Аннотация:
Уличный вор и шпион Дрот, внезапно повышенный в преступной иерархии до ранга Серого Принца, попадает в тяжелое положение. Кто-то подставил его, убив Щура, собрата Дрота по ремеслу и равного ему по статусу. Вдобавок исчезает его закадычный друг Бронзовый Деган, потрясенный коварством Дрота, который нарушил священную клятву на стали, поступив так во благо Дорминиканской империи и воровского Круга.
Но не только Деган взбешен поступком Дрота. Клятва на стали неразрывно связана с долгим правлением императора Стефана Дорминикоса, попеременно существующего в трех воплощениях. Дрота припирают к стене, и он вынужден отправиться во враждебную страну восточного коварства, джиннов и магии.
Схватка воровских организаций на улицах Илдрекки уничтожила одних преступных лидеров, включая даже Серого Принца, и вознесла на вершину пирамиды других. Теперь Дрот, бывший двойной агент и специалист по всевозможным слухам, обрел титул Серого Принца, а вместе с ними и кучу новых проблем. Ведь внезапно обретенный авторитет еще нужно сохранить. В то же время надо избежать излишне настойчивых расспросов со стороны братства Деганов, которое возжелало узнать правду о гибели собрата. И кое-кто из них умеет мастерски забрасывать крючки шантажа, избавиться от которых без потерь не удастся даже самому ушлому хитрецу.
Чтобы уйти от самоповторов, во втором романе цикла «Легенда о Круге» — «Клятва на стали» — Хьюлик выводит действие далеко за пределы Илдрекки. После немного сумбурного вступления, в котором автор сразу же бросает героя в гущу событий, Дрот отправляется в Джан в поисках преданного им друга, где быстро увязает в запутанных восточных интригах.
Как и прежде, основные действия вновь разворачиваются среди темной стороны общества — воров, головорезов и местных авторитетов. Однако теперь значительную роль играют чародеи и волшебство, уже не столь древнее или редкостное, как в Илдрекке, а вполне близкое и осязаемое. Ведь в Джане, магией владеют не только избранные, как в Империи — Эталоны, но значительно более широкий круг людей. На жарких улочках Эль-Куадисса магия встречается на каждом углу. Там торгуют глиммерами, вздымают пыльные смерчики, веселят искрами и радугами. Но оборотная сторона сплетена из многовековой вражды, интриг и соперничества. Соперничества и борьбы между волхвами, школами волшебства и ассасинов. Где невидимые взору нейяджины, опальные охотники на джиннов, безжалостно исполняют заказы. Где волшебники заковывают духов пустыни в серебряные кандалы, чтобы добиться беспрекословного подчинения.
Если в первой книге магия влияла на сюжет эпизодически, больше оставаясь историей или антуражем, то теперь она стала одной из основных действующих сил. И это ослабило прежнюю логическую выверенность сюжета. Слишком много новых сущностей и понятий, которые постоянно играют на руку автору, позволяя направить героя в нужном направлении. Роман «Свой среди воров» был чуть ли не подчеркнуто реалистичным, если не считать парализующего глиммера, взрывающихся монет и беседы во время сна. Тем сильнее получился контраст, к тому же Орден Деганов тоже открылся с неожиданной стороны.
Разыскивая своего бывшего товарища, Бронзового Дегана, Дрот невольно узнает историю братства, включая подробности их отношений, причину столь странных правил и истоки обострившегося кризиса. Кризиса, начало которому положил еще основатель Ордена, Деган Слоновая Кость. Сколько не пытались остальные члены братства восстановить единство, это им не удалось. Потому и вынужден был Бронза сойтись в бою со Железом в прошлой части цикла.
В психологически-идейном плане к прежнему мотиву смелых и дерзких решений, мотиву самостоятельности и вызова, добавились размышления об ответственности за совершенные ошибки. Ответственности за разрушенную дружбу, за зашедшую в тупик судьбу, за подвергаемых опасности близких и соратников. Бывшее некогда целым и разбитое уже нельзя идеально восстановить. Человеческие отношения неподвластны ремеслам или магии. Но пробовать все равно нужно, ведь сами творим свои истины на ходу. Сами выбираем свою правду, несмотря на то, что нам может не понравиться результат.
Итог: динамичная добротная смесь авантюры и магии, ночных поединков и старых историй.