Но ведь стекольщик пьяный был, когда творил он двух-
камерный стеклопакет и ставил его тут...
Так вдруг???
Есть темы в кинопромышленности отдельных «культурных пространств» — жутко болезненные оттого, что куча людей жаждет увидеть их воплощение, но стоит снять практически любого качества работу (повторюсь — любого), как эта работа вступит в противоречие с идеалом, который у каждого — свой.
То есть среднюю по качеству экранизацию — лучше вообще не предлагать. Заплюют насмерть.
Нужен либо без пяти минут шедевр или просто шедевр — такой, чтобы в зобу дыханье спирало, и плевки не уходили в свободный полет.
Либо оригинальная трактовка — «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», например — когда связка с привычным образом изрядно нарушена, и локальные идеалы остаются незапятнанными.
«Три мушкетера» в постсоветском кинематографе — та самая тема.
С тех пор, как «Пока-пока-покапали на старого Дюма, ведь свет еще не видывал подобного дерьма» (Гафт(?)) — и режиссер с простонародной фамилией Юнгвальд-Хилькевич создал стилистическую редукцию, не противоречащую советской цензуре — на теме будто лежит проклятье.
Тот фильм был классическим раком на безрыбье. Рака удачно спасали некоторые актерские работы. Рак стал легендарным, он покрыт ностальгической патиной и поставлен на каминную полку. При том рака много лет доили на предмет продолжений, из него вытянули все соки. Образ растиражирован — дальше некуда. Он буквально замусолил тему.
Замусолены были даже альтернативные (в хорошем смысле) мушкетеры — сиречь гардемарины. Там тоже свой «безрыбий рак».
Но затевать сейчас хоть что-то похожее — все равно что снимать «Матрицу» в декорациях «Тайна острова Бэк-Кап». Зритель каждый год видит десятки самых что ни на есть зрелищных картин, на тему мушкетерства в том числе. Поделия не пройдут — и можно легко попасть на другую полочку, рядом с «Уланской балладой».
Что особенно грустно для отечественных творцов — своя кинематографическая традиция «мушкетерства» на западе — чертовски разнообразна. Есть предельно точные и предельно же вольные экранизации. Планше уже воровал кареты с помощью летучей машины смерти, спроектированной великим Леонардо — удивить народ трудно.
Ностальгия будет пробивать старшее поколение со страшной силой. Множество людей одновременно потребует «похожего на Боярского», который «не Боярский». Причем — не осознавая этого противоречия и страшно обижаясь, что им не угодили.
Множество людей потребует приключений, драк, «движухи», и чтобы гвардейцев колошматили десятками — и не меньшее потребует «трушности», точности в декорациях, дуэлях и отражении эпохи, и чтобы Ришелье был показан державником. Причем первые ведь насмотрелись боевиков (ага), вторые же — начитались книг по истории костюма и экономики Франции (эге). И вторых не так мало, как может показаться на первый взгляд — ведь к ним надо отнести не только тех, кто понимает, но и тех, кто думает, что понимает (прочтя предисловие к двухтомнику Бушкова «дАртаньян гвардеец кардинала»).
Куча народа потребует гламурности — белоснежных чепчиков у крестьянок, никелированных лезвий шпаг и, как минимум, легкой эротики.
Не меньшее количество закричит — «где навоз?» и спросит «где же брутальность?»
То есть зритель — как те психиатры, что обследовали Швейка — мнение одного категорически противоречит мнению двух других. Легко признают только идиотом.
Так что я склонен терпимо отнестись к творчеству Сергея Жигунова — в том смысле, что человек попытался. Это нормально.
Я не жду экстракачества (как ждал от создателя «Мастера и Маргариты»), но и полного шлака, залежи которого есть на «Обитаемом острове» — не ожидаю (хотя главного героя могут сделать жизнерадостным придурком).
Такая вот рецензия на трейлер...
П.С. Создатели могли бы рискнуть. Придать внешности главного героя некоторые (не определяющие) черты лица кавказских народностей. Проведя вполне прозрачную параллель между тогдашним горным югом Франции, и нынешним горным югом России. И показать, как диковатый и малость отмороженный провинциал становится столичным жителем — причем своим. Использование акцентов (каковые имелись в реальности, и на которые Дюма намекал в книге) открывает бездну возможностей. Но по трейлеру кажется, что рисковать не стали.