We All Need The Doctor


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > We All Need The Doctor! (Путеводитель по классическому "Доктору Кто" для путешествующих автостопом)*
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

We All Need The Doctor! (Путеводитель по классическому «Доктору Кто» для путешествующих автостопом)*

Статья написана 19 сентября 2013 г. 18:05

Доктор Кто (Doctor Who, 1963 -1989)

страна ВБ, продолжительность — 26 сезонов (155 эпизодов, разбитых на 695 фрагментов)
      суть "подлинная классика, которая не стареет"


автор идеи                       Сидни Ньюман
сценарий                         Роберт Холмс, Терри Нейшн, Дуглас Адамс, Малкольм Халк, Дэвид Уитакер и др.
режиссеры                       Дуглас Камфилд, Дуглас Малоуни, Кристофер Барри, Майкл Брайант и др.
музыкальная тема               Рон Грейнер
продюсеры                     Джон Нейтан-Тернер, Барри Леттс, Верити Ламберт и др.


Очередной сюжетный капкан захлопывается с оглушительным грохотом, скрипя всеми своими внутренностями синяя будка снова растворяется в неизвестном направлении. Персонаж поистине безразмерного сериала с 50-летней историей, Повелитель Времени, которого все зовут просто The Doctor вновь машет нам на прощание из своей будки, лишь усиливая и без того непомерный интеллектуальный голод. Когда там намечена наша следующая встреча? Через год? Да вы издеваетесь, это же очень ДОЛГО! И вообще, кто придумал идиотский формат сезонов для британских сериалов — неужели, этот умник не догадывался, что 13 серий "Доктора" в год — это чертовски МАЛО? И вот, когда голод подступает к горлу уже так, что от него начинает самым натуральным образом лихорадить, в голову украдкой, по стеночке приходит одно древнее и практически всеми забытое воспоминание, что вроде Докторов этих должно быть не три, а как минимум одиннадцать, и нынешнему сериалу, который по своей форме и содержанию все больше напоминает безумно аддиктивный наркотик, изготовленный в подпольных метлабораториях BBC studios вроде как должен предшествовать другой, отнюдь не столь современный. Однако, уже при первом взгляде на строку гугла с забитым в ней запросом "классический Доктор Кто" надежда сменяется первобытной яростью. Скока скока сезонов? — 26? А серий — их че правда 695 или это просто чья-та нездоровая шутка? Госспади, да там еще и черно-белые серии попадаются и вообще какое-то уродство, где вместо нормального изображения одни картинки со звуком! В каком порядке это все глядеть, как разобраться в этом гигантском интеллектуальном багаже с поистине бездонной вместимостью? Врача, врача..... Нет, лучше доктора..... Доктора!

И дабы помочь новым зрителям сориентироваться в дебрях классического "Доктора", мною было написано данное руководство. Но перед тем как запрыгивать в телефонную будку и настраивать "Тардис" на путешествие к историческим корням нынешнего сериала, сперва ознакомьтесь с нехитрой Инструкцией по эксплуатации эпизодов классического "Доктора Кто". Кто знает: может быть, ее чтение поможет Вам сэкономить уйму свободного времени и n-ное количество нервных клеток, которые как известно не восстанавливаются?

1. Повторяйте вслед за мной: "современное телевидение и телевидение образца 30-40-50 летней давности — по сути, два абсолютно разных явления, объединенных общим названием". Современное телевидение отчаянно стремится быть похожим на высокобюджетный КИНОфильм made in Hollywood: для современных телесериалов выстраивают масштабные декорации, рисуют дорогостоящие компьютерные спецэффекты, приглашают на главные роли известных во всем мире киноактеров. В 70-х годах и раньше, запросы телеаудитории были гораздо скромнее, и садясь перед телевизором в ожидании свежей серии "Доктора", зрители прекрасно знали, что там их ждут студийные декорации, рисованные спецэффекты и грим инопланетных существ из серии "большая козявка к носу прилипла". Так, что если Вы ждете от классических серий навороченной графики или по-настоящему грандиозных декораций, то лучше всего перестать и переключиться на что-нибудь более современное.

2. Телеформат классического "Доктора" серьезно отличается от того, к которому мы привыкли (снова повторяйте за мной "современное телевидение и телевидение образца 30-40-50 летней давности........"). Современные серии "Доктора" длятся по 40-45 минут (за исключением рождественских спецвыпусков, чья продолжительность увеличена до одного часа), которые изредка объединяются в сюжетные арки по две штуки в каждой (на данный момент, своеобразный рекорд по длине арки принадлежит третьему сезону с участием Десятого доктора, в котором присутствует арка продолжительностью в три серии вместо положенных двух). Классический же Доктор унаследовал формат популярных в 60-е годы "познавательных телешоу для всей семьи", в котором отдельная история дробилась на множество 25-минутных фрагментов (в среднем — где-то, от двух до семи). Поэтому, приготовьтесь к тому, что вместо стремительной 40-минутной пробежки по основным достопримечательностям в лучших традициях современного сериала, в классических сериях Вас будет ждать подробнейшая трехчасовая экскурсия.

3. Если после предыдущих пунктов данной инструкции, в Вас до сих пор не угасло желание познакомиться с классическим Доктором, приготовьтесь к целому ряду технических трудностей. Перед скачиванием очередного эпизода из приключений Первого и Второго Доктора, заранее убедитесь в том, что на нем не стоит пометка о реконструкции (reconstructed). Все дело в том, что многие черно-белые эпизоды 60-х годов серьезно пострадали от неправильных условий хранения в Центральном телеархиве BBC, и эти "реконструированные эпизоды", на деле представляют собой просто слайд-шоу с наложенным поверх аудиорядом и пояснительными субтитрами, мол а сейчас Доктор падает или в данный момент, далек убивает одного из ключевых персонажей. Впрочем, качество видеоряда хромает и во многих других эпизодах классического "Доктора" — цветное изображение может ВНЕЗАПНО смениться монохромным или перед глазами начинают мелькать раздражающие дефекты от кинопленки, которые зачастую легко спутать с местными спецэффектами. Если вдруг прямо посреди серии изображение начнет двоится, а сам Доктор на какое-то время превратится в гигантское чернильное пятно — просто помассируйте виски, закройте глаза и снова повторяйте вслед за мной: "современное телевидение и телевидение образца 30-40-50 летней давности — по сути, два абсолютно разных явления, объединенных общим названием, современное телевидение и телевидение образца 30-40-50 летней давности — по сути......" . Договорились?

И в случае, если все три пункта данной инструкции не вызывают в Вас никаких противоречий (интересно, среди читателей данной статьи вообще найдутся такие?), то присаживайтесь поудобнее и пристегивайте ремни. После поворота заветного рычага, наша синяя будка переместится во времени и пространстве. Место назначения — Великобритания, время — ноябрь 1963 года, когда в эфире крупнейшего британского канала BBC, впервые появилась довольно необычная телепрограмма с весьма незатейливым названием......



Первый Доктор (1963 — 1966)
актер Уильям Хартнелл
общее количество серий: 29 эпизодов, 134 фрагмента
коронная фраза: “Mm? What’s that, my boy?”

Первый визит Доктора на британские телеэкраны состоялся 23 ноября 1963 года. Сначала о фантастике никто и не помышлял: согласно первоначальной идее создателя шоу, канадского теледраматурга Сидни Ньюмана, "Доктор Кто" должен был стать познавательно-развлекательной телепрограммой для всей семьи наподобие какой-нибудь "Занимательной физики" или "Уроков истории для самых маленьких". Иными словами, "Доктор" должен был совмещать функции обычного школьного учебника с наглядными слайдами — "вот так, ребята, происходил Большой Взрыв, вот так вот выглядели динозавры, а вот перед нами второсортный актер, изображающий Исаака Ньютона\Альберта Эйнштейна\Томаса Эддисона, и если, ребятки, вы не переключитесь на другой канал, я даже расскажу вам, чем были знамениты эти большие и важные дяди!". Однако, все первоначальные замыслы касательно Доктора как аналога Теленяни утратили свою актуальность уже после премьеры второго эпизода сериала, с говорящим названием "The Mutants". Сценарий Терри Нейшена рассказывал историю инопланетной расы, которая настолько мутировала под воздействием радиации, что не могла существовать вне специальных движущихся скафандров, которые с виду напоминали утыканные гвоздями металлические ведра с прикрученными к крышке обычными туалетными вантузами (кто сейчас произнес слово "Далеки" может угостить себя вкусной печенькой) и совершенно не вписывалась в рамки разработанного телеформата. Тогдашний глава Департамента Драмы BBC Дональд Уилсон приложил немало усилий, чтобы навсегда похоронить этот сценарий под весом типичных бюрократических отписок, потому что чувствовал — стоит зрителям хотя бы на минуту увидеть перед собой выдуманных "Bug-eyed monsters", как научно-познавательные уроки "Доктора" тотчас закончатся, уступив место вечным демисезонным каникулам. Собственно, так оно и получилось — когда выяснилось, что серия про "жукоглазых монстров" пользовалась у зрителей гораздо большей популярностью, чем пилотный выпуск, прежний формат шоу без почестей предали земле, а сам "Доктор" сменил гранитный камень научпопа на неограниченный никакими рамками полет безудержной фантазии. И как показывает вся его последующая история — совсем не прогадал.

Придумывая "Доктора" как научно-познавательную программу, создатели совершенно не заботились о детальной прорисовке персонажа, что в целом было довольно очевидно — и в самом деле, зачем наделять ярким характером очередную "говорящую голову", до отказа забитую научными знаниями и параграфами из школьных учебников? Поэтому, из первой серии "An Unearthly Child" (e01) зритель узнает лишь самый минимум информации — что он пришелец из далекой-далекой Галактики, что ему уже несколько сот лет, что он путешествует сквозь пространство и время на корабле под названием TARDIS (Time And Relative Dimension In Space), который замаскирован под обычную телефонную будку и благодаря сверхсложным инопланетным технологиям "It's bigger on the inside". Добавьте к этому образу солидный возраст 55 -летнего актера Уильяма Хартнелла, его вечно надменный взгляд и привычку называть всех спутников мужского пола "сынками" — и в итоге получите образ типичного Гэндальфа с телефонной будкой на замену емелиной печке и звуковой отверткой вместо волшебной палочки. Первый Доктор отличался чрезмерно надменным нравом, он был необыкновенно суров к своим спутникам и обожал читать им длинные и столь же скучные морали по любому поводу, а чаще без него. В приуроченном к 50-летию сериала, документальном фильме "Doctor Who: The Doctors Revisited", огромный знаток классического "Доктора" и шоураннер нынешнего, сценарист и продюсер Стивен Моффат сравнивает хартнелловское прочтение персонажа с вечно сварливым дедушкой, от наставлений которого хочется поскорее сбежать хоть на край света, но на мой взгляд, у обитателей 1\6 части суши найдется аналогия гораздо точнее. Представьте себе знакомый образ заслуженного престарелого вахтера, который настолько уверен в своем абсолютном превосходстве над более молодым поколением, что готов часами рассуждать об этом, причем совершенно не взирая на то, слушает ли его хоть кто-то или все эти необыкновенно словоохотливые речи, не достигая ничьих ушей, тут же проваливаются в кромешную пустоту. Представили? Так вот, именно таким и представал перед зрителями самый Первый Доктор!

С сюжетной точки зрения, эпоха Первого Доктора так же не представляет ничего примечательного. На этом этапе все же давал о себе знать почти принудительный характер перехода от научпопа к сайфаю — фантазия сценаристов постепенно привыкала к реалиям нового необычного формата, и поэтому среди эпизодов той поры, по большей части преобладают чисто исторические вроде путешествия в гости к ацтекам, серии-вестерна или встречи Доктора с Марко Поло. Кроме того, учитывая мягко говоря, специфические личностные черты, присущие изначальной инкарнации центрального персонажа, это была единственная эпоха за всю историю сериала, в которой основная роль была отведена даже не самому Доктору, а его спутникам. Первыми компаньонами инопланетного путешественника стали школьные учителя Иен Честертон (Уильям Рассел) и Барбара Райт (Жаклин Хилл), и в первых сезонах сериала основное место отводилось именно им. На протяжении первых 30 или 40 эпизодов сериал рассказывал зрителям именно о приключениях их современников — отважных педагогов из 60-х годов прошлого столетия, которые примеряли на себя костюмы из различных эпох и изредка сражались с различными инопланетными захватчиками, в то время как самому доктору на этом празднике жизни была отведена роль второго плана наподобие межзвездного возницы или темпорального паромщика. В 1966 году, после окончания третьего сезона Уильям Хартнелл принял решение оставить сериал по причине своих хронических проблем со здоровьем, и перед создателями "Доктора" встала почти неразрешимая дилемма: найти актеру внешне похожего дублера или вообще отказаться от продолжения. И тогда Сидни Ньюмана вновь осенило — вместо перспективы навсегда засахарить героя в образе мрачного заносчивого старика, он подарил Доктору право на 13 регенарций, благодаря которому менялось не только лицо актера-исполнителя, но и повадки, коронные фразы, гардероб, да и вся его личность в целом. Так из научно-познавательного шоу, посвященного естествознанию и тайнам истории, на свет явилась одна из величайших легенд всего телевидения.

Увы, как не прискорбно говорить такое, но с точки зрения современного зрителя , эпоха Первого Доктора выглядит слишком напыщенной и чересчур старомодной. На фоне современных докторов-эксцентриков, персонаж Хартнелла воспринимается как некий "Анти-Доктор", который очень мало действует, практически не острит и всем своим внешним видом напоминает не лихого искателя приключений, а скорее занудного школьного сторожа. Из всего докторовского багажа той эпохи (29 эпизодов, поделенных на 134 фрагмента), пристального внимания со стороны поклонников современного сериала заслуживает разве, что уже упоминавшийся мной ранее эпизод "The Mutants" (e02), рассказывающий о первом знакомстве Доктора с одним из его наиболее древних и могущественных противников. Ну и разумеется, для всех желающих просто поглазеть на далеков образца далекого, 1963 года. ;-)


Второй Доктор (1966-1969)
актер Патрик Траутон
общее количество серий: 21 эпизод, 119 фрагментов
коронная фраза: “When I say run, run. RUN!”

С появлением на съемочной площадке 46-летнего актера Патрика Траутона, сериалу суждено было пережить свой первый (и к счастью — не последний) эволюционный скачок. Во-первых, сместились жанровые приоритеты: если в эпоху Первого Доктора, большинство серий строилось вокруг перемещений в различные временные эпохи и встречах с реальными историческими персонажами, то начиная со Второго, шоу берет уверенный крен в сторону традиционной фантастики с исследованием новых планет, прогулками по гигантским космическим станциям и т.д. Во-вторых, кроме содержания меняется и сама форма подачи историй: вместо характерного для предыдущих сезонов чисто созерцательного подхода, многие эпизоды с участием Второго Доктора были ориентированы на саспиенс и нешуточно пугали тогдашнего зрителя, породив тем самым особый термин "behind the sofa" (досл — "за диваном", имеется ввиду позиция зрителя при просмотре сериала, при которой можно спрятаться от наиболее злобных монстров). Из всего монструария Второго Доктора наиболее пугающе смотрелись гигантские ледяные воины (в 2013 году, они вернулись в современный сериал после своего более чем 40-летнего отсутствия на экране, в эпизоде Cold War (s07ep9)) и не менее зловещие кибермены (впоследствии стали одной из наиболее используемых угроз на протяжении всего сериала, побороться с которыми за звание самого узнаваемого монстра вселенной Доктора могут разве что сами Далеки — "Delete, delete, delete, DELETE!" -«Exterminate! Exterminate!»). Иными словами, именно в эпоху Патрика Траутона, "Доктор" завершил свою трансформацию из познавательного шоу для самых-самых маленьких в то, чем он является и по сей день — иногда нервирующий, местами пугающий, но все такой же жутко увлекательный сериал о противостоянии чудаковатого фрика все тем же "Bug-eyed monsters"!

