Этот фильм очень достойно и абсолютно органично смотрелся бы в 80-е.
Стилистика взята оттуда «чуть более чем полностью». В очередной раз ограбили «Бегущего по лезвию бритвы» — резкий, неприятный для глаз свет, «информация» на улицах, грязь и заброшенность, сочетающаяся со значительным уровнем технологий. Снова дождь (хорошо хоть не весь фильм), снова полиэтиленовые накидки. Нарезка кадра, многие ракурсы...
Проблема в том, что ни полностью ограбить хороший фильм, ни развернуть что-то оригинальное — у создателей не вышло.
От слова «практически».
После вспышки на Солнце вымирает львиная доля человечества, оставшиеся прячутся в городах (над ними дирижабли с проводами, искусственный дождик и ночь длится дольше дня). Чтобы не одичать от недостатка рабочей силы, они создают роботов-андроидов, ограниченных двумя протоколами — не вредить и не самосовершенствоваться.
Сюжет:
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тут серьезно начинает беспокоиться начальство.
Страховщик притащил какой-то ученой частично сгоревшую «мозговую карту» робота, у той получилось перезапустить — и вот она вызывает его в лабораторию, показать, как новый робот быстренько себя приводит в порядок, да еще какие-то запчасти подворовывает.
Но про роботов-самочинок пронюхало местное ГБ и вот уже дан приказ — зачищать. Страховщика тоже — на всякий случай.
Ученую грохнули, а страховщик бежит в пустыню — вернее спасается бегством на машине, которую ведет тот самый робот-самочинок.
Ему вдогонку — пока еще мало понимая — команда из нервного полицейского и еще одного типа.
В пустыне дивная встреча — несколько роботов тянут куда-то страховщика, их нагоняет машинка с двумя полицейскими. Один начинает садистски убивать роботов и страховщик как-то невзначай подстреливает его из ракетницы, которой думал напугать роботов.
Второй полицейский возвращается в город.
Тут самый главный из конторы, похожий на американского сенатора в позднесоветском кинематографе, достает из-за пазухи коробочку. Дескать — это мозги робота, у которого не было тормозов. Он быстро развивался. Отключили. И чтобы у меня на столе лежали мозги всех роботов, которые замешаны в истории (человеческие можно просто продырявить).
Команда зачистки прихватывает начальника страховщика (всегда нужен крайний), а потом в пустыню подгоняют и жену страховщика с дочкой. Они ведь для возможного шантажа они лучше, чем страховочный начальник. Тому это не нравится, он хватается за оружие (старик), и его подстреливают. Не добивают, бросают помирать.
Страховщика роботы дотягивают до точки «Х», но там нет никакого «часовщика», а только робот-самородок, первый из внезапно осознавших себя андроидов. Они немного трепятся о жизни и смерти, страховщик отдает ядерную батарейку, а роботы собирают представителя новой формы жизни — паучка/таракана с метр длиной, в полметра высотой. Под утро вообще дают страховщику машину — вали домой. А мы, дескать, перейдем через каньон, там радиация, что с биологическими формами жизни не надо будет пересекаться... (а где они запчасти возьмут???).
Страховщик едет домой, но в пути видит умирающего начальника — возвращается. А на точку «Х» как раз прибыла команда зачистки.
После финальной битвы инвалидов «паучок» валит в радиоактивную пустыню, а вусмерть уставшего и раненого страховщика жена везет к морю (или он просто помирает).
Что реально плохо в этом сюжете с точки зрения фантастики?
Философский и биологический конфликт не просто проецируется на уровень межличностных отношений — решение на этом уровне пытаются выдать за единственно возможное и правильное. То есть главные герои не решают «как наладить мир на 1000000 лет», не пытаются понять, что будет завтра, если в городе осознает себя еще один робот — ни малейшей рефлексии у положительных персонажей по этому поводу. Только у отрицательных. Отец ребенка не рассуждает, каково будет его дочери не просто в угнетающе-технологическом мире, а в мире роботов?
А ведь в городе, который так фатально зависим от роботов — должны быть устойчивые страхи, мифы, байки, сюжеты судебных заседаний, в которых бы отражался страх перед тем, что роботы все-таки выйдут из-под контроля.
Для меня подход к вопросу положительных персонажей ассоциируется — во многом неправильно — с «европейскими левыми интеллектуалами 60-х».
Когда моралитические рассуждения начинают становиться не просто первичными — они становятся единственными, при том, что все заботливо обозначают свою политическую позицию ритуальными ничего уже не означающими фразами. Личность не просто заслонила собой все. Личность-здесь-и-сейчас стала всем.
В остальном — это вторичный фильм с темпоритмом, эстетикой, проблемами и даже размерами «процессоров» — строго из 80-х. Я бы не удивился, окажись, что создатели использовали старые дизайнерские наработки, которые не прошли «кастинг» в американских студиях лет двадцать назад.
Этот дизайн еще «ограничено годен» — в том смысле, что какое-то положительное впечатление, впечатление инаковости — он производит. Хотя, конечно, робот для сексуальных целей производит скорее впечатление ведроида :)
Попытка сыграть одновременно на двух досках — киберпанка и постапокалипсиса — не получилась.
Единственным оригинальным решением в фильме стал наголо стриженый Бандерас.
А может и не оригинальным.
Смотреть лучше ярым фанатам «Бегущего по лезвию...», которым хочется увидеть дизайнерские разработки, живущие собственной жизнью.