Пандора Фрэнка Герберта 1


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > "Пандора" Фрэнка Герберта-1: погружаемся в тайны Самосознания
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Пандора» Фрэнка Герберта-1: погружаемся в тайны Самосознания

Статья написана 17 февраля 2014 г. 02:58

Если кто любит «Дюну» не сколько за запутанные интриги борющихся за власть трех Домов, а за глубину исследования человеческой психики, тайн мышления, законов социального развития, то должен понравится и цикл «Пандора».  Сначала хотела написать только один, общий отзыв, но решила, что столь сложное произведение требует более тщательного разбора. Тем более, что первая часть, может отпугнуть неопытного читателя. Итак, первая часть цикла «Пандора».

Фрэнк Герберт «Сон или явь»


Фрэнк Герберт. Сон или явь?
Если что-нибудь очень любишь из книг, то это имеет всегда и обратную сторону. Всегда ждешь потом от автора такого же откровения, новых идей и находок. И часто испытываешь горькое разочарование. Поэтому-то очень долго не приступала к чтению этого цикла: хочется прочитать новую «Дюну», а вдруг получишь лишь слабую ее тень?

Чтобы преодолеть страх,  надо было сделать только одну маленькую вещь: взглянуть на время написания двух циклов. Они создавались практически параллельно, а значит, имеют один и тот же исток — мысли, идеи, размышления,  из которых появились два глобальных замысла, два мира — Дюна и Пандора. Или все же один мир?

«Сон или явь»— пролог длинной истории. Она начинается, как обычный рассказ о корабле-ковчеге. На звездолете, несущем будущих колонистов через пустоту к Тау Кита, происходит настоящая катастрофа. Потеряны практически все возможности управления экспедицией, и,  чтобы выжить, экипажу необходимо срочно создать новый инструмент — суперкомпьютер, наделенный невиданной мощью, искусственный интеллект, способный к развитию и сознанию.

От занимательного начала история постепенно уходит в область психологии. Интересен сам экипаж — странные, более похожие на запрограммированных роботов, чем живых людей, раздираемые противоречиями и маниакально нацеленные на решение одной единственной задачи. Что-то не так с этими людьми, но что «не так» постоянно ускользает от понимания, растворяясь в разговорах, событиях и размышлениях.

В сущности, в этом романе исследуется вопрос: что есть Разум и Самосознание? Как соотносятся Жизнь и Мышление? Что есть Творение и является ли оно неотъемлемым свойством Разума? Приравнивает ли акт Творения творящего к Богу? Что значит быть Живым? Достаточно ли для этого одного Разума или требуется нечто большее, Свободная Воля, к примеру?  Как влияет на наше мировозрение древние инстинкты, воспитание и личные опыт? И, вообще, что значит Личность: из чего она складывается, как формируется и развивается? Есть ли пределы у Разума, как он соотносится с реальным миром?

Вопросы сложные, и с ними мы уже встречались в «Дюне». Причем готовых ответов и рецептов опять не будет. Намеки, рассеянные в репликах и описаниях, двойные и тройные смыслы слов — вот, в сущности, и все, что дается читателю для собственного поиска смысла происходящего. В этом плане, это все та же «Дюна», где повествование требует постоянного внимания и работы читателя.

В чем тогда отличие? В еще большем соскальзывании в область психологии, а не действия. Глобальная Вселенная Дюны сжимается здесь до сознания отдельных индивидуумов, и, оказывается, эта Вселенная не менее масштабна, чем галактические просторы Космоса.

Легко ли читать такое? Очень сложно. Приходится вчитываться в текст и анализировать смысл слов и фраз, выискивать вторые и третьи смыслы. Часто приходится возвращаться к репликам героев, а смысл последних иногда доходит только через призму других фраз и описаний. И, более того, становится окончательно понятен только когда читаешь последующие части цикла. Так что, я бы даже не рассматривала это произведение, как отдельный роман, а лишь как неотъемлемую часть единого целого произведения «Пандора».





258
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 10:20
Спасибо за рецензию! 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 10:31
Пожалуйста. Вторую часть дочитаю и сделаю небольшой перерыв. Как и « Дюну» читать приходится медленно и вдумчиво. Спешить некуда, хочется обдумать
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 11:53
А «Дюну» вы полностью прочитали?
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 12:11
Классическую всю. То , что написал сын с Кевином Андерсоном прочитала частично. Бросила на « Червях Дюны». Отец писал философский трактат, сын — приключение.
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 12:24
Из классической «Дюны» какая часть произвела впечатление?
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2014 г. 12:28
Больше всего « Бог Император» , на втором месте « Еретики» , на третьем « Капитул». Но « Бог Император» — вне конкуренции. Трагично, о Власти и Ответственности — самое глубокое на эту тему произведение в фантастике


Ссылка на сообщение22 февраля 2014 г. 16:14
Что посоветуете Пандору или Дюну?
От чтения отзывов и аннотаций склоняюсь к Пандоре...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2014 г. 16:21
Мне легче оказалось читать Дюну. Она не однозначно и дозволяет трактовки и собственное понимание. Мне, человеку нерелигиозному , Пандора показалась однозначной и немного прямолинейной, местами даже навязчивой именно в трактовках Личность- Бог, Творец- Творение. Особенно это касается Ящика Пандоры. Первая часть болеее напоминает изыскание Дика или психоанализ Лема
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2014 г. 16:28
Мне как, как человеку нерелигиозному, про богов и творения как-то и вообще читать не хочется...
От чтения Дюны меня отвратил мой друг, который описал её сюжет как борьбу за какой-то фантастический ресурс, как в компьютерной игре.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2014 г. 16:35
Дюна — сложное и многоплановое произведение. Начало может и показаться, таковым, как описал ваш друг: борьба за власть трех аристократических домов, за которыми кроются свою кукловоды и серые кардиналы. Но , с моей точки зрения, главным является исследование Власти во всех ее проявлениях- от обычных политических игр до контроля за социальными процессами через религию, секс, технологии. Кстати, у Герберта довольно своеобразные взгляды на социальные процессы, демократию, политические свободы и прочие подобные вещи.


⇑ Наверх