К слову о фрике: создатели сериала воспользовались сменой актера, чтобы переписать с нуля весь образ главного героя. В отличии от персонажа, сыгранного Хартнеллом, который частенько напоминал мраморный памятник нарциссизму, герой Траутона стал гораздо более человечным и безумно обаятельным. Остается лишь подписаться под словами все того же Стивена Моффата: "в некотором смысле, именно с Патрика Траутона начинается история настоящего Доктора". Невысокий, суетливый, носящий комичную прическу под "Биттлз" — герой Траутона стал первым огромным шагом по направлению к современной трактовке данного персонажа. Во всех фанатских справочниках по Вселенной Доктора, вторую инкарнацию обычно принято рассматривать как "космического шута", а в посвященном десятилетию сериала спецвыпуске "Три Доктора", анализируя свои последующие регенерации, персонаж Хартнелла даже открыто назовет его "клоуном". Но на самом деле, это лишь наиболее поверхностная характеристика Второго Доктора — за маской показного простодушия и его постоянными комическими гримасами, на самом деле таится глубокий отточенный ум. Просто в отличии от Первого Доктора, который старался всем и каждому доказать свое интеллектуальное превосходство, герой Траутона всегда старается усыпить бдительность потенциального противника, прикинувшись безобидным простачком. На фоне чересчур статичной предыдущей инкарнации, которая медленно передвигалась по экрану и произносила фразы властным негромким голосом, Второй Доктор кажется просто темпераментным скоростным электровеником, который пребывает в вечном движении, постоянно бегает, суетится, все время размахивает руками. Для Британии конца 60-х годов, подобное поведение казалось просто верхом эксцентричности, но современный телезритель уже привычен и не к такому. Да, да, Вы разумеется угадали — большинство последующих исполнителей роли Доктора (включая и современные варианты) осознанно или нет копировали именно актерскую манеру Патрика Траутона. Исполнитель роли Десятого Доктора, актер Дэвид Теннант в документальном сериале "Doctor Who: The Doctors Revisited" открыто говорит, что "все мы основывали своих персонажей именно на версии, сыгранной Патриком Траутоном". Шоураннер современного сериала Стивен Моффат вспоминает, что когда Мэта Смита утвердили на роль Одиннадцатого Доктора, он признался, что за всю свою жизнь не смотрел ни одной серии классического сериала. И тогда Моффат выдал ему стопку ДВД и предложил самостоятельно выбрать, на какого из классических Докторов он хочет более всего походить. А теперь внимательно посмотрите на шею Патрика Траутона на приведенном выше скриншоте и постарайтесь угадать, какого именно Доктора он выбрал.


Если серии с Первым Доктором по сути представляли собой набор разрозненных эпизодов из серии "куда еще может завести героев фантазия сценаристов", то при Патрике Траутоне в сериале начинает формироваться последовательность определенных элементов, которые впоследствии станут неотъемлемой частью всей его мифологии. Так, в серии The Web of Fear (e41) появляется международная организация UNIT, которая ныне продолжает свое существование в рамках современного сериала (в частности, одним из ее агентов становится Марта Джонс, бывшая компаньонка Десятого Доктора). А уже в следующем эпизоде "Fury from the Deep" (e42) Доктор впервые использует предмет, который впоследствии станет одним из наиболее узнаваемых элементов всех его дальнейших приключений — свою неизменную звуковую отвертку. Ну и наконец, наиболее важным вкладом Второго Доктора в формирование мифологии шоу, без сомнения является заключительная серия с его участием — The War Games (e50), в которой впервые за всю историю сериала затрагивается вопрос происхождения этого персонажа, появляется планета Галлифрей и раса Повелителей Времени.

Для современного зрителя знакомство со эпохой Второго Доктора сопряжено с целым рядом неразрешимых технических трудностей. По странной прихоти судьбы, самое большое "исчезнувших серий" относятся именно к периоду Второго Доктора. Упорнейшим докторовским фанатам удалось восстановить все утерянные фрагменты в виде слайд-шоу, с наложенным поверх оригинальным аудиорядом, но как Вы наверное и сами понимаете — подобный способ знакомства с классикой лишь отпугнет подавляющее большинство современных зрителей. На данный момент, уцелело лишь 6 полных (имеются в виду те, в которых сохранились все фрагменты, без самодельных фанатских реконструкций) серий из 20 эпизодов приключений Второго Доктора: The Tomb of the Cybermen (e37),The Dominators (e44) The Mind Robber (e45), The Krotons (e47), The Seeds of Death (e48) и уже упоминавшиеся мной ранее The War Games. (e50). Если Вы являетесь большим фанатом сериала и всерьез интересуетесь ответом на вопрос: "Откуда есть пошел современный Доктор", то стоит посмотреть все 6 эпизодов. Впрочем, для обычного эскурса в мифологию "Доктора", с головой хватит и одних "Военных игр".

[/i];-) [/p]

Третий Доктор (1970-1974)
актер Джон Пертви
общее количество серий: 24 эпизода, 128 фрагментов
коронная фраза “Reverse the polarity of the neutron flow.”

Эпоха Третьего Доктора обернулась для сериала настоящей технической революцией: пора монохромного телевидения навсегда осталась в прошлом, отныне все приключения Доктора будут сниматься на 16-миллиметровую кинопленку, и наряду со студийными павильонами активно используются натурные съемки. Однако, за все эти нововведения пришлось заплатить довольно высокую цену, и переведя "Доктора" на новую ступень технического прогресса, BBC предприняла первую (и увы, не последнюю) попытку развернуть сериал лицом к более широкой аудитории, синхронизировав главного героя с запросами тогдашней эпохи. В конце концов, если для британского (и не только) зрителя, все 60-е прошли под знаменем единственного киноперсонажа по имени Бонд. Джеймс Бонд, с его дорогущими суперкарами, техническими гэджетами и обаятельной улыбкой актера Шона Коннери, так почему бы не повторить рецепт успеха и не проделать тоже самое с самим Доктором? Но персонаж, аки кузнечик скачущий по другим планетам, созвездиям и временным эпохам, для этой роли совершенно не подходил, поэтому Доктора пришлось по надуманному обвинению отправить в 20-летнюю ссылку на Землю образца второй половины XX века, которая на протяжении последующих 4 сезонов будет играть роль тяжелой гири, привязанной к ноге нашего инопланетного арестанта — шаг вправо, шаг влево, за попытку переместиться в какую-нибудь эпоху поинтереснее Британии периода сумрачных 70-х — расстрел на месте. Таким образом, из вольного космического бродяги Доктор превратился во внештатного консультанта все того же ЮНИТА, а классическая сюжетная схема, характерная для всех предыдущих сезонов ака "Доктор перемещается неизвестно куда и тут же находит приключения на собственную Тардис" уступила место штампованным завязкам в духе типичных сериалов про полицейских: "на Земле и ее окрестностях ВНЕЗАПНО начинают происходить очередные странности, к расследованию подключается Юнит, руководитель британского подразделения бригадир Летбридж-Стюарт вызывает на помощь Доктора — и все заверте....". Надо ли говорить, что подобный подход к сюжетообразованию наносил серьезный удар по тому, что являлось неотъемлемой чертой сценариев всех прошлых, настоящих и надеюсь, что и будущих "Докторов" — их безудержной, искрометной и не укладывающейся ни в какие рамки, абсолютно не структурированной фантазии?


Однако, наиболее серьезной мутации подвергся образ самого Доктора. Сначала его нарядили в красный плащ, который больше подходит для гардероба графа Дракулы, затем — полностью пересмотрели его концепцию невмешательства во внутренние дела других планет: в новом формате Доктор бил врагам фейсы как заправский Чак Норрис, разучив где-то приемы "венерианского каратэ"(абсолютно душераздирающее зрелище, по сравнению с которым драки из индийских фильмов — это чистейшее китайское кунг-фу). Максимально точная краткая характеристика всех сезонов с участием Третьего доктора — "экшен ориентированные": серии стали сочиняться таким образом, чтобы каждый из 25-минутных фрагментов непременно содержал хотя бы один экшен-эпизод — погоню, драку или перестрелку. Кроме того, Третий — это единственный из всех Докторов, кто освоил управление практически всеми видами земного транспорта, от мотоцикла до вертолета и даже завел себе собственный "хумобиль". Да, на фоне технического оснащения Третьего Доктора с его мастерскими, лабораториями, мотоциклами, автомобилями, самолетами и неисчерпаемым запасом гэджетов, от одного вида которых джеймсбондовский старик Q зарделся бы от стыда, все предыдущие и последующие Доктора начинают казаться безродными бомжами с потрепанной будкой и жалкой отверткой за пазухой. Однако, у этой ориентации на приключения, погони, драки и перестрелки была и обратная сторона: в эпоху Джона Пертви, "Доктор" фактически превратился в sci-fi клон другого известного творения все того же неутомимого Сидни Ньюмана — британского сериала "Мстители". Дайте Джону Стиду в руки вместо зонтика звуковую отвертку, разменяйте одну миссис Пил на целый сонм безвестных компаньонок, которые у Третьего Доктора менялись чуть не со сверхсветовой скоростью — и в итоге получите всех тех же "Мстителей", только с телефонной будкой, выполняющей роль вторичной нагрузки, но никак не того "Доктора", которого мы все знаем и любим. Итог предсказуем — под весом многочисленных технических прибамбасов, из сериала начала улетучиваться его неповторимая атмосфера.

На второй год пребывания Пертви в главной роли, кто-то из руководства решил окончательно закрыть вопрос о сходстве нынешнего Доктора с всемирно известным британским суперагентом, и в первой серии нового сезона под названием «Terror of the Autons» (e55) местный Бонд наконец обзавелся собственным Эрнестом Ставро Блофельдом. В этом качестве, перед зрителями предстал персонаж по имени Мастер, который являл собой не только классическую вариацию на тему типичного опереточного доктора Зло (ГОСТ #4566776556\78), но и бывшего лучшего друга самого Доктора, вступившего на темную сторону и мечтающего захватить Вселенную (злодейский смех ГОСТ# 56787767\89). Так уж получилось, что для сценаристов Третьего Доктора, Мастер оказался своеобразной палочкой-выручалочкой: если не знаешь, о чем писать — просто выпусти на сцену стереотипного злого гения, а он уж сам заставит зрителей трепетать! Кроме того, Мастер несомненно является самым весомым вкладом эпохи Третьего Доктора в развитие мифологии сериала: начиная уже с Четвертой инкарнации, о большинстве сомнительных нововведений вроде пилотирования самолетов или демонстрации приемов единоборств забудут как о страшном ночном кошмаре, в то время как Мастер похоже еще переживет все регенерации Доктора вместе взятые! В последний раз, сей персонаж появлялся на экране в эпоху Десятого Доктора, в исполнении отличного британского актера Джона Симма, но без сомнения скоро вернется вновь. Как свет невозможен без тени, так и Доктор уже немыслим без своего зловещего альтер-эго. И если Одиннадцатый Доктор так и не встретил своего Мастера, может быть на этом поприще больше повезет Двенадцатому?


Для современного зрителя Эпоха Третьего Доктора смотрится уже гораздо привлекательней, чем обе ее предшественницы: по причине отсутствия "реконструкций" и утерянных эпизодов, да и просто потому, что цветной видеоряд, запечатленный на 16-миллиметровую кинопленку сейчас воспринимается гораздо естественнее, чем снятые в студийных декорациях, монохромные телеспектакли. Однако, проблема заключается в том, что это не совсем тот Доктор, к которому мы привыкли: отсутствие межпланетных путешествий и жесткая привязка к одной временной эпохе, фактически превратили Третьего Доктора в персонажа заурядного телекомикса — суперагента могущественной организации, стоящего на страже Справедливости, защищающего Землю от всевозможных порождений зла и прочее бла-бла-бла. Тем более удивительно, что даже не выбираясь за заданные рамки жанра "фантастики с приключениями", сценаристам Третьего Доктора удалось сочинить такие отличные эпизоды как Inferno (e54) или Carnival of Monsters (e66). Кроме того, в 1973 году в свет вышел спецвыпуск "The Three Doctors" (e65), приуроченный к десятилетию сериала, в котором как следует из названия, перед ошеломленными зрителями предстали не одна, а сразу все инкарнации Доктора в исполнении соответственно Уильяма Хартнелла, Патрика Траутона и Джона Пертви. И несмотря на то, что в дальнейшем эта идея была растиражирована до неприличия, вплоть до появления особого термина "серии с мультидокторами", этот эпизод является не просто первым примером смешивания под одной крышей различных инкарнаций, но и по сей день остается лучшим из них. Не пропустите!


Четвертый Доктор (1975 -1981)
актер Том Бейкер
общее количество серий: 41 эпизод, 172 фрагмента
коронная фраза: “Would you care for a jelly baby?”

В 1975 году, всеобщая бондомания уже слегка приутихла, и поэтому, вместо создания образа еще одного агента-супермена, Доктора решили развернуть обратно к его корням. Четвертый Доктор в исполнении 40-летнего актера Тома Бейкера вновь разучился пользоваться оружием и сражал врагов лишь с помощью интеллекта и своего невероятного обаяния. Четвертая инкарнация Доктора — это долговязый чудак с безумным взглядом, который даже в самых критических ситуациях не утрачивает своего замечательного чувства юмора:

-"Пожалуйста, не называйте меня человеком. Меня вполне устроит, если вы будете обращаться ко мне просто "Доктор". Огромное вам спасибо!" ("Revenge of the Cybermen", e79)
-"Хорошо, а теперь можно мне чашечку чая? (увидев направленное на него оружие). Что, значит чая не будет?" ("Genesis of the Daleks", e78)
-"Это ужасно! Испарение без представления противоречит конституции!" ("The Deadly Assassin", e88)
-"Если вы меня убьете, это вам не поможет. Также это не сделает меня лучше..." ("The Face of Evil", e89)
-"Ты- классический пример несоответствия размера рта размеру мозга" ("The Robots of Death", e90)

Многие исследователи сходятся во мнении, что всем своим эксцентричным поведением и необыкновенным остроумием, Четвертый Доктор обязан будущему автору "Путеводителя по галактике для путешествующих автостопом", несравненному Дугласу Адамсу, который в ту пору занимал должность "сценарного редактора" сериала и даже сочинил для него несколько эпизодов: «The Pirate Planet» (e99), «City of Death» (e105) и «Shada» (так и не вышла в эфир из-за забастовки сценаристов 1980 года). И приключения Доктора в его четвертой инкарнации местами отчетливо напоминают о ТОМ САМОМ романе, совпадая с ним на общем генетическом уровне из остроумных диалогов и по-настоящему абсурдистских ситуаций. Don't Panic!

Среди фанатов классического сериала Четвертый Доктор считается самым лучшим. В традиционных опросах на лучшего Доктора, проводимых среди читателей журнала "Doctor Who Magazine", он занимает первую позицию вот уже на протяжении 40 лет, лишь один единственный раз уступив эту символическую пальму первенства Десятому Доктору в исполнении Дэвида Теннанта. По большому счету, эпоха Четвертого Доктора — это комбинация всего самого лучшего, что есть в сериале — отличный исполнитель, лучшие компаньоны, великолепные сюжеты и даже..... самый оригинальный визуальный стиль. Разрабатывая гардероб для Четвертого Доктора, художник по костюмам Джеймс Эйчесон нанял швею, чтобы связать для него специальный клетчатый шарф, но по ошибке закупил для этого чересчур много шерсти, так что в конечном итоге шарф получился поистине анакондовской длины! Поначалу его хотели просто выбросить, но Тому Бейкеру это бракованное изделие показалось настоящей находкой, идеально вписывающейся в образ ЕГО доктора. Таким он и остался в истории сериала — долговязым чудаком в смешной шляпе, постоянно спотыкающимся о собственный шарф. И кстати говоря, именно облик Тома Бейкера в роли Четвертого Доктора и по сей день считается наиболее каноническим изображением данного персонажа, в частности, именно в таком виде — с обмотанным вокруг шеи длинным шарфом и густой шапкой из кудрявых волос, Доктор появляется в "Симпсонах", "Гриффинах", "Робоцыпе", "Южном Парке" и моей нынешней аватарке.

  

Еще одна особенность, выделявшая Четвертого из всех прочих Докторов — это его спутники. За 26 лет странствий по монохромным и голубым телеэкранам, у нашего Повелителя времени во всех его инкарнациях было в общей сложности свыше 30 компаньонов обоего пола, вытянутых Доктором с различных планет и гетерогенных временных эпох. Но несмотря на то, что среди них попадалась даже такая экзотика как шотландский горец из XVIII века, владеющая кунг фу ученая из будущего или полуодетая дикарка с огромным ножом, когда речь заходит о спутниках Доктора, первой всегда вспоминают именно Сару Джейн Смит. Этот персонаж впервые возник на экране еще в эпоху Третьего Доктора («The Time Warrior», e70), но именно с четвертым воплощением в исполнении Тома Бейкера, ей удалось выстроить настолько органичный дуэт, что о нем до сих пор с теплотой вспоминают все поклонники классического сериала. По словам огромного фаната "Доктора", британского писателя и сценариста Нила Геймана: "Саре Джейн Смит удавалось дольше других оставаться спутницей Доктора, поскольку она действительно была лучше всех". Милая и скромная, обаятельная, наделенная от природы огромной тягой к приключениям и отличным чувством юмора — Сара Джейн стала единственной из всех компаньонов и компаньонок классического Доктора, кому сперва нашли место и в современной версии ("School Reunion", s02 ep03), а впоследствии, даже посвятили отдельный сериал под названием "Приключения Сары Джейн" (просуществовал на экране вплоть до самой смерти актрисы Элизабет Слейден, в апреле 2011 года). Второе место по популярности среди всех спутников Доктора по праву занимает единственный неорганический компаньон за всю историю сериала. В 1977 году, после премьеры "Новой Надежды", руководство BBC загорелось идеей ввести в сериал на правах компаньона Доктора обаятельного робота, изготовленного по образу и подобию лукасовского C-3PO. Однако, модель человекоподобного андроида могла вызвать у зрителей неприятные ассоциации с киберменами, и тогда сценарист Бобу Бейкеру пришла в голову замечательная идея: а почему бы нам не подарить Доктору робота в виде..... собаки? Робопес по имени K9 впервые появился в эпизоде «The Invisible Enemy» (e93), и впоследствии был официально признан одним из наиболее узнаваемых спутников Доктора всех времен. Популярность робопса была настолько велика, что после ухода из "Доктора", его дважды пытались сделать героем самостоятельного сериала: первая попытка — в 1981 году, под названием "K-9 and Company" (была показана лишь пилотная серия), вторая — в 2009, уже просто как "K9" (отснят полный сезон из 26 эпизодов). Ну теперь то, Вы наконец, понимаете, почему Четвертого Доктора считают самым "компанейским" воплощением на фоне всех последующих и предыдущих?


В число нововведений эпохи Четвертого Доктора, так же следует записать и первую попытку не просто показать зрителю очередную цепочку из разрозненных эпизодов, а выстроить из них единый цельный сюжет. Это произошло в 16 сезоне (1978-1979), так же носящем неофициальное название «Ключи ко времени», и с точки зрения современного зрителя сама сюжетная линия смотрится чертовски наивно: для того, чтобы восстановить равновесие во Вселенной, Светлый Страж поручает Доктору найти все элементы Ключа Времени (заскорузлый штамп#1 "собери n частей Важнейшего Инопланетного Артефакта"), попутно отбиваясь от конкурента в лице посланника Темного Стража (заскорузлый штамп#2 "уничтожь Темного Властелина"). Однако, до появления на экранах в 1994 году сериала "Вавилон 5", данная связка из 6 эпизодов: «The Ribos Operation» (e98), «The Pirate Planet» (e99), «The Stones of Blood» (e100), «The Androids of Tara» (e101), «The Power of Kroll» (e102) и «The Armageddon Factor» (e103), по праву считалась самым продолжительным фантастическим сюжетом в истории телевидения! В то время, как остальные фантастические сериалы того времени старались не загружать зрителя связным сюжетным повествованием, выстраивая собственную структуру по принципу: "одна история — один эпизод" (к примеру, в том же "Звездном Пути" первые сюжетные арки появятся лишь в эпоху "Нового поколения", во второй половине 80-х), сценаристы "Доктора" во многом предвосхитили появление той самой формы фантастического телеромана, на которой нынче строится большая часть всего современного телевидения (в примерном диапазоне: от"Вавилона 5" и "Star Trek: Deep Space Nine" — до римейка "Звездного крейсера Галактики" и "Лоста", включительно). И именно поэтому, несмотря на всю свою наивность, данная попытка заслуживает всяческого снисхождения — пусть робкий и совсем еще неуверенный, но это был шаг в нужную сторону.


Для современного зрителя, эпоха Четвертого Доктора представляется наиболее благоприятной для начала знакомства с эпизодами классического сериала. Здесь нет "реконструированных" серий, практически отсутствуют дефекты изображения, зато присутствует целый каскад блистательных эпизодов, в буквальном смысле — один лучше другого . Тут и история создания далеков ("Genesis of the Daleks", e78), и эпизод, в котором Доктор вступает в схватку с инопланетянином, обитающим внутри египетской гробницы («Pyramids of Mars», e82), и абсолютно психоделическая серия с путешествием Доктора по его собственному внутреннему "я"(«The Deadly Assassin», e88), и история, в которой он откровенно пародирует Шерлока Холмса («The Talons of Weng-Chiang», (e91). Выбрать из них единственную лучшую серию — задача непосильная, поэтому лучше самостоятельно оценить их все. ;-)


Пятый Доктор (1981-1984)
актер Питер Дэвисон
общее количество серий: 20 эпизодов, 69 фрагментов
коронная фраза: “Brave heart, Tegan.”

После ухода Тома Бейкера перед создателями сериала встал довольно непростой выбор: заново клонировать ставший дико популярным образ большого младенца с карманами, полными мармеладок или найти новый, доселе неведомый способ расширения своей аудитории за счет никогда ранее не слышавших о "Докторе" неофитов. И сценаристы Пятого Доктора пошли по второму пути: уже с самого первого появления Пятого Доктора на экране было очевидно, что он НЕ Том Бейкер. Противопоставление предыдущего Доктора и его преемника подчеркивалось в каждой детали: стильном костюме для игры в крикет — против нарочито неряшливого одеяния Четвертого Доктора с его нелепым длиннющим шарфом; в лежащей волосок к волоску аккуратной прическе — в противовес бейкеровской дико растущей шевелюре, которая чуть ли не в каждом кадре пыталась сымитировать взрыв на макаронной фабрике. Ну и наконец, в самой внешности исполнителя, ведь что греха таить — 29-летний Питер Дэвисон выглядел действительно гораздо привлекательнее, к тому моменту уже 47-летнего, Четвертого Доктора. Именно эти отличные внешние данные во многом и определили характер будущего Доктора: он стал наиболее чувствительным, ранимым, и как прямое следствие — наиболее привлекательным для женской аудитории. В ситуациях, в которых Бейкер бы носился козлом по всей съемочной площадке, Дэвисон предпочитал просто стоять на месте; там, где Четвертый Доктор лишь вращал глазами и отпускал свои знаменитые шуточки, Пятому сценарием приписывалось корчить погребально-серьезные мины. Поймите правильно: Питер Дэвисон действительно замечательный актер, который на протяжении трех сезонов с его участием делал все, что в его силах, дабы хоть как-то оживить своего персонажа. Но при этом, все-таки, совсем НЕ Том Бейкер.

Одним из закономерных последствий эмоциональной ранимости нового Доктора стало появление в сериале, по-настоящему драматичных эпизодов. Если раньше от ставших ненужными компаньонов Доктора, сценаристы избавлялись самым простым и проверенным способом "ушел за кадр и обратно уже не вернулся", то в серии «Earthshock» (e121), зритель впервые сталкивается с эпизодом гибели одного из спутников, этот момент до сих пор считается одной из сильнейших сцен "Доктора" на протяжении всех его полных 26 сезонов! Впоследствии, концепцию "страдающего доктора" возьмет на вооружение создатель современного сериала, продюсер и сценарист Рассел Т. Дэвис. Во втором и третьем сезонах современного сериала, когда обыгрывается глубокая тоска Десятого Доктора от расставания с Розой Тайлер, мы видим перед собой все того же, чуть повзрослевшего Пятого Доктора (это сравнение забавно еще и тем, что в реальной жизни, исполнитель роли Десятого Доктора Дэвид Теннант приходится исполнителю роли Пятого любимым зятем).

С точки зрения современного зрителя, эпоха Пятого Доктора вполне пригодна к просмотру. Несмотря на то, что сам образ чувствительного Доктора, скорее всего придется по душе далеко не каждому зрителю, три сезона с участием Питера Дэвисона содержат немало хороших эпизодов, как то: «Earthshock» (e121), «Arc of Infinity» (e124) и одну из сильнейших финальных серий «The Caves of Androzani» (e135), выполняющую функцию переходного мостика между Пятым Доктором и последующей шестой инкарнацией. Отдельного упоминания заслуживает спецэпизод «The Five Doctors» (e135), приуроченный к 20-летию сериала, в котором кроме озвученных в названии пяти докторов (роль Первого Доктора исполнил другой актер, Ричард Херндалл, так как Уильям Хартнелл к тому времени уже умер) присутствуют так же их классические компаньоны, такие как Сара Джейн Смит и бригадир Летбридж-Стюарт. Учитывая, что это последний юбилейный выпуск классического сериала (до 30 летия он так и не дожил, а в канун своего 25-летия сериал находился уже на грани закрытия и было совсем не до юбилеев), пропускать его также, категорически не рекомендуется. ;-)


Шестой Доктор (1984 — 1986)
актер Колин Бейкер
общее количество серий: 8 эпизодов, 31 фрагмент
коронная фраза: “Mmm I wonder…Aha!”

