Шедевры анимэ Война тануки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Шедевры анимэ: "Война тануки в периоды Хейсей и Помпоко"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Шедевры анимэ: «Война тануки в периоды Хейсей и Помпоко»

Статья написана 23 апреля 2009 г. 10:56

Итак, набираем в Гугле: Война Тануки

Ищем ссылку на страницу фильма на world-art'е, вот она http://www.world-art.ru/animation/animation.php?id=75

читаем...

в общем-то, единственное, что здесь стоит читать: «Режиссёр: Такахата Исао. Автор оригинала: Такахата Исао»

Такахата, это тот, который вместе с Миядзаки. Про Миядзаки слышали все, а вот про Такахату — только анимэшники. А зря.

Вместе с Миядзаки, они много чего сняли. И это был «золотой век». Однако, имеются у режиссеров «собственные» работы. И если работы мэтра Миядзаки всегда отдавали каким-то бредом, поскольку сам мэтр в душе всегда оставался ребенком, то работы Такахаты всегда несли оттенок тяжелой реальности: «Могила светлячков» — яркий тому пример. Пока мэтр Миядзаки играл в свои японские «звездные войны» (я констатирую факт, мне самому многое нравится у Миядзаки, хотя многое и не очень), мэтр Такахата показывал японскую реальность. Стиль Миядзаки — одни и те же лица, т.е. по сути, одни и те же персонажи в разных историях. Стиль Такахаты — графика, наиболее подходящая к тому или иному сюжету. Такахата — это взрослое анимэ. Не в смысле, что там обязательно покажут откровенные сцены или сцены насилия (этого и в современном анимэ-мейнстриме полно), а в том смысле, что полностью понять такое произведение может лишь взрослый человек. И еще в том смысле, что в отличие от подавляющей массы анимэ, работы Такахаты интересны взрослым, а не предназначены для тинейджеров.

Итак, о «Войне Тануки...»

Фильм замешан на легендах Японии. Оказывается, когда-то были времена, когда японцы были язычниками и верили в лесных духов, привидений и пр. (С приходом буддизма изменилось немногое, но не о том речь :) В тех легендах рассказывается, что Японией правили другие существа, не люди. Это были Тануки и Лисы. Тануки — по нашему — енотовидные собаки. И Тануки, и Лисы владели магией, но жили скрытно, не показываясь людям без надобности. Люди очень любили и уважали легендарных существ, строили жертвенники, приносили плоды и ягоды. Оказывается, прятаться Тануки удавалось за счет того, что они были мастерами превращений: то в простых енотовидных собак, а то в говорящих (если не болтливых :) существ о две руки и две ноги. Но магия их была много сильнее. Могли они принимать любой облик: превратиться в дерево, в камень, в столбик у дороги. Не было предела их возможностям.

Так было раньше... Но теперь япония времен индустриализации и больших строек. Тануки обленились, измельчали, забыли свои традиции. Теперь они все реже используют магию, зато часто побираются возле людей, воруя, что плохо лежит, или ожидая подачки. Люди вырубают леса один за другим, потому что им нужно дерево для строительства и равнины для посевов. У Тануки остается все меньше и меньше мест, где они могли бы прятаться, жить и приносить потомство. И вот, оставшиеся в живых Тануки, разбитые на два клана, собираются в последней битве, чтобы определить, какому из кланов достанется последний не вырубленный в округе лес. Но мудрые старейшины Тануки, которые еще помнят древнее волшебство превращения, останавливают кровавую схватку, говоря: что же вы брат на брата уничтожаете друг друга, когда люди — вот кто повинен в том, что нет больше лесов и Тануки негде жить. И тогда Тануки объявляют священную войну людям, для того, чтобы изгнать их со своей горы, т.е. из тех мест, которые некогда были родиной Тануки.

Старейшины обучают молодежь магии. Тануки группами начинают пугать случайных прохожих. Ломать новые сооружения строителей. Но человеческое движение вперед невозможно остановить: взамен одной бригаде, наемщик привозит новую и стройка продолжается. Тануки решаются на последнее средство: устраивают карнавал духов, шествие призраков древних героев, сказочных существ и драконов по городу с целью убедить людей, что прошлое еще живо, что духи есть, чтобы люди вспомнили, откуда они вышли и вернулось уважение к природе и Тануки. Им это удается.

Но деньги, правящие миром, очень быстро сводят на нет плоды этой победы. Мошенники берут на себя ответственность за проведенное шоу. Дельцы с ног сбиваются, чтобы найти фокусников и заставить их работать на себя. А вырубка леса и строительство по прежнему продолжаются. Среди Тануки раскол: одни готовы взять в руки оружие — и начать открытое противостояние, зная, что они все равно погибнут, другие — добровольно собираются в Последнее путешествие. Те же, кто сохранил в себе мужество и не отчаялся, растворяются среди людей, маскируются под них, живут в этом новом, рациональном, лишенном традиций и волшебства мире.

Это сложное полотно, включающее в себя историю, экологию, мифологию. Полный здорового юмора и иронии, фильм пронизан печалью. На примере Тануки раскрывается противостояние традиционной Японии надвигающемуся индустриальному будущему, в котором будущее, естественно, победило. Работы Такахаты, и в первую очередь, «Войну Тануки...» я отношу не к анимэ, а к мировому кинематографу, думаю, заслуженно. Рекомендую тем, кто думает об анимэ только плохое или тем, кому надоело любоваться на подростковые комплексы в анимэ.

Рекомендую также всем любителям хорошего кино. Оцениваю этот фильм наравне с «Крупной рыбой» Бертона или «Зеркальной маской» студии Хенсена





329
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 апреля 2009 г. 18:58
Согласен, что «Война тануки» шедевр. Очень серьёзный фильм (рука не поднимается написать «мульт»фильм), действительно грустный.
У меня, кстати, американское издание на DVD — всем, кто имеет доступ к Амазону (и имеет карточку)... ну, или хотя бы имеет родичей в США (как я), советую именно его. Оно, во-первых, доступное и относительно недорогое (для 2-хдискового релиза), а во-вторых... у меня был печальный опыт просмотра именно этого фильма на болванках (он оказался там не весь...:-(((>:-|>:-|)


Ссылка на сообщение27 апреля 2009 г. 09:53
Полностью согласен, великолепная трагикомедия.


⇑ Наверх