого хипстера», завязнувшего душой и телом в статусных предметах и брендах, в «вебдваноль» и в бессмысленных отношениях без чувств и без тепла. История, разумеется, разбавлена изрядным количеством попсовых исторических справок, развивается за счет некоторого количества предательств и довольно схематичных, но точно узнаваемых портретов-типажей и радует парой-тройкой очень находчивых определений действительности за окном. Эту штуку странно оценивать как литературное произведение. Это транспарант какой-то – мол, ребят, мы чем-то не тем дышим, не то делаем, не то ценим и не туда едем. Чума, кругом одна чума. Она не просто в режиме фантастического допущения лезет из виртуальности в реальность, она уже вокруг нас. И изложена вся эта «дэнжерология» так доступно и — почти боюсь сказать – примитивно только лишь, чтобы достучаться. Явно. Алексей Иванов — человек вполне тонкий, чтобы знать: с ними, «вебдванольными» читателями, по-другому нельзя, не поймут.
И волей-неволей выходит, что вокруг меня на московских улицах — всё те же с любовью исследуемые автором разложение и смерть, и лично мне от этого страшно. Когда автор, который не из последних, пишет такой вот «кукольный мультик» прямым текстом, мне не хочется упрекать его в халатности и стремлении к быстрому заработку. Мне, увы, становится ясно, что это не малосимпатичного героя романа, а это выбивающуюся из общепринятого стиля жизни меня в общем-то пора сажать на заднее сиденье Форда без водителя, с включённым круиз-контролем и пускать на МКАДе под колёса тяжелого грузовика… А грусть-то только лишь в одном: смерть смертью, она имеет право быть, но путей обновления и «фениксного» возрождения милейший автор пока так и не видит, увы.. Ой, подарите уже мне кто-нибудь ма-альенькую такую отдельную планету, которая будет жить по моим законам, а?)..
Enciso, 22 апреля 2016 г.
Сюжет книги закручивается вокруг новомодной и быстро развивающейся социальной сети «Дикси», грозящей вырасти в проект уровня Facebook или Google. Но дело происходит в России, поэтому создатель сети загадочно умирает, а лапу на системные протоколы накладывает его партнер, мечтающий запродать продукт государству и стать полноценным олигархом. Ограбленная им дочка создателя пытается вернуть себе наследство, и на ее сторону потихоньку склоняется влюбленный главный герой, высокопоставленный медиаменеджер «Дикси», предпринимающий усилия разгадать сию интригу.
Как бы почувствовав, что фабула начинает напоминать дешевый детектив, Алексей Иванов внедряет в нее элементы мистики — с постмодернистски-айтишным акцентом. Нечистый на руку антагонист, украв протоколы, выпускает на волю цифровую чуму, поразившую всю социальную сеть («комьюнити»). Зачумленным являются видения, демоны, они испытывают необъяснимый страх, пишут панические незаконченные сообщения в блоги. Умирают в реале. Герой понимает, что тоже заражен и судорожно пытается осознать, чего он хочет: выжить, преуспеть по жизни, обладать женщиной мечты — причем, выбрать можно только две позиции из трех.
Первую «новаторскую» книжку о «дэнжерологах» Иванов написал под псевдонимом, который, впрочем, был быстро раскрыт, а произведение встречено с осторожным одобрением. Осторожным — потому что, несмотря на любопытный сюжет, роман был написан довольно коряво, «Маврин» щеголял эллисовско-минаевским идиотским перечислением брендов, знанием современных мемов — впрочем, с ошибками очевидными и непростительными. А одобрением — поскольку подлинное авторство изначально было довольно прозрачным, проза же Иванова востребована, и публика скушала бы и продолжение сей посредственной книжки, но, конечно, не от «Маврина».
Так что в «Комьюнити» Иванов похерил инкогнито, но текст остался таким же дилетантским: хвастовство своей осведомленностью в торговых марках немного обуздано, но процент карикатурно безграмотных интернет-диалогов увеличен в разы, занимая до четверти книги. Читать эту переписку и нагромождение вырезок из википедии, конечно, неинтересно и невозможно. Тем более, что для раскрытия интриги, сближения с героями и даже общей эрудиции оно и не нужно. Туда же можно отнести и новоязы второстепенных персонажей, между которыми, несмотря на разницу в синтаксисе и тезаурусе, есть кое-что общее: абсолютная «сделанность», вымученность и невыносимая эстетическая отвратительность. Причем в то время, как ряд героев блеет на псевдослэнге рейверов и программистов 80-х годов, кое-как склеивая словосочетания злобной матерщиной, другие изъясняются на высокохудожественном литературном русском языке — не только древние старцы, но и 15-летние подростки.
Впрочем, ни первые, ни вторые, ни третьи, ни четвертые не играют в сюжете значимой роли. Есть главный герой — в меру циничный провинциальный интеллектуал, всей душой рвущийся в московские мажоры. Сей образ проработан сравнительно неплохо, хотя я так и не понял в чем заключаются служебные обязанности этого «талантливого топ-менеджера»? Якобы, «пиарить соцсеть», «захватывать рынок», но выливается это лишь в руководство комьюнити, в котором десяток никнеймов за все действие оставит с сотню ссылок и комментариев... Остальные герои — еще большее убожество. Похотливая и продажная самка, похотливый и скользкий программер, похотливая и нелепо молодящаяся диджейша — все какие-то уроды. Два персонажа, к которым Иванов испытывает подобие симпатии — пожилой «дэнжеролог» и энергичный еврей-strongman также исчезают из повествования бессмысленно и беспомощно. Беспомощно, в том числе, и с литературной точки зрения. Вообще, все претензии на жанровость в романе провалены. Это не хоррор, не детектив, не социальная сатира, не психологическая драма — какие-то символические элементы вышеназванного присутствуют, но не возникает ни впечатления стилевой цельности, ни многоплановости.
Итак, диалогическая составляющая романа — epic fail, персонажи — ничтожные, интрига запорота бесчисленными «демонами из машины», просветительская функция сведена к нулю, да плюс ко всему этому — пещерный морализм астафьевско-деревенщицкого толка: «совсем зажрались и с ума посходили в своей Москве». Вкусный салат, да? Попытка примерить на себя лавры Стивена Кинга закончилась крахом. Впрочем, литератора несколько оправдывает такой факт: во время работы над «Комьюнити» он был связан написанием серии документальных книжек про Урал, а освободившись от обязательств, написал неплохое «Ненастье». Так что крайне неудачный опыт с чтением этого произведения — вовсе не повод ставить крест на Иванове.
kagury, 25 сентября 2012 г.
В моем случае это вариант из серии «мыши плакали, кололись, но продолжали жрать кактус». Персонажи поголовно разговаривают словами, большинство из которых я в реальной своей жизни просто никогда не слышала. И в целом, пошловато, и как это обычно бывает у Иванова, довольно неприятно в ощущениях, хотя надо признать, что отражение современной жизни имеет место быть. В общем, книга, написанная на уровне типичной однодневки, а вставки из Википедии раздражают почему-то гораздо больше, чем аналогичный прием в Псоглавцах. Персонажи на грани стеба и карикатуры. Это первая половина.
Во второй части книги, к счастью, несколько сокращается количество ненормативной лексики. Зато остальное приобретает характер мексиканского сериала. Особенно нелепо выглядят порывы ГГ оценивать каждый раз, какое количество одежды и каких марок на нем присутствует, и достаточно ли этого для проникновения в тот или иной клуб или ресторан. При этом автор не ленится перечислять все подробно, от трусов до перчаток. И самый ужас, что это не выглядит в достаточной степени стебом.
Надо отметить, что несмотря на массу недостатков, читается написанное очень легко (даже с учетом экскурсов в историю чумы), но оставляет какое-то неприятное ощущение из серии «Ну и зачем я читал эту чушь»? Хотя понятно, что Иванов видимо стремился написать эдакий «современный» роман, со слэнгом, айфонами, одиночеством и отсутствием простых человеческих удовольствий, замещенных чем угодно, но обязательно чем-то искусственным. Например, он замечает, что респектабельность все чаще означает настоящесть окружающих предметов, а креатив — подразумевает дешевую замену. Ну и т.д. Идея с чумой мне показалась довольно мутной, т.к. автор в итоге сам, похоже, так и не придумал, как эта схема реализуется, и оставил на уровне «привиделось ли, или в самом деле было».
Как вы поняли, книжка про гнилость современной жизни, с повышенной концентрацией этой гнилости в Москве. При этом, забавно, но практически единственный адекватный персонаж в «Комьюнити» — это как раз москвич Славик, не помешанный в отличие от всех прочих, на деньгах, квартирах, девицах, айфонах и т.п., но его почти сразу тихо упекают в психушку, дабы не отсвечивал . И в целом о Москве — так, довольно зло написано, и, пожалуй, не без зависти.
В общем, не то чтобы сильно разочарована (т.к. от Иванова давно ничего особенного не жду, имхо — самый переоцененный писатель современности, да еще и чернушный — последнее в моих глазах всегда недостаток), но в данном случае я рассчитывала на продолжение в стиле Псоглавцев (которые мне скорее понравились), но каменный цветок не удался.
kypislona, 14 июня 2013 г.
Искренне благодарю автора за копипасты из википедии. Но это бы ладно. Беда в том, что даже копипастить из википедии он (она? Оно? они — авторский коллектив таджиков?) толком не умеет. Зацениваем цитату:
«из останков выделил ДНК вируса. Все-таки Черная Смерть оказалась чумой».
Возбудитель чумы — бактерия Yersinia pestis. Спасибо, автор, повеселил! Спасибо, редакторы, вы дятлы! ;))
а по сути вся книжка представляет собой такой же суррогат литературы, как бытие героя — суррогат жизни, а чумные проповеди автора — суррогат истории, мистики и медицины. для любителей Доширака и дифлопе — читать однозначно!