Удивлен малым количеством похвальных отзывов на этот сериал.
То есть время от времени во френд-ленте кто-то пишет пару предложений «ой как хорошо, выходные пролетели мимо». А детали? А оттенки? А вторые смыслы?
И тишина... Это неправильно.
Итак, перед нами одна из очень удачных экранизаций, по многим показателям — просто эталонная.
Исходным материалом был текст с хорошим стилем. Автор — из тез упорных гражданок, которые готовы десять лета работать над первой книгой. Что крайне правильно
— события в романе обрываются там, где магия вступает в полное противоречие с укладом жизни общества. Настоящая магия необратимо меняет страну. Мир совершенно изменится, и автор, придерживаясь стилистики именно старого-доброго 19-го века — решает не выдумывать ничего нового.
Все начинается первым задокументированным колдовством и кончается появлением все новых и новых волшебников — сдвигом равновесия. В этом промежутке живёт сюжет.
Первое что сделали постановщики — заменили стилистику языка/темпоритма и отчасти рассуждений на стилистику декораций, костюмов и пролетов камеры над полем боя. Роман медленный— а сериал именно такой, какой надо. Темп 21-го века. При этом аромат эпохи весьма рельефен как в тексте, так и на экране. Мундиры и манеры заменяют намеки.
Второе — удачный подбор типажей и старательная игра актеров. Два главных героя — именно такие, какими и должны быть. Люди абсолютно несхожие, но связанные общим талантом, отчасти судьбой. Хорошо показано, как каждый из них проходит через свой кризис соприкосновения с магией и меняется от этого. Персонажи второго плана — хорошо запоминаются. И эльф, и безымянный раб Стивен, и воскрешенная, и её муж, и Чилдермас. В ближайшие тридцать лет вторая экранизация бессмысленна — именно по причине отличного подбора актеров. Посмотрев сериал, трудно представить другие лица на их месте.
Третье — образы волшебства и их подача. Отчасти тут заслуга романа: вполне резонные вопросы об увеличении производительности паровых машин, создании бесконечного запаса угля или просто кораблях с вечным двигателем — спрятаны там под надежным одеялом из диккенсовских насмешек. Лорды и джентльмены просто не очень понимают, что за сила теперь в их распоряжении. А мышление самих магов сковано нормами поведения в обществе. Но в сериале смогли добиться сочетания очевидной правдивости, чувственной доступности образов этой магии, и одновременно её малой управляемости, крайне переменчивого характера. Магия — не гильотина, не столь проста и надежна, а потому эпоха сопротивляется, весь рационализм, накопленный за Новое время, не хочет сдаваться в пять минут.
Четвертое — уровень экранизации подробностей. Сюжет многоплановый, противоречий между персонажами много, и разрешать их всех на уровне диалогов — почти нет возможности, иначе упадет темп. Приходится работать с образами и несколько править хронологию. В этом смысле Король-ворон, лишенный всех примечаний и мелькающий буквально в минутной сцене — кажется наиболее «пострадавшим», потому как не выходит передать визуально всю его многогранность, историчность, приходится ограничиваться загадочностью. Но ничего важного в сюжетном смысле авторы не потеряли.
Итого — так надо экранизировать фантастические романы. 10/10
П.С. Читал что автор пишет продолжение. Ох, не знаю. Если действительно покажет людей, стоящих ниже на социальной лестнице, то это будет аналогично тому, как Гибсон решил проблему сосуществования свободного человечества и ИИ — просто увел действие на задворки цивилизации. Но — посмотрим :)