Фрэнк Рудольф Пауль (18.04.1884 – 29.06.1963) родился в Радкерсбурге, что в Австро-Венгрии. Изучал архитектуру в Вене, Париже и Лондоне, а в 1906 году, в возрасте двадцати двух лет, эмигрирует в США. В Нью-Йорке он еще несколько лет продолжает обучение, и лишь в 1910 году начинает трудовую деятельность: открыл архитектурную студию в Манхэттене. В 1913 году он женился на эмигрантке из Бельгии, обзаводится домом в Нью-Джерси и четырьмя детьми.
Ф.Р.Пауль с женой Рудольфией Ригельсен, 1913 год:
Фирменный логотип на бланке писем:
Рисовать иллюстрации Фрэнк начал для газеты «Нью-Джерси Джорнал», а в 1914 году его заприметил Хьюго Гернсбек. Для Гернсбека Фрэнк нарисовал примерно 220 журнальных обложек (плюс сотню для других издателей), и рождение жанра, и первые впечатления детей и юношей, ставших впоследствии великими писателями, конструкторами, инженерами, астронавтами, да и просто хорошими людьми — все это неразрывно связано с визуальными первыми впечатлениями в бакалейных и книжных лавках, где на стойках с журналами цепкие детские руки выхватывали удивительные яркие образы фантастического будущего, будущего, нарисованного Фрэнком Паулем.
За заслуги перед жанром в 2009 году введен в Зал славы научной фантастики.
Та самая первая «Летающая тарелка» (обложка Science Wonder Stories, November 1929):
Фото 1938 года:
Во время второй мировой войны Ф.Р.Пауль в силу своего возраста не мог быть призван в армию, и работал чертёжником на верфях.
Это, как не трудно догадаться, марсианский треножник из романа Уэллса «Война миров». Обложка журнала за август 1927 года.
Картинка сия была использована как минимум на пяти изданиях романа, вот например у мексиканцев:
И далее еще галерея работ Ф.Р.Пауля
«The Eggs from lake Tanganyika» by Curt Siodmak:
«The Land That Time Forgot» by Edgar Rice Burroughs:
«The Marble Virgin» by Kennie McDowd:
«Супер-радио» Чарльз Cloukey:
«Космический жаворонок» Э.Э. «Док» Смит:
Не знаю для чего:
«Шестой ледник» Мариуса:
Одно из первых изображений орбитальной станции (август 1929):
Прибор для изучения памяти предков человека, из рассказа «В подсознании» Рея Майерса
=======================================================
А сейчас у нас пойдет группа иллюстраций к рассказам Кларка Эштона Смита, единственная книга которого издана на русском лет десять назад и стала безумной коллекционной редкостью, да исправит сие обстоятельство грядущее издание Фантлаба.
«Master of the Asteroid» by Clark Ashton Smith:
«Visitors from Mlok» by Clark Ashton Smith:
«Marooned in Andromeda» by Clark Ashton Smith
=======================================================
Обложка просветительского журнала «Наука и механика»
«Семена из космоса» Лоуренса Меннинга:
Танк-огнемет, журнал 1936 года. От многобашенных танчиков отказались уже лет десять, а тут ничего так, стреляет. Эта работа показывает насколько разноплановая была у него фантазия: то феерические предвидения, то привычный традиционализм
Пауля упрекали за невыразительные лица, за шаблонные позы — и это так, он большее внимание уделял технике, нежели человеку. И вот пришло время отдать должное прекрасному полу, и примерно с 1939 года Фрэнк начинает активно прославлять самое великолепное и прекрасное создание на земле — женщину. Но лучше б он этого не делал. Роботы получались у него куда как живее:
А это из поздних работ, обложка 1957 года. Чем не «Звезда смерти» из Звездных войн?
Фрэнк Р.Пауль, апрель 1961 года:
А это снова придуманный для НЛО причиндал: поднятие груза по лучу. Март 1936 года.
В 2010 году в США вышел альбом «Фрэнк Р.Пауль — отец научно-фантастического искусства»
В 2012 вышел еще один альбом, «Фрэнк Р.Пауль — декан научно-фантастической иллюстрации»
Книжки по разному построены, в первой больше биографического материала, а во второй — практически все 329 журнальные обложки воспроизведены.
Образец подписи художника: