Квантовый вор роман


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Квантовый вор (роман) Райяниеми Х.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Квантовый вор (роман) Райяниеми Х.

Статья написана 29 сентября 2014 г. 19:02

Квантовые зарисовки

Причудливый, но легко читаемый текст о компьютерном будущем человечества – автор сделал выбор между футурологией и стилистикой в пользу изящества и простоты восприятия.

Не прогадал.

Когда фантасты описывают мир после наступления Сингулярности – с  разумными компьютерами и бесконечными вычислительными возможностями, с киборгами и оцифрованными душами – у них возникает ряд сложностей:

— должны появляться нечеловеческие сущности. Причем, если прогресс бесконечен, то должна возникнуть пирамида из таких сущностей, вроде пищевой пирамиды в дикой природе. И человек в мире грядущего – далеко не самый умный. Персонажей этих надо показывать, они должны рассуждать, чувствовать, значимо влиять на сюжет;

— психика человека будущего неизбежно работает с многозадачными ситуациями и, что еще сложнее показать, принципиально новыми интерфейсами. Перед нами не просто десятирукий и двадцатиглазый водитель маршрутки, но рулит он совсем не маршруткой, а непонятно чем, и сложно сказать, как он это делает. Если описывать все в деталях  – легко можно впасть в нудную жюльверновскую детализацию;

— целый набор новых мечтаний, устремлений, идеалов, который нам понятен еще меньше, чем средневековому монаху парламентские слушанья о правах геев;

— необходимо как-то использовать сам образ бесконечности в текстах. Эта так же трудно, как представить сейчас человека с бесконечно большим счетом в банке, но победившая Сингулярности требует актуальной бесконечности.

Хоть автор и получил ученую степень по математической физике в области теории струн – меньше всего он говорит о конкретных механизмах, о приводных ремнях тех или иных трюков. Ничего похожего на головоломные ссылки из «Ложной слепоты» П. Уоттса тут не наблюдается. Слово «квантовый» легко заменить на «химический», «субатомный», «астральный» или «магический». Ядерный реактор в правом бедре  — почти без усилий меняется на пузырек с волшебным эликсиром  — тоже может прибавить мощности.

Откровенно сказочных допущений в тексте нет – автор в своей выдумке опирался на гипотезы и всевозможные предложения математической физики – но он послужили лишь фильтром для выдумки. Задали границы образов.

Сами образы – подчиняются требованиям интерфейсов. Пока человек остается хоть немного похож на человека – его глаза и пальцы все так же будут видеть и осязать.  Мы не знаем устройства «ружья Соборности», упомянутого в тексте, но его рукоятка должна удобно лежать в руке.  

Эта человечность техники – подчеркивается при каждом удобном случае. Причудливые, но удобные для жизни города, «мертвые», но подходящие для случайных разговоров, здания, там есть храмы и тротуары, квартиры и библиотеки.

Автор идет еще дальше, и наполняет ходячий город, в котором происходит основное действие, вполне привычными профессиями. Виноделы и шоколатье, композиторы и нищие, король и революционеры.  

Ведет ли это к оттенку сказочности, неестественности?

Несомненно. Мир произведения  нарочито стилизован под  авантюрный роман. Пусть речь идет о смерти, о поединках и крошечных выигрышах во времени, о мучениях в чужих телах и многолетнем молчании – ничего похожего на реальную тоску, на сложный выбор и экзистенциальные терзания совести. Почти невозможно представить себе задумчивые лица и серьезные сомнения в этих декорациях – все решения герои принимают быстро, да и значительная часть «развилок» легко угадывается. Даже начало романа, бытие главного героя в тюрьме, где он должен постоянно решать «дилемму заключенного», сводится лишь к нескольким секундам выбора – стрелять сейчас или чуть позже.

Оцифрованность психики, превращение разума в компьютерный файл – дает вариабельность каждому персонажу. Он как бы набор отражений в осколках зеркала, где очередное лицо смотрит на читателя под чуточку другим углом. Но ни откровенного сумасшествия, ни хаоса — в этих наборах ощущается своя система.

И чтобы довести до предела привычность, предсказуемость персонажей – автор подчиняет их литературным прототипам.  Арсен Люпен и Шерлок Холмс, Джон Картер и чудовища марсианских равнин, супергерои и злодеи, образы заказчиков и въедливых детективов – они все здесь. С той только разницей, что не отец учит «Арсена» убийству, а сын учится у него воровству.

На их фоне даже люди, заключенные в тела машин или трансформировавшиеся до полной неузнаваемости – становятся либо частями интерьера, как молчаливые лакеи, либо факторами хаоса, с которыми читатель мирится, как с неожиданностями в любом интересном повествовании. Сверхчеловеческое мышление остается за кулисами, не является в своей ужасной величине. Даже свою заказчицу, отчасти схожую с богиней по своим возможностям, вор обманывает традиционным приемом.

Где же во всем этом – бесконечность?

Автор прячет её в будущем, во второй части романа. Потому как все приключения вора с поисками своей памяти и со спасением города – лишь подготовка к основным событиям. К противостоянию с персонажами почти неограниченной мощности и креативного потенциала. С теми самыми оцифрованными сознаниями, у которых в распоряжении целые губернии из алмазных компьютеров, и которые могу мановением руки творить целостные личности.

А вторая часть — «Фрактальный принц» — уже в продаже.





267
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 сентября 2014 г. 19:07
Немедленно покупать, качать, читать.
так и сделаю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2014 г. 19:33
Неужели я так категоричен? :)

Я не могу оставить тут ссылку на пиратский сайт, но намекаю, что пользовался именно такой ссылкой ;) Хотя и не утверждаю такого с определенностью ;)
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2014 г. 19:47
с очень большой вероятностью ещё и куплю :) люблю тему нечеловеческого сознания и предельных эффектов сознания )


Ссылка на сообщение29 сентября 2014 г. 19:37
Обрыв какой-то. У меня глюк или у Вас?

... чуточку другим углом. Но ни откровенного сумасшествия, ни
(вот тут обрыв)
И чтобы довести до предела привычность, ...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2014 г. 19:46

цитата Gourmand

Обрыв какой-то.

Да, я тоже заметил.

цитата

Но ни откровенного сумасшествия, ни
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2014 г. 20:15
Спасибо, что заметили — я поправил.
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2014 г. 20:26
Спасибо за рецензию.
Ещё бы месяцев на десять пораньше и совсем хорошо было бы.
 


Ссылка на сообщение29 сентября 2014 г. 20:37
Ну, уж как добрался...
Вторую часть попытаюсь в октябре.


Ссылка на сообщение1 октября 2014 г. 11:20
а я возражаю. фантастика — она тоже обязана иметь берега. поток надобно ограничивать способностью восприятия — иначе махновщина, анархия. прочитал, конечно, с удовольствием, ибо — занятно, вроде бы за гранью моих вымыслов. но теперь думаю — не надо мне таких квантовых воров больше. читать их не стану. уж лучше драконы. потому как думаю: это — то, во что я не способен поверить, следовательно — ложь, ибо я способен поверить во всё, что мог придумать. а «квантовый вор» — скучно, поскольку и придумать не могу, и — главное — не верю в то, что придумал или придумали. короче, обман фантастического народа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 октября 2014 г. 15:04

цитата Кар Карыч

короче, обман фантастического  народа.
Короче, меньше курите ганжи8-).
 


Ссылка на сообщение1 октября 2014 г. 21:14
[q

цитата Кар Карыч

уж лучше драконы


Какое отношение драконы имеют к научной фантастике? Нравится фэнтези — читайте, н/ф не ваш жанр, претензии неясны.

цитата Кар Карыч

а «квантовый вор» — скучно


Скучно как раз про драконов — банально, примитивно, шаблонно. А здесь оригинально, стиль сочный.

цитата Кар Карыч

фантастика — она тоже обязана иметь берега.


Так называемые «берега» вызывают только застой жанра, в котором книги «про драконов» пребывают уже добрый десяток лет.
 


Ссылка на сообщение5 октября 2014 г. 11:31

цитата Кар Карыч

поток надобно ограничивать способностью восприятия — иначе махновщина, анархия. прочитал, конечно, с удовольствием, ибо — занятно, вроде бы за гранью моих вымыслов.

Ну вот вы себе и ограничили.

А мне зачем об этом знать? Или вы хотите всем ограничить по вашему лекалу ,чтоб комфортненько стало?


Ссылка на сообщение10 октября 2014 г. 11:02
Обе книги недавно прочитал взахлёб. Впечатлений море!
И да, после первого тома плодятся вопросы, на которые второй даёт исчерпывающие ответы!
Рекомендую всем — это свежая идейность.


⇑ Наверх