fantlab ru

Терри Пратчетт «Поддай пару!»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.90
Оценок:
642
Моя оценка:
-

подробнее

Поддай пару!

Raising Steam

Другие названия: На всех парах

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Механик Дик Симнел создал первую в Плоском мире паровую машину. (Во всяком случае, первую из тех, которые не имеют свойства взрываться вскоре после запуска и заодно разносить на клочки своих создателей.) Поставив ее на колеса, Дик в простоте душевной посчитал, что изобрел отличное средство для быстрой доставки в Анк-Морпорк скоропортящихся грузов, и отправился со своим творением покорять Большой Койхрен.

Лорд Витинари, как обычно, оказался более дальновидным и поспешил возглавить начинающуюся на Диске промышленную революцию, раз уж подавить ее он оказался не в состоянии. Но не лично, а через доверенное лицо — Мойста фон Липвига, как будто нарочно созданного для подобной работы. Ну, а участие мистера фон Липвига, как всегда, предполагало возможность совершить чудо в случае, если возникнет такая потребность...

Другая аннотация:

Очередные изменения на пороге — первый паровой двигатель Плоского мира готов к работе. А это значит, что у Мойста фон Липвига новое интересное дело.

© перевод с английского

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Прометей / Prometheus Awards, 2015 // Лучший роман


Поддай пару!
2017 г.
Поддай пару! Вор Времени
2019 г.
Поддай пару! Вор времени
2021 г.
Поддай пару!
2023 г.

Аудиокниги:

Поддай пару!
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Raising Steam
2013 г.
(английский)
A todo vapor
2015 г.
(испанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Едет поезд запоздалый

***

«Поддай пару!» — заключительный роман трилогии Терри Пратчетта «Мокриц фон Липвиг». Впереди, если вы читаете по циклам, остались лишь сингловые произведения.

…прогресс не стоит на месте, даже если речь идёт о Анк-Морпорке. Гарри Король вздумал вложится в перспективный проект молодого инженера. Так в Анк-Морпорк, а потом и в города (и государства) по соседству приходит железная дорога. Меж тем среди гномов продолжают расти интриги. И Мокриц фон Липвиг не может остаться в стороне. Вернее, ему не позволит патриций Витинари…

Заключительный роман довольно сильно отличается от первых двух. Для начала – Терри Пратчетт вновь забыл о необходимости глав в произведении, но вспомнил, что в последних книгах у него было маловато сносок. Всё это дополняет появление новых героев и смещение Мокрица фон Липвига (локомотива трилогии!) на задворки, пусть эти задворки почти на переднем плане. Наконец, важно отметить связь романа «Поддай пару!» с циклом «Городская стража». Соваться в гости в гости к Мокрицу, не побывав дома у Сэма Вайса, не стоит.

Герои. Привычный Мокриц фон Липвиг выглядит блёкло. Увы, авантюрист (пусть временами и вынужденный в силу гения Витинари) почти всю книгу является зрителем происходящих событий. Зато вперёд выходит Гарри Король (он уже появлялся в «Страже») и инженер Дик Кекс. Последний, увы, не может тягаться с забавным и хитрым Мокрицем, пусть и старается во всю свою инженерскую прыть.

Мир. Анк-Морпорк всё тот же Анк-Морпорк. Зато автор надстроил то, что построил ещё в «Страже», а точнее, в романе «Шмяк!». Некоторые ружья даже выстрелили. Прогресс показан скупо, но интересно. Жаль, что Пратчетт не рискнул прибегнуть к паропанку.

Заключение: самый слабый роман в трилогии про Мокрица, хотя книгу читать всё равно интересно. Радует связь со «Стражей», получился практически эпилог к истории о Ваймсе. В целом, трилогия оказалась довольно ровной, в ней много от производственного романа, что выделяет подцикл на фоне всего «Плоского мира».

8 поездов из 10.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Похождения ловкого плута Мокрица фон Липвига были увлекательны. Здорово и изобретательно он управлял почтой и банком в прошлых книгах, своим умом немного жульничая (но с пользой для города).

И вот настала пора для новой работы. Мне показалось, что в этот раз приключения фон Липвига стали выдыхаться. Задор сохраняется, выдумка тоже, но что-то уже история не так сконцентрирована.

В Плоском мире изобретают паровую машину и сразу же — железную дорогу с паровозом. Гораздо больше внимания теперь уделено другим персонажам, фактически мне показалось, что книга могла обойтись и без участия Мокрица фон Липвига. Уж очень хорошо до всего здесь додумались и изобретатель паровоза (деревенский гений, сын кузнеца), и его инвестор (сколотивший своё богатство на ремесле золотаря). Патриций Витинари оценил важность паровоза и железной дороги для города и развития торговли, дал добро на активную прокладку рельсов во все концы материка. А фон Липвига отправил в качестве своего рода менеджера, чтобы тот присматривал за строительством новых путей в другие населенные пункты. Повествование размазано между разными персонажами и локациями: тут ещё и конфликт гномов показывают, среди которых есть бунтующие против железной дороги группировки.

Этих небольших историй с разными персонажами много, но они не получают достаточного внимания. Многие из них скучновато было прочитывать.

Так что эта книга мне меньше всех в этой трилогии понравилась. Хотя роман совсем не плох сам по себе.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самый слабый роман Пратчетта (если он и правда приложил к нему руку). Слабее даже его самых первых работ, насколько они были скучными.

Перед нами по сути производственный роман. Нет ни сюжета, ни интриги. Анк Моркпорк продолжает промышленную революцию и на этот раз строит железную дорогу. Строит всем городом — тут и инженер самоучка (который изначально являлся главным героем) и Гарри Король и лорд Витинари и Мокриц/Мокрист (который ближе к середине полностью перетягивает одеяло на себя, будто автор вдруг решил изменить главного героя) и много кого еще. Кому-то подобные произведения возможно и нравятся, но мне это напоминает унылый балаган. Много шума из ничего. Впервые за много лет мне было скучно читать Пратчетта.

Кроме слабой сюжетной линии скуку наводят и идеи. Снова Пратчетт разыгрывает карту борьбы за права. Тролли тоже люди, големы тоже люди, нежить тоже люди. Теперь вот гоблины стали тожелюдьми. Скучно. Снова поднимается идея националистов консерваторов ретроградов противостоящих прогрессу и толерантности. И снова это гномы. Т.е. канва из романа Шмяк! перенесена 1 в 1 даже без косметической замены гномов на кого-то еще. Все что тут есть мы уже видели где-то еще ранее.

Шутки и ирония все присутствуют они даже местами неплохие, но в целом уже не торт.

Итог к сожалению неутешителен — слабая, вторичная и проходная книга, которая даже фанатам Пратчетта может не понравиться.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лишь, дочитав изумительную трилогию про сэра Липвига, я понял, что это лучшее что было у любимого сатирического маэстро Пратчетта. Здесь тщательно взвешено, намешано и перемешано в нужных пропорциях всё, что я люблю в этом жанре — тонкая социальная сатира, продуманный фэнтезийный мир, с выверенным десятилетиями лором, ирония и самоирония, становление героя в самом пекле понимания этой фразы, а главное, что я особенно люблю в творчестве сэра Терри, это разложение по полочкам тех бытовых аспектов, которые, казалось бы, существовали всегда, но ты никогда бы не задумался об истории их происхождения. Банальные детские вопросы, которые мы перестаем задавать уже в детстве — зачем нужны марки и почему они такие или почему поезд едет по рельсам, а не по дороге и какие-такие гоблины придумали метро.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прощай. На всех вокзалах поезда уходят в дальние края...

Надо сделать два отступления в самом начале разбора этой дорожной организации)

Первое — я читала в любительском переводе. Потому что я с самого начала знакомилась с Мокристом именно с любительского перевода и мне не надо было подстраиваться под другие имена героев. Ну и еще я как-то сильно впечатлилась переводом первой же фразы:

«Дэвиду Пратчетту и Джиму Уилкинсу, двум отличным инженерам, которые учили своих сыновей быть любознательными.»

Это было из любительского, а в официальном переводе фраза звучит так:

«Посвящается Дэвиду Пратчетту и Джиму Уилкинсу – двум блестящим инженерам, которые научили своих детей осмотрительности.»

Сижу и до сих размышляю, что это за слово такое было, что одновременно и осмотрительность и любознательность обозначает?))) Порадовалась, что любознательность в любительском переводе и уверилась, что с этим переводом мне будет веселее.

И вот тут я перейду к пункту два. Многие пишут, что эту книгу уже писала дочь автора по заметкам отца, а не сам Пратчетт. Не знаю, сведения не проверяла, но есть некоторые детали, которые бросаются в глаза и вот тут я не знаю на кого грешить, автора, который не автор или переводчика, который не переводчик? Потому что если ты не профессиональный переводчик, то точность стиля выдержать не можешь и это понятно. Но я грешу все же на автора, потому что у меня претензия только к одному персонажу и странно было бы, если переводчик только его не смог осилить.

