Уолтер Йон Уильямс


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Уолтер Йон Уильямс "Conventions of war": ничего не изменится-2
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Уолтер Йон Уильямс «Conventions of war»: ничего не изменится-2

Статья написана 13 ноября 2014 г. 05:46

Я все же дочитала «Конец Империи Страха» Уолтера Йона Уильямса. Даже не очень хочу комментировать. Разочарована последним романом Conventions of war, а почему расписала подробно ниже.

Я еще могу согласиться с тем, что представленная социальная структура — Империя Страха, хотя в градусах тоталитаризма она ничем не отличается от какого-нибудь режима Пол Пота или времени сталинских репрессий. Пусть это и знакомо нам, но не менее страшно со всей своей обыденной и узаконенной жестокостью, осмысленным и добровольным следованием безумной социальной модели, отрицающей любое изменение, разнообразие или движение вперед.

Но я никак не могу согласиться, что представленное действие- конец этой самой Империи Страха. Что мы на самом деле имеем? Столкновение двух группировок, исповедующих одни и те же социальные воззрения, философские взгляды и моральные принципы. Большинство граждан в таких случаях даже и не замечает разницы: структуры все работают, деньги вращаются, предприятия функционируют, чиновники ходят на службу. Одни и те же следователи выискивают крамолу- даже понятия о крамоле одинаковы-  и карают за нее одними и теми же методами. Это не конец, а мелкая рябь, внутренние разборки и интриги, никак не влияющие на общее положение вещей.

И два наших героя-реформатора тут играют разве что чисто местную роль. Чего Сула и Мартинес добиваются своими новшествами в военном деле? Утверждения традиционной власти  и только. Они не изменили мышления миллионов, не повлияли на экономику или политику. В лучшем случае, их новаторство будет канонизировано и станет оплотом для поддержания системы в равновесии, в худшем — будет предано забвению, когда в нем отпадет надобность.

Хотя, следя в третьей части за судьбами героев, хорошо, что так все заканчивается. Такие, как Сула- смелые, умные, инициативные, но при этом циничные и беспринципные, готовые использовать любые средства для достижения своих целей — могут оказаться пострашнее, чем все тоталитарные режимы вместе взятые. На ее фоне карьерные мечтания Мартинеса и его простенькие интриги выглядят благородными и высокоморальными.

Правда есть в романе предвестие конца,  но вскользь и неявно. Это успехи провинциального клана Мартинесов, для которых война, мятеж и гибель миллионов оказались неплохим вложением капитала, поднявших бывших выскочек до высот политики. Вот эти смогли добиться подлинных изменений — экономических, способных со временем опрокинуть косную систему Праксиса.

Но об этом кратко и неинтересно. Основное же действие продолжает крутиться вокруг личных историй Сулы и Мартинеса. Основу первой составляет организация сопротивления и партизанская война против захвативших столицу мятежников. В основе второй — расследование таинственных убийств на космическом корабле. Обе рассказывают множество подробностей о традициях, нравах и морали, социальной структуре Империи, но по большей части в плане основного действия эти подробности  оказываются абсолютно излишними.

Эти подробности были бы уместны, если бы истории героев были поданы, как отдельные романы. Вот тогда было бы интересно узнать о верованиях и сектах, о принципах регистрации граждан и распределении материальных благ, работе полиции, теневого бизнеса и преступном мире Империи. Было впечатление, что изначально и задумывались отдельные произведения, но потом их просто было решено объединить в один роман. От того одних мелких деталей слишком много, а в других местах подробностей явно не хватает.

Но личные истории все же много интересней, чем вся заключительная часть, состоящая из нудных описаний маневрирования в космосе, подсчета потерь и перечисления всех произведенных выстрелов. В этой части повествование почти скатилось к «Земле смерти» Вебера, которую считаю едва ли не худшим образчиком романа о космических войнах.

Опять же конец получился в духе «Унесенных ветром». На тему: а счастье было так возможно, но не сложилось, не сбылось. Концовка более подходящая для дамского романа, чем космооперы с заманчивым названием «Конец Империи Страха».





133
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 ноября 2014 г. 09:49

цитата primorec

Было впечатление, что изначально и задумывались отдельные произведения, но потом их просто было решено объединить в один роман. От того одних мелких деталей слишком много, а в других местах подробностей явно не хватает.
А так и было. Сначала отдельно вышли два рассказа с историями Мартинеса и Сулы, а потом через несколько лет Уильямс их вписал в роман.
Что касается деталей, их привычно. Просто переводчик «Распада» часть деталей, видимо необязательных и нудных на его взгляд, не стал переводить.

Ну и цикл завершает повесть с Мартинесом спустя несколько лет после войны, «Вложение капитала»/«Инвестиции».

З.Ы. Ну, то, что у меня совершенно другие впечатление это я просто напишу, спорить с вашими не буду 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2014 г. 10:16
так для этого и пишем, чтобы собрать разнообразные мнения.
 


Ссылка на сообщение13 ноября 2014 г. 10:24
Тем не менее есть разница и разница. Для меня Кэролайн Сула один из пяти наилучших женских образов в фантастике и фэнтези. А для вас проходной и неприятный персонаж. При такой пропасти мне не хочется подробно останавливаться на своих впечатлениях.


⇑ Наверх