Вынесу, пожалуй, из комментариев.
Все вдруг как подорованные начали делать прогнозы, поголовно переквалифицировались из управдомов в футурологи. Ударился добрый молодец-блогер оземь — и обернулся, понимаешь, финансовым аналитиком. Ну и я вставлю свои пять девальвированных копеек, не отмалчиваться же. О блистательных перспективах рубля пусть споет тенором Михаил Леонтьев, ему за это деньги платят — а я о том, что ближе к телу: о родной книжной отрасли.
Итак, что мы имеем уже сейчас – или в самой ближайшей перспективе?
1. Рост себестоимости производства. «Удержать цены на текущем уровне» -- намерение, конечно, благое. Но все мы знаем, при каких дорожных работах такие намерения используют как отделочный материал. Какое там «удержать», если типографии уже пересчитывают прайсы…
2. Рос розничных наценок. Ну, тут все понятно: аренда-ставка рефинансирования-налоги – те же проблемы, что и в любом другом бизнесе.
3. Падение платежеспособного спроса. Неизбежная оптимизация производства, то есть увольнения и сокращение окладов плюс рост цен на более востребованные группы товаров – в результате рублей в стране станет больше (фигли там: понадобиться – наштампуем еще!), а вот свободных денег на книжки – существенно меньше.
Чем это все чревато на практике для книжной отрасли?
1. Отказ от проектов, дорогостоящих в производстве. Прощайте, графические романы, мне будет вас не хватать!
2. Отказ от переводных проектов с неочевидной коммерческой перспективой. Прощай, серия «Сны Разума», мне будет тебя не хватать!
3. С отечественной литературой, скорее всего, все останется без изменений, нынешние тенденции в целом сохранятся. То есть падение тиражей, гонораров и имен в «массовой» нише, стабильно низкие тиражи в области «боллитры» — все как всегда.
4. И о хорошем: не исключено, что на общем фоне возрастет спрос на детскую литературу и нон-фикшн отечественного производства. Спрос на эту литературу есть, вот только прежде всего на переводную – ну что ж, теперь за неимением гербовой издателям придется писать на простой.
5. Ну и еще один мелкий, но приятный нюанс: возможен рост интереса к разного рода футуроложеству. Не краткосрочным прогнозам вроде этого, а долгоиграющим. В кризис всегда обостряется интерес читателей к будущему: когда настоящее не радует, хочется видеть перспективу. Хороший шанс сменить профессию для писателей-фантастов – по крайней для тех, кто умеет писать о чем-то кроме эльфов, драконов и попаданцев с внедренцами. Не профукайте, камрады!