FantLab ru

Брендон Сандерсон «Путь королей»

Путь королей

The Way of Kings

Другие названия: Обречённое королевство

Роман, год; цикл «Архив Буресвета»

Перевод на русский: А. Вироховский (Обреченное королевство, Путь королей), 2013 — 2 изд.
Н. Осояну (Путь королей), 2016 — 1 изд.

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.89
Голосов:2169
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Рошар − мир штормов и скал. Сверхшторма невероятной силы проносятся над каменистым ландшафтом. Спасаясь от них, странные животные скрываются в раковинах, причудливые растения прячутся в земле.

Прошли столетия после падения Сияющих Рыцарей, но от них остались Доспехи и Клинки Осколков, обладание которыми преображает обычных людей в непобедимых воинов.

На Разрушенных Равнинах идет война с загадочным народом паршенди, которые несколько лет назад организовали убийство короля Алеткара. Бывший воин Каладин, в силу обстоятельств ставший рабом, попадает в бригаду мостовиков, смертников, которые под градом стрел паршенди таскают мосты для переправки армии через расщелины.

Кронпринц Далинар Холин, командующий одной из армий алети, брат покойного короля и дядя ныне правящего, обеспокоен являющимися ему во время сверхштормов пророческими видениями.

Юная Шаллан стремится к встрече с сестрой короля Джаснах, которая известна как выдающийся ученый, но и как еретичка. Хотя Шаллан искренне желает стать ученицей Джаснах, не все ее намерения по отношению к будущей учительнице честны и благородны.

В произведение входит:

  • Rysn  [= Расн] (2012)  
8.23 (69)
-
1 отз.
9.00 (4)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— условный цикл «Космер»  >  условный цикл «Рошар»  >  цикл «Архив Буресвета»


Награды и премии:


лауреат
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2011 // Роман

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2013 // Лучший роман / авторский сборник зарубежного автора

Номинации на премии:


номинант
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2010 // Фэнтези (348 голосов)

номинант
Немецкая фантастическая премия / Deutscher Phantastik Preis, 2012 // Переводной роман

номинант
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2015 // Переводной роман фэнтези том 1 (США)

Похожие произведения:

 

 


Обреченное королевство
2013 г.
Путь королей
2015 г.
Путь королей
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Way of Kings
2010 г.
(английский)
The Way of Kings: Part One
2011 г.
(английский)
The Way of Kings: Part Two
2011 г.
(английский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  54  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2014 г.

Еще пару недель назад я хотел бросить чтение этого романа остановившись на 150 странице. Почему, спросите Вы? Даже не знаю, что на это и ответить. Наверное меня выбивало из колеи слишком долгое вступление, с минимумом динамики и неясностью сюжета. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Ребята, преодолейте эти 150-200 страниц и вы окунетесь в такой завораживающий мир, что голова пойдет кругом. За последние лет десять лишь один фэнтезийный цикл стал для меня действительно настоящим открытием. Это «Хроники убийцы короля» Патрика Ротфусса. Но Сандерсон сделал практически невозможное! Он переплюнул Ротфусса по всем статьям. Дело в том, что основная интрига в цикле Патрика Ротфусса-это поиск Квоутом загадочных существ чадриан. Как не крути, а все завязки крутятся только вокруг главного персонажа. Сандерсон же в своем мире пошел дальше. У него около пяти основных сюжетных линий, каждая из которых вызывает огромный интерес. Плюс, он задал столько загадок и воплотил в жизнь столько гениальных идей (которых я не встречал ни в одном другом произведении жанра фэнтези), что после прочтения первой книги цикла «Обреченное королевства» ты теперь как наркоман во время ломки ждешь когда же выйдет долгожданное продолжение цикла. Для того, чтобы людям было понятнее чем меня «зацепил» этот роман, я попробую сделать полный анализ произведения.

СЮЖЕТ. Как я писал выше у Сандерсона несколько основных сюжетных линий, которые очень интригующи и отлично прописаны.

1-я сюжетная линия. Уже более семи лет идет противостояние между народом алети против загадочного народа паршмены. Семь лет назад паршменами был убит король Гавилар. И теперь только месть за бывшего владыку может успокоить алети. Когда же закончится это бесконечная война? Не добавляет оптимизма и тот факт, что мстящая сторона разрознена. Ведь с десяток кронпринцев больше выясняют отношения между собой и плетут интриги чем воюют. Основное противостояние идет между любимцем короля -кронпринцем Садеасом и его оппонентом Далинаром, который является дядей короля. Смогут ли эти двое найти общий язык между собой и повести вперед армию нам и предстоит узнать.

2-я сюжетная линия. Когда-то он был великим воином и им восхищались его подчиненные. Как же давно это было. Теперь он раб, потерявший смысл жизни человек. Раб- Каладин. Мы увидим как он попадает в армию кронпринца Садеаса обычным мостовиком. Так называют людей, которые при наступлении армии тащат на себе деревянные мосты. Мосты служили для переправы конницы и артилерии через пропасти и ущелья. Мостовики являлись пушечным мясом для стрел противника и средняя жизнь обычного мостовика составляла не более месяца. Все изменилось в лучшую сторону для 4-го отряда с появлением Каладина. Мы увидим постепенное восхождение к славе этого сильного человека. Немного приоткрою тайну. Именно Каладин станет тем воином о котором повествуют старинные легенды.

3-я сюжетная линия. Расскажет нам о сестре кронпринца Далинара- Великой Волшебнице Джаснах. Женщина неимоверной силы воли, храбрости и хитрости обладает сильнейшим артефактом в истории, способным совершать невероятные чудеса. Именно для похищения этого предмета к ней в ученицы напрашивается способная девушка Шаллан. Но зачем ей понадобилось похищение этого артефакта, ведь с детства она мечтала быть ученицей великой волшебницы и быть ей преданной. Что за тайна гложет ее? Об этом мы узнаем при прочтении этого прекрасного романа.

4-я сюжетная линия. Повествует нам о легендарном убийце королей-Сет-сын-сын-Валлано-Не-знающим- правду. Какой-то таинственный голос постоянно отдает ему приказы об убийстве очередного короля Рошана. И этот голос он не может ослушаться. Кто же обладатель этого загадочного голоса и кого из королей он снова заставит убить? Сандерсон понемногу приоткроет нам завесу тайны, но не до конца.

Оценка за СЮЖЕТ: 10.

Персонажи. Их в этом романе огромное количество, но все же основные -это кронпринцы Садеас и Далленар, волшебница Джаснах и ее ученица Шаллан, мостовик Калладин, убийца Сет-сын-сын-Валлано- Не-знающий-правду.

Оценка Персонажам как основным так и второстепенным:10

Система магии: Такого я не встречал нигде. Использование магии осуществляется не какими-то заклинаниями или волшебными палочки, а военными атрибутами. Меч Осколков. В этом мире просто не существует такой преграды с которой не справился бы Меч Осколков. Носитель Осколков-это легендарные доспехи при надевании которых человек увеличивает свою силу в сотни раз. Пробить эти доспехи практически не возможно.

Также заинтересовала меня разменная монета в мире придуманном Сандерсоном. Здесь не существует золота и серебра, зато существуют магические камни, каждый из которых имеет свою цену.

Также очень понравилась идея с самопером.Написание писем на расстоянии-это гениально.

Оценка Системе Магии: 10

Повествования: Все-таки я согласен со многими, что если бы Сандерсон сократил свой роман на треть было бы вообще супер. Есть самоповторы с одними и теме же персонажами и я думаю убери автор с десяток глав из повествования роман бы от этого ничего не потерял, а может быть и выиграл.

Оценка Повествованию: 8,5-9

Загадки и тайны. Их много, очень много. Я хочу узнать в будущем кто же такие паршмены, хочу узнать о Несущих Пустоту, хочу узнать какую роль в этом цикле играет загадочный король Таравангиан, хочу...да много чего еще хочу узнать.

Оценка за ИНТРИГУ:10

В заключении хочу сказать, что роман «Обреченное королевство» стал для меня настоящим открытием в жанре фэнтези и превзошел другой цикл моего любимца Патрика Ротфусса.

Каждый для себя сам определит отличное это произведение или нет, но Сандерсон этим романом покорил меня и я с нетерпением буду ждать второй том этого цикла-«Сияющие слова»

Извиняюсь, если отзыв написан слишком сумбурно, эмоции после прочтения еще не отошли. Написал отзыв как смог, лучше не хватает писательского мастерства. Но я очень старался!

P.S. Оказывается у самых любимых на данный момент мной авторов существует личная конкуренция. Занятно!

Из источников BOOKTRAN.RU:

«Как известно, одной из отличительных черт Брендона Сандерсона является его исключительная многословность. Практически все романы писателя могут похвастаться внушительным объемом, а его труд, роман «Обреченное королевство» (The Way of Kings), первая часть нового цикла «Сокровищница Штормсвета» (The Stormlight Archive), и вовсе перешагнул за рубеж в тысячу страниц.

Практически рекорд. Однако, в марте 2011 года вышла книга Патрика Ротфусса — «Страхи мудреца» (The Wise Man’s Fear), продолжение «Хроник убийцы короля». Так вот, Ротфусс Сандерсона на этапе чернового предрелиза сделал: в «Страхах мудреца» оказалось 1100 страниц.

Сандерсон, который к слову, сам не раз любил пошутить над собственной многословностью, не смог пройти мимо этого факта и запостил в твиттере следующий твит:

Стоит отметить, что бесплатный рекламный экземпляр «Страхов мудреца» на сто страниц толще, чем «Обреченное королевство». ВЫЗОВ БРОШЕН.

Ротфусс тоже обратил внимание на этот вопрос и так прокомментировал заявление Сандерсона:

Похоже, Брендона Сандерсона покоробило мое растущее мастерство. Я не собирался рассказывать об этом, но раз уж он все равно растрезвонил об этом в твиттере, нет смысла отрицать, что бесплатная рекламная копия «Страхов мудреца» толще такой же копии «Обреченного королевства». Уверяю вас, и то и то — еще не до конца отредактированные версии наших соответствующих сторон. Более того, после их выхода в финальной версии могли что-нибудь вырезать. Так что я не осмелюсь заявлять, что моя книжка толще его. Более величественная — возможно. Но более толстая? Никогда бы так не сказал. Это было бы грубо.

В итоге финальная версия версия «Обреченного королевства» (первое издание) — 1007 страниц, «Страхи мудреца» (первое издание) — 994 страницы.

Первый раунд спора двух авторов был завершен опубликованием копий книг с автографами и вот такими строками.

Спор Патрик Ротфусс vs. Брендона Сандерсона

Ротфусс на «Страхах мудреца»: «Возможно, более величественная книга, чем «Обреченное королевство». Сандерсон на «Обреченном королевстве»: «На 1000% меньше секса со случайными богинями, чем в «Страхах мудреца».

Посмотрим чем ответит Патрик Ротфусс во втором раунде. Но на сегодняшний день можно смело сказать, что Сандерсон действительно решил подойти серьезно к делу — в романе «Сияющие слова» будет не меньше полутора тысяч страниц.

Кстати, в июне 2011 года в этот спор заочно вклинился Джордж Р. Р. Мартин с романом «Танец с драконами». Его результат: 1016 страниц в первом издании. Итак, Мэтр пока кладет на лопатки более молодых оппонентов.»

РЕКОМЕНДАЦИЯ на роман:очень высокая!

Оценка: 10
–  [  45  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2014 г.

Брэндон Сандерсон — один из наиболее амбициозных и плодовитых авторов современного фэнтези. Его имя стало известно в первую очередь благодаря тому, что вдова Роберта Джордана предложила Сандерсону завершить многотомную эпопею «Колесо времени». По черновикам покойного Джордана Сандерсон написал три увесистых тома — однако дебютировал, разумеется, много раньше. И по толщине некоторые его романы не намного уступают джордановским. Другое дело — оригинальность и разнообразие миров: если «Колесо времени» катилось по однажды пробитой колее, то Сандерсон не боится экспериментировать. Эпическое фэнтези в его представлении иногда очень далеко уходит от первоисточников, вдохновлявших Джордана и Толкина: здесь меньше артурианы и скандинавских саг, но значительно больше диковинных декораций и причудливых магических систем.

Роман «Обречённое королевство» (в оригинале — «Путь королей») — типичная для Сандерсона книга. «Типичная», впрочем, в данном случае совершенно не означает «скучная» или «банальная». Наоборот — «Королевство» один из тех редких романов, оторваться от которого невозможно; и это-то — при невероятном объёме в тысячу страниц!

Одна из характерных ошибок подобных опусов: затянутые экспозиции, в которых автор долго запрягает, и бесчисленное количество второ- и третьестепенных персонажей. Сандерсону удаётся избежать того и другого: при трёх (!) экспозициях он стартует довольно резво, аккуратно и грамотно подаёт новую информацию, развешивает ружья и крючки для клиффхэнгеров, а главное — не мельтешит, перебегая от персонажа к персонажу. В каждой из пяти основных частей есть два, максимум три героя, чьими глазами мы наблюдаем за происходящим. Вдобавок, правда, имеются интерлюдии с эпизодическими (пока?) персонажами, — здесь автор демонстрирует масштабность своего универсума и, опять же, завязывает узелки на будущее.

Отдельно следует отметить то, с каким изящество Сандерсону удаётся переплетать три сюжетных потока. История о сыне лекаря, бывшем воине, а ныне — рабе Каладине; история девушки по имени Шалин — непростой ученицы Её Светлости Джаснах Холин; история Далинара и Адолина — отца и сына, носителей могущественных Доспехов. И фоном — история мира, который треплют Шторма, мира, в котором вместо денег — драгоценные светящиеся сферы... мира, который вот-вот низвергнется в бездну.

Каждая из глав выстроена на очень жёстких конфликтах, выборах, которые приходится делать тому или иному персонажу; в каждой — открывается какой-нибудь неожиданный аспект мироустройства. Таким образом, при невероятно большом объёме динамика романа выдержана почти идеально (слегка провисает только во время глав-воспоминаний Каладина и его же рефлексий). При этом Сандерсон идеально соблюдает баланс между описаниями и действием: у него не найти подробной инвентаризации каждой пуговицы и застёжки.

Единственное слабое нарекание — сыроватый перевод. Читается он влёт, однако же полон корявостей, тавтологий и прочей словесной шелухи, которую, видимо, редактор поленился вычищать. С другой стороны, за счёт того, что язык книги достаточно простой, а Сандерсон не злоупотребляет длинными предложениями и сложными конструкциями, даже при таком уровне редактуры роман просто «проглатываешь».

«Обречённое королевство» — уже третья попытка познакомить наших читателей с Сандерсоном. На русском прежде выходили «Город богов» в «Азбуке», «Пепел и сталь» да подростковый «Алькатрас и Пески Рашида» в «ЭКСМО» (и где-то в недрах «АСТ» таятся три последних тома «Колеса времени»...) Однако есть надежда, что теперь «КСД», который распространяет книги в первую очередь благодаря клубной подписке, не «потеряет» автора на полпути. Опять же, следующий том нам обещают на английском в 2014-м, а «Клуб» имеет обыкновение не тянуть с переводами...