И вот теперь перейду к самой книге)

Мне нравятся истории про Мокриста. Они восхитительны своей фееричностью. Происходящее всегда в движении, у героя нет возможности для вздоха, но при этом читается все равномерно, нет скачков для читателей, читатель сидит в уютной люльке и наслаждается книгой. «На всех парах» уступает первой книге, но надо сказать, что и вторая уступает первой по накалу страстей, по самой интриге, так что у меня не было особого разочарования от того, что я не читаю подобное «Делай марку», потому что уже вторая книга говорила, что Пратчетт не может повторить первой книги. Если смотреть как развиваются книги всей серии Плоского мира, то видно, что последние сильно уступают первым и это не привыкание или усталость от героев, это объективно сам автор не смог удержать заданную планку. Наверное, только в цикле про Стражу я увидела, как автор решил проблему создав интересную книгу, уже другую, вроде бы из того же мира, в том же стиле, но сильнее, как второе дыхание, как развитие серии — это Ночная Стража. Но тот же Пятый Элефант хоть и хорош, но падает под ноги Ночной Стражи и повторить революционный рывок для серии не может. Поэтому не думаю, что основная ветвь повествования в своей слабости — это заслуга дочери автора. Подозреваю, что и сам Пратчетт не написал бы вторую Делай марку. Но как бытовое фэнтези — это идеальный вариант. Я еще подозреваю, что особым шиком было бы, если бы тут больше подчеркнули проявление стимпанка, в конце концов это ведь смесь магии и технологии, и викторианские костюмы тут тоже есть) Может быть сам Пратчетт смог бы, а дочь не могла, право не имела делать что-то другое. И получилось просто добротное бытовое фэнтези о том, как появился паровоз и начали прокладывать первые рельсы и потекли деньки и люди. Потекли политические течения. Общество всколыхнулось, и распространились идеи. Красиво. Но не сильно. Не так сильно, как могло бы быть. Но как я и сказала, что дано Юпитеру, то не дано быку, в данном случае, дочери.

Но добротное бытовое фэнтези это лучше, чем недобротное нечто) Поэтому я не горюю, я радуюсь, что получила завершение истории из Пятого элефанта, что получила еще одну историю о Мокристе и получила не только историю о почте, но и о поездах)

У меня только одна претензия к книге. Претензия и сожаление. Это Ветинари. Сам Пратчетт очень умел был в том, как описать этого тирана, чтобы он выглядел очаровательным как ведерко с котятами. Чтобы он был холоден и привлекателен, чтобы от его не смешных шуток было смешно, от его тихих неугроз было страшно. Пратчетт, а за ним и переводчики умело описывали этого персонажа. В этой же книге не было Ветинари. Не было тонко и достоверно описанной всколыхнувшейся любви к поездам, не было красоты в выплеснувшемся насилии. Его речь была глупа и перегружена угрозами. Все это было лишним, не нужным для такого героя. Вот тут и видно, что это не Пратчетт, он был очень обходителен с этим героем, он чувствовал грань и красоту его власти. Девочка, как все девочки бухала как чувствовала. Она не понимала разницы между высказанной напрямую угрозы и угрозы скрытой за холодной вежливостью с улыбкой на тонких губах. Печаль. Печаль в любых вариантах, Пратчетт не смог, дочь его не смогла, переводчик не осилил. Герой потерян. Эта книга должна была быть его праздником, а получилась печалью для читателя, потому что героя в книге не оказалось.

И все же книга больше радует, потому что в ней все так же есть интересные мысли автора, его наблюдения, его любовь и юмор, просто все не такое острое, но Пратчетт тем и нравится своим поклонникам, что он добрый писатель. Хоть в этой книге проявилась некая жестокость, а хотя скорее все же жизнь, где есть место смерти, которую сложно объяснить, но есть и место дружбе, когда твой враг становится твоим другом и продолжателем твоей идеи. Эта книга как прощание на вокзале, когда ты знаешь, что автора больше не увидишь, и раздается последний гудок поезда и слышится довольно приятный шум, почти гипнотический...

