Брендон Сандерсон Words of


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Брендон Сандерсон Words of Radiance: оправдание всех сериалов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Брендон Сандерсон Words of Radiance: оправдание всех сериалов

Статья написана 5 декабря 2014 г. 05:38

Последнюю неделю читала Брендона Сандерсона Words of Radiance/ Слова Сияния. Большое спасибо команде переводчиков, которые проделали колоссальную работу. Причем, этот перевод мне понравился больше, чем первой части.

Но суть не в этом. Я не осталась в восторге от «Обреченного королевства». И, читая восторженные отзывы, все думала: что же со мной не так? Ниже я привожу версию этого, которая, возможно, позволит несколько по-другому взглянуть на подобные произведения в целом.


Брендон Сандерсон «Слова Сияния»
Лет десять не смотрела сериалы. Просто в силу занятости, ну, и просто имею некоторое предубеждение против длинных, практически бесконечных историй. Тут же, из-за оказавшихся непреодолимыми обстоятельств, оказалась отрезана от 99 процентов привычных мне занятий, заперта в четырех стенах с небольшим набором развлечений: Интернет, книги и телевизор. После нескольких дней упорства, последний был включен, и началось методичное изучение программы.

И вот, что я вам скажу: все сериалы — исторические, любовные, приключенческие или фантастические — скроены по единым и незыблемым законам, которые вполне успешно решают главную задачу — заставить зрителей смотреть новые серии, даже если интерес к действию уже почти угас. Как правило, каждая серия — небольшой эпизод, продвигающий основной сюжет на ничтожный шаг вперед, когда крупинка необходимой и интригующей информации запрятана в тонне ничего незначащих слов и событий. Подача материала везде одинакова- через множество слов, диалогов и монологов. Описания- декорации скупы и схематичны, но зато каждое намерение, мысль, действие проговариваются вслух и в самых мельчайших подробностях- никаких двусмысленностей или недомолвок, от чего на разговоры даже в приключенческих сериалах приходится 90 проц всего объема. Медленное развитие событий с множеством побочных ответвлений, которые содержат заделы на будущие сезоны. Такое же множество героев, которые периодически убираются с глаз долой, чтобы неожиданно «выпрыгнуть» в самый драматический момент. Постепенный набор скорости по мере приближения к финалу с обязательной кульминацией в последней серии и надписью «продолжение следует». И еще множество других более мелких правил.

К чему это я? Если бы не «свежий» взгляд на сериалы, эта особенность сандерсоновского цикла не так бы бросилась в глаза. И первую часть «Обреченное королевство» я воспринимала совсем по-другому, хотя и в ней все стандартные признаки сериала присутствуют. Я  пыталась воспринимать ее, как самостоятельный роман, отчего негативных впечатлений только прибавилось.

Но, если посмотреть на«Сокровища Штормсвета» так, как я вам предлагаю, впечатление будет совсем другим. Итак, о чем второй сезон нашего сериала? Он о долгом и мучительном процессе овладения новыми навыками нашими героями и превращении их в Сияющих рыцарей. Причем долгий и мучительный процесс — буквально. Это множество глав/ серий, рассказывающих в мельчайших подробностях, как герои методом проб и ошибок пытаются понять пределы своих суперспособностей и открыть смысл всего происходящего.

Этому посвящено почти две трети всего романа/ сезона. Причем каждый шаг/ событие/ мысль/ догадка по закону сериала подробно проговаривается, так,  что диалоги разной степени сложности занимают основной объем повествования, в то время как описания природы, интерьеров, ландшафтов остаются крайне скупыми и невыразительными.

По моему вкусу, труды Шаллан по применению своих знаний и навыков оказались много интересней и разнообразней, чем унылые и уже привычные действия, заботы и фобии прочих персонажей. Тут и интеллектуальные научные поиски древнего знания, и шпионская деятельность, и любовная линия, и разгадка собственного прошлого, которые вместе обеспечивают задел на новые сезоны.

И хотя со стенаниями и истерией Далинара в этой части практически покончено, его на этом поприще с успехом замещает Каладин, сюжетная линия которого успевает несколько раз пробежаться по кругу, прочерченному душевными терзаниями и тенями прошлого. В этой части слишком мало реального действия и слишком много ненужных подробностей. Зачем, к примеру, целая глава, посвященная верховой езде? Или глава о тренировках на ристалище? В сериалах этот прием обычно используется для поиска сценаристами новых сюжетных ходов.

Но, как бы то ни было, к последней трети сюжет набирает обороты и далее несется к кульминации: Сияющие возвращаются, некоторые их тайны приоткрываются, но это не останавливает катаклизм. Задел на будущие сезоны создан. Как говорится, to be continued.

Все написанное не означает, что мне не понравилось. Сериалы, как бы к ним не относились — критически или восторженно- бывают разные. Этот — профессиональный, крепкий, умело поддерживающий интригу и заставляющий ждать нового сезона.

Кстати, а зачем мы вообще смотрим/ читаем эти бесконечные истории? Мне тут в голову пришло следующее определение: в нашем мире, который так изменчив, они дают иллюзию постоянства. Оказывается,  приятно знать, что ровно в определенный час ты встретишь уже знакомых до боли героев,  над которыми даже время не властно. Пока ты ходил на работу, решал домашние проблемы, ел и спал, в их совсем другом пространстве-времени все еще длится все тот же день/ событие/ разговор. Для нас пройдет еще год -два-три, произойдет черт знает что и, как всегда- не очень хорошее, а в мире Штормсвета только-только приступят к решению главной задачи.

И последнее замечание. Теперь уже окончательно ясно, что название первой части для русского издания было крайне неудачным — оно явно нарушает логику построения всего цикла, где каждой части/ сезону соответствует в мире Штормсвета определенная древняя книга, во многом объясняющая происходящие события.





135
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 декабря 2014 г. 07:06

цитата primorec

Это множество глав/ серий, рассказывающих в мельчайших подробностях, как герои методом проб и ошибок пытаются понять пределы своих суперспособностей и открыть смысл всего происходящего.Этому посвящено почти две трети всего романа/ сезона. Причем каждый шаг/ событие/ мысль/ догадка по закону сериала подробно проговаривается, так,  что диалоги разной степени сложности занимают основной объем повествования, в то время как описания природы, интерьеров, ландшафтов остаются крайне скупыми и невыразительными.
Описания природы это для отдыха между главным. А главное как раз поиск героев в диалогах. Вставки о природе и ландшафте играют роль перерыва между таймами/периодами/раундами в спорте. Мне когда-то попалось такое про школу и литературу:

цитата

Что изучают в полной средней школе? Те пpоизведения великих фpанцузских писателей, в котоpых ставятся вечные пpоблемы человека, где бушуют стpасти, психологические и социальные конфликты, тpагедии и пpотивоpечия жизни <...> Что же изучают их свеpстники в «неполной» школе ? Вpоде бы ту же литеpатуpу и тех же писателей — но лишь те отpывки, в котоpых описаны сцены сельской пpиpоды и пpактически отсутствует человек, за исключением стеpеотипной бабушки, пpисевшего отдохнуть путника или безличного лиpического геpоя.
В общем, чем больше акцента на описание природы, тем непритязательнее книга.

цитата primorec

Кстати, а зачем мы вообще смотрим/ читаем эти бесконечные истории? Мне тут в голову пришло следующее определение: в нашем мире, который так изменчив, они дают иллюзию постоянства.
Во-первых, такой вопрос можно погуглить. И мне почему-то кажется, что причины окажутся другими. А во-вторых, всё это не применимо конкретно к «Обречённому королевству». Даже если вы правы, то к фэнтези это не относится. Вроде вы сами где-то писали как на вас стали смотреть собеседники во время какого-то интервью, когда узнали, что вы фантастику читаете. Так вот, не сомневаюсь, что эти же люди сериалы смотрят. А значит причины для сериалов и для фантастики различные.

цитата primorec

Зачем, к примеру, целая глава, посвященная верховой езде? Или глава о тренировках на ристалище?
У Уэллса есть статья «Современный роман» (http://flibusta.net/b/77693/read ) Там у него помимо прочего, что фишка романов именно в таких главах, не безостановочно двигающих сюжет по нарастающей, как в рассказах, а добавляющих штрихи и грани к миру, героям и прочему. Короче, в романе должна быть «вода». :-)


Ссылка на сообщение5 декабря 2014 г. 07:30

цитата пофистал

Описания природы это для отдыха между главным. А главное как раз поиск героев в диалогах. Вставки о природе и ландшафте играют роль перерыва между таймами/периодами/раундами в спорте.


В любом произведении присутствуют описания-декорации, создающие атмосферу. А в хорошем произведении именно такие описания способствуют раскрытию характеров героев. Здесь же минимализм того сорта, когда экономят на натурных съемках и декорациях.

цитата пофистал

Короче, в романе должна быть «вода».


Но не столько же. Если только не платят построчно.

цитата пофистал

Во-первых, такой вопрос можно погуглить.


В данном случае описывались собственные впечатления. От просмотра целой кучи сериалов с одновременным чтением романа.

цитата пофистал

Так вот, не сомневаюсь, что эти же люди сериалы смотрят. А значит причины для сериалов и для фантастики различные.


Речь то идет не о том, почему их пишут в таком виде. Хотя, если посмотреть, то сценарная обработка при необходимости будет не так уж и велика. Речь идет о моем личном впечатлении: почему конкретно я смотрела бы или читаю сериал.

цитата пофистал

Вроде вы сами где-то писали как на вас стали смотреть собеседники во время какого-то интервью, когда узнали, что вы фантастику читаете.


Мнение не есть истина, оно эволюционирует с новым опытом, каким для меня стал массовый просмотр сериалов.


⇑ Наверх