Джек Вэнс Сад принцессы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Джек Вэнс "Сад принцессы Сульдрун": старая, старая, старая сказка
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»: старая, старая, старая сказка

Статья написана 20 июля 2015 г. 06:12

Даже сложно сказать, на что похож этот роман. Фэнтези? Я бы не была так категорична. На сборник сказок? Не совсем. На эпос о приключениях рыцаря и принцессы. То же не то. Что-то среднее, особенное, оригинальное. Волшебное, да. Но не слащавое, приторно сладостное, как современное голливудское переложение старых средневековых сказок. Скорее, природно-стихийное. Дикое , необузданное и языческое. Обыденно-жестокое, где жестокость — одна из сторон жизни, а не цель шокировать читателя или паразитировать на его «темных» сторонах. Однако, прошу отнестись с осторожностью. Понравится тем, кому приглянулся даже не «Джонатан Стрендж и Мистер Норрелл» Кларк, а скорее «Томас Рифмач Кашнер. С учетом изложенного рекомендую: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»:


Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун»
Когда-то в стародавние времена, когда по лесам еще бродили эльфы, порхали в лунном свете феи, а в сети рыбаков попадались русалки, когда Волшебство еще не покинуло Землю, уступив место Технологии, любой, поплыв строго на Запад от Британии и Ирландии,  мог достигнуть Старейшей земли.

Старейшая Земля- место поистине примечательное. Это место, где родились все старые сказки, все легенды и фантазии, которые сегодня гуляют по страницам фэнтези. География этой земли так знакома знатокам жанра:  Лир, Лионесс, Авалонн... Узнаете места?

Хотя Старейшая земля — место волшебное и прекрасное, жить там ничуть не легче, чем в мире реальном. Здесь просто огромное количество королей, рыцарей и прочих дворян с их многочисленными домочадцами — озабоченных интригами, властью, привилегиями, чистотой крови, богатством и знатностью, для чего им постоянно приходится воевать, предавать, строить козни и от козней других сильно страдать. Еще здесь живут всякого рода Волшебники и Волшебницы — народ крайне неприятный, опять же озабоченный, завистливый и мстительный.

Добавим сюда злодеев попроще- рядовых, не обремененных властью, убийц, грабителей, насильников, извращенцев и маньяков, а также великое множество волшебных созданий. Леса полны эльфами и феями, в прудах и болотах прячутся лешие и водяные, морские волны рассекают русалки, едва ли не под каждым мостом сидит тролль, а каждая пещера занята гоблинами. И если вы думаете, что это знакомые вам создания, то глубоко ошибаетесь: все они мелочны, мстительны, завистливы и не по мелкому пакостны.

Надеюсь, вы поняли, что жить в таком обществе порядочному, честному и просто доброму человеку очень и очень нелегко. Тем более непросто, если вы умудрились родиться в таком месте благородным, милосердным и чистым душой. Как принцесса Сульдрун, ее избранник принц Эйлас или их сын Друн, их друзья и товарищи. Ничего хорошего, как вы поняли, их не ждет, если только они не проявят поистине сказочные доблесть, мужество и стойкость. А эти качества в Старейшей земле на головы их обладателей автоматически привлекают различные несчастья и опасные приключения.

Вот об этих приключениях и пойдет речь в романе. Это даже скорее не роман — эпос или набор сказок о принцессе Сульдрун Доброй, ее муже принце Эйласе Отважном и их сыне Друне Справедливом. Этакое сказочное описание их жизней и приключений, иногда напоминающее какой-то мексиканский сериал с многочисленными семейными тайнами, предательствами, сложными интригами, разлученными влюбленными, потерянными и найденными детьми.

И как водится, что в старых сказках, что в современных «мыльных» операх, наши честные и благородные герои по воле злодеев, злодеек, маньяков и завистников всех мастей, народностей и социального положения должны испытать неописуемые страдания и муки, пройти огонь, воду и медные трубы, преодолеть смертельные опасности, чтобы все разрешилось более-менее благополучно. Для чего им потребуются выполнять квесты и добывать волшебные артефакты.

Часть этих приключений, наполненных множеством мелких деталей, описаний, названий, имен и биографий, будет иметь к основному сюжету опосредованное отношение. Без них можно было бы и обойтись, как без конфликта Эйласа с ведьмой на куриных ногах или эпизода с перьями для хвоста, которым так жестоко наделили злодея Карфилиота. Но именно эти маленькие эпизоды, которые вполне могли бы существовать самостоятельно,  добавляют повествованию очарования старых сказок.

Мне бы не хотелось, чтобы за эту книгу взялись любители фэнтези и потом разочаровались из-за обманутых ожиданий. В ней нет реалистичности или жестокости современного фэнтези, хотя и детям ее не порекомендуешь. Жестокость в романе носит какой-то отвлеченный, природно-обыденный характер, как в знакомых с детства историях, в которых волк съедает бабушку или поросят. Или великан использует девочек не только в гастрономических целях, а Шехерезада развлекает султана не только разговорами. Так сказать, часть жизни, стихийное, древнее, как сама природа или старые, старые, старые сказки, свободно  растущие в запущенном саду принцессы Сульдрун.





182
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 июля 2015 г. 09:58

цитата

великан использует девочек

откуда сравнение?

цитата

Шехерезада развлекает султана не только разговорами

кажется, в оригинале это если не указывается прямо, то подразумевается. Если учитывать посыл для рассказов :)

Я вот так и не понял, понравился Лионесс или нет? И если понравился, то как что?


Ссылка на сообщение20 июля 2015 г. 11:28
Если честно, то не слишком. Отсюда и «восьмерка». Вроде все, как надо, местами даже очень неплохо, интересно, иногда жутко, иногда забавно. Главная претензия- сильная затянутость. в таком варианте, более близком к сказке, многие эпизоды становятся лишними. К примеру, зачем такая длинная история детства и юности Сульдрун? Почти на четверть романа. Медленная, неспешная и множеством деталей? Тогда как предистория Эльаса занимает пару страниц, хотя лично мне она была бы более интересна. Как в такой среде выросла такая «белая ворона»?

Или зачем детально описывать поход принца к магу за компасом, причем путь и туда и обратно? Как отдельная сказка было бы ничего, но в романе смотрелось, как чужеродный элемент.

цитата pilotus

великан использует девочек


Это в самом романе есть эпизод про великана и детей, где он использует девочек таким образом. Очень любопытное использование волшебства, садистско-пикантное.

Кстати., среди этих мини-сказок есть парочка забавных. Как упомянутый выше эпизод с карнавалом птиц. Точно, по пословице: мне бы в ... три пера, я б Жар-птицей была. Один в один.

Но еще раз повторю — затянутость главный недостаток. Формат «Томаса Рифмача» был бы самое то.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 июля 2015 г. 15:32
8 это немало :)

а затянутость — это ж Вэнс.

цитата

Очень любопытное использование волшебства, садистско-пикантное.

почему у меня, интересно, в голове появились мысли о позднем Хайнлайне?
 


Ссылка на сообщение20 июля 2015 г. 15:39
Есть еще одно определение: цинично- пикантное;-)
 


Ссылка на сообщение20 июля 2015 г. 15:58
Это к Хайнлайну или Вэнсу?
 


Ссылка на сообщение20 июля 2015 г. 16:21
К Вэнсу и данным сказкам
 


Ссылка на сообщение20 июля 2015 г. 15:43
Сюрприз: следующая рецензия будет на роман Вэнса, главный недостаток которого — лаконичность


Ссылка на сообщение21 июля 2015 г. 10:16
ДА не волнуйтесь вы так, никто на талант Вэнса не посягает. Речь о другом шла.


⇑ Наверх