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

После того как Терри Пратчетт в 2007 году объявил, что страдает редкой формой болезни Альцгеймера, он, кажется, развил еще более бурную деятельность, чем обычно, и ни дня не сидит без дела. Он регулярно пишет новые книги, выпускает справочники и путеводители, занимается общественной деятельностью, отстаивает право смертельно больных людей уйти из жизни на своих условиях, другими словами, он не сдается и борется, борется, борется. Ему приходится придумывать все новые способы выражать и записывать свои мысли, ему становится все труднее в повседневной жизни, но, тем не менее, новые книги продолжают стабильно выходить, в ноябре прошлого года вышел очередной роман о Плоском мире «Разводя пары», в июне этого вышла написанная в соавторстве со Стивеном Бакстером третья часть цикла «Бесконечная Земля» The Long Mars, в сентябре ожидается сборник повестей для детей Dragons at Crumbling Castle, совсем недавно было объявлено, что автор работает над новой книгой о приключениях ведьмочки Тиффани Болит...

Но, к сожалению, при всей неиссякаемой энергии и жажде жизни сэра Тэренса, его состояние начинает сказываться на качестве его книг. Прежде всего это выражается в том, что практически во всех вышедших за последние годы романах о Плоском мире Пратчетт раз за разом повторяется и пишет об одном и том же: о торжестве прогресса над мракобесием, о важности толерантности, эмансипации, равенства полов и других подобных вещей. Мы раз за разом видим, как свою нишу в пестрой палитре красок Анк-Морпорка занимают гномы, тролли, големы, орангутанги, орки, гоблины, профессора Незримого университета и даже Шнобби Шноббс. Не стал исключением и новый роман.

«Разводя пары» продолжает тему развития индустриальной революции в Анк-Морпорке. Следом за печатным станком, телеграфом и другими полезными вещами цивилизация открывает паровой двигатель и железные дороги. Нововведение существенно перекраивает экономическую карту Плоского мира и приносит множество бонусов тем, кто лучше всех смог адаптироваться под постоянно изменяющиеся и крайне интересные времена. И здесь на первый план выступают гоблины, социализация которых усилиями Сэма Ваймса началась еще в «Дело — табак» и успешно продолжилась в следующей книге.

Вторым моментом из серии «где-то это я уже видел» стала сюжетная линия с очередной смутой в рядах гномов. Убервальдские сепаратисты, ратующие за всяческое прекращение контактов подгорного племени со всем остальным миром затевают целую серию террористических актов и объявляют настоящую войну железной дороге. Все это было бы очень интересно, если бы гномьему вопросу не были практически полностью посвящены «Пятый элефант» и, в особенности, «Шмяк», после которых тему можно было закрывать в принципе. Тем более что искусственно раздуваемый большую часть книги конфликт в конце оборачивается банальнейшим пшиком и самоустранением противоборствующей партии.

Но при этом главными героями книги все-таки остаются паровозы и железная дорога. Пратчетт с искренней любовью и настоящим детским восторгом рассказывает о принципах работы парового двигателя, эволюции первых паровозов и о постоянном развитии сети железных дорог. Читать об этом по-настоящему интересно, хотя повествование то и дело перемежается сюжетными вставками, рассказывающими о положении дел где-нибудь в другом уголке Плоского мира. Из-за этого повествование разбивается на сотни маленьких эпизодов, центральными персонажами которых становятся или лица, знакомые нам по предыдущим книгам, или совсем уж незнакомые товарищи, участие которых ограничивается всего одним эпизодом и забывается еще до того, как переворачивается очередная страница. Все это порой существенно сказывается на темпах действия, которые порой падают до скорости засыпающей улитки. При этом некоторые эпизоды показаны настолько поверхностно, что возникает впечатление, будто перед нами выжимка из более объемной главы, которую затем подвергли безжалостной усушке и утруске и представили в виде очень краткого пересказа. Тем не менее, заскучавшего и потерявшего бдительность читателя то и дело поджидают мастерски подготовленные сюрпризы, заставляющие взглянуть на происходящее с новой стороны.

Главным героем книги, если не брать в расчет паровозы и железные дороги, является самый успешный предприниматель в новейшей истории Анк-Морпорка, и нет, мистер Достабль, речь идет отнюдь не о вас. После восстановления работы городского почтамта, банка и печатного двора, перед заскучавшим было Мокристом фон Губвигом встает задача контролировать Анк-Морпоркское гигиеническое железнодорожное общество, в котором он должен представлять интересы государства и следить за тем, как превратившийся в железнодорожного магната Гарри Король и очередной гениальный самородок Дик Симнелл прокладывают железные дороги отсюда и до самого Убервальда.

Резюме: «Разводя пары» остается очень вторичной книгой по сравнению с другими произведениями Пратчетта, но в то же время превосходит по качеству ряд его последних произведений. Кроме того, сам факт того, что сэр Терри продолжает трудиться не покладая рук и не обращая внимания на ухудшающееся здоровье, вызывает безграничное уважение.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Выглядеть как волшебство

Граждане, будьте осторожны! В магазинах нашего города появились фальшивые ёлочные игрушки. С виду они — совсем, как настоящие. Только радости от них никакой.

У Стивена Кинга в «Позже» есть интересный, хотя неоднозначный с этической точки зрения момент. Едва начав очередную книгу, умирает писатель, чьим литературным агентом работала мама мальчика, а его книги были основным источником дохода семьи. Это ставит их на грань разорения, но герой может видеть недавно умерших людей и говорить с ними. Отправившись на место смерти романиста, он спрашивает у призрака о перипетиях сюжета, а уж в том, чтобы сымитировать стиль, имея под рукой сюжетную канву, особых сложностей нет. Мама пишет книгу, выдав ее за рукопись, и на волне интереса, подогретого внезапной смертью, спасает семейное дело от банкротства.

С одной стороны явный же подлог, с другой — читатель получил долгожданную книгу от любимого автора, чья жизнь в результате как-бы продлилась Однако ключевое здесь «как-бы», хотя бы потому, что дар это симбионт, чрезвычайно разборчивый в выборе носителя. И не переливается автоматически в того, кто изъявил желание подхватить выпавшее из руки гения перо. Доказательством десятки неудачных попыток продолжить знаменитые книги. В лучшем случае получается фанфик, в идеальном — совершенно самостоятельное произведение, имеющее мало общего с основой («Сумерки» и «50 оттенков»)

Кто бы ни написал третий роман Мокриста фон Липвига (Мойста фон Липвига, Влаги фон Губапарика, Мокриста фон Губвига) и сороковую по счету книгу о Плоском мире, это не был сэр Терренс Пратчетт. То есть, вы понимаете, о чем я — даже если физически он принял участие, по ряду причин с этой книгой он нас уже покинул. Что грустно, но остаются ведь другие: весь Незримый университет, весь Ринсвинд, вся Стража, и Смерть, и Витинари, и — о боже — ведьмы же! А еще Номы, и Кот, и восхитительная эссеистика-мемуаристика Пратчетта.

Что до «Поддай пару!», предлагаю поклонникам и ценителям творчества Мэтра сделать вид, что мы его не видели. И то сказать, история вхождения Анк-Морпорка в эру пара не вовсе ведь плоха. Есть в ней место прогрессорству тирана Витинари, есть борьбе против расовой сегрегации гоблинов, есть даже дань феминистской повестке в гномов. Нет Пратчетта.

Нет его восхитительной непростоты, устроенной так, что и ежу понятно. Нет его неподражаемого темноватого юмора, никогда не черного и не хохота во все горло, но всегда из сотни оттенков: от намека на улыбку до «рот до ушей, хоть завязочки пришей». Нет его неизменной доброжелательности при полном отсутствии снобизма и кичливости собственным интеллектуальным превосходством. Есть недурное фэнтези, написанное дочерью писателя. Пусть уж так и остается.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга пошла очень тяжело. Наверное, в первую очередь, потому, что я не испытываю такого романтического восторга перед поездами – а им «Поддай пару» пронизан от начала и до конца. Также, в плюс не идёт то, что в романе практически отсутствует интрига – лишь ближе к концу, во время долгой поездки, события заставляют переживать за героев. А ведь именно авантюрностью хороши предыдущие две книги про Мокрица фон Липвига. И складывается ситуация, что произведение, вроде как, про скорость, но само по себе очень неспешное. Этакий производственный роман про становление железнодорожного сообщения на Плоском мире. Помимо всего прочего, «Подай пару» не хватает новых интересных героев – я могу выделить разве что гоблина Из Сумерек Темноты.

И может показаться, что роман совсем уж неудачный, но, нет — всё-таки, это Пратчетт. В декорациях Плоского мира любопытно показано появление железной дороги и сопутствующие экономические, политические и социальные изменения. Также автор в своем произведении проницательно рассуждает на тему закрытых, консервативных сообществ и их трансформации в условиях быстро развивающегося мира.

Пусть «Поддай пару» далеко не самая удачная книга Пратчетта, и Как отдельное произведение его едва ли можно посоветовать, но в рамках всего цикла о Плоском мире, и как часть его условного «финала», роман вполне неплох.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

До странного для Пратчетта нудная книга, тем паче, что должна бы рассказывать очередную лихую аферу Мокрица, который после создания банка живет припеваючи, а на деле полна канцелярщины, технических деталей и совершенно не интересных сюжетных недомолвок. Мокриц – авантюрист и плут, работающий мозгами, отчего первые две книги о нем были хорошим приключением с интересными надувательствами. Но завершающий цикл роман тяжел, громоздок и неповоротлив, что первый паровоз Плоского мира, а о каком-то глобальном надувательстве, увы, даже строчки нет. Единственный трюк, проворачиваемый Мокрицом, предугадывается и разгадывается моментально.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кому нравятся железные дороги и поезда? Очень, очень многим. И ограничения по возрасту и полу здесь не работают – ведь и взрослый дядька (к примеру) может тешить внутреннего ребенка, вечером запираясь в своем кабинете и сооружая новый виток дороги, по которой затем пустит достоверную модель паровоза полуторавековой давности, непременно с тендером, полным угля и, само собой, почтовым вагоном. И будет очень счастлив.

Данная книга таким людям будет интересна особенно, поскольку очень точно передает тот восторг, щедро делиться им, особенно в первой части книги. В мир пришло нечто новое, необычное, чудесное в своей абсолютной научности. Олицетворение будущего и символ перспектив – и нужно лишь не пугаться и не хвататься за рамки привычности. Очень интересно читать, как главные герои с этим справляются. Кто-то отдает всего себя на новое дело, кто-то еще сомневается, но понимает, что иного выхода нет, кроме как присоединиться к бравому маршу прогресса.

Вторая же половина книги неожиданно об ином. На первый план выходит гражданская война гномов, зревшая давно, но все же вспыхнувшая жарким пламенем, захватившим не только под-горы, но и все места жительства этого народа. И теперь главным героям предстоит решать не только проблемы железной дороги, но еще и тушить этот пожар – ведь иначе мир поглотит хаос.

Кроме того, поднята вскользь тема другого народа, гоблинов, попытки выжить в условиях постоянных гонений, несмотря на официальное признание их равной людям расы…

Таким образом, мы обнаруживаем многообразие тем и сюжетных веток, постоянно чередующихся и демонстрирующих ситуацию с разных сторон. Поэтому, к сожалению, имеет место быть условность в происходящем, в некоторых случаях заметно портящая радужность начального впечатления от книги.

Железнодорожная компания стремительно несется к успеху, первой предлагая новые технологии, услуги и рабочие места. А конкуренции нет. В Анк-Морпорке, городе с вековыми традициями ушлости и продажности, не находится предприимчивых людей, способных озолотиться на чужом успехе. Нет промышленного шпионажа, нет подкупов, нет рейдерства. И дело вовсе не в замечательных учредителях Компании, вроде известного бизнесмена города Гарри Короля, фон Липвига, «доброго» мошенника с подвешенным языком и гениального изобретателя.

Или, правитель города лорд Витинари желает железный путь в тысячу с лишним миль в соседнюю страну. Желает уже вчера. И хоть тут тресни, а выполни волю главы города. Только – зачем? Он гениальный градоначальник и знает больше, чем другие, спору нет, но читатель-то тоже хочет приобщиться к этому знанию, узнать мотивы, ради которых стоит спешить, нервничать и загонять рабочих.

Впрочем, в итоге оказывается, что Компании труда не составит проделать указанный путь, и никакие возникающие препятствия их не остановят. Т.е., никакой драмы и отчаяния. Поверхностность.

Еще есть гномы-консерваторы — неразборчивы в методах и жестоки в своих попытках захватить власть. На их счету поджоги, взрывы, запугивания, подкупы и убийства. Но стоило только обратить на них внимание мировой общественности, как все ячейки рассыпались, убеждения пересмотрелись и почти все раскаялись. Отсюда следует вопрос – как тогда они вообще сумели организоваться? Почему раньше диверсии были успешны, а стоило только столкнуться с железной дорогой, как все навыки растерялись? Удача изменила? Боги отвернулись? В Плоском мире такое возможно, только в данном случае кажется совсем уж притянутым за уши.

И т.д.

Примерно также дело обстоит и с персонажами. Цикл начинается о фон Липвиге, а завершается почти обо всех знаковых персонажах Плоского мира, не хватает разве что ведьм, неудачливого волшебника Ринсвинда, да некоторых стражников. Внимание уделяется всем поровну и вместе с тем – рассеивается. Не показано, как мог бы развиться тот или иной герой в свете изменений, происходящих в мире, только намеки на это.

