Фрэнсис Форд


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Fearless» > Фрэнсис Форд Коппола
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фрэнсис Форд Коппола

Статья написана 16 марта 2009 г. 19:02

Подготовил материал: Fearless

Факты из жизни режиссёра:

1. Фрэнсис Форд Кополла бесится, когда его называют «великим режиссером», и пять статуэток «Оскара» он выбросил в окно собственными руками. Он несколько раз разорялся, сделал не один провальный фильм и утверждает, что много лет снимал совсем не то, к чему стремилась его душа. В 2004 году ему исполнилось шестьдесят пять, и он категорически возражает, чтобы его превращали в памятник: «Для этого я еще недостаточно покрылся пылью. И еще надеюсь преподнести человечеству свой главный сюрприз.»

2. Родился 7 апреля 1939 в Детройте, США., в итало-американской семье (отец – композитор Кармине Коппола), затем вместе с родителями переехал в Нью-Йорк.

3. В детстве, например, он мечтал играть со сверстниками в бойкие шумные игры, а вместо этого в девять лет оказался прикованным к постели полиомиелитом. Полтора года изоляции и мучительного одиночества. После болезни одна нога оказалась немного короче другой, так что прощай навек футбол и теннис! Зато Фрэнсис научился играть сам с собой, устроил настоящую мастерскую в подвале их нью-йоркского дома, постоянно что-то пилил, сколачивал, соорудил даже некое подобие телестудии.

4. Занятиям Фрэнсиса в школьном драмкружке родители не придавали ни малейшего значения — подумаешь, ведь он был там не актером, а всего лишь осветителем: возился с прожекторами, изобретал простенькие спецэффекты. Кто же мог догадаться, что, балуясь со светом, Коппола вдруг почувствует себя волшебником, которому подчиняется мир?

5. Однажды от скуки он забрел в кино посмотреть «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна: «Я был потрясен тем, что увидел. Это был черно-белый немой фильм, но иногда казалось, что с экрана слышны винтовочные залпы. Я понял в тот день, чем буду заниматься. Самое привлекательное в кино — это возможность монтировать. Когда ты составляешь в некоем порядке самые необычные, самые волнующие кадры, начинаешь ощущать себя алхимиком, колдуном». С того самого момента Фрэнсис просто «тронулся» на кино. Он продал машину и взамен купил шестнадцатимиллиметровую камеру. И вместе с ней прямиком отправился на кинофакультет Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе.

6. После обучения в Университете Хофстра (факультет драматического искусства) поступил на работу ассистентом к режиссеру Роджеру Корману. Корман прославился не только тем, что снимал фильмы ужасов с минимальным бюджетом, но и тем, что был первооткрывателем плеяды кинематографистов, ставших впоследствии знаменитыми. При Кормане Коппола успел побывать и звуко-режиссером, и сценаристом, и даже мойщиком машины босса.

4. Начал работу у Кормана с того, что перемонтировал советский фильм Небо зовет (режиссеры А.Козырь и М.Карюков, киностудия им. Довженко, 1959), вставил в него несколько доснятых сцен и выдал за свой под названием «Битва за пределами солнца».

7. Его первой действительно режиссерской работой стал фильм ужасов Деменция 13, снятый под сильным воздействием Психоза Альфреда Хичкока. Сценарий был написан на одном дыхании за ночь. Да и сам фильм — «Безумие 13» — умудрился снять всего за девять дней! Успех «аврально-нахальной» работы, как назвал ее сам режиссер, был вполне впечатляющим. Среди поклонников фильмов ужасов картина стала в некотором роде культовой.

8. Во время съёмок первого фильма в Ирландии, Коппола познакомился с Элинор Нил, художником по костюмам. Обычно тихий и застенчивый Фрэнсис был на таком подъеме, что также наскоком, «аврально-нахально», покорил сердце девушки. Причем навсегда. :о)

9. Напор и натиск станут фирменными качествами Копполы-режиссера. И еще, конечно, неукротимая жажда все делать по-своему. Молодой Коппола был просто в ужасе от того, до чего чудовищно и глупо обстоят дела в мировом кино! «Кинокомпании и продюсеры, подобно бухгалтерам, стремятся превратить фильмы из произведений искусства в балансовый отчет». А как же необычный сценарий? А оригинальный проект?! Фрэнсис был упрям и не желал играть по установившимся правилам.