Ближе у концу эпохи Пятого Доктора, рейтинги сериала начали неуклонно падать, благодаря чему у чиновников из руководства BBC появился повод обвинить шоу в дряхлости и заскорузлости (в качестве обратных примеров чаще всего приводили "Звездные войны" и "Инопланетянина", тактично умалчивая о том, что у Джорджа Лукаса и Стивена Спилберга производственные бюджеты и общие технические возможности были на пару порядков выше тех, которыми в первой половине 80-х располагал "Доктор") и взять постепенно источающуюся жилу под собственный жесткий контроль. Поэтому, эпоха Колина Бейкера состояла не только из 2 новых сезонов и всего лишь 8 эпизодов, но из десятков требований переписать сценарии, нескольких сотен повседневных скандалов и тысяч мелких, но чертовски настойчивых требований, с которыми не сталкивался ни один из предыдущих и последующих "Докторов". Руководству не нравилась современная концепция шоу, его чрезмерная мрачность и обилие насилия, более того им не нравился выбор исполнителя на роль Шестого Доктора и то направление, в котором производственная группа во главе с продюсером Джоном Нейтаном-Тернером принялась развивать данного персонажа. Согласно первоначальным замыслам, Шестой Доктор должен быть стать самым сложным персонажем за всю историю сериала: если для описания характеров его предшественников зачастую хватало и пары слов (надменный сухарь, добрый клоун, суровый суперагент, вечный ребенок и т.д.), то герой Колина Бейкера был словно соткан из противоречий. В его характере могли умещаться такие взаимоисключающие пункты, как болезненный эгоцентризм и душевная теплота по отношению к близким, ненависть ко всем, кого он считал идиотами и стремление помочь абсолютно незнакомому человеку. Венцом и абсолютным воплощением его непостоянства являлся костюм, в котором сочеталось более 30 различных цветов и оттенков, причем цвета и оттенки его правой половины совершенно не совпадали с левой. Да, настолько взрывной персонаж, у которого ненависть от любви зачастую действительно отделял лишь один шаг, мог стать настоящей революцией, перевернувшей с ног на голову весь привычный мир "Доктора"...... если бы у приставленного надзирать за сериалом, ответственного контролера BBC One Майкла Грейда не было на сей счет совершенно противоположного мнения.


Несмотря на то, что рейтинги 22 сезона, в целом держались на уровне, заданном Питером Дэвисоном, Майкл Грейд и руководитель департамента BBC Drama Джонатан Пауэлл в течении целого года отказывались давать добро на съемки нового сезона, мотивируя это необходимостью кардинальных перемен в самом формате шоу. Новый сезон должен был стать одним из наиболее эпичных моментов сериала со времен "Ключей ко времени": одна огромная история, повествующая о судебном процессе над Доктором, которая объединяла в себе целую мозаику из фрагментов прошлого, настоящего и будущего на манер "Рождественской песни" Чарльза Диккенса. Однако, производство уперлось лбом в прочную стену непонимания между съемочной группой и чиновниками BBC: готовые сценарии забраковывались и отправлялись на доработку, количество эпизодов, то увеличивалось, то наоборот сокращалось. Контролеры и студийные чиновники стояли над душой сценаристов, словно строгие учителя за спиной нерадивых школьников: вот тут нужно выкинуть сцену драки, насилие — это плохо, а вот здесь наоборот — вставить какую-нибудь смешную шутку. Что, значит, "она испортит трагический момент"? Вы же сценарист, вот и придумайте как сделать так, чтоб не испортила! От огромного количества идей у чиновников, эпизоды трансформировались буквально на глазах, ключевые сцены то и дело менялись местами, а из наиболее глубоких моментов, призывающих зрителей по-другому взглянуть на всю историю сериала, начиная с самого Первого Доктора, тонкой струйкой утекала логика вместе со здравым смыслом. В довершении всего, в самый разгар работы над заключительным эпизодом умер ведущий сценарист "Доктора" Роберт Холмс, и воспользовавшись этим моментом, продюсеры полностью поменяли концовку сезона, фактически превратив все связанные общим сюжетом 4 эпизода в долгий и утомительный фарс. И учитывая все вышесказанное, стоит ли удивляться тому факту, что во время телетрансляции сезона "Суд над Повелителем времени", рейтинги сериала рухнули вниз уже по-настоящему?

Разбирая причины провала, чиновники постеснялись вспомнить царившую на съемках по их вине нервирующую атмосферу и инициированные ими же постоянные переделки сценария, по их мнению в падении рейтингов был виноват единственный человек — сам.... Колин Бейкер! Актер, который по совместительству являлся ярым фанатом "Доктора" еще со времен Уильяма Хартнелла, очень переживал и буквально умолял руководство оставить его хотя бы на один сезон, но бюрократы от телеиндустрии были неумолимы. Тогда Бейкер просто отказался участвовать в традиционной сцене регенерации из одного доктора в другого, в результате чего начальная сцена следующего сезона, в которой кто-то в костюме Шестого Доктора падает на колени и начинает регенирировать буквально на ровном месте, выглядит нелепо и откровенно убого. К счастью, его "докторская" карьера на этом не закончилась: во второй половине 90-х годов, Колин Бейкер принял участие в записи более 60 (sic!) аудиоспектаклей, основанных на приключениях Шестого Доктора и по опросу все того же журнала Doctor Who Magazine был чуть ли не единогласно признан лучшим исполнителем роли Доктора в данном формате. Кроме того, в 2011 году Бейкера избрали Почетным Президентом фанатского сообщества Doctor Who Appreciation Society, что в какой-то степени хоть немного компенсирует все те издевательства, которые ему пришлось вытерпеть в роли Шестого Доктора, от рук тогдашних чиновников BBC.

 

С точки современного зрителя, эпоха Шестого Доктора представляется уж слишком....неровной. Интересные серии вроде «Revelation of the Daleks» (e142) сменяются откровенно проходными, а то, что планировалось как эпическая кульминация всего сериала (23 сезон "The Trial of a Time Lord": «The Mysterious Planet» (e143a), «Mindwarp» (e143b), «Terror of the Vervoids» (e143c), «The Ultimate Foe» (e143d)), благодаря произволу чиновников обернулась лишь кладбищем несбывшихся надежд. Впрочем, для поклонников современного сериала, "Процесс над повелителем времени" все же представляет определенную ценность, так так именно в нем Доктор встречается со собственной темной сущностью по имени Валеярд (отголоски этой встречи можно встретить, к примеру в серии "Amy's Choice" (s05e07), антагонист которой весьма смахивает на Валеярда, кроме того это имя упоминает Great Intelligence в последней серии 7 сезона ("The Name of the Doctor"(s07e14), когда приводит список будущих преступлений Доктора). В довершении всего, к эпохе Шестого относится и последняя серия классического сериала с участием сразу нескольких воплощений «The Two Doctors», заслуживающая внимания еще и потому, что является последним появлением на экране Патрика Траутона в роли Второго Доктора (два года спустя актер скончался от сердечного приступа).



Седьмой Доктор (1987 — 1989)
актер Сильвестр МакКой
общее количество серий: 12 эпизодов, 42 фрагмента
коронная фраза: “Somewhere there’s danger, somewhere there’s injustice, somewhere else, the tea’s getting cold.”

Седьмой Доктор стал последней надеждой BBC на возрождение былой популярности классического сериала. Воскрешать рейтинги взялись с помощью старого доброго средства, проверенного еще на костях Третьего Доктора — древней магией под названием "соответствие духу времени". Прислушавшись к совету руководства BBC, посчитавшего шоу слишком мрачным, сценаристы сделали из новой инкарнации натурального клоуна. На первых парах, Седьмой Доктор умело жонглировал, делал пантомимы, показывал несложные фокусы и даже.....играл на ложках! В сериале значительно увеличилась роль комедийной составляющей, первые серии 24 сезона по своей жаровой принадлежности метались между откровенным фарсом и цирковой комедией с переодеванием — ведь это солнечные 80-е! Кроме того, как и в эпоху Третьего Доктора здесь стало гораздо больше взрывов, пиу-пиу, вжик-вжик и прочей бессмысленной пиротехники, ведь пальба изо всех стволов — это одно из любимых блюд солнечных 80-х, которым тогдашнего зрителя пытались под завязку накормить буквально все: от Санни Крокетта до Джона Рэмбо. Именно по этой причине, первый сезон Седьмого Доктора наименее любим поклонниками классического сериала, и практически все его эпизоды частенько выбиваются в лидеры своеобразного анти-топа "The Worst of Doctor Who". Основная причина отвратительно низкого сценарного уровня этого сезона заключалась в кадровых перестановках, ведь на перепутье между Шестым и Седьмым Доктором сериал лишился не только своего ведущего сценариста (Роберт Холмс скончался от сердечного приступа прямо во время работы над заключительной частью "Процесса над Повелителем времени"), но и опытного "сценарного редактора" (Эрик Сьюард покинул сериал в знак протеста перед требованием руководства BBC сделать сериал "смешнее и добрее"). И оставшись без опытных рулевых, пытаясь соответствовать курсу, заданному руководством, 24 сезон приплыл в страну беспричинной радости и буйного психопатического веселья, вместе с жестокостью и мрачностью, выкинув за борт интересные сюжеты, хорошие диалоги и все прочее, за что любили "Доктора" его преданные фанаты — ведь это солнечные 80-е!

 

Однако, рейтинги продолжали неуклонно падать, и руководству BBC не оставалось ничего иного, как ослабить поводок и вновь вернуть сценаристам полную свободу над персонажем. И поэтому, уже в первой серии следующего сезона, «Remembrance of the Daleks» (e148), Седьмой Доктор предстал перед зрителями в совсем ином свете. Чисто внешне ничего не изменилось: это был все тот же клоун в нелепом белом костюме, с символикой, утащенной у бэтмановского "Загадочника". Но вот внутри, за всей этой традиционной неловкостью и показушной безобидностью таился совсем иной тип клоуна, от одного вида которого сердобольные матери начинают крепче прижимать к себе младенцев — хитрый, расчетливый, жестокий и абсолютно безжалостный. С лучезарным взглядом и доброй улыбкой, Седьмой Доктор вытворял такое, что всем его предыдущим инкарнациям не снилось даже в страшных ночных кошмарах. В свое время, Четвертый Доктор не смог просто соединить два проводка, дабы полностью уничтожить далеков и тем самым спасти миллионы живых существ во всей Галактике и примерно по тем же причинам, Пятый Доктор отказался стрелять в своего заклятого врага, смерть которого могла положить конец долгой кровопролитной войне. Но у Доктора в исполнении Сильвестра Маккоя подобные нравственные барьеры просто отсутствовали: он хладнокровно заманивает врагов в смертельную ловушку и одним щелчком пальцев стирает с лица Вселенной целую планету! Увы, эта концепция темного Доктора, по сравнению с которым даже Мастер начинает казаться не таким уж плохим человеком, не получила своего дальнейшего развития — у сценаристов для этого просто не хватило времени. Однако, сама идея Доктора как персонажа, внутри которого происходит вечная борьба добра со злом обрела свое продолжение в современном сериале, и когда Доктора нынешнего поколения (Девятый, Десятый, Одиннадцатый) демонстрируют темную сторону своего характера, у них в глазах вновь и вновь загорается зеркальное отражение персонажа Маккоя из финального фрагмента "Remembrance of the Daleks".


Последняя серия классического "Доктора" вышла в эфир BBC 6 декабря 1989 года («Survival», e155). И что особенно примечательно, она не содержит в себе никаких намеков на окончание сериала — ни смерти Доктора, ни перехода к новой регенерации, ни прощального "пока", адресованного всем преданным поклонникам. Эффективные менеджеры посмотрели суммарные рейтинги последнего сезона, сосчитали убытки и с поистине далековским хладнокровием просто выкинули "Доктора" из эфирной сетки, словно это было не культовое шоу с 26-и летней историей, а обычное ведро с мусором. Конечно это решение вызвало множество слез и гневных фанатских петиций, но дело с мертвой точки так и не сдвинулось, и в следующий раз, Седьмой Доктор появится на экранах лишь 7 лет спустя — исключительно для того, чтобы глупо умереть и передать эстафету куда более слащавой и моложавой следующей инкарнации. Однако, вынужденное отсутствие на телевидении — совсем не препятствие для великого Доктора, и все это время его приключения не останавливались ни на минуту, просто переместившись с телеэкранов на бобины многочисленных аудиоспектаклей, а так же страницы комиксов и романов из популярной книжной серии "Новые приключения". Кстати говоря, входящий в нее роман Пола Корнелла "Человеческая природа", в 2007 году был экранизирован в качестве приключений уже Десятого Доктора, став основой сюжетной арки из третьего сезона современного сериала Human Nature (s03e08)\The Family of Blood (s03s09), что служит лишь очередным доказательством полной преемственности между Седьмым Доктором и его последующими инкарнациями. Ведь персонаж Сильвестра Маккоя настолько серьезно изменил сами правила игры в Доктора, что даже после его ухода, они уже никогда не станут такими, как прежде.

С точки зрения современного зрителя существуют как бы две различные версии Седьмого Доктора: Доктор-паяц, делающий сальто и играющих на ложках («Time and the Rani», e144«Dragonfire», e147) и Доктор- хладнокровный манипулятор («Remembrance of the Daleks», e148 — и до самого конца сериала). И если первая версия сейчас представляет интерес разве что с точки зрения постановки медицинских диагнозов в отношении тогдашних сценаристов, то вот со второй, каждому настоящему поклоннику Доктора стоит ознакомиться обязательно. ;-)


Восьмой Доктор (1996)
актер Пол МакГанн
общее количество серий: 1 (Doctor Who: The Movie)
любимая фраза: не успели придумать

До начала 90-х годов, на американском телевидении фантастика считалась убыточным жанром. Однако, огромный успех "Star Trek: The Next Generation" и "The X-Files" в корне изменил представления телесетей о запросах потенциальной аудитории, сделав некогда убыточный жанр их главным кормильцем. И вот тогда, в середине 90-х возникла идея снова вернуть в эфир Доктора, только на этот раз развернув его лицом к американскому телерынку. В 1996 году американский телеканал Fox выпустил пилотную серию нового фантастического сериала "Doctor Who: The Movie", где в роли Восьмого Доктора снялся 37-летний англичанин Пол МакГанн, а на роль Мастера пригласили тогда еще популярного американца Эрика Робертса. Сюжет пилота начинался с истории Седьмого Доктора, который собирается доставить прах своего давнего врага Мастера на их родную планету Галлифрей, но во время этого путешествия неожиданно терпит аварию над Сан-Франциско середины 90-х годов прошлого столетия. И все бы ничего, но создателей фильма подвело извечное желание усидеть сразу на двух стульях — заинтересовать сериалом новую аудиторию, для которой "Доктор" ассоциируется исключительно с медицинскими сериалами и вернуть расположение старых поклонников, причем обе эти задачи были выполнены авторами просто "на отвяжись". В итоге, при просмотре фильма неофиты сидели с лицами, выражающими немой вопрос "че-за-мужик-в-синей-будке-почему-он-воскрес-и-что-я-в ообще-здесь-делаю", в то время как поклонники лишь брезгливо морщились от сцены перерождения Мастера посредством переползания из одного тела в другой маленькой инопланетной каракатицы (привет "Кукловодам"!) и тихо недоумевали, почему в исполнении мистера Робертса, один из старейших антагонистов их любимого сериала вдруг стал похож на типичного квадратнолицего "Терминатора". В конечном итоге, рейтинги оказались разочаровывающе низкими (хотя в Британии фильм посмотрело более 9 миллионов зрителей, но какое дело американскому телеканалу до вкусовых пристрастий Туманного Альбиона!), и потенциальный сериал убили в зародыше.


В исполнении Пола МакГанна, Восьмой Доктор получился довольно странным персонажем — молодым человеком с длинными волосами, одетым в причудливый костюм чуть ли не викторианской эпохи и взглядом, выражающим вечное недоумение. Сценаристы похоже и сами плохо понимали, в каком направлении им развивать своего Доктора и поэтому пошли по самому легкому пути, просто перемешав в его образе с десяток штампов, характерных для сахарно-сладких мыльных опер, начиная с традиционной амнезии и заканчивая бурным романом с женщиной-хирургом, которая его выручила. (поцелуйчики и обнимашечки входят в обязательный комплект поставки). Однако, со смертью американского сериала с блэкджеком и шлю с отверткой и компаньонками, Восьмой Доктор отнюдь не сгинул в небытие. На протяжении следующего десятилетия он принимал активное участие в довольно большом количестве книг, комиксов и аудиопостановок студии "Big Finish Productions". Вообще, говоря откровенно, самое лучшее из того, что в принципе могло случиться с Doctor Who: The Movie произошло в тот момент, когда представители "Фокс" отрапортовали о полном закрытии проекта. Потому, что именно неудача с запуском американского сериала, в конечном итоге подтолкнула BBC на идею возродить своего самого культового персонажа, полагаясь исключительно на собственные силы. И спустя 9 лет, птица Феникс снова воспрянет, неся в своем клюве революционные новые идеи, блистая перед зрителями новыми победами и в их сиянии открывая миру новых, совершенно ослепительных звезд, но как говаривал по схожему случаю герой одного известного фильма: "это уже совсем другая история....."

Для современного зрителя единственный телефильм с участием Восьмого Доктора представляет собой типичное b-movie середины 90-х, разница лишь в том, что обычный зритель увидит в нем b-movie про какого-то-странного-мужика-в-летающей-синей-коробке, а поклонник "Доктора" с удивлением узнает в этом странном мужике своего любимого телеперсонажа. И поверьте мне на слово — оно того не стоит. ;-)


Все-таки, время — удивительная штука. Начавшись 50 лет назад с познавательной передачи для самых-самых маленьких, шоу о его Повелителе вымахало в сериал поистине исполинских пропорций, который и по сей день пленяет у экранов тех, кто не хочет расставаться с добрым и симпатичным ребенком внутри себя. Восемь фигур молча выстроились друг против друга в огромном зале — лет 50-40-30 назад им говорили, что игрой в детском низкопробном шоу про летающую будку они разом поломают все свои актерские карьеры, но просыпалась лишь горстка песка из огромных конусовидных часов времени — и вот в их честь уже изготавливают юбилейные почтовые марки. Увы, не всем из них удалось добраться до финиша этого 50-и летнего марафона, и от трех из восьми ныне остались лишь неподвижные тени на песке. Ах, леди История, бессердечная же ты стерва!

Но пока они еще с нами, пусть даже в облике обычных восковых фигур, не пора ли наконец закончить сей древний и поистине бесконечный спор, который впервые начался в тот самый момент, когда единственный и неповторимый The Doctor, на поверку оказался лишь самым первым: так кто же из них является самым лучшим? Престарелый мудрец или добродушный чудак? Строгий франт или безумный весельчак? Тонкий эмпат или сотканый из противоречий человек с двойным дном? Хитрый, расчетливый манипулятор? Чувствительный романтически настроенный юноша? На самом деле, этот спор лишен всякого смысла, ибо ответ на него был очевиден еще 40 лет назад. "Плохим" доктором может стать только врач, который не заботится о своих пациентах, но это точно не имеет никакого отношения к нашему Доктору с заглавной буквы и английским артиклем The в названии. Да, многим из них частенько не везло со сценариями. Да, волею всемогущих чиновников некоторые из них не сумели прожить на экране долгую жизнь, которой несомненно заслуживали. Но как метко подметил их постоянный спутник и друг, бригадир Летбридж-Стюарт в финале юбилейного спецвыпуска "Пять Докторов":

"Splendid chaps. All of them"

Извините, но к этому мне и правда нечего добавить. ;-)




P.S. Как Вы уже наверное и сами догадались, данная статья посвящается 50-летию со дня премьеры самого долгоиграющего фантастического телесериала всех времен и народов.

                                                                                Live long and prosper, The Doctor!

------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------ -------------------------
* При написании данной статьи, автором были использованы материалы с англоязычных фансайтов и документальный сериал BBC "Doctor Who: The Doctors Revisited" (2013)





3051
просмотры





  Комментарии
Страницы: 123


Ссылка на сообщение20 сентября 2013 г. 13:27
Потрясающая статья. Очень интересно, познавательно и почти без спойлеров :-) Теперь буду знать на что обратить внимание при знакомстве с классическим Доктором.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2013 г. 21:10

цитата Keiga

Потрясающая статья. Очень интересно, познавательно и почти без спойлеров Теперь буду знать на что обратить внимание при знакомстве с классическим Доктором.

Спасибо, что прочитали :beer:


Ссылка на сообщение20 сентября 2013 г. 22:56
Случайно попалось :-)))

свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2013 г. 23:02

цитата Aryan

Случайно попалось

Картинка в тему :-)))


Ссылка на сообщение20 сентября 2013 г. 23:14
смотрели, знаем-с :beer:


Ссылка на сообщение21 сентября 2013 г. 17:18
Ух ты, прелесть какая!
Как раз собралась знакомиться с сериалом :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2013 г. 19:15

цитата Nicolle

Как раз собралась знакомиться с сериалом

Ну значит, я как раз вовремя успел :-)))


Ссылка на сообщение22 сентября 2013 г. 14:27
Ну наконец-то я прочёл первое толковое описание «Доктора«! Хотя бы стало понятно, с чем его едят.
Продолжение о современных сериях планируется?

цитата fox_mulder

и если, ребятки, вы не переключитесь на другой канал,

Едва ли они могли это сделать в 1963 году. ;-)
Мне кажется, или Маккой реально смахивает на Хопкинса в роли другого «доброго доктора»? :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2013 г. 14:31

цитата wolobuev

Продолжение о современных сериях планируется?

Вообще-то, оно было написано на 2 года раньше этой статьи.
http://fantlab.ru/blogarticle146998:-0

цитата wolobuev

Едва ли они могли это сделать в 1963 году.

Вы полагаете, что в 1963 году в Британии был один единственный телеканал? :-)))

цитата wolobuev

Мне кажется, или Маккой реально смахивает на Хопкинса в роли другого «доброго доктора»?

Возможно, но лишь отчасти :-)))


Ссылка на сообщение22 сентября 2013 г. 14:35

цитата fox_mulder

Вообще-то, оно было написано на 2 года раньше этой статьи.
http://fantlab.ru/blogarticle146998:-0

Упс. Прошу прощения. Ознакомлюсь. Как же это я пропустил-то????

цитата fox_mulder

Вы полагаете, что в 1963 году в Британии был один единственный телеканал?

А разве нет? Ну, может быть, их было два. В любом случае, конкурировать было особо не с кем. Кроме радио. Так что рейтинг, мне кажется, был обеспечен.
Кстати, любопытно было бы проанализировать под этим углом зрения рейтинги «Летающего цирка Монти Пайтон» :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2013 г. 14:40

цитата wolobuev

А разве нет? Ну, может быть, их было два. В любом случае, конкурировать было особо не с кем. Кроме радио. Так что рейтинг, мне кажется, был обеспечен.

К примеру, крупнейший конкурент BBC в лице телеканала ITV (на котором крутят «Чисто английское убийство» и «Войну Фойла») появился на свет в 1955 году. ;-)


Ссылка на сообщение4 декабря 2013 г. 16:58
Прочитал в связи с простоем на работе. И задумался о том, чтоб начать с четвертого смотреть :-)))

цитата fox_mulder

ГОСТ# 56787767\\\\89

*Чисто профессиональное форчание* Госты пишутся не так. Сначала ГОСТ потом пробел и его цифровое обозначение, затем дефис и год. НУ, и плюс ГОСТы у тебя получаются старше обсуждаемого промужетка времени. Путешествующие во времени ГОСТ-ы — это круто :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 декабря 2013 г. 17:01

цитата iRbos

*Чисто профессиональное форчание* Госты пишутся не так. Сначала ГОСТ потом пробел и его цифровое обозначение, затем дефис и год. НУ, и плюс ГОСТы у тебя получаются старше обсуждаемого промужетка времени. Путешествующие во времени ГОСТ-ы — это круто

Тебе все лишь бы попридираться :-)))
 


Ссылка на сообщение5 декабря 2013 г. 09:23
Ну, так не все же коту... :-))) А тут на профессиональную мозоль наступил :-))) И это я еще мягко, даже не стал спрашивать почему наши советские стандарты, распространяются на британский сериал :-D
Но все равно спасибо за текст :beer: Учитывая, как я люблю ретро, где-нибудь отсуда все же и начну потом как-нибудь.
Страницы: 123

⇑ Наверх