Две недели назад наконец-то вышел последний выпуск Annihilator, и я понял (почему-то только сейчас), что Грант Моррисон — настоящий транжира и мот. Он только в этом последнем номере (не говоря уж о том, что еще и до того было) вкинул столько новых деталек в свой мир, столько потенциала показал — ну и что дальше? А ничего, историю-то он закончил, да и вряд ли будет возвращаться, по крайней мере — явно не скоро.
А история хоть и хороша, особенно в плане реализации и эмоциональной отдачи — она все-таки по меркам Моррисона вторична. Писатель встречает созданного им персонажа и за этим следует эмоциональный конфликт. Спойлерить не буду, кто знает, где это уже у него было — тот знает, а кто не знает — ну, лучше не таким образом узнавать. Тут, конечно, это только завязка истории, но все равно уж слишком это бросается в глаза. Впрочем, это не обязательно и минус (надо ж к чему-нибудь придраться), а возможно – даже и плюс, потому что Грант тут свои идеи отполировал до блеска, довел до логического их завершения, и уж теперь-то ему точно будет нелегко сказать что-то еще на эту же тему.
Ну, зато хоть персонажи безоговорочно хороши. Грант всегда умел выписывать характеры, а с его огромным опытом — ему вообще на это десяток слов требуется. Рэй Спэйс (писатель) — моральный урод, устраивающий наркотические оргии и доведший свою бывшую девушку до полного нервного срыва. Макс Номакс (его персонаж) — тоже моральный урод, преступник, которого отправили в самую страшную тюрьму в галактике. При этом понять, герой Макс или злодей — очень трудно, на этом Моррисон и выстраивает свою сюжетную линию. Практически все сцены, где эти двое вместе (а это большая часть всего комикса) — читаются почти как пародия Моррисона на самого себя, Моррисона, который обычно ищет свет даже в самой кромешной тьме.
Завязка их похождений довольно проста – Рэй – известный писатель, который не может завершить свой сценарий для киностудии в срок. Главным героем этого сценария, естественно, является Макс Номакс. Пытаясь развеяться, он и устраивает вышеупомянутые оргии (“черные мессы”, как он сам их называет). Вот только у него обнаруживают неоперабельный рак мозга, и жить ему остается всего ничего. Тут в его жизни и появляется настоящий Макс Номакс, который утверждает, что только он может спасти мир от всемогущего и очень раздраженного бога (и Рэя заодно спасти от его рака), а надо для этого всего ничего – чтобы Рэй продолжил писать свой сценарий.
Динамика их отношений – это, пожалуй, самое главное, что в комиксе есть. Моррисону тут наконец-то удается с самого начала очертить правила игры и исследовать по полной то самое взаимоотношение, которое он уже многие годы в той или иной форме исследовал – взаимоотношение творца с его творением. Эту тему он умудряется поднять практически в любой своей работе, в той или иной форме, и Annihilator в этом ряду выглядит если и не самым лучшим высказыванием, то уж точно – закрывающим и финальным. То есть, конечно, возможно Грант и придумает, что тут еще можно сказать, но вот на протяжении всего комикса есть четкое ощущение, что нечто грандиозное подходит к концу.
Моррисон, впрочем, никогда не работает так однослойно, поэтому он не просто сталкивает между собой эти две личности, но еще и внедряет интересные фаустианские мотивы. Макс изначально довольно зловеще выглядит, но особенно это становится заметно, когда в сюжет полноценно входит бывшая девушка Рэя, Луна Козма.
После этого Моррисон уже ускоряет действие до предела, и, что совершенно нехарактерно для него – по сути, пишет натуральное такое инфернальное роуд-муви (не муви, конечно, но лучше термина нету), все еще перемежая его с флэшбеками в историю Макса (которую Рэй продолжает писать). То, что научно-фантастические флэшбеки даются Моррисону с легкостью – это, конечно, совершенно не удивляет. Удивляет, что он, с такой же легкостью встроился в жанр, который, вроде бы никогда его не интересовал (исключением можно назвать We3, но это с огромной натяжкой).
Я не уверен, что верю в довольно банальный вывод, который Моррисон в итоге складывает из всех этих деталек – что люди прекрасны, именно потому, что они так беспорядочны, что хаос априори предпочтительнее порядка (неудивительный вывод для Моррисона, который на это намекал во многих своих предыдущих работах, начиная с Doom Patrol и заканчивая The Multiversity), но это вывод красиво обставленный, прекрасно исполненный (есть тут в финале один очень эффектный сюжетный поворот, который ничего вроде и не меняет, но сразу добавляет еще один слой к повествованию) и в целом – явно вывод продуманный и прочувствованный. Несмотря на свою банальность, несмотря на то, что история в целом, как я уже говорил, слишком стандартна для Моррисона – тут он делает то, что делало его лучшие работы великолепными – он добавляет человечности.
Ну и если Моррисон просто делает то, что Моррисон делает всегда (хотя, как и сказано выше – умудряясь удивлять в некоторых моментах), то Ирвинг натурально заматерел. Он и во времена Seven Soldiers был крут, хотя и страдал иногда некой статичностью. Динамизм, наверное, и сейчас не его сильнейшая черта, но зато — буйство красок. Великолепнейшие планы космоса (никогда такого в комиксах не видел еще.) Странность и определенное безумие — доведены до максимума, что очень сильно помогает комиксу, ибо Моррисон явно писал это все под Ирвинга и, например, трипы Рэя или пафосные декламации Макса, на фоне космической бездны, без него были б далеко не так эффектны. В плане работы с панелями и страницами – Ирвинг явно приближается к уровню, пока что, недосягаемых Джей Эйч Уильямса и Фрэнка Куайтли. Возможно, со временем, даже и станет с ними равным. Плюс экспрессивность — это и раньше было сильной чертой Ирвинга, но он порой заигрывался и доводил те же лица и фигуры героев до какого-то чрезмерного сюрреализма. Здесь же все напоминает грандиозную театральную постановку, что, очень актуально и довольно точно соответствует духу моррисоновского сценария.
Резюме – с одной стороны – довольно обычная и привычная история от большого мастера, с другой стороны – яркий трип в глубины его же подсознания, которое все еще полно живыми персонажами, интересными мирами, и всепоглощающей верой во все светлое и доброе, даже когда эта вера не имеет никаких под собой оснований. Ах да, еще великолепный рисунок, ради которого стоит читать этот комикс, даже если одно имя Гранта Моррисона уже вызывает отвращение.