Футуристическое насилие и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Saneshka» > Футуристическое насилие и вычурная ругань
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Футуристическое насилие и вычурная ругань

Статья написана 19 октября 2015 г. 20:16

"Футуристическое насилие и модные пиджаки" (или "вычурные костюмы", тут можно несколько вариантов перевода придумать) лично для меня была очень ожидаемой книгой осени 2015. Едва ли не самой ожидаемой. (Нет, вру, все-таки самая-самая ожидаемая — "Картер и Лавкрафт" от Джонатана Говарда.) Цикл Дэвида Вонга о Джоне, Дэвиде, демоническом супер-компьютере Корроке и прочей фигне, происходящей в некоем неназванном городке, настолько безумен, что уже даже прекрасен, и я искренне его люблю и иногда перечитываюслушиваю.

Так вот, новая книга не имеет никакого отношения к упомянутому замечательному циклу. Сам автор предупреждал об этом не единожды. Но нельзя просто выкинуть из головы все знание о предыдущих романах, правда? Возможно, дело в завышенных ожиданиях. Возможно, не только в них. С моей точки зрения, проблем у романа несколько, на разных "уровнях", от сюжетной линии и стилистики повествования до образов персонажей и "подспутдой идеи", которую, как ни крути, можно отыскать в любом произведении.





Итак.

После внезапной кончины отца, с которым она не имела, по сути, никаких отношений, Зои Эш и ее кот Воньгенератор (Stench Machine, предполагаю, по аналогии с fire machine, steam-, snow- и прочими сценическими спецэффектами) вынуждены отправиться в чудный городок под названием Tabula Rasa (на самом деле, Tabula Ra$a, со знаком доллара вместо s), история которого началась за двадцать лет до описываемого момента с того, что группа богатых бизнесменов выкупила кусок пустыни в Юте и потанатыкала там вычурных небоскребов (это объясняет также и название). Итог выглядит как "карнавал Марди Гра во вселенной "Бегущего по лезвию". Здесь нет ни закона, ни нормальной полиции, и каждый получает ровно столько правды и справедливости, сколько позволяют его финансы. Практически каждый человек носит на себе камеру, ведущую постоянную трансляцию в эфир.

цитата
The cumulative cloud of all of these millions of connected camera feeds was referred to as the Blink network, or just “Blink.” As in, “Did you see the fight between Ayden and Madison at Isaac’s party?” “No, but I saw the Blink.” Occasionally you’d hear someone use it in past tense, saying they “Blunked” their whole vacation and that you should totally watch it. If you obstructed their feed they’d say you “Blanked” them, and they’d refer to their Blink followers as their “Blinkers,” at which point Zoey usually felt the urge to stab them.

По прибытии в город Зои обнаруживает, что стала объектом внимания всего города и половины мира, а также целью для сотен не всегда дружащих с головой наемников. Среди которых члены работавшей на ее биологического отца команды, прозванной в городе "пиджаки", выглядят едва ли не самыми здравомыслящими людьми. Ну и, как понятно, тут-то все заверте...

В процессе прослушивания я поначалу подумала, что книга просто создана для экранизации. Все эти безумные погони, взрывы, эффектные противостояния так и просятся на картинку. Потом до меня дошло, что картинка-то не киношная, а рисованная, что передо мной ничто иное, как комикс длиною в 380 страниц (или 15 с половиной часов, в зависимости от ваших предпочтений)! Потому что нигде больше не прокатят ни такие герои, ни такое действо, ни такие итоги такого действа. С одной стороны, это хорошо. Безостановочная "движуха", происходящая в тексте, иногда настолько поглощала внимание, что я приезжала домой или на работу и осознавала, что не помню, как добралась до места. То есть, главную свою задачу — развлечь читателя и позволить скоротать некий промежуток времени — книга выполняет. С другой стороны, нарочито комиксовый формат не поощряет ни проработки характеров, ни особой эмоциональной привязанности читателя к персонажам. Я не имею в виду глубокомысленные "графические романы", которые по сложности способны переплюнуть иные "текстовые". Представляется скорее некий меметичный образ комикса, заполненный крутыми чуваками в убойных тачках и надписями на пол-панели "Бууум!" и "Ты-дыыыыщь!". К сожалению, "Футуристические насилие" является именно таким условным образом комикса. Единственным эпизодом, вызвавшим у меня сильные эмоции вплоть до потемнения в глазах (не самый своевременный эффект при езде на велосипеде), было краткое описание открытого перелома ноги, но это говорит больше о моем иррациональном страхе перед тяжкими телесным повреждениями, чем о прочувствованности повествования.

Главзлодей — типичный bully. (Адекватного перевода на русский мне не подобрать, — хотя явление само по себе интернационально, — потому что "хулиган" или "задира" могут иметь относительно невинное звучание, но никакой родитель не назовет своего расшалившегося ребенка "bully".) Причем, какой-то настолько гипертрофированный и чрезмерный, что никаких сомнений в том, что для него история кончится плохо, не возникает ни на секунду. Пафос противостояния "пиджаков" этому псевдо-злодею производит ровно столько же впечатления, что и "героические" тексты последнего альбома Disturbed. То есть, нисколько. "Хорошие парни" ничуть не лучше. "Главгероиня" могла бы вызывать симпатию и чувство единения с персонажем (

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

вряд ли
). Но образ показательной невинности, продемонстрированный в один момент, тут же перекрывается каким-то эпизодом, показывающим ее отнюдь не такой простой девочкой. Например, она способна спокойно рассказать о том, как плохо с ней обращался отчим, находясь в комнате, полной работающих на нее наемных убийц, а потом "ужасаться" тому, что в одном из них проснулся "рыцарь". Об остальной команде трудно сказать что-то конкретное, им в тексте уделено недостаточно много внимания — все место и писательская энергия ушли на "Ты-дыщь!".