Роман Сандерсона — пожалуй, одна из немногих переводных книг уходящего года, продолжение к которой хотелось немедленно найти и прочесть. «Королевство», повторюсь, сбалансировано почти на «отлично»: с одной стороны, автор дал нам цельный, серьёзный фрагмент истории, показал мир, сумел привязать к героям; с другой же — оставил столько крючков и зацепок, что к концу любопытство только разгорается!

Оценка: 9
–  [  41  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 марта 2014 г.

В последнее время просто пугают объемы произведений мастеров лубочного жанра. Уже после одной пятой «Обреченного» «королевства» стали закрадываться нехорошие предчувствия — судя по тому, как неспешно развивались события, автор явно не собирался укладываться в тысячу и одну страниц. А судя по тому, что не менее двух третей текста можно было бы отправить в помойку без какого-либо ущерба для смысла, содержания и сюжета — автор сам был далеко не прочь создать кирпич поувесистей. Что ж, такова логика современного рынка — все пытаются посадить потребителя на иглу. Заглоти крючок — и купи еще девять томов чтива (восемь сезонов сериала, семь дополнений и продолжений РПГ). А то и все двадцать — ведь аппетит, как показывает практика Мартина, Камши и остального легиона, приходит во время еды. Правда, если учесть, что первую книгу Сандерсон, по его же словам, писал 10 лет, то концовку сериала мы, скорее всего (не) увидим где-то к 2103 году, что навевает оптимизм.

Помимо чрезмерно раздутого текста, вначале очень напрягло начало — начиная с невозможных «герольдов», тысячу лет провоевавших, а потом без видимых причин уставших (не сомневаюсь, что в дальнейшем убедительные причины найдутся), и продолжая суперменом-дегенератом, чувствительным убийцей с золотым сердцем.

Я лично сломался уже на этом. Хотя со второй попытки удалось продвинуться дальше, и книга пошла — все оказалось не так плохо, как казалось поначалу. В целом, читать было не скучно, а местами даже увлекательно. В этом, а также в определенной изобретательности, Сандерсону не откажешь. За убитое время ему спасибо.

НО. Писатель из Сандерсона так себе. Неестественные диалоги, неестественное поведение картонных персонажей, странноватая, мягко говоря, мотивация их действий — все это, увы, мешает получению удовольствия от чтения. А дикие нелепости сюжета — типа бессмысленного массового убоя «мостовиков» — просто сводят его на нет. Подростком я бы заглотил том в один присест, как удав, и попросил добавки. Сейчас я отчетливо понимаю, что за второй том я возьмусь, только если уж совсем нечего будет делать (уже не вхожу в целевую аудиторию, или еще не вхожу). А за третий скорее всего не возьмусь никогда. И правильно сделаю.

PS. Возможно, мне просто показалось, но у меня сложилось ощущение, что переводчик люто ненавидел вверенный ему текст — все-таки наречь главного героя «Кал» это очевидное издевательство.

Оценка: 7
–  [  31  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 января 2015 г.

Вы обратили внимание на то, сколь интеллигентна внешность Брендона Сандерсона? Судя по всему, эту замечательную особенность своего обличия он успешно транспортировал и в собственное литературное творчество. «Обречённое королевство» — книга суровая. Масштабная и предельно серьёзная. Местами — беспощадная. События в ней происходят странные и жестокие. Но до чего-же интеллигентно ведётся повествование! Писателю достало чувства меры и внутреннего достоинства дабы не развешивать перед читателем окровавленные останки и не выставлять напоказ человеческие внутренности. Редкий дар!

Подозреваю, что молодому современному автору в жанре фэнтези сейчас приходится нелегко. Слишком многое в нём было уже создано. Слишком мало пространства для манёвра осталось. Модной тенденцией в фэнтези стало стремление приправлять сюжет увесистой пригоршней цинизма и нарочитого реализма. Идти по этому пути начинающему писателю чревато — упрёшься в спины могучих коллег по цеху ( Мартин, Аберкромби, Бэккер ) и останешься в их густой тени. Не сдержишь прыти, слишком рьяно рванёшь в другую сторону — окажешься в опасной близости от классиков жанра вроде Толкиена. И опять проиграешь — пресыщенному и избалованному поколению нынешних читателей такая близость по-большей части не интересна. Сандерсон удивительно тонко выдержал дистанцию, сумел не сбиться с нужного ритма и в итоге создал великолепное произведение.

Ни на что не похож придуманный им мир, управляемый двумя извечными стихиями — Штормом и Войной, древний и загадочный, с историей, в которой полно белых пятен. Что-то страшное и таинственное произошло в давние времена. Что-то не менее ужасное и загадочное грозит случиться совсем скоро. Гибнут правители, ведутся бессмысленные войны, с каждым днём всё неистовее сила Штормов.

Персоналии в «Обречённом Королевстве» выше всякой похвалы. Признаюсь вам — в каждой книге я первым делом бросаюсь на поиски Человека Чести. Не важно, как его зовут — Эддард Старк, Роланд Дискейн или Кернден Зобатый. Он мне нужен. Для того, чтобы адекватно воспринимать происходящее. Благодаря Сандерсону мой очередной поиск не был долгим и изнурительным. Напротив — мне был предоставлен выбор. Каждый персонаж раскрывался автором столь тщательно и заботливо, сколь тщательно был обработан им и весь сюжет. К последнему — ни единой претензии, не смотря на потрясающий объём книги.

Не обращайте внимания на не очень высокое издательское качество книги и её изнуряюще мелкий шрифт. Не бойтесь 1000 с лишним страниц текста. Не пугайтесь того, что по-началу что-то может показаться непонятным. Берите, читайте и получайте удовольствие! Наслаждайтесь! Эта книга «прекрасная и понятная». Такая-же, как один из её замечательных персонажей.

Оценка: 10
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2014 г.

Если вы решили окунуться в атмосферную фэнтези-сагу с убойным размером в страницах, то вы попали по адресу. Пылающий и стоящий на ходунках судьбы мир Рошара, истинная находка в жанре фэнтези. Впрочем для меня это произведение, после повести «Легион», стало вторым прочитанным у автора, и первым по значимости среди молодых зарубежных авторов. Конечно мастера жанра, на то и таковые, вроде Мартина, Толкина, Геммела, и для значимой численности молодых авторов, ступень довольно высокая и часто недостижимая, но каково будет ваше удивление, что неожиданный автор если их и не достигнет, то как минимум максимально приблизится к их уровню? Сандерсон смог вплотную приблизиться к звездам мирового фэнтези, и во многом благодаря качественному тексту, увлекательному сюжету и оригинальности своей фантазии, не ограничившись штампами, а даже с радостью ломая их.

Что действительно сложно воспринимать в тексте, так это текстовой поток. Автор словно местами отрывается от текста и начинает словоблудить, многословить, выговариваться и просто беспощадно лить воду на голову читателя. Огромнейший объём (1108 страниц!), местами просто тормозит действие, и тихо размеренно погружает нас в чью-то сюжетную линию, и начинает о чем-то рассказывать. Я так считаю, что убери большинство таких эпизодов автор, роман бы только выиграл бы, но так они просто составляют приятное дополнение ко всему действу, хоть местами и совершенно не нужное. Я не читал Джордана, но по объёму его книг, кажется что Сандерсон от него заразился многословием.

Теперь о главном.

История как в любой фэнтези эпопеи, начинается далеко до описываеых событий и сразу же закидывает удочки, на жирные и волнующий вопросы для читателя. Жестокий мир Рошара мы возвращаемся только спустя четыре тысячи с лишним лет. Перед нами эпическая сага, героика, приключения, бытовая составляющая, схватки и необычная магия. Перед нами несколько сюжетных линий планомерно идущих к накалу страстей и удивительным мини-развязкам, почему мини? Потому что впереди как минимум еще с десяток томов! Тут вам история кронпринца Далинара и его сына Адолина, их противостояние с Садеасом, и путь чести и доблести. Эту линию можно назвать полноценно военной, здесь и бои, стратегии, политика. Пожалуй Далинар самый достойный персонаж как Носитель Осколков.. Вторая линия перекидывает нас далеко от развернувшейся кампании против паршенди в которой принимает ожесточенное участие Далинар, в абсолютно другое место. Некогда Шаллан хотела постичь Преобразователь, сделать его своим, но ученичество у могущественной Джаснах все меняет, история раскручивается просто до самого пика как первая.

Третья и четвертая история, по мне так самые лучшие. Одна из них повествует о бывшем воине, а ныне рабе из бригады мостовиков по имени Каладин. Именно его линия самая мрачная и жестокая из всех, тут и лишения, боль, настоящая дикость выживания и обретения себя и невероятных способностей. Пожалуй линия Каладина мне лично понравилась больше всего событийность, настоящими испытаниями и льющимся кровью и потом. Четвертая линия самая короткая и знакомит нас пожалуй с самым загадочным и непонятным героем эпика — Сет-сын-Валлано-Не-знающий правду. Его линия самая динамичная, невероятная по накалу экшена, Фактически это настоящая история убийцы королей.

Но одним из главных достоинств стал мир созданный Сандерсоном, в нем минимум клише, картона и штампов. Рошар и доскональное погружение, лишь уверяют что автор чертовски обаятельно обходится со своей фантазией. Одна идея со Штормсветом чего стоит! Я уже молчу про денежную валюту, исчисляемую заряженным сферами. Интересны образы Носителей Доспехов, тайны Джаснах, Преобразователи, гемсердца, Несущие Пустоту и все это автор складывает воедино, собрав по кусочкам свой удивительный мир.

Начало «Сокровищницы Штормсвета», явно удалось, если не считать маленькой неудачи с объемом и водой в тексте. Она эпичная, увлекательная, необычная, продуманная, интересная. Сандерсон ловко обращается с языком, и упрекнуть в этом плане его не с чем, поэтому единственное что хочется добавить, по быстрее бы продолжение цикла, а то кончился на интересном месте.

Итог: шедевр современного фэнтези с ярким примером, как создать нестандартный фэнтези роман. Браво, Брендон!

Оценка: 9
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 июня 2015 г.

Удивительно завышенная оценка фантлаба. Не понимаю такого высокого рейтинга! Картонный мир. Картонные герои. Многословно, занудливо. Язык бедный (возможно, виновен переводчик — но сомневаюсь). Брал книгу несколько раз, пытался читать — и каждый раз откладывал, так как тонул в ненужных подробностях и постоянных переключениях на не связанные друг с другом линии сюжета. Многочисленность героев привела к тому, что чтение стало напоминать эдакий наукообразный трактат, за которым явственно прослеживается отсутствие не только оригинальных идей, но и мыслей вообще. Попытка создать эпическое по размерам произведение не оправдывает отсутствия динамики: даже при описании боевых схваток хочется на что-нибудь отвлечься.

Так что читателям, которые любят динамичные произведения, не рекомендую. Как и тем, кому интересны новые идеи или эмоциональное сопереживание героям. Это отнюдь не «Эмбер» Желязны или «Танцующая с Ауте» Парфеновой, если сравнивать с шедеврами эпического фэнтези.

Тем не менее, высокий балл фантлаба говорит о том, что очень многим произведение нравится. Как говорится, о вкусах не спорят — но, возможно, кому-то мой отзыв окажется полезным для того, чтобы не разочароваться, поведясь на высокую оценку произведения на фантлабе.

Оценка: 5
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2014 г.

Не секрет, что, создавая фэнтезийные миры, большинство писателей активно используют уже существующие шаблоны и традиции, применяя фантазию лишь для декоративных вставок и нюансов историй. В отличие от большинства Сандерсон создал оригинальный и не просто красочный или яркий, но тщательно продуманный и детально проработанный мир, в котором ключевую роль играют Сверхшторма и Штормсвет. Хорошо сбалансированная биосфера со множеством экологических ниш и любопытными созданиями. Кажется, что можно до бесконечности изучать скалистые расщелины Разрушенных земель, гулять по сверкающей глади Чистозера или по улочкам города колокольчиков, Харбранта.

Однако, одним миром сыт не будешь. Нужны герои, способные раскрутить маховик сюжета и увлечь читателя. В этом отношении книга разбивается на три основных линии, что не отменяет, впрочем, дополняющих интерлюдий. Юная Шаллан, обладающая пытливым умом и склонная к авантюрам. Именно ее линия показалась мне наиболее привлекательной за счет атмосферы историчности, наукообразности и загадок, скрывающихся в древних книгах. Каладин, прежде воин, а ныне мостовик. Ему приходится непрестанно бросать вызов судьбе, чтобы помочь выжить товарищам. Яркий образец героя, который колеблется между гибельным отчаянием и талантливым командованием, то и дело спотыкается, падает, но встает и продолжает путь.

И наконец, третья линия, впечатлившая менее остальных, хотя и имеющая свои достоинства. Королевский двор Алеткара не самое приятное место. Философиия и традиции, которых придерживаются крон-принцы, больше подошли бы мальчишкам с их воинственностью, дерзостью и вечным соперничеством, чем зрелым и умным предводителям. Тем забавнее наблюдать за попытками крон-принца Далинара Холина жить сообразно древнему Кодексу и распространить его на остальных. Эта сюжетная линия долгое время вязнет в дебрях придворных правил и интриг, прежде чем видения Далинара начинают складываться в некую цельную картину. Что касается второстепенных персонажей, автор обычно довольствуется скупыми, но колоритными штрихами, не перегружая текст избытком психологии и сложностью отношений.

Следует заметить, что роман рассчитан не столько на любителей эпики, сколько на тех, кто предпочитает жить вместе с героями, с головой погружаться в их мир вплоть до мельчайших мыслей, деталей и поступков. На это работает и впечатляющее мироустройство Рошара, и крайне медленно сходящиеся сюжетные нити. И даже не всегда удачный перевод тогда отступает на второй план. Кроме того, Сандерсон делает упор на историю древних времен, показывая, как чередование разных эпох бесследно стирает былые страхи, которые остаются лишь в сказках и суевериях. Вот только, закрыв глаза, не защитишься от беды. И героям предстоит найти и проложить свой путь.

Ключевые мотивы «Обреченного королевства» отнюдь не обреченность, напротив, это история о том, что нельзя прогибаться под напором обстоятельств. Что нельзя всегда подчиняться приличиям и традициям. Что нужно защищать слабых, что путь важнее цели, что сила дана для служения, а не правления. Отчасти эти мысли кажутся банальными, но в обрамлении из древних и почти забытых рыцарских орденов, из легенд и сказок, из повседневных тягот и кровавой войны, они выглядят иначе, живее и светлее. Словно сияющие Штормсветом драгоценные сферы. И это правильно. Это и есть путь Королей.

Итог: масштабное полотно древней истории о долге, чести и знаниях.

Оценка: 9
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 августа 2013 г.

Перед нами новый мир. Рошар. Место, если честно признаться, малосимпатичное и слабо подходящее для человека, хотя бы уже потому, что постоянные ураганы...Нет, это слово плохо описывает то, что происходит с этим миром. Тайфун? Смерч? Торнадо? Все не то... Это нечто особое, Отец всех Штормов и Ураганов Вселенной, с удручающим постоянством обрушивающийся на населенные людьми земли, задавая ритм Жизни и Смерти. Но другого слова нет, и пусть будет ...ШТОРМ.

Итак, мы остановились на том, что ШТОРМ сделал мир Рошара местом малосимпатичным и суровым. Небольшие королевства, вечно воюющие между собой, в которых жителям приходится постоянно бороться за выживание, со странной социальной системой, где мужчинам досталось в качестве занятий то, что нужно делать руками, в основном, война и ремесло, а женщинам — труд умственный, наука и культура/право, с чего бы такое разделение?/ и не менее странным классовым расслоением по исключительно внешнему признаку — цвету глаз. А витающая над всем постоянная тень обреченности и надвигающейся беды делает Рошар уж совсем миром безрадостным.

Даже без всякого волшебства Рошар уже мир достаточно грозный. А ведь есть еще странная, пронизывающая все живое и неживое Магия, позволяющая творить настоящие чудеса. И есть еще могущественные артефакты прошлого — магические доспехи и мечи бывших стражей этого мира, пришедшие из невообразимо старых времен, о которых уже никто толком ничего не знает. Но это не мешает использовать магические предметы для завоевания власти и бесконечных воин.

Вот в таком мире живут герои этого очень объемного романа. Героев много и самых разных — рабы, крестьяне, лорды, полководцы, священники, наемные убийцы, придворные и, конечно, короли, королевы и родственники царственных семей. Их так много, что только на простое знакомство с героями ушла добрая часть книги.

Замысел глобален: узнать древнюю историю, раскрыть загадки прошлого и, как же без этого, выйти на бой со Злом и спасти мир от очередной волны разорения. Место действия охватывает множество стран, где живут самые разные народы со своими законами и традициями, которые придется изучить весьма подробно. А значит, настройтесь сразу на то, что действие будет набирать обороты, как груженая телега. Колеса сюжета будут сначала медленно проворачиваться, постоянно увязая в видениях, размышлениях, мелких деталях, воспоминаниях и ненужных разговорах. Ускорение будет набираться так медленно, что реальное действие начнется только в последней... трети романа.

Хоть тресни, но не могу я восхищаться таким развитием событий, как бы это ни было замечательно написано. Мне даже страшно становится: не заразился ли автор вирусом многословия, пока писал продолжение «Колеса Времени»? Куча мелких, постоянно повторяющихся деталей, многократное пережевывание одних и тех же мыслей и идей, душевные терзания и слезливые монологи. «Может я проклят?»-«Нет, нет»-«Да, да!»-«Или, нет?»-«Или, да?»- «А, может, все-таки нет?» — «О! Я не проклят!» — и — пошли на новый круг- «Может я проклят?» -так страниц восемьсот, хотя заложенная во все цитаты и видения идея об объединении, чести и долге проста и незатейлива/могу с ходу припомнить парочку романов из «Колеса Времени», где герои только этим и заняты/.

Зато последняя треть удалась на славу, поскольку за всей паутиной слов было легко проглядеть некоторые детали и намеки, и истинные лица некоторых героев /даже злодейские/ стали очень приятной неожиданностью. Стоит надеяться, что первая книга — очень длинное начало и сюжет уже набрал достаточно оборотов, чтобы его снова остановить.

Оценка: 7
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июля 2013 г.

Для начала остановлюсь на нескольких недочетах нашего русскоязычного издания. Так не все иллюстрации оказались переведены на русский язык (мелочь, а жаль), официальная аннотация имеет мало общего с содержанием книги, да и само её название... Оно, конечно, не противоречит тексту, но куда больше подошло бы оригинальное — «Путь королей».

Но все эти придирки относятся именно к особенностям российского издания. А к сюжету, героям, миру — никаких претензий. И особенно радует, что несмотря на то, что в глобальном смысле эта история только начинается, книга выглядит вполне законченной. И к тому же радующей под финал рядом неожиданных сюжетных поворотов. Вообще, автор чувствует, как можно зацепить читателя, и «неожиданных сюжетных поворотов» хватает на протяжении всей книги. Но всё-равно финал — просто невероятен.

Эпично, проработанно, с живыми героями (и не важно, появляются они на пару страниц или же им уделяется куда больше времени). Кстати, поначалу может показаться, что некоторые из героев рассуждают и действуют не в соответствии со своим возрастом. К примеру, Каладину всего 19, но его самоощущение намного взрослее. Однако это не баг, а особенность оригинального и тщательно проработанного мира. Система летоисчисления там весьма сложна и непривычна (это раз), да и, судя по флешбэкам, взросление происходит весьма быстро (это два).

И, конечно же, не обошлось без уже фирменных приёмов автора. Те же эпиграфы к каждой главе — поначалу совершенно не понятно, к чему они и как связаны с текстом. А вот потом... Многое становится на свои места. И, конечно же, детальное описание сцен сражения. Персонаж Сета в этом плане сразу же заставляет вспомнить рожденных туманом, хотя, конечно, его способности основываются на совершенно других законах.

Я в восхищении.

Оценка: 10
–  [  26  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2014 г.

Снимаю шляпу перед теми авторами, которые с нуля создают интересные миры, населенные различными расами и народами. Брэндон Сандерсон с этой задачей справился на отлично! Скорее всего, и в мире вечных Бурь и Штормов можно найти жанровые клише и штампы, ставшие уже визитной карточкой героического фэнтези, но зачем? Объединив стройную религиозную систему, запутанные политические связи, необычную магию, продуманный исторический фон и сверхъестественные флору и фауну, подобных которым я ни у кого больше не встречала, автор показывает нам кусочек удивительной «Terra Incognita», в которой хочется исследовать каждый камешек.

Роман по структуре напоминает мозаику из, на первый взгляд, разрозненных сведений о мире Рошара, на фоне которых развиваются сюжетные линии нескольких основных героев. Сначала странные термины и мироустройство обескураживают. Однако очень быстро этот необычный мир затягивает читателя, не дает оторваться от книги. При этом и сам сюжет динамичен, чего никак нельзя было ожидать от такого объемного произведения. Здесь нашлось место и эпическим сражениям, и заговорам, и предательству (любви, правда, почти не было, но ведь это же героическое фэнтези!), и самокопанию главных героев. Главы сменяли одна другую, заканчиваясь на самом интересном месте и переходя к другому персонажу, постоянно держа читателя в напряжении. Одно из главных достоинств книги — ничто здесь не выглядит надуманным или не на своем месте: события логичны и последовательны, каждый герой имеет свои цели и мотивы.

Не все ружья, которые в разных местах романа оставил Сандерсон, выстрелили. Основная интрига осталась нарисованной лишь самыми общими штрихами, линии Каладина, Шаллан, Далинара и остальных не прервались, но перешли на новый виток развития, и я с нетерпением жду продолжения, которое приоткроет завесу над тайнами первого тома, и покажет множество новых удивительных подробностей о Рошаре. Этот мир воистину не хочется отпускать!

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 мая 2014 г.

Товарищ Брендон Сандерсон и его «Обреченное королевство».

Меня изначально привлек объем книги, она просто огромная. Я фанат больших саг (ну не верю я что можно новый фэнтезийный мир уместить в одном маленьком томе) и поэтому не смог устоять. И после первых же страниц я забыл о всех своих переживаниях. Книга бомба.

Первое что привлекло это равномерное сочетание больших объемов магии и суровой реальности средневековья. Есть могучие маги, есть волшебные доспехи и мечи, но показывая других персонажей автор сглаживает их вселенское превосходство.

Второе это безумно интересный мир. Описание. Его новаторские особенности. Это наверное самый оригинальный мир, с которым я знакомился.

Третье это постепенная подача материала, я всю длину книги по маленьким капелькам собирал крупицы правды и слагал для себя мозаику этого мира. И по прочтению не все секреты раскрыты.

Четвертое это население мира. Одним спренам нужно поставить памятник. Флора и фауна на высочайшем уровне.

Пятое это конечно же Син Не-знающий правду. Я его фанат на века. Он просто крут.

И так можно перечислять очень долго.

Книга просто шедевр. Моя нечастая десятка на Фанлабе. Прочитал на одном дыхании.

Читать строго в обязательном порядке.

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 ноября 2014 г.

Если писать подробную рецензию на роман объемом в два миллиона знаков, может получиться текст длиной в небольшую книгу. А уж как боятся книги таких чудовищных размеров издатели, словами не передать! Мало того, что эти «толстухи» будут занимать много места в магазинах и на складах, так их еще и издавать банально дорого. В данном случае перед нами роман, оснащенный массой черно-белых иллюстраций. 1108 страниц. Около восьмидесяти глав. Десятки шикарных иллюстраций и художественных зарисовок, стильное оформление и изящная обложка. Так что же это такое, «Обреченное королевство»? Сейчас увидим.

Уже давно принято делить фэнтези на разные его типы: темное, эпическое, героическое, городское, классическое, мифическое, технофэнтези… Увы, книгу Брендона Сандерсона едва ли получится обозначить только одним конкретным направлением. Ведь в «Обреченном королевстве» можно легко увидеть элементы как популярных эпического и героического фэнтези, так и НФ-фэнтези с легким налетом темного. Мощнейший разрыв шаблонов вкупе с классически-средневековыми элементами жанра — в этом весь Сандерсон. Величайшие королевства и страшнейшие войны. Причудливый уникальный мир и не менее удивительные его обитатели.

С мира, пожалуй, и начнем. На страницах «Обреченного королевства» (оригинал — «Путь Королей») нет эльфов и гномов, драконов и фей, нет ничего позаимствованного или ранее известного. Только фантазия автора. Исключительно его взгляд на мир, который точно не назовешь ни сказочным (а-ля Толкин), ни нашим альтернативным (а-ля Сапковский). Причем всякому явлению в Рошаре есть свое, пускай порой и расплывчатое, объяснение. Растения приспособились прятаться в камни или под землю, чтобы укрываться от сверхштормов; многие животные либо имеют прочные панцири, либо прячутся от ураганов в ущельях равнин. И ладно бы, если вся уникальность кончалась бы живностью — но нет, даже на уровне космологии имеются значительные отличия от нашей планеты. Немалое значение в романе уделено спренам — маленьким «призракам», которые исходят почти от всех природных явлений и человеческих эмоций: когда горит огонь, заметны спрены огня, когда дуют ветра — несложно заметить спренов ветра, когда человек боится, злится, радуется — соответствующие едва заметные спрены начинают витать вокруг человека. И это явление, казалось бы, невероятное для нас, является хоть и загадочным, но вполне обыденным для Рошара.

Что уже неудивительно — слова «магия» в произведении не встречается ни разу, хотя ее суть — штормсвет (если очень упрощенно, то это вещество, которое оставляют после себя сверхторшма; кстати, является основной денежной валютой в Рошаре в виде маленьких светящихся сфер) — имеет практически магические свойства. Мироустройство поражает не только природными декорациями, но и самой системой общества, которая там сформировалась. Классовое деление по цвету глаз, обучение грамотности только женщин, разделение религии на девотарии… Можно потратить много времени на перечисление всех причуд мира, но ясно одно: выйдя за рамки типового фэнтези, Брендону Сандерсону удалось создать невероятно насыщенный, богатый мир, который за время прочтения начинаешь понимать не хуже своего.

Если бы вся уникальность «Обреченного королевства» ограничилась только оригинальным и проработанным антуражем, вряд ли роман получил бы столь высокую похвалу во всем мире. Перейдем к сюжету. Колоссальный объем романа не мешает ему быть динамичным. Разумеется, не с первых глав: книга — да и сам стиль — требует привыкания. Именно поэтому Сандерсон первую часть произведения планомерно «поселяет» читателя в жестокий Рошар, и лишь потом закручивает сюжет все сильнее и сильнее. При этом автор дает возможность делать передышки — в романе есть три небольшие интерлюдии, позволяющие читателю, во-первых, на некоторое время «отойти» от сюжета, от напряжения, переосмыслить прочитанное, а во-вторых, открывает новые грани мира, повествуя о краях, далеких от основных мест действия книги. Аннотация (та, что была указана в начале) вполне адекватно отображает, какие испытания ждут героев. Три сюжетные линии, казалось бы не имеющие ничего общего, в итоге оказываются связанными тонкими нитями судеб: по мере чтения можно долго гадать, пересекутся ли они и если да, то как — но уж чего, а сюжетной непредсказуемости у Сандерсона не отнять. Структуру романа можно сравнить с пазлом, причем каждый читатель сложит его в силу своего восприятия и миропонимания по-своему. Писатель мастерски подогревает интерес читателя новыми интригами и загадками, то заставляя «выстреливать» давно заряженные «ружья», то открывая новые особенности мира в ином ключе.

Инертных героев в произведении нет вовсе: даже второстепенные персонажи прописаны не хуже главных; и нет ни единого, без которого сюжет «Королевства» мог бы обойтись. Хотя героев в книге большое множество, запоминаются они довольно быстро — въедаются в память, словно люди, с которыми вы давно знакомы. Человеческие судьбы, волею сюжета подвергнутые проверке на прочность, воистину непредсказуемы. Критерии честности и добра, верности долгу и предательству у всех разные — и тем любопытней будет прочтение. Отчаяние, с которым герои сдаются и перестают добиваться своих целей, вызывает горькое сочувствие. Упорство, с которым они борются с обстоятельствами внешнего мира, вызывает восхищение и гордость.

Перед нами психологически сильный роман с плотным налетом философии. Без пафоса, без ванильных псевдофилософских размышлений автор подает серьезную пищу для ума интересно и неизбито — заставляет читателя думать, искать ответы, находить — делая это крайне непринужденно и оттого увлекательно даже для тех, кто не любит нагруженные раздумьями и рефлексиями книги.

Рошар — не бестолковый сказочный мирок. Рошар — это нечто большее, чем стандартный фэнтезийный антураж. Этот мир — плоть от плоти нашей, нечто чужое и знакомое одновременно; Сандерсон великолепно передает ощущение действительности происходящего, уверяя нас, что, живи мы в Рошаре, с нами такое действительно могло бы быть! Автор разворачивает перед читателем картины масштабных событий и в то же время толкает героев к достижению своих целей, соединяя макро-и микроистории, сплетая древние легенды Рошара с настоящим, остро поднимая вопросы религии и науки, чести и предательства, цели и ее достижения — да и просто жизни.

Есть фэнтези, в котором отличия от нашего мира совсем незначительные, малоотличные — как, например, у Анджея Сапковского или Джо Аберкромби, — которое больше походит на альтернативную историю прошлого с элементами сильных фант. допущений. Есть такое фэнтези, где само восприятие текста мультяшно-сказочное, красочное, может, даже динамичное и красивое — но по своей самосути пустое. А Сандерсону удалось гениальное: создать детально проработанный мир и заставить его интересно жить. То, что под силу самому Отцу Штормов. «Обреченное королевство» — такое же фэнтези, как Брэдбери и Азимов — фантастика. По сути, мы имеем дело с научной-фэнтезийной книгой («ОК» пропитано наукой, объясняющей устройство Рошара), по многим параметрам не уступающей Толкину, Сапковскому, Мартину и Аберкромби. Недаром, что последний — большой поклонник Сандерсона.

В произведении можно утонуть, его можно перечитывать вновь и вновь, находя нечто новое, отыскивая моменты, упущенные при первом чтении. А то, насколько по-разному читатель может воспринимать многие вещи из книги, в очередной раз доказывает ее силу и искренность. Хотите окунуться в живой многогранный мир? Или просто любите исторические романы? Даже если вы любитель творчества «на подумать» — книга также для вас. Как и для всех любителей по-настоящему сильной литературы. Перевод у книги не идеальный, но вполне годный, а легкий стиль автора и вовсе позволяет не думать о качестве текста, с головой погружаясь в атмосферу книги. Если в чем и можно упрекнуть Сандерсона, так это лишь в том, что он не даст вам хорошо поспать.

Перед вами новый шедевр. И раздери меня сверхшторм, если я не прав.

Оценка: 10
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 мая 2012 г.

Итак, в некотором царстве... А даже и не царстве, а в мире под названием Рошар, давным давно, в те мифические времена, когда еще Вестники Всемогущего не нарушили своей клятвы, когда Сияющие Рыцари еще защищали людей, когда... Ну, вы поняли. Новая книга Брендона Сандерсона, первая из его нового эпического цикла, знакомит нас с совершенно новым миром, в котором царствуют свирепые шторма, несущие с ветром и дождем еще и магическую энергию. Мир, в котором раз за разом происходят эдакие апокалипсисы — Desolation, когда некие разрушительные силы вновь пытаются уничтожить людей и, возможно, весь мирю Судя по всему, предполагается существование некой темной силы, Врага, но в этом романе о нем практически не будет упоминаний. Роман открывают два пролога. В первом действие происходит сразу после финального сражения времен последнего Desolation. Когда 10 Вестников Всемогущего, которых люди и сами почитали как живых богов, решаются на предательство. Дабы формально сохранить некую клятву, воспользовавшись тем, что один из них был убит и возродиться только к следующему Опустошению, они бросают свою службу. И, к тому же, зная, что это не последнее сражение с врагом и через несколько веков придет время нового Опустошения, они уверяют людей, что битва окончилась полной победой над врагом. И уходят. Шли века, Вестники постепенно превращались в легенды, как и их противники, превращаясь в героев народных сказок и страшилок. Менялись границы государств, исчезали и появлялись народы. Мир менялся. В королевстве Алеткар был убит король Гавилар странным наемным убийцей в белых одеждах. А заказали убийство народ Паршенди. Так началась война на Раздробленной равнине — каменном плато, рассеченном множеством глубоких трещин. А время нового Опустошения все приближалось...

Собственно говоря, это все была присказка, пролог к основной истории, причем в пересказе он звучит пребанально. Но Сандерсону на вот этом совершенно типичнейшем сюжете фэнтезийного эпика удалось создать очень интересный мир и населить его живыми персонажами. Мы видим мир Рошара глазами трех главных героев (даже четырех, если считать и Сета сон-сон-Валлано, белого убийцу), а кроме них еще 5-7 персонажей различной степени вовлеченности в сюжет. Это дает возможность автору сделать картину мира объемной, выхватить картинки разных стран и народов, населяющих Рошар. А главные герои к тому же дают картину жизни еще и разных социальных слоев: Высокий князь Далинар Холин, дядя нынешнего алеткарского короля, прирожденный воин и полководец, после смерти брата вдруг ставший задаваться «странными» вопросами о смысле войны и что такое настоящая честь воина. А так же об общей распущенности современных нравов, за что был записан в зануды и моралисты, а там и вовсе слухи пошли, что мол совсем у главы дома Холин с головой плохо... И ведь и сам Далинар начинает сомневаться в своем рассудке, когда с каждым приходом шторма у него вдруг начинаются странные видения, так похожие на реальность, а некий голос все твердит — «объедини их». Их — это десять Высоких князей королевства Алеткар, в котором и первым общим королем, попытавшемся объединить вечно враждующие княжества, стал только Гавилар, брат Далинара. Однако Гавилар был убит, а его сын слишком молод и захвачен все усиливающейся параноей. Вот такое оно — королевство Алеткар, где самым благородным занятием для мужчины является война, где знать определяется цветом глаз. Где для мужчины стыдно уметь читать — книги, письмо, наука и искусство это исключительно женское занятие. Именно под предлогом ученичества вторая героиня романа Шаллан является к сестре нынешнего короля Джаснах. Джаснах историк, и к тому же обладает весьма полезным в этом мире магическим артефактом. Шаллан — дочь провинциального дворянина из другого алетийского королевства. Она прекрасная художница, но вот хорошего образования ей получить не довелось, однако обладая от природы живым умом и проявив настойчивость, она добилась все-таки своего и стала ученицей Джаснах. Вот только совсем не учеба настоящая цель Шаллан.

Ну и третий герой, которому, как мне кажется, отводится больше всего времени в романе — Каллан. Бывший сын врача-хирурга и сам собиравшийся стать врачом, бывший солдат, ставший рабом, сменившим несколько хозяев, много раз пытавшийся сбежать и оказавшийся в конце концов в армии Высокого князя Садеаса. В отряде бриджменов, фактически отряде смертников, основной задачей которых является транспортировка переносных мостов для переправы с армии с одного плато на другое. А еще — отвлечение вражеских лучников от настоящий солдат, так как бриджмены бегут перед основными отрядами, то и перед врагом оказываются первыми. Небольшое уточнение — на момент основных событий романа Калладину двадцать лет. Лично я это осознала далеко не сразу. А еще он прирожденный лидер, постоянно пытающийся тянуть тяжесть чужих жизней и вечную вину перед собой за то, что не смог спасти. И тем не менее продолжающий пытаться спасти тех, кто оказывается рядом. Сейчас рядом с ним разношерстная компания, составляющая команду четвертого моста и далеко не все из них доживут до конца романа.

И вот даже такой насквозь положительный герой тем не менее не надоедает в первых же главах, потому что я вижу здесь живого человека. Ему сочувствуешь, за него переживаешь — его судьба интересна. Более того, я вообще не могу назвать в этом довольно объемном романе персонажа скучного. Даже совершенно эпизодические герои все на своих местах, все — разные. Плюс — новая магическая система: драгоценные камни, впитывающие магическую силу шторма (штормовой свет). Эту силу через камни можно использовать для создания различных полезных вещей, лечения, придания силы и т.п. Каждый камень связан со своим элементом. А еще в мире Рошара многие вещи и даже эмоции имеют своих духов — spren. Насколько я поняла, видят их не все.

Но что меня особенно подкупило — это совершенно уникальная местная флора и фауна! Особенное спасибо издателям за иллюстрации. Они представлены как рисунки из альбома Шаллан и на многих из них зарисованы разные животные и растения. Рисунки очень помогают представить облик местных обитателей, так как названия их никак не соотносятся с нашими. Из-за постоянных штормов флора и фауна там обзавелась различными панцирями и экзоскелетами. Создается впечатление, что обитатели моря вдруг перебрались жить на сушу.

Написала вроде много, но если попытаться подвести какой общий итог, то вот он: книга мне очень понравилась. Интересные живые герои, сталкивающиеся с различными проблемами как морально-этическими, так и просто с проблемой выжить здесь и сейчас. Автор создал объемный мир, с множеством разных стран, разных обычаев (хотя часть из них показана мельком), с уникальной природной системой. И обстоятельность описаний в данном случае как раз придает миру Рошара «настоящести», плотности. Да, я люблю хорошие описания и этнографические заметки! Действие разворачивается обстоятельно, но на мой вкус достаточно динамично. Есть интриги как ближнего действия, так и явно рассчитанные дальнейшие книги цикла. Причем первые в конце романа разрешаются, и, более того, многие линии получили весьма неожиданный для меня финал. Например, поворот в истории с перерезанной подпругой в предпоследней главе стал для меня совершеннейшим сюрпризом!

И только одно тяжким грузом лежит на моей душе — это ж сколько еще придется ждать остальных девяти (по предварительным расчетам автора) книг цикла?!

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2015 г.

Есть вопросы, которые не дают мне покоя. Кто писал под именем Шекспира? Чьему перу на самом деле принадлежит «Тихий Дон»? Переведут ли когда-нибудь на русский «House of Leaves» Данилевски? Какие препараты употребляет Брендон Сандерсон для стимулирования творчества?

Последний вопрос очень интригующий: объем сочинений 40-летнего писателя уже практически приблизился к объему полного собрания сочинений В.И.Ленина; не менее раза в год он выдает еще одну книжищу (Сандерсон, а не Ленин); в твиттере БС рапортует о количестве написанных за день слов, а на сайте у него есть шкалы прогресса пишущихся книг. Я знаю минимум двух бородатых писателей, которым следовало бы брать пример с Брендона! И, кстати, Сандерсон умеет заканчивать за умершими писателями их многотомные циклы, так что фанатам «Песни льда и пламени» не стоит волноваться.

Недавно наконец состоялось мое знакомство с этой монументальной фигурой современного фэнтези. Знакомство происходило в немного нервной обстановке, мой визави был изобилен словами, но совершенно очарователен. Для «Обреченного королевства», которое на самом деле «Путь королей», автор придумал целый мир. Конечно, так делает большинство фэнтези-писателей, но далеко не каждый удосуживается придумать с нуля флору, фауну, геологию, историю на несколько тысяч лет назад, множество рас, пару систем магии, несколько религий, а также обычаи, традиции и социальные институты. И уж совсем мало кто иллюстрирует вышеперечисленное картинками, табличками и схемами.

Зато про продуманность сюжета ничего сказать не могу. Точнее, наверняка БС его продумал, но конкретно данный том посвящен представлению главных героев и выходу их на стартовые позиции. Героев много, но больше всего времени отдано Каладину. Этому парню вообще не повезло: мало того, что автор вывалил ему на голову целый ушат бедствий, и бедному Каладину всю книгу приходится превозмозгать; так еще и переводчик сократил его имя именно так, как совсем не стоило бы.

Роман относится к поджанру эпического/героического фэнтези (грядет апокалипсис, и грясти ему еще 9 томов), а такого фэнтези не бывает без битв и сражений, а также без неожиданных сюжетных поворотов. Вкратце: битвы и сражения захватывающи и многочисленны, повороты реально неожиданны, но логичны.

И совсем вкратце: убийца с большими глазами, девушка-художница с вытесненной в подсознание травмой, кронпринц с выборочной амнезией и припадками-видениями, путь из раба в военачальники, придворные интриги, ездовые членистоногие (или ракообразные?), одна феечка, беспощадные бури — сверхшторма, повальная мужская неграмотность, война из-за нарушенного обещания, предсмертные слова в качестве эпиграфов к главам, преобразование материи, древние тайны, теневые игроки, продолжение следует.

Вопрос насчет работы мозга Брендона Сандерсона остается открытым, но впереди еще столько материала для изучения!

Оценка: 9
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 ноября 2015 г.

С Сандерсоном я познакомилась благодаря его работе над Колесом Времени. Затем, не без фантлаба, вышла на Мистборн. Общее впечатление было: «Достойно, эпично, прекрасно продуманные миры, магия и работа с информацией». Особенно последним славился Мистборн, где уничтожение информации о прошлом было основой самых крутых сюжетных поворотов. Радость от прочтения была скорее интеллектуальная, чем эмоциональная. Штормсвет другой.

«Путь королей» — мой третий выход на Сандерсона, после которого я из одобряющего читателя превратилась в безумного фанатика. Поэтому сразу прошу учесть это при чтении отзыва. Книгу взяла в руки по рекомендации фантлаба, от «нечего читать». Где-то на середине куска про Сета, идущего убивать короля, я отложила книгу. Пафос, скука, какие-то осколки, чуть ли не супергерои. До сих пор считаю начало самым неудачным местом цикла. Сандерсон пытается одновременно дать задел сюжету, объяснить все тонкости магической системы, а заодно провести краткий экскурс в политическую и культурную ситуацию в мире. Результат удручает.

But you must endure! =) После смерти короля цикл на самом деле начинается! Об этом я узнала совершенно нечаянно, когда «нечего читать» взяло меня за горло в безблагодатной, лишенной интернета пустоши. И я пропала. Потому что Сандерсон вдруг оказался идеален.

Сейчас модно писать темную фэнтези, как Аберкромби. Или реалистично-средневекомую, как Мартин. Классическая эпическая фэнтези становится редким зверем. Чем вообще классическая фэнтези отличается от приключенческого романа? Вот возьмем Толкина. Там есть эльфы, орки, магия и Темный Властелин. А в основе лежит милое почти всем, такое наивное «добро всегда побеждает зло». Чистая классическая фэнтези в основе своей этична. Законы этики выше законов физики, в этом магия таких миров. И в этом их проклятие.

Сколько раз действительно хотелось, чтобы «плохие» победили, потому что группа «хороших» была картонным десантом театрального пафоса? Сколько раз рыцари без страха и упрека путались в мелодраматических соплях, пока читатель кричал «не верю»? Пародокс в том, что описать злодея харизматичным проще, чем героя. Психологи утверждают, что мы любим людей за их недостатки.

Сандерсон смог невозможное. Он описал с десяток положительных персонажей, положительных почти до идеальности. Он сделал их такими разными. И я люблю их всех. И я верю в них. Потому что каждый их шаг к свету был из тьмы. Потому что они все сломаны. Потому что они сильны, честны и благородны в мире, где правит Злоба.

Честь мертва. Так что они здесь за нее.

Эта книга (и, судя по второй книге, весь цикл) не о войнах и интригах. Не о магии и даже не о спасении мира. Это книга о чести. О борьбе между светом и тьмой внутри человека. О том, почему надо поступать правильно в мире, где, кажется, уже никто не поступает правильно. О том, почему цель не оправдывает средства. Почему лучше погибнуть, но не уступить, не прогнуться. Почему лучше быть преданным, чем никому не верить.

Я плакала над книгой, и не один раз. Я вспоминаю, как Навани рисовала глиф на земле, и плачу снова.

Сандерсон напомнил мне, почему когда-то в детстве я начала читать фэнтези.

Путь перед целью, жизнь перед смертью, сила перед слабостью.

Только так, и никак иначе.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу