Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 8 декабря 2014 г. 08:10

После "Карантина" очень ждала роман "Отчаяние". Читала долго и мучительно из-за обилия описаний научных теорий, "вязкого" и неспешного развития событий даже в динамичных сценах. Не спорю, поднято множество проблем, которые уже либо стоят перед нами, либо "на подходе". И увильнуть от их решения не удастся. И уже то, что эти проблемы поднимаются и рассматриваются пути их решения — бесспорный "плюс" романа.

Однако, часть проблем лично для меня показались "высосанными из пальца". Может у них там, на Западе, и стоят первым пунктом в повестке дня гендерные войны, но по мне, так это они с жиру бесятся. Так, со скуки не знают, чем заняться. И со многим так. Мне эта книга показалась очень "западной", хотя в отзыве я и не решилась это определить именно так.


Грег Иган"Отчаяние"
Грег Иган"Отчаяние"
В фантастике последних лет много о будущем. Об освоении планет, колонизации, звездных войнах. Но, как правило, ничего о том, в каком обществе нам предстоит жить. А если и рассматривается этот вопрос, то предлагаются лишь варианты уже существующих или еще хуже — существовавших — социальных решений.

Это всегда меня смущало — упорное воспроизведение пройденного. Неужели, общественные институты, форма управления, принятия решений и воплощение их в жизнь останутся прежними, когда измениться практически все: технологии и сама биология, отношения между людьми и их взаимодействие? Уже сегодня заметны изменения: сетевые и информационные технологии, биомедицина и другие достижения дают такие возможности, которые еще десять лет назад представить себе было невозможно.

Иган — редкий писатель, берущий на себя смелость рассматривать социальные и философские проблемы, которые порождают научные и технологические достижения. И не просто их обозначает — рассматривает различные возможности и варианты решений, ищет "подводные" камни и расставляет флажки, предупреждающие об опасности.

А их на нашем пути становится все больше. Казалось бы, наука и технологии должны облегчить нашу жизнь. Но они же порождают и новые опасности. "Баланс может разрушиться тысячей разных способов: появятся мутанты, искусственные жизненные формы вытеснятся природными, фаги уничтожат бактерий, климат изменится и покачнет экологическое равновесие. Весь невероятно сложный механизм нужно постоянно проверять. Его нужно понимать".

Об этом понимании во многом и говорится в этом романе. О глобальном — о Вселенной и ее законах, о том, как законы Мироздания влияют на обычную жизнь. О частном — технологиях и их влияниях на все современное общество и жизнь отдельных людей. О том, что есть цивилизация и какие пути открывают перед ней научные достижения, и стоит ли нам упорно цепляться за свое биологическое наследство в виде древних инстинктов и впечатанных в генотип программ поведения. Все это подробно, с различных позиций и точек зрения.

Все это интересно, поскольку описанное "близкое" будущее может наступить значительно быстрее, чем мы ожидаем. Но вот подача материала мне не понравилась совершенно.

Мне оказались глубоко чужды рефлексии, фобии и истерия главного героя, его метания, странные этические решения и муки самоидентификации. Меня не убедил рассказ о перерождении эгоистичного, лишенного четких моральных принципов, избалованного технологиями героя в способного сознательно рискнуть своим благополучием и жизнью "ради блага всего человечества" Создателя целой Вселенной/Большая неудача для Вселенной — Создатель — журналист! А мы то мучимся, почему все такое... э-э-э.. странное, какое оно есть!/. Как и не смогли меня увлечь проблемы взаимоотношений полов, столкновения религиозных и политических сект, терроризма, в основу которого положены философские разногласия. Все это возможно, но выведенное в первые строчки хит-парада стоящих перед человечеством проблем, воспринималось, как то, что обычно определяется, как "с жиру бесятся". Тем более, что только часть из поднятых проблем четко определены. Большинство же лишь обозначено — схематично и кратко.

Но это только часть претензии. В конечном счете, это право автора и его восприятие мира. Но вот с чем не могу согласиться, так это с без альтернативностью решений. Наличие Единственно Возможного Пути, как и Ключевой фигуры в любом ее воплощении, настораживает и ввергает в настоящее Отчаяние. Мне было бы ближе расширение возможностей и открытые пути, чем жестко застывшее и неизменное прошлое, настоящее и будущее. Хотя автор и попытался откреститься от этого — "Воспринимать единую истину ТВ можно по-разному – вариантам несть числа", но опять через абзац — "Ничто не оставалось непонятым. Никаких загадок, никакой магии". И это выход? Или это и есть Отчаяние? По мне, так вопросы порой важнее ответов, путь — достижения цели. Но это уже мое мнение и мой взгляд на Вселенную.


Статья написана 5 декабря 2014 г. 05:38

Последнюю неделю читала Брендона Сандерсона Words of Radiance/ Слова Сияния. Большое спасибо команде переводчиков, которые проделали колоссальную работу. Причем, этот перевод мне понравился больше, чем первой части.

Но суть не в этом. Я не осталась в восторге от "Обреченного королевства". И, читая восторженные отзывы, все думала: что же со мной не так? Ниже я привожу версию этого, которая, возможно, позволит несколько по-другому взглянуть на подобные произведения в целом.

Брендон Сандерсон "Слова Сияния"
Брендон Сандерсон "Слова Сияния"
Лет десять не смотрела сериалы. Просто в силу занятости, ну, и просто имею некоторое предубеждение против длинных, практически бесконечных историй. Тут же, из-за оказавшихся непреодолимыми обстоятельств, оказалась отрезана от 99 процентов привычных мне занятий, заперта в четырех стенах с небольшим набором развлечений: Интернет, книги и телевизор. После нескольких дней упорства, последний был включен, и началось методичное изучение программы.

И вот, что я вам скажу: все сериалы — исторические, любовные, приключенческие или фантастические — скроены по единым и незыблемым законам, которые вполне успешно решают главную задачу — заставить зрителей смотреть новые серии, даже если интерес к действию уже почти угас. Как правило, каждая серия — небольшой эпизод, продвигающий основной сюжет на ничтожный шаг вперед, когда крупинка необходимой и интригующей информации запрятана в тонне ничего незначащих слов и событий. Подача материала везде одинакова- через множество слов, диалогов и монологов. Описания- декорации скупы и схематичны, но зато каждое намерение, мысль, действие проговариваются вслух и в самых мельчайших подробностях- никаких двусмысленностей или недомолвок, от чего на разговоры даже в приключенческих сериалах приходится 90 проц всего объема. Медленное развитие событий с множеством побочных ответвлений, которые содержат заделы на будущие сезоны. Такое же множество героев, которые периодически убираются с глаз долой, чтобы неожиданно «выпрыгнуть» в самый драматический момент. Постепенный набор скорости по мере приближения к финалу с обязательной кульминацией в последней серии и надписью "продолжение следует". И еще множество других более мелких правил.

К чему это я? Если бы не "свежий" взгляд на сериалы, эта особенность сандерсоновского цикла не так бы бросилась в глаза. И первую часть "Обреченное королевство" я воспринимала совсем по-другому, хотя и в ней все стандартные признаки сериала присутствуют. Я пыталась воспринимать ее, как самостоятельный роман, отчего негативных впечатлений только прибавилось.

Но, если посмотреть на"Сокровища Штормсвета" так, как я вам предлагаю, впечатление будет совсем другим. Итак, о чем второй сезон нашего сериала? Он о долгом и мучительном процессе овладения новыми навыками нашими героями и превращении их в Сияющих рыцарей. Причем долгий и мучительный процесс — буквально. Это множество глав/ серий, рассказывающих в мельчайших подробностях, как герои методом проб и ошибок пытаются понять пределы своих суперспособностей и открыть смысл всего происходящего.

Этому посвящено почти две трети всего романа/ сезона. Причем каждый шаг/ событие/ мысль/ догадка по закону сериала подробно проговаривается, так, что диалоги разной степени сложности занимают основной объем повествования, в то время как описания природы, интерьеров, ландшафтов остаются крайне скупыми и невыразительными.

По моему вкусу, труды Шаллан по применению своих знаний и навыков оказались много интересней и разнообразней, чем унылые и уже привычные действия, заботы и фобии прочих персонажей. Тут и интеллектуальные научные поиски древнего знания, и шпионская деятельность, и любовная линия, и разгадка собственного прошлого, которые вместе обеспечивают задел на новые сезоны.

И хотя со стенаниями и истерией Далинара в этой части практически покончено, его на этом поприще с успехом замещает Каладин, сюжетная линия которого успевает несколько раз пробежаться по кругу, прочерченному душевными терзаниями и тенями прошлого. В этой части слишком мало реального действия и слишком много ненужных подробностей. Зачем, к примеру, целая глава, посвященная верховой езде? Или глава о тренировках на ристалище? В сериалах этот прием обычно используется для поиска сценаристами новых сюжетных ходов.

Но, как бы то ни было, к последней трети сюжет набирает обороты и далее несется к кульминации: Сияющие возвращаются, некоторые их тайны приоткрываются, но это не останавливает катаклизм. Задел на будущие сезоны создан. Как говорится, to be continued.

Все написанное не означает, что мне не понравилось. Сериалы, как бы к ним не относились — критически или восторженно- бывают разные. Этот — профессиональный, крепкий, умело поддерживающий интригу и заставляющий ждать нового сезона.

Кстати, а зачем мы вообще смотрим/ читаем эти бесконечные истории? Мне тут в голову пришло следующее определение: в нашем мире, который так изменчив, они дают иллюзию постоянства. Оказывается, приятно знать, что ровно в определенный час ты встретишь уже знакомых до боли героев, над которыми даже время не властно. Пока ты ходил на работу, решал домашние проблемы, ел и спал, в их совсем другом пространстве-времени все еще длится все тот же день/ событие/ разговор. Для нас пройдет еще год -два-три, произойдет черт знает что и, как всегда- не очень хорошее, а в мире Штормсвета только-только приступят к решению главной задачи.

И последнее замечание. Теперь уже окончательно ясно, что название первой части для русского издания было крайне неудачным — оно явно нарушает логику построения всего цикла, где каждой части/ сезону соответствует в мире Штормсвета определенная древняя книга, во многом объясняющая происходящие события.


Статья написана 30 ноября 2014 г. 09:06

Новинки от Брендона Сандерсона я стараюсь не пропускать. И хотя ругаю некоторые вещи/ и буду опять ругать в ближайшее время/ за многословие и излишнюю детализацию, но все же даже его многословие много лучше, чем не менее пухлые, но слезоточивые саги Хобб или хвастливые песнопения Ротфуса.

Скажу сразу, сюжет о "суперах" не люблю. "Дикие карты" не смогла осилить дальше первой книги, "Людей Икс" видела только первые две части. Из историй нравится только "Темный рыцарь", и то только из-за потрясающей роли Джокера.

Но эту историю прочитала быстро, с интересом и сохранившимся до самого финала любопытством, хотя в ней все те же штампы, которые отвращали от других подобных. Может я совсем со скуки одурела, может какая-то деталька задела. Поэтому с радостью рекомендую: Брендон Сандерсон Steelheart /Стальное сердце/

Брендон Сандерсон "Стальное сердце"
Брендон Сандерсон "Стальное сердце"
Всем хорошо известно, что каждому злодею в этом мире противостоит собственный герой. Так сказать, принцип дуализма в действии. И чем злодеестее злодей, тем круче должен быть герой. Лексу Лютеру — супермен, психованному Джокеру — Бэтмен, надменному Магнето -целая команда Людей-Икс. В мире, с начала времен разделенному на Черное и Белое, дОлжно поддерживать равновесие и, если кто-то упорно его разрушает и сеет в нем хаос, нужен кто-то, кто будет бороться за закон и порядок. Причем буквально: с помощью огня и меча. Как известно, клин клином вышибают.

Так, примерно, и происходит в этом романе. Когда в мире неожиданно появляются наделенные суперспособностями граждане Эпики, то они все поголовно оказываются не супергероями, а суперзлодеями и маньяками, которые борются друг с другом за власть, попутно разнося на клочки весь устоявшийся порядок. Утешает только, что у каждого Эпика одна, от силы две, суперспособности. Плюс еще обязательное "слабое место" — свойство, качество, предмет — сводящее к нулю все его "супер". Так что, даже у слабых людей остается шанс выступить против узурпаторов на равных.

Юный герой Дэвид, ставший еще в детстве жертвой междоусобной борьбы Эпиков, живет только ради мести самому могучему из них — Стальному Сердцу. Ради этого он вступает в отряд Сопротивления — Реконеров — последних их тех, кто противостоит безумным маньякам. Ну, и далее понеслось — погони, стрельба, взрывы, причудливые технологии, заговоры, тайны. Любовь, естественно, куда же без нее.

В сюжете читатель без труда найдет параллели с "Городом Богов" — разрушающийся Мегаполис с мрачной тайной, с "Пепел и Сталь" — заговор группы талантливых авантюристов, дерзкий и безнадежный, c "Дикими картами" с их внезапным превращением простых обывателей в суперов и с "Людьми Икс" c их разнообразными свойствами и непрекращающейся войной. И, несмотря на эти многочисленные узнаваемые мотивы и даже прямые цитаты, традиционный сюжет и предсказуемое действие/из-за чего не являюсь поклонницей всего семейства "супер"/, мне история понравилась.

Понравилась как раз тем, за что обычно принято ругать: подростковой наивностью и максимализмом, линейностью изложения, схематичностью сюжета и характеров. Такая знакомая история о героях и злодеях с приставками "супер" стремительно начинается и также стремительно завершается. Все происходит без особых изысков и вполне традиционно, просто и незатейливо, как любая история о супергероях и суперзлодеях, где Зло и Добро сталкиваются в вечном противостоянии.

Есть и еще одно достоинство — история коротка и вполне завершена, хотя и оставляет возможность для добавления новых эпизодов. Само существование команд Реконеров обещает разнообразные продолжения. И я лично не была бы против: хотелось бы узнать, что стало причиной появления Эпиков и почему они все стали поголовно "темными".

Не ждите от этого романа сложности и запутанности "Обреченных королевств", изысканности "Города Богов" или обреченности "Легиона". Это то, что есть — крепкая, профессионально скроенная и очень традиционная история о "супер" и только. Если нравятся подобные сюжеты и герои — понравится и эта, а на нет — и суда нет.


Статья написана 26 ноября 2014 г. 06:13

Без картинок скучно. Вот нашла, разбирая завалы за эту осень. Это не гусеница, а маленький колосок, который можно найти в придорожной траве.

 колосок крупным планом
колосок крупным планом


Тэги: фото
Статья написана 26 ноября 2014 г. 05:49

Из Роберта Сойера до сего времени читала всего лишь пару романов, которые не произвели на меня большого впечатления. В основном, из-за выраженной и достаточно навязчивой религиозной составляющей. Но этот небольшой роман мне неожиданно понравился. Написанный в духе Отцов-Основателей, очень оптимистичный и проникнутый самим духом лучших дней "Звездного пути". Итак, "Старплекс" и мое мнение о нем:

Роберт Сойер"Старплекс"
Роберт Сойер"Старплекс"
Если о чем я и жалею в жизни, так о том, что "Звездный путь" я впервые смотрела и читала, будучи уже взрослым человеком, когда путешествие "Энтерпрайза" воспринималось просто, как занятное приключение и только. Оно уже не поражало воображение — были уже доступны и более яркие и динамичные фильмы и книги.

С того времени, как перед глазами предстал скользящий среди звезд диск "Энтерпрайза" и стала известной история капитана Кирка, Cпока и прочих знаменитых членов классической команды, прошло уже немало лет. За это время прочитано несчетное количество романов про путешествия среди звезд — о колонизациях чужих планет — по большей части не слишком удачных, о чужаках — чаще агрессивных и несимпатичных, о катаклизмах, против которых бессильны слабые человеческие существа. И очень много — конфликтах, негодяях всех мастей, нищете, алчности и войнах, войнах..

Их было так много этих романов- занимательных и даже захватывающих — что через некоторое количество лет/страниц начинаешь тосковать о путешествиях не ради завоевания или новых богатств — ради открытий и новых знаний, о контактах — не таких, которые заканчиваются резней, а лишь торговлей и обменом информацией, и, если уж доводится стрелять — то только ради защиты мира и справедливости.

"Старплекс" именно такой роман, о котором я скучала. Путешествие гигантского звездолета, задача которого та же, что и у "Энтерпрайза" — смело идти туда, куда не ступала нога человека. Только это еще более масштабно, более впечатляюще.

Приключение, охватывающее не годы — миллиарды лет, ради решения самых сокровенных тайн Вселенной — что такое Темная материя, пространство, время, как возник окружающий нас мир, и какой его ждет конец, что такое жизнь и разум, есть ли у них цель, как развиваются цивилизации, как преодолеть вечное проклятие — войны и достижимо ли бессмертие — всему нашлось место на страницах небольшого романа.

Примечательно, что герои — не политики или военные, а ученые — редкость в современной фантастике. Они решают проблемы не силой оружия, а лишь правильным применением своих знаний, ищут и находят выход из самых невероятных и, казалось бы, безвыходных ситуаций, смело отбрасывая косные традиции и ветхие каноны. И даже, если приходится сражаться, то никогда не ставят своей целью уничтожение чего или кого-либо.

Это очень оптимистичное произведение, полное непоколебимой веры в возможности Человека. Даже более оптимистичное, чем "Звездный путь": о невероятной, полной чудес Вселенной — не таком враждебном Космосе, который является последним рубежом — препятствием для достижения цели, а естественной средой обитания, в которой Человек- не гость, проситель или завоеватель, а неотъемлемая и необходимая часть окружающего мира. Такого, где разум становится истинным Создателем целой ВСЕЛЕННОЙ, в которой всегда есть новые горизонты, чтобы была всегда возможность "смело идти туда, куда не ступала нога человека".





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх