29 января — пять лет с того скорбного дня, как скончался Евгений Данилович Агранович.
Некоторое время назад посчитал я, что изложенного в разделе «Фантастическое в творчестве автора» — вполне достаточно, чтобы библиография Аграновича была представлен на Фантлабе. Ан, нет((( Как говаривалось во времена СССР «есть мнение», что фактически «элементы фантастики» ещё не есть «фантастическое в творчестве», а сказочный гном, живущий на книжной полке — персонаж всего лишь бытовой сказки (такой же бытовой персонаж, как и Карлсон, который живёт на крыше). Ну, а если в сказке нет «волшебности», то она и не фантастическая. А сценарии кино-сказок — они вообще Фантлабу не интересны. И нечего, таким образом, автору на Фантлабе делать...
Так что открытие практически готовой библиографии откладывается на неопределённый срок. Видимо, до ФикшенЛакба. И биографию и ФвТА к скорбной дате — приходится выкладывать пока только здесь. Но внесённые произведения Аграновича — можно найти расширенным поиском; те к которым я написал отзывы — указал внизу этой страницы.
Итак:
Евгений Данилович Агранович — советский и российский прозаик, поэт-фронтовик, бард, сценарист кино-сказочник. Автор слов ставших «народными» столь разных песен как «Одесса-мама» и «Я в весеннем лесу пил березовый сок». Брат кинорежиссёра и сценариста Леонида Аграновича.
Родился в городе Орле 13 октября 1918 года, однако впоследствии при составлении документов дата была записана как 14 ноября 1919 года — этот вариант на протяжении десятилетий считался официальным. Вырос в Москве, на Арбате, учился в школе №7 в Кривоарбатском переулке. Песни писал с 1938 года (хотя выступать со сцены начал только в 1999 году). Именно в 1938 году друг Аграновича — Борис Смоленский , который тогда бредил штормами и парусами, — написал первые четыре строчки «морской» песни. Дальше не знал куда повернуть. Продолжил Агранович. Так появилась знаменитая «Одесса-мама», которая моментально обросла легендами. Агранович и Смоленский на официальной регистрации своего творения не настаивали. Ведь даже ироническое упоминание в песне Бабеля, когда через год-два песня стала всенародно известна (а Бабель был арестован и расстрелян и его имя старались вообще не упоминать), могло принести фатальные неприятности.
В 1940 году поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. Вместе с Павлом Коганом, Михаилом Кульчицким, Николаем Майоровым, Александром Галичем, Михаилом Львовским, Борисом Слуцким, Сергеем Наровчатовым, Давидом Самойловым, Розой Тамаркиной, Еленой Боннэр участвовал а жизни театральной студии Алексея Арбузова и Валентина Плучека.
В первые дни войны Агранович с 3-го курса института добровольцем ушёл на фронт — был рядовым 22-го истребительного батальона, оборонял Москву, был военным корреспондентом (стихи печатал под псевдонимом И.Травин) в стрелковой дивизии, стал старшим лейтенантом, закончил войну в Кенигсберге. Буквально почти сразу после объявления войны написал стихи о ней: «И пусть даже сердце проколет огнем, / И врежутся в жаркую землю колени, / Мы мертвыми на ноги снова встаем, / Чтобы еще раз пойти в наступленье». И уже вскоре все кинотеатры России, больше тысячи, в течение недели показывали перед сеансом киножурнал «Советское искусство» №5 за 1941 год, в котором блестящий Владимир Яхонтов читает эти, но уже «отредактированные» стихи.
Ещё более широкое и почти «официальное», но анонимное признание Евгений Агранович получил на фронте: в 1941 году ротный запевала Агранович выполнял приказ батальонного комиссара — отступающим подразделениям нужна была строевая песня. Что петь?.. «Если завтра война, если завтра в поход»? «Когда нас в бой пошлет товарищ Сталин»? И Агранович использовал перевод из Киплинга: «Пыль, пыль, пыль, пыль от шагающих сапог. Отпуска нет на войне...» — эти слова через день пел весь батальон. Правда, как вспоминал Агранович, комиссар сказал: «Песня хорошая, строевая, но слова в ней какие-то не наши»... Уже позже, в разное время Агранович понемногу дописал еще четыре куплета.
Песню Киплинга и Аграновича запела вначале дивизия, потом армия. Отдельные куплеты долетали и до других фронтов Великой Отечественной. Как вспоминал Агранович, — во время встречи с союзниками на Эльбе американские солдаты, которые в большинстве своём понятия не имели кто такой Киплинг, тоже запели русскую строевую песню. По-английски она звучала так же ритмично, как и по-русски. Лет через двадцать пять после той весны Агранович по одному из «вражьих голосов», сквозь треск глушилок снова услышал знакомые киплинговские строчки в обрамлении сочиненной им мелодии. И на текст стихотворения «Мое поколение», написанного ещё на фронте, впоследствии была сочинена песня «К неоткрытому полюсу» (автор музыки — композитор Виктор Агранович).
После войны окончил Литературный институт им. М. Горького (1948), работал журналистом в газете ОСОАВИАХИМа, где писал статьи о событиях в воинских частях по заданию редакции. «Но однажды, — вспоминает Агранович, — что-то сострил в курилке по поводу борьбы с космополитизмом. Моментально настучали, в компании нашелся дятел. Из газеты вылетел с треском. Хорошо, что хоть на улицу, а не на лесоповал. Так я оказался на киностудии имени Горького в дубляжном цехе. Моя должность называлась «автор русского текста песен дублируемых картин».
К 1954 году Евгений Агранович уже обжил павильоны на киностудии имени Горького основательно. И режиссер, который снимал шпионский детектив «Ночной патруль» с Марком Бернесом в главной роли, заказал песню для главного героя. Бернес рвался ее исполнить в кадре. Но руководство киностудии знаменитую сегодня «Я в весеннем лесу пил березовый сок…» не приняло. И песню, которая в фильм не пошла, Агранович привычно «пустил по магнитофонам и компаниям». Лишь после исполнения Михаилом Ножкиным в фильме «Ошибка резидента» (1968) песня (часто приписываемая её исполнителю) получила своё «легальное» происхождение и стала всенародно любимой.
В качестве сценариста дебютировал фильмом «День последний, день первый» (1960). Позже по его сценариям поставлен ряд мультфильмов для взрослых и детей. Но, кроме этого, Агранович написал тексты дубляжей более чем к 150 кинокартинам, сочинял оригинальную русскую текстовку к зарубежным песням из иностранных фильмов, выходивших в советский кинопрокат («Возраст любви», «Уличная серенада» и «Жених для Лауры» с Лолитой Торрес, «Бродяга» с Радж Капуром, «Колдунья» с Мариной Влади). Его же тексты песен звучат и в отечественных фильмах: «Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачева» (1959); «Прыжок на заре» (1960); «Именем революции» (1963); «Годен к нестроевой» (1968); «Тайна железной двери» (1970); «Офицеры» (1971); «Юнга Северного флота» (1973); «Горожане» (1975); «Твой брат — мой брат» (1987); «Улицы разбитых фонарей» (2000) и др.
Его песни становились «народными», а люди даже не догадывались, кто сочинил так полюбившиеся им мелодии и слова. В нотных изданиях далеко не всегда указывался автор слов. Поэтому их авторство часто приписывалось кому угодно, только не Аграновичу. Много лет Евгений Данилович находился в тени и только в последние годы жизни получил возможность выступать с эстрады и напоминать о себе. Практически впервые с эстрады имя Аграновича прозвучало на юбилейном концерте Александра Городницкого. В тот вечер на сцену московского Дома кино поднимались многие звезды бардовской песни. Потом назвали фамилию очередного исполнителя, и на сцену вышел какой-то очень пожилой человек. Когда он начал петь, то вокруг стали раздаваться удивленные возгласы: «Как, разве это он — автор тех самых знаменитых песен?»
Уже в начале 1960-х годов вовсю печатали его стихотворение «Еврей–священник» ... в списках на пишущих машинках. Но только в 1981 году — три стихотворения (написанных ещё на фронте) в «Новом мире», а затем, лишь в первой половине 1990-х, — несколько тоже коротких подборок в журналах. И вот, лишь в возрасте 78 лет, первая книжка – «Шапка на снегу» (1996). Первокурсник Литинститута Евгений Агранович в 1939 году предсказал свою судьбу – своим стихотворением «Настройщик». На обложке книги он – на довоенной фотографии, похожий на свои стихи, и поныне чуть мальчишеские, задорные, с оттенком игры. Стихи радостные и горестные – это биография не одного поэта, а всего его поколения. В 2001 году в приложении к журналу «Вагант» у Аграновича вышел двухтомник с основными прозаическими и поэтическими произведениями, а также с иллюстрациями, многие из которых — фотографии скульптурных работ — позволяют узнать Аграновича как художника.
Скончался Евгений Данилович Агранович на 92-м году жизни в Москве 29 января 2010 года. Свой последний публичный концерт он провёл в 2007 в Московском центре авторской песни, цена билета была всего-то навсего 150 рублей. Похоронен на Востряковском кладбище.
Фантастическое в творчестве автора:
И пусть Евгений Агранович — «не является фантастом как таковым», среди обширного литературного творчества к фантастике у него относится лишь единственный рассказ «Бухгалтер и смерть» (1998), сюжет его в общих чертах я изложил в своём отзыве. А 1977 году в журнале «Мурзилка» была опубликована сказка «Волшебник Пишичитай» — про книжного гнома, который жил на книжной полке и учил грамоте и счету мальчика Колю. На основе сказки автором был создан сценарий мультсериала «Наш друг Пишичитай» (3 выпуска), а в дальнейшем эти мультики были новеллизированы в детские книжки легендарной серии «Фильм-сказка».
Агранович является автором оригинальных (а не по мотивам других авторов) сценариев:
— фантастических и сказочных детских мультфильмов: «Небесная история», «Митя и микробус», «Можно и Нельзя», «Будь здоров, зеленый лес!», «Добрый лес», «Про белую розу, которая умела краснеть» (по мотивам молдавской сказки). А так же соавтором мульт-сценариев: «Мурзилка на спутнике», «Сказка на колёсах», «Только не сейчас».
— нравоучительных мульт-сказок для взрослых: «Дорогая копейка», «Фальшивая нота», «Ваше здоровье!», Здоровье начинается дома;
Кроме этого, Агранович — автор текстов детских песен (с фант. сюжетом), прозвучавших в фильмах: Песня Мурзилки, Песенка про чудо, песни к м/ф «Очкарито», все пять песен к фильму «Тайна железной двери». А также автор фрагментарных куплетов ещё к нескольким мультфильмам.
©borch для fantlab.ru (по материалам сети)
Стихи Аграновича с подготовленными мной отзывами:
На прощание девушка обнимала бойца...
Киты – неразговорчивые звери...
Песня десантников-парашютистов
Примечание к биографии:
При составлении биографии были использованы интернет-источники:
===========
Работа Аграновича в кино — на Фантлабе представлена тут.