10. В 1965 году Элинор родила ему первого сына Джан-Карло. Как ни странно, иметь детей Коппола мечтал не менее страстно, чем делать настоящее кино. «Ведь я наполовину итальянец, и во мне говорило генетическое чадолюбие. Кроме того, мое собственное детство оставило такое ощущение болезненности, что я мечтал компенсировать это тем, что уж своих-то детей я сделаю полноценно счастливыми».

11. Именно созданные ненавистным способом, на заказ, фильмы прославили его на весь мир. В тридцать один год на изумленного Фрэнсиса на него «свалился» первый «Оскар» — за сценарий к фильму «Паттон».

И сразу же студия «Парамаунт» наняла его в качестве режиссера для картины «Крестный отец». Сейчас это дико звучит, но Коппола отбивался руками и ногами: «Избитая тема! Не моя! Не хочу!» :о)

12. «Парамаунт» отнеслась к нему с взаимным недоверием во время работы на «Крестным отцом» — даже взяли еще одного режиссера, чтобы Коппола все-таки не забывался: в любой момент его могут уволить. Студия была недовольна решительно всем: как идут съемки, набранными актерами, работой операторов. Фрэнсис постоянно был на грани нервного срыва. Элинор, бросив маленьких детей на няню, ежедневно приходила на съемочную площадку, боясь, что муж что-нибудь с собой сделает.

Посмотрев готовый материал, студия «Парамаунт» раскритиковала его в пух и прах! Чтобы спастись от обрушившихся на его голову тонн критики, Коппола взял себе срочный заказ на какой-то сценарий и отбыл писать в Париж. По иронии судьбы премьера «Крестного отца» прошла без него: «Как ни смешно, но в тридцать два года, в дни самого большого успеха в своей жизни, я торчал в Париже и у меня даже не было сил как следует порадоваться, потому что я дни и ночи писал этот проклятый сценарий!»

13. Следующая работа Копполы Разговор (1974), драма о специалисте по прослушиванию, отразила страхи рядового американца перед государственной системой и, возможно, основана на кинокартине Микеланджело Антониони Фотоувеличение (1966). Разговор получил Золотую Пальмовую Ветвь на кинофестивале в Канне. Сразу же после окончания его съемок Коппола берется за продолжение Крестного отца.

14. Когда спустя два года снималось продолжение, хозяева «Парамаунта» уже были готовы сделать для Копполы все, чего ни пожелает режиссерский мизинец. Тот скромничать не стал и пожелал вещей беспрецедентных: в частности, распорядился замостить Шестую улицу в Нью-Йорке булыжником, снять все фонари, провода и кондиционеры. Уникальный случай — продолжение оказалось не хуже первого фильма и на «Крестного отца-2» посыпался град «Оскаров». По сравнению с первой частью Крестного отца Коппола меняет структуру фильма: в продолжении два временных пласта: молодость Вито Корлеоне (1920-е годы), вынужденного стать на бандитскую дорожку, чтобы прокормить семью, и зрелость его сына Майкла (конец 1950-х), утратившего семейную честь и идущего на убийство брата. Результат превзошел все ожидания. По отзывам прессы вторая часть Крестного отца (1974) получилась даже лучше первого фильма, хотя в кинопрокате она прошла менее удачно, чем первая часть, зато получает шесть «Оскаров»: из них – продюсер за лучший фильм, и сам Коппола – 2 статуэтки, за лучшую режиссуру и лучший сценарий. Этот – пик его славы.

14. Коппола неизменно стремился задействовать в своих проектах как можно больше членов собственной семьи. Так, кинодебют его дочери Софии состоялся, когда той исполнилось всего несколько месяцев от роду: в 1972 году она появилась в «Крестном отце» в сцене крестин младенца мужского пола. Восьмилетний сын режиссера Роман тоже снялся в трилогии, сыграв юного Сонни Корлеоне. Для съемок мальчику ежедневно завивали волосы, что тот ненавидел всей душой и по вечерам заявлял отцу, что завтра он будет играть «так». Коппола как ребенок радовался, видя своих детей на съемочной площадке: «Это должно быть настолько волшебно для ребенка! Не то что валяться в постели с полиомиелитом!»

15. Парадокс, но пока Коппола делал то, что от него требовали другие, — он преуспевал. Стоило ему наконец взяться за исполнение давней выношенной мечты — как все полетело в тартарары. В 1979 году режиссер приступил к съемкам картины «Апокалипсис сегодня» по роману Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Это был фильм о вьетнамской войне — больной теме для всего его поколения — с солдатами, джунглями, туземцами и вертолетами. Снимали на Филиппинах, изображавших Вьетнам. Каждый из проведенных там 238 дней добавлял в бороде режиссера по седому волосу. Казалось, ни один человек из съемочной команды не понимал, зачем он туда приехал.

(*) Самая большая звезда в фильме, Марлон Брандо, растолстел так, что пришлось показывать только его лицо, и то в полумраке. К тому же Брандо, по обыкновению, не выучил роль и постоянно нес отсебятину, зато за каждую неделю съемок требовал по миллиону долларов. Деннис Хоппер регулярно накачивался наркотиками. Исполнитель главной роли Мартин Шин свалился с инфарктом. Вдобавок ко всему на близлежащих островах вспыхнуло восстание, которое филиппинское правительство не смогло подавить только из-за того, что все вертолеты были на съемках у Копполы. Хорош был и режиссер: он никак не мог придумать подходящей концовки для фильма — и его группа мокла под тропическим дождем день за днем, дожидаясь, когда наконец маэстро осенит идея. Бюджет картины безмерно рос, и, чтобы завершить ее, Коппола вынужден был заложить имущество собственной компании.

16. На Филиппинах, у Копполы впервые в жизни напряглись отношения с женой. Верная Элинор, разумеется, не оставила мужа и приехала на съемки вместе с ним. От огромного нервного напряжения он стал позволять себе непозволительное — орать на нее в присутствии других, осыпать оскорблениями, а однажды просто грубо вытолкал жену со съемочной плошадки. Для Элинор такое поведение Фрэнсиса стало полной неожиданностью. Она чуть не собралась с ним разводиться. Но взяла себя в руки.

17. После съемок «Апокалипсиса» семья Коппола привезла два фильма: один, естественно, «Апокалипсис сегодня», а второй — «Сердца тьмы: Апокалипсис режиссера», который сняла Элинор о том, что творилось «по ту сторону камеры». За свою хронику она получила премию Международной ассоциации документального кино. А копполовский «Апокалипсис», как известно, удостоился «Золотой пальмовой ветви» в Канне.

18. Еще один смелый проект — мелодрама «От всего сердца» — стоил ему больше двадцати миллионов долларов убытка. Десять лет ушло на то, чтобы расплатиться с долгами. Тогда Копполе казалось, что жизнь к нему несправедлива и жестока. Но если бы он знал, какой меч уже занесла над ним судьба...

19. 1987 год. Съемки очередной картины «Сад камней». Коппола «весь в мыле» отдает последние распоряжения... К нему в офис влетает какой-то незнакомый человек. Лицо у него перекошено. «Вон, — кричит Коппола. — Сюда нельзя посторонним!» «Ваш сын...» — неразборчиво бормочет посторонний, не в силах выговорить самое страшное: в результате несчастного случая на катере погиб 22-летний старший сын Копполы — Джан-Карло.

20. Коппола не отменит съемки и никогда больше не потерпит вопросов о случившемся. Он безмолвно проглотит свою страшную боль — Джан-Карло был его любимцем. Для него и для Элинор станет неожиданным спасением малышка Джиа — дочь Джан-Карло, родившаяся через шесть месяцев после смерти отца. Разговоров о сыне Коппола по сей день избегает, но вот небольшая деталь: все эти годы им владеет страсть показывать фотографию внучки Джии даже репортерам, которых он видит первый раз в жизни: «Смотрите, какая хорошенькая. Вся в отца». Единственный раз он обмолвится, что пережить случившееся ему помогли жена и врожденная любовь к жизни.

21. Конечно, невозможно прожить вместе тридцать пять с лишним лет без проблем и размолвок. Но супруги Коппола к этому подходят своеобразно. Например, Элинор пишет книги о муже, в которых он самолично позволяет ей описывать его любовные увлечения. «Надо же ей как-то самовыражаться!» — вот позиция мужа. А позиция жены тверда и принципиальна: никогда не устраивать ему скандалов и не колоть глаза изменами. Фрэнсис Форд Коппола: «Я мог жениться тысячу раз на тысяче разных замечательных женщин. Но если может надоесть одна жена, то надоест и другая. И наверняка в какой-то момент рядом с третьей женой мне сильно захочется оказаться рядом с первой».

22. Большую часть времени супруги Коппола проводят в своем роскошном калифорнийском поместье Нибаум-Коппола в долине Напа под Сан-Франциско. Их дом напоминает увитый плющом старинный замок. Впрочем, этим райским уголком Фрэнсис обзавелся вовсе не для того, чтобы просто загорать на его зеленой травке: поместье знаменито своим огромным виноградником, одним из лучших в Калифорнии. Коппола, помимо славы режиссера, снискал не менее громкую славу винодела, создав очень популярный сорт местного вина «Рубикон». За восемь лет поместье произвело восемь тысяч ящиков вина! Иногда чета Коппола устраивает в долине Напа благотворительные обеды, на которые собирается несколько сотен человек. Естественно, Коппола угощает своих гостей и пиццей, которую печет сам — снова итальянские корни! — а помогают ему все его родственники, в том числе и племянник режиссера Николас Кейдж. Впрочем, попробовать итальянские блюда от Копполы можно и в Сан-Франциско в ресторане «Рубикон», которым он владеет совместно с Робертом Де Ниро и Робином Уильямсом.

23. Режиссер еще надеется сделать самый лучший фильм в своей жизни, который затмит его же «Апокалипсис». «Я должен этот фильм самому себе, ведь я могу сделать картину не хуже, чем Феллини...»





190
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 марта 2009 г. 19:35
Спасибо за отличную подборку:beer:

цитата Fearless

23. Режиссер еще надеется сделать самый лучший фильм в своей жизни, который затмит его же «Апокалипсис». «Я должен этот фильм самому себе, ведь я могу сделать картину не хуже, чем Феллини...»

Вряд ли у него это получится. Коппола снимал очень много, но в памяти остались только фильмы 70-х: «Крестный отец 1-2», «Разговор», «Апокалипсис сегодня» ( несмотря на то, что это самый претенциозный фильм о Въетнаме, значительно уступающий «Взводу» и «Оболочке»), из работ 90-х — только «дракула», да и та, в основном из-за актеров ( Олдман, Хопкинс, Том Уэйтс в роли Рэнфилда). Из 80-х и тысячных — ничего. Скорее всего дело в том, что Коппола до сих пор снимает так, будто в кино на дворе, по-прежнему 70-е, полностью игнорируя любые новые веяния. Как итог — хороший режиссер, поставививший несколько хороших и интересных фильмов. но называть его выдающимся, я бы не стал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 марта 2009 г. 22:51
:beer:

Да, похоже всё лучшее он уже снял и не снимает новый шедевр, не родит чуда. Но в принципе не считаю, что главное — это не «игнорировать любые веяние». Ведь даже новые фильмы сейчас стилизуют под более старые фильмы, к примеру теж е оскаровские фильмы. Тут Коппола даже в плюсе, просто он не придумывает на своём старом движке что-то новое и оригинальное, что-то, что способно шокировать или как минимум произвести впечатление.


Ссылка на сообщение16 марта 2009 г. 20:10
истеричный мужик, но что поделаешь — творческая личность!!!!!!!!
пасиб


Ссылка на сообщение18 марта 2009 г. 16:06
Отличная статья. Спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2009 г. 16:11
рад стараться :-)


⇑ Наверх