Ян Валетов Самое трудное


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Ян Валетов: «Самое трудное для писателя - заставить редактора прочесть хотя бы несколько страниц романа». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ян Валетов: «Самое трудное для писателя — заставить редактора прочесть хотя бы несколько страниц романа». Интервью на сайте онлайн-журнала «Питерbook»

Статья написана 26 февраля 2014 г. 12:04

цитата

ЯН ВАЛЕТОВ: «САМОЕ ТРУДНОЕ ДЛЯ ПИСАТЕЛЯ — ЗАСТАВИТЬ РЕДАКТОРА ПРОЧЕСТЬ ХОТЯ БЫ НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ РОМАНА»

Целиком читайте на сайте онлайн-журнала «Питерbook»:

http://krupaspb.ru/piterbook/fanclub/pb_fan_column....

— Ян, вы чегэкашник с солидным стажем, то есть по определению человек эрудированный, с аналитическим складом ума... Однако самый успешный ваш цикл «Ничья земля» — фантастический боевик. Мало того — боевик постапокалиптический. С чем связан столь, извините, неоригинальный выбор жанра?

— По поводу попадания романа в лениздатовскую серию «Фантастический боевик» вы трогаете меня за больное. Я много раз пытался убедить Александра Сидоровича, что это совершенно другой жанр — роман-предупреждение, социальная фантастика, да и не фантастика это, в общем-то, если разобраться, — но Сидорович был непреклонен. Доктор сказал в морг? Значит, в морг! И «Ничья Земля» вышла именно в этой серии.

С другой стороны, у Александра Викторовича был совершенно неубиваемый аргумент: «Ты хочешь, чтобы роман увидел свет? Назови его фантастикой. Иначе его просто не пропустят».

Но теперь, когда роман давно издан, переиздан и распродан, можно сказать: это не фантастический боевик. Это не постапокалипсис. Это не шпионский роман и не политический триллер. Это все вышеназванное в одном флаконе, жанровый коктейль многоцелевого действия.

Что касается моего ЧГКшно-брейнрингового прошлого, то именно старая закалка позволила мне написать книгу, в которой пять многослойных сюжетных линий, за которыми и уследить-то было трудно, благополучно сплетаются в довольно реалистичный и жесткий финал. Роман написан, как «паззл», и только в тот момент, когда последний элемент ложится на свое место, читатель имеет возможность увидеть полную картину, понять, что все, что он прочел раньше, оказалось вовсе не тем, чем казалось.

Что касаемо жанра... Вот поясните мне, чем плох постап? Почему постап не может быть хорошей литературой? Какое, вообще, отношение жанр имеет к литературной ценности произведения? Мне кажется, что такое вот отношение «через губу» к некоторым направлениям литературы свидетельствует лишь о снобизме критиков, и ни о чем больше!

«— Вас называют писателем-фантастом, Денис. И в каждой вашей книге есть фантастическое допущение. Почему именно фантастика для вас — основной жанр?

Голос у нее несколько лучше внешности, но не намного, хотя она пытается припустить чуть хрипотцы для сексуальности, только получается похоже на хронический ларингит. Но вопрос нормальный, без второго дна. Возможно, она даже читала «Факельное шествие». Или «Плохие новости на понедельник». Неважно, что... Важно, что читала.

— А почему нет? Чем фантастика хуже исторической драмы? Или городского романа? Скажите, Анна Каренина существовала в реальности? А каким был Кристобаль Колон, если он был? Тарас Бульба, князь Серебряный, Захар Беркут, д`Артаньян? Кто они? Исторические фигуры, плод воображения авторов? Или и то, и другое? Весь мир, который мы помним, выдуман писателями! Мы знаем войну 1812 года по роману Льва Толстого, революцию — по Лавреневу, Бабелю, Алексею Толстому. Все — войны, катаклизмы, великие открытия, научные свершения — для нас сохранили писатели. Кто из обычных людей станет читать хронику, когда есть романы? Восстание Спартака — это Джованьолли, ад — это Данте, Южная Америка — это Маркес. Каким останется в истории политик, зависит не от него и даже не от его дел, а от летописца. Что мы будем вспоминать о событии через 20-30-50 лет, зависит от того, что напишут о нем писатели».

Это из моего нового романа, который пишется уже больше года, из «Чужих снов».

И это тоже оттуда, чтобы я ответил вам не сам, а устами своего героя-писателя:

«— Меня считают фантастом, — продолжил Давыдов, улыбаясь, — но я не пишу фантастику. Я пишу о том, что мне интересно, что меня волнует. Мне надо сделать книгу такой, чтобы вы ее запомнили, чтобы порекомендовали прочесть ее вашим друзьям и близким. И если для этого нужно фантастическое допущение, то я с удовольствием его сделаю. И оно станет реальностью для тех, кто роман прочтет, полюбит моих героев и проживет с ними придуманный мною кусок жизни. Это не фантастика, это просто литература. В литературе нет высоких и низких жанров, есть хорошие писатели, которые пишут интересные книги, и плохие писатели, которые пишут книги скучные. Есть люди, не владеющие ремеслом, и люди, ремеслом владеющие. Одних вы будете читать даже если они напишут телефонный справочник, а других не будете, что бы они не написали. Первично читатель выбирает не жанр, а рассказчика. Вот и все. Я ответил на ваш вопрос?»

Поэтому позвольте мне не согласиться с «неоригинальным выбором жанра». Я писал о своей стране, о вашей стране, о политиках, о судьбах, о прошлом, которое называлось СССР, о будущем, которого может и не быть, если мы не поумнеем...

Как по мне — прекрасный выбор и жанра, и темы. И то, что читатели ругали, спорили или хвалили роман с одинаковым пылом, лишь подтверждает мою правоту.

— Может быть, я ошибаюсь, но до последнего времени украинская фантастика, кроме сочинений Федора Березина и «Глобального потепления» Яны Дубинянской, отличалась низкой политизированностью. Если и интересовала писателей история, то общесоветская или вовсе всемирная. На ваш взгляд, стоит ли ждать стремительного роста политического самосознания фантастических масс?

— Мне нравится Березин. Я с удовольствием читаю Дубинянскую. Не помню, кто сказал: «Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда». Если политика есть в реальности, но она будет и на страницах книг, к какому бы жанру они ни относились. У меня политика есть в каждом из романов. Она — полноценное действующее лицо, пружина, которая двигает действие, формирует поступки и характеры героев. Достоверность текста достигается наличием в нем деталей окружающей жизни, а, значит, и политики.

Посмотрите на сегодняшний Майдан, на острую, неопрятную, грубую полемику вокруг него в Интернете, посмотрите на лучшие образчики современной литературы... Разве вы не видите, что рост политического самосознания фантастических масс уже состоялся? Фэндом раскололся по политическому признаку с первых дней протеста в Украине. Писатели оказались далеко не толерантны по отношению к политическим взглядам коллег, а вместе с ними в войну вступили и читатели. Есть вещи, которые не оставляют людей равнодушными. Хорошо, когда события объединяют, но нынешние скорее разъединяют, раскалывают сообщество. Это, увы, факт свершившийся. Ну что ж поделать? С этим жить...

Надо помнить, что мир вокруг очень сложен, неоднозначен и разнообразен. В нем нет двух цветов — добра и зла, черного и белого, в нем миллионы оттенков серого и всех остальных красок.

И, садясь за письменный стол, писатель обязан об этом помнить.





179
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 февраля 2014 г. 16:50
К сожалению, явно выраженная во время последних событий антироссийская позиция данного автора полностью исключает его из моего круга чтения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2014 г. 17:41
Я бы не советовал отождествлять противников майдана, пропагандистов, случайных истериков и т.п. — со мной, россиянином как ни странно тоже.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2014 г. 18:56

цитата С.Соболев

Я бы не советовал отождествлять противников майдана, пропагандистов, случайных истериков и т.п. — со мной, россиянином как ни странно тоже.

:beer:


Ссылка на сообщение26 февраля 2014 г. 18:55
Василий, спасибо!


Ссылка на сообщение26 февраля 2014 г. 20:45

цитата spax

К сожалению, явно выраженная во время последних событий антироссийская позиция данного автора полностью исключает его из моего круга чтения.
Как и многие исключили из круга чтения «творчество» Лукьяненко.
.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2014 г. 11:23
Кто-то Лукьяненко, конечно, исключил из круга чтения, но кто-то (и я в том числе) стал его покупать практически оптом (на подарки) — уж финансово он явно будет в плюсе...
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2014 г. 17:50
бесчеловечно поступаете, однако. как можно живым людям Лукьяненко дарить?
 


Ссылка на сообщение2 марта 2014 г. 14:02
Подарите мертвым)
 


Ссылка на сообщение7 марта 2014 г. 11:26

цитата darkseed

Подарите мертвым)

Они уж и так наказаны.


Ссылка на сообщение26 февраля 2014 г. 21:05
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 февраля 2014 г. 14:43
Ну что, писатель предусмотрительно выразил этим письмом лояльность к новой власти. А наши от недопонимания завелись, хехе.
 


Ссылка на сообщение2 марта 2014 г. 12:02
Лукьяненко выразил лояльность к новой власти? А она что, в России меняется?
 


Ссылка на сообщение4 марта 2014 г. 06:47
Лукьяненко взял псевдоним Ян Валетов? Шоке! Шоке!

Рекомендую разобраться о чём идёт речь до того, как отвечаете.
 


Ссылка на сообщение4 марта 2014 г. 12:25
Рекомендую не рекомендовать — Валетов рассказывает ситуацию как есть, а Лукьяненко делает истерику. Простым рассказом лояльность не заработать. Истерикой в русле пропаганды — самое то. Вот и думайте.
 


Ссылка на сообщение5 марта 2014 г. 08:46
У вас эрекция что ли от фамилии Лукьяненко? Зачем вы мне навязываете его? Я об нём и его позиции словом не обмолвился.
 


Ссылка на сообщение5 марта 2014 г. 12:46
Молодой человек, аутокондиционируйте свои вербальные потоки и выбирайте выражения. А при разговоре с людьми незнакомыми делайте это впредь еще тщательнее.


Ссылка на сообщение27 февраля 2014 г. 09:05
Я прочитал его тетралогию-о чем ни капли не жалею)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 марта 2014 г. 11:34
Я прочитал «всего Валетова». О чем не жалею :-D


Ссылка на сообщение27 февраля 2014 г. 12:06

цитата vvladimirsky

Не помню, кто сказал: «Фантастика — это окружающая нас реальность, доведенная до абсурда».

А если наша реальность сама по себе уже доведена до абсурда, то что же остается делать русскоязычной фантастике? %-\


Ссылка на сообщение27 февраля 2014 г. 18:57

цитата spax

К сожалению, явно выраженная во время последних событий антироссийская позиция данного автора полностью исключает его из моего круга чтения.

цитата SeverNord

Ян Валетов: Открытое письмо господам российским фантастам

И что же там такого страшного? Да, помыслы прекраснодушны и утопичны. Но по сути претензий во многом прав, а по форме — до излияний Лукьяненки, как до неба раком.


Ссылка на сообщение27 февраля 2014 г. 21:27
Кнут Гамсун тоже был не очень хорошим человеком. Но даже в СССР издавались его книги.


Ссылка на сообщение28 февраля 2014 г. 13:32
Есть Ян Валетов с его «Ничьёй землёй», и есть Глеб Бобров с его «Эпохой Мертворожденных».
Понятно, что позиции авторов, мягко говоря, разные.

Но это не делает плохим писателем ни одного, ни другого.


⇑ Наверх