Если кто любит «Дюну» не сколько за запутанные интриги борющихся за власть трех Домов, а за глубину исследования человеческой психики, тайн мышления, законов социального развития, то должен понравится и цикл «Пандора». Сначала хотела написать только один, общий отзыв, но решила, что столь сложное произведение требует более тщательного разбора. Тем более, что первая часть, может отпугнуть неопытного читателя. Итак, первая часть цикла «Пандора».
Фрэнк Герберт «Сон или явь»
Фрэнк Герберт. Сон или явь? |
Чтобы преодолеть страх, надо было сделать только одну маленькую вещь: взглянуть на время написания двух циклов. Они создавались практически параллельно, а значит, имеют один и тот же исток — мысли, идеи, размышления, из которых появились два глобальных замысла, два мира — Дюна и Пандора. Или все же один мир?
«Сон или явь»— пролог длинной истории. Она начинается, как обычный рассказ о корабле-ковчеге. На звездолете, несущем будущих колонистов через пустоту к Тау Кита, происходит настоящая катастрофа. Потеряны практически все возможности управления экспедицией, и, чтобы выжить, экипажу необходимо срочно создать новый инструмент — суперкомпьютер, наделенный невиданной мощью, искусственный интеллект, способный к развитию и сознанию.
От занимательного начала история постепенно уходит в область психологии. Интересен сам экипаж — странные, более похожие на запрограммированных роботов, чем живых людей, раздираемые противоречиями и маниакально нацеленные на решение одной единственной задачи. Что-то не так с этими людьми, но что «не так» постоянно ускользает от понимания, растворяясь в разговорах, событиях и размышлениях.
В сущности, в этом романе исследуется вопрос: что есть Разум и Самосознание? Как соотносятся Жизнь и Мышление? Что есть Творение и является ли оно неотъемлемым свойством Разума? Приравнивает ли акт Творения творящего к Богу? Что значит быть Живым? Достаточно ли для этого одного Разума или требуется нечто большее, Свободная Воля, к примеру? Как влияет на наше мировозрение древние инстинкты, воспитание и личные опыт? И, вообще, что значит Личность: из чего она складывается, как формируется и развивается? Есть ли пределы у Разума, как он соотносится с реальным миром?
Вопросы сложные, и с ними мы уже встречались в «Дюне». Причем готовых ответов и рецептов опять не будет. Намеки, рассеянные в репликах и описаниях, двойные и тройные смыслы слов — вот, в сущности, и все, что дается читателю для собственного поиска смысла происходящего. В этом плане, это все та же «Дюна», где повествование требует постоянного внимания и работы читателя.
В чем тогда отличие? В еще большем соскальзывании в область психологии, а не действия. Глобальная Вселенная Дюны сжимается здесь до сознания отдельных индивидуумов, и, оказывается, эта Вселенная не менее масштабна, чем галактические просторы Космоса.
Легко ли читать такое? Очень сложно. Приходится вчитываться в текст и анализировать смысл слов и фраз, выискивать вторые и третьи смыслы. Часто приходится возвращаться к репликам героев, а смысл последних иногда доходит только через призму других фраз и описаний. И, более того, становится окончательно понятен только когда читаешь последующие части цикла. Так что, я бы даже не рассматривала это произведение, как отдельный роман, а лишь как неотъемлемую часть единого целого произведения «Пандора».