Продолжать можно долго в подобном тоне, но возникает все тот же вопрос – зачем? «Поддай пару!» все-таки очень качественный роман, содержащий в себе уйму серьезных тем, череду добротно выписанных героев и, само собой разумеется, мир, как всегда восхитительный, да к тому же еще и полный новых элементов. Читать его приятно и интересно, несмотря на общее нагромождение поднятых проблем, обстоятельного разбирательства которых хватило бы еще на несколько книг.

Впрочем, если предположить, что автор таким образом показал, как мир на самом деле сложен, как множество событий происходят одновременно, переплетаются, зависят друг от друга и от случая, все становится на свои места. Всё никак не охватить, как ни старайся. Остается лишь принять, проанализировать и не допустить в дальнейшем.

Ну а завершить данный текст можно следующим: вместе с финалом книги, завершением цикла о фон Липвиге приходит понимание, что и Плоский мир, каким мы его знали, также перестал существовать. Сказочность, волшебство потеснено технологиями, прогрессом, и возврата назад уже не будет. С одной стороны, это замечательно – ведь такие горизонты открываются при симбиозе магии и науки, а с другой – грустно. Мир становится сложнее и непонятнее. Стоит чуть зазеваться, как можно запросто отстать от реалий, бегущих вперед на всех парах. И останется только ворчать, мол, в наше время так не торопились, и все было четко и ясно.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мало того, что повсюду появился этот жуткий телеграф! Мало того, что дварфы толпами переселяются в отвратительный Анк-Морпорк и теряют там всяческую связь с единственно возможным для истинного дварфа подземным образом жизни! Мало того, что Нижний Король приветствует всякие нововведения и ратифицирует мирный договор с троллями! Мало того, что мерзкие гоблины вылезли на поверхность Плоского мира и снуют теперь повсюду, ставя под вопрос исконное право дварфов самим сновать повсюду, вылезая на поверхность Плоского мира! Мало того! Мало! Теперь ещё и кощунственная Железная Дорога грозит соединить Анк-Морпорк с Убервальдом!!!

Разве возможно такое стерпеть? Никогда!

Поэтому экстремистское подгорное подполье начинает диверсионную войну. И на плечи командора Ваймса возлагается задача разобраться с экстремистами. А на плечи Мойста фон Липвига — задача обеспечить в немыслимо короткие сроки создание скоростного железнодорожного маршрута до Убервальда. А на плечи големов... Ну, их-то плечи выдержат почти всё, что бы на них ни возложили. Даже... Нет, об этом лучше ничего не говорить...

«Разводя пары» — роман достойный, привычно забавный, изобретательный, полный дыхания наступающих на Плоском мире «новых времён». Достойный — но, увы, для Пратчетта рядовой, написанный на энергии набранной предыдущими книгами инерции и почти лишённый собственной оригинальной игры. Хуже того, основательно поигрывающий в те игры, которые были довольно основательно заиграны в предыдущих романах и уже не выглядят, мнэээ, достаточно свежими...

Впрочем, многим любителям цикла роман, несомненно, придётся по вкусу — ибо повторение прежних авторских находок читатели часто считают достоинством, а не недостатком. Таким, как мне представляется, жаловаться будет не на что. Им хватит внезапного (сюрприз!) появления на Плоском мире гномов (не путать с дварфами, которые тут уже давно!) и вообще широко взятой паровозно-железнодорожной темы.

А я — я буду грустно и обиженно сопеть и ждать следующую книгу «Плоского мира», рассчитывая на неизвестно какие открытия.

И лучше бы они действительно были неизвестно какие.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Инженер-самоучка из Сто Лата, продолжая дело своего безвременно погибшего отца изобретает паровой двигатель и строит первый на Диске паровоз. А там недалеко и до первой железной дороги. Финансировать проект соглашается Гарри Король – золотарь, сколотивший фантастическое состояние на нечистотах. Но Патриций Витинари с подозрением относится к технологиям, и отправляет Мокрица фон Липвига разобраться, что это за машина – паровоз, и что она может принести городу...

«Поддай пару» – последняя серьёзная книга Пратчетта о Плоском мире (детские истории про девочек-ведмочек, просьба не предлагать). Казалось бы, имея накопленный объём интересных персонажей и нестандартных находок, автор должен развернуться во всю мощь, и выдать лебединую песню... Но нет. Роман неладно скроен, и разваливается на два кусочка ровно в середине – первая часть о том, как железная дорога пришла на Диск, а вторая – «Возвращение короля» по-пратчеттски (Король-под-горой возвращается на поезде в своё королевство). О да. Очень увлекательно.

Более того, многочисленные авторские наработки наоборот мешают созданию свежей истории. «Поддай пару» – это неловкая компиляция того, что мы уже не раз читали в историях о Плоском мире. Можно ставить галочки по списку. Внутренние распри гномов? Есть. Политические интриги хитромудрого и вездесущего Витинари? Есть. Сила веры, способная творить чудеса? Есть. Овладение новыми технологиями? Есть. Равноправие всем даром, пусть никто не уйдёт обиженным? Есть. Ваймс? Есть. И, разумеется, последние две темы, наиболее любимые Пратчеттом, занимают большую часть текста. «Не все гномы плохие, почти все гоблины хорошие, женщины могут гордиться тем, что они женщины, а Ваймс... ну, он крут» – вот основные лейтмотивы романа. И всё бы ничего, если бы для того, чтобы донести эти уже сотню раз повторённые вещи Пратчетт не обвешивал и без того неторопливое повествование кучей побочных линий и откровенно филлерных эпизодов.

На фоне всего этого сборища второстепенных сюжетов и подсюжетов теряется главный (казалось бы) герой – Мокриц фон Липвиг. Хотя из очаровательного жулика, каким он был в предыдущих томах, Мокриц превратился в заядлого семьянина, добропорядочного гражданина, настоящего трудягу, и оттого изрядно поскучнел как персонаж. Да, он по-прежнему считает, что для того, чтобы жить, нужно делать невозможное, но что же такого невозможного он сделал? Какую особую хитрость проявил по сравнению с самим же собой времён «Опочтарения»? Большинство его побед вынесены автором за скобки, потому что, видимо, сочтены малозначительными. Куда интереснее автору процесс перевоспитания, зашедший слишком далеко. Невиданное дело, Мокриц в этой книге больше работает руками, а не головой! Но перевоспитавшиеся негодяи – очень скучные типы (спросите у Йона Колфера и его Артемиса Фаула).

Конечно, не всё так плохо – сорок лет писательского опыта у Пратчетта не позволяют роману скатиться в откровенную халтуру и графоманию. Местами события захватывают, отдельные эпизоды заставляют переживать за персонажей, над чем-то можно усмехнуться (хотя последние романы Пратчетта «юмористическими» можно считать лишь формально). В целом это добротная книга, пусть немного нескладная и перегруженная. Просто ожидания были слишком завышенными.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я люблю Терри нашего Пратчетта, читаю и перечитываю. Но здесь слишком многовато (хотел сказать — воды) пара. Перебор с повторами о «Железной ласточке», о «наступлении нового времени», о том же Гарри Короле, да и вообще... Лучше бы про Витинари со Стукпостуком столько повторов было, их в любом случае много не бывает...

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

В завершающей части трилогии Мойст если и не уходит со сцены совсем, то как минимум чуть отступает в сторону. Повествование явно делает серьёзный крен в сторону почти всех действующих лиц, которых здесь навалом. С новой стороны себя открывает Король, вспоминается о леди Марголотте и гномах, неоднократно заявляет о себе супруга ГГ, изобретатель «Ласточки», да и она сама, а Витинари нигде ещё не играл настолько значимую роль, как здесь.

Правда, и новых лиц здесь прям совсем-совсем немного, но себя они отыгрывают в достаточной степени.

Ну и главный конфликт разобран прекрасно — тема неминуемости перемен занимает практически всю смысловую нагрузку книги. Что с этим делать? Как недопустить лишних жертв? Как это вообще отразиться на нашей жизни? Ничего принципиально нового Пратчетт здесь не заявляет, но и задуматься есть над чем. Тема одухотворения механизмов получилась не слишком убедительной, для себя я сделал заметку, что через несколько лет Ласточка пополнит пантеон Плоского Мира).

А во всём остальном книга просто хороша. Юмор, диалоги и персонажи вполне себе на уровне, хоть и надо понимать, что «Поддай пару!» — всё же не лучшее творение автора.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Третья книга о Мойсте фон Липвиге порадовала, хотя это уже не тот Мойст и не тот Плоский мир, который был даже в первой книге серии. Это произведение о неумолимом прогрессе, который не остановить и не удержать. Плоский мир быстро, практически на глазах меняется, и никто не избежит влияния прогресса: ни захолустные деревушки Сто Лата, ни поселение высоко в горах, ни даже Убервальд.

Книга не столь великолепна, как предыдущие, не столь сюжетно нова, как уже отмечали другие прочитавшие. Но сэр Терри остается собой и читать его творение по-прежнему одно удовольствие. И новые, и старые герои по прежнему радуют своим присутствием. Только вот Шпильки было маловато.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх