Зеркальные


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Зеркальные очки"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Зеркальные очки»

Статья написана 12 мая 2014 г. 12:44

Когда б вы знали из какого трэша,

Рос киберпанк, не ведая стыда...

Сборник, где на обложке красуется сообщение «Антология киберпанка», да еще под редакцией Брюса Стерлига, да еще в 1986-м. Стандарт? Но половина рассказов меньше всего напоминает о привычном образе киберпанка.

Содержание:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

«Континуум Гернсбека» — история про то, как человек начал видеть варианты альтернативной реальности. Того будущего, которое было модно парой десятилетий раньше, и которое могло бы возникнуть, но не возникло:-[. Кроме видений — ничего существенного.

. Потом у дочери парень — он воспринимает его как ничтожества, желает вывести на чистую воду с помощью нового наркотика (по эффектам тот схож с эликсиром правды). Но парень не промах, так что около Стоунхенджа, наркотик принимает герой и его дочь. Из-за побочных эффектов они чуть не умирают. У отца муки совести, он ложиться в гибернацию на сто лет. Рассказ хорошо разнообразят вставки, которые описывают становление современной индустрии развлечений и туризма вокруг Стоунхенджа. Литературный уровень здесь так же высок.

«Камень» — фэнтези. В постапокалиптическом мире среди лесов стоит собор, где живут уцелевшие люди и ожившие статуи. У людей и статуй могут быть общие дети, а Христос скучает в норе и ему стыдно показаться народу. Герой — историк, ожившая химерка — наблюдает за романом дочери епископа и статуи.  

«Пока людские голоса не разбудили нас» — мужик приехал с женой на курорт, рядом с исследовательским центром, но брак разваливается, жить скучно. Он видел в море русалку. Решил поплыть разведать, что там за исследовательский центр. Оказалось, генетикой балуются. Поймали мужика. Не убили, но и не выпустили — просто подсадили жабры «Я назначаю вас Зингершухером Ихтиандром» — все довольно мрачно и безрадостно.

«Свободная зона» — рассказ во всем подобен киберпанку, но без компьютеров. Описана некая плавучая платформа-город, где по идее должны жить богатые (убежали туда от кризиса), но околачивается и много разного сброда. В том числе музыкант-герой рассказа. Вокруг полно людей с серьезными хирургическими трансформациями (в т.ч. для стимуляции центров удовольствий в мозгу), куча наркотиков.  У музыканта распадается группа, он снова садиться на наркоту, но находит девушку и сваливает с платформы...

«Кремень жив» — в одном из гетто нового мира молодого слепого выбирают вдруг для работы. Ему ставят электронные глаза8-), учат, у него секретарь и т.п. Владелица одной из крупнейших корпораций требует, чтобы он обследовал мир и просто сказал ей — удалось ли улучшить его за последние десятилетия, или все катится к черту. Герой понимает, что есть проблема справедливости. Но прежде чем он приходит к ответу о её решении — владелицу корпорации убивают. И он становится наследником — как брошенный когда-то ребенок, чудом выживший в том гетто. Теперь все решать ему самому...  Этот рассказ, имхо, трудновато экранизировать — так как надо показать становление человека и финт с внезапным возложением на него моральной ответственности.

«Красная звезда, зимняя орбита». Советская орбитальная станция разваливается, бунты, контрабанда, сплошной упадок и застой (много клюквы, очень много клюквы). В итоге после очередного бунта, её командир — Королев — остается на медленно падающих вниз развалинах. Но тут к нему прилетают панки из США, на самодельных ракетах.

«Моцарт в зеркальных очках» (Б. Стерлинг Л. Шайнер) — люди из будущего едут в прошлое, делая еще одну ветвь реальности. Восемнадцатый век. Начинают добывать нефть, переделывать — спешно и крайне небрежно — местное общество. Попаданцы отдыхают Юный Моцарт узнает, что ему светят проблемы. А он хочет автомобиль и студию звукозаписи. Менеджер средней руки, из «базовой реальности», развлекается как может, пожинает удовольствие и в качестве высшего приза обещает местным «грин-карту» (например, Туанетте, то есть Антуанетте...). В итоге бунт — местные масоны решают взять власть себе. Нефтеперерабатывающий завод в Зальцбурге взят в осаду. Но время Зальцбурга вышло — и менеджер с Туанеттой, и коллега этого менеджера с Моцартом (его новые песенки имеют коммерческий успех в базовой реальности, он может стать там попзвездой) — уходят сквозь портал.

Теперь о впечатлениях и мыслях. Каковы исходные, базовые установки киберпанка в понимании этого сборника?

— посткатастрофа. Начиная от невозможности заявленного индустриального будущего — и заканчивая мистическими колебаниями реальности;

— деградация человека, разнообразные состояния обрубленности/уродства/искаженности — которым герой может противостоять, а может и нет;

— конкретная «траснсформация» реальности не столь важна — мистика, компьютеры, альтернативное прошлое.

Если взят тексты, которые хронологически не укладываются в киберпанк «Парень и его пес» Эллисона, «Хозяева драконов» Дж. Вэнса — можно увидеть не просто сходство, но почти полную идентичность.

Киберпанк родился, когда от деградации человека произошел скачок к его трансформации. Произошло техновозвышение маргиналов. Тупик вдруг стал переулком в будущее. Хакер — человек, который видит «сеть», который может что-то сделать с миром, просто нажимая клавиши «необычным образом» — обрел смысл существования.

Возникли «цифровые отверженные». И какое-то время — вторая половина 80-х — вполне существовали в качестве центральных героев.

На неясных перспективах будущего (крах СССР предощущался далеко не всеми, а осознавался еще меньшим числом людей), на боязни собственных кризисов.

Но будущее 90-х для США — оказалось именно таким, как в последнем рассказе: за грин-карту (и доллары) стало возможно купить все — от Моцарта, до «Туанетты». Одновременно фантдопущение — развитие электроники и влияние её на человека, становление новых субъектов — вошло в конфликт с маргинальным характером героев.

Потому серьезные авторы скоро перешли от единичного образа («укурок с планшетом из будущего»), к созданию целостных миров (начиная от «Алмазного века» и до «Счета по головам»). В этих мирах могут действовать люди всех сословий — попытка написать эпопею как бы читается на заднем плане. Хакер перестал ассоциироваться с ковбоем с дикого запада — это теперь просто работа. Программирование — тем более.

Мир, основанный на компьютерах, стал просто сложнее.

А этот сборник, своего рода «грязные пеленки» жанра.

Местами интересно, местами тяжело.

И ощущение героя из первого рассказа — потом повторяются со всем сборником. Это будущее — уже не наступит.





144
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 мая 2014 г. 13:16
Смешно смотрятся смайлки на голом фоне заскриненной части поста.


Ссылка на сообщение12 мая 2014 г. 13:19

цитата beskarss78

Но половина рассказов меньше всего напоминает о привычном образе киберпанка.

Видимо потому что «привычный образ» киберпанка достаточно опосредованно к самому жанру относится. 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 мая 2014 г. 13:45
«Так исторически сложилось».

Для многих людей (не для меня) фильм «Джонни-мнемоник» стал первым доступным образом киберпанка. Хотя получается к моменту съемок направление уже фактически трансформировалось, перешло на другой этап развития.
 


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 02:25
Всё верно: в чётное десятилетие рождается очередная новая волна НФ, а в нечётное она растворяется в основном потоке НФ и массовой культуре.
Именно поэтому в 90е возникли а) посткиберпанк; б) голливудские фильмы по «Джонни Мнемонику» и «Новой розе», а также «Матрица».
А для меня первыми визуальными образами киберпанка явились а) выпуск БиБиСи-шной научпоп программы Horizon, посвящённой киберпанку, в 1991; б) фильм Hardware (в рус. пер. Железяка или Железяки), который я увидел в 1992.
Кстати, фильм этот всем настоятельно рекомендую. Не шедевр, но и не барахло, и фишки в нём очень зачОтные. Закадровый Игги Поп в качестве радиокомментатора! Музыка Айнштурценде Нойбаутен, и прочие радости!


Ссылка на сообщение12 мая 2014 г. 13:21
Рецензия по облику напомнила девчачьи песенники. Только там были цветочки, бантики, котики.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 мая 2014 г. 13:28
Даже скорее анкеты-опросники. Времени, когда в продаже появились наклейки.


Ссылка на сообщение12 мая 2014 г. 14:35

цитата beskarss78

Но половина рассказов меньше всего напоминает о привычном образе киберпанка.

в предисловии к антологии сам Стерлинг четко указывает, что мол в ранее время Движение называли «люди в зеркальных очках». Это раз. Во-вторых, в том же предисловии говорится, что сборник включает в себя или первые или редко издававшиеся до сих пор рассказы авторов, которые в последствии объединились в Движение.
Так что, то что киберпанка в стилистике «Нейроманта» не так много — объяснимо. «Нейромант» написан в 1984, все рассказы сборника датированы 1981-1985.
Это антология не так киберпанка, как именно Движения. И именно как антология авторов Движения она важна и интересна.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 мая 2014 г. 15:06
первые и редко издававшиеся вещи чрезвычайно напоминают рассказы 1960-х.
О чем я и написал в рецензии.
То есть «направление» было одной из множества кучек (и, может быть, никогда бы не стало «могучей кучкой»), которые провозглашают свои особенности, еще не имея таковых.
 


Ссылка на сообщение12 мая 2014 г. 15:35

цитата beskarss78

было одной из множества кучек

ну такова особенность вообще всех новых направлений. Новая волна тоже когда то была кучкой.
Но вот звезды так сложились и появилась Новая волна, появились киберпанки.
В остальном согласен, рассказы 60х напоминает, но так и сами киберпанки это признают.
Это развитие идей 60х, умноженное на новое (компьютерное) окружение/будущее.
в антологии просто представлены ранние вещи, потому тут больше развития идей 60х...


Ссылка на сообщение15 мая 2014 г. 22:44
Вот главная грязная пеленка киберпанка:

Обрез я сунул в сумку «Адидас» и заклинил его четырьмя парами теннисных носков. Совсем не мой стиль, но как раз это мне и нужно: если тебя принимают за тупого – стань техничным, а если считают, что с техникой ты на «ты», – заделайся тупарем. Я-то парень техничный, вот и решил выглядеть тупым на все сто. Время, впрочем, такое: чтобы косить под тупого, надо быть настоящим профи.

Как можно было ее в сборник не вставить — ума не приложу. Всегда Стерлинг был спорным человеком. Со своим закидонами.


Ссылка на сообщение16 мая 2014 г. 02:08
Читал эту антологию в 1989, практически с пылу, с жару! (Блин, 25 лет уже!!! %-\)
По прошествии лет наиболее ценным текстом в антологии мне представляется предисловие, которое являет собою, ни много ни мало, манифест киберпанка.
Состав книги очень уж эклектичен, вплоть до автора «из другой песочницы», т.е. Дж.П.Келли, обычно относимого к «гуманистической НФ» 80х. Его «Солнцестояние» мне сильно понравилось, как впрочем и всё остальное у него. После журнальной публикации в 1985, в 1986 новелла попала в эту антологию к Стерлингу и в Лучшее за год №3 к Дозуа, но ни в один авторский сборник самого Келли не попала до сих пор! Скорее всего, потому что Келли когда-то обмолвился о том, что к этой новелле хорошо бы приделать ещё пару повестей с тем же миром/героями, т.е. сделать из этого роман. Такого романа до сих пор нет. Контора пишет...
Щас проверял по библиографии публикации этой новеллы. Самое удивительное, что все 3 (журнал, Очки и Лучшее за год) у меня есть! 8-) Британское издание тоже когда-то было, но я его поменял -- какая-то добрая душа на таможне пакет ножиком потыкала, порезы были глубиной листов 10; обложка-то мягкая.


⇑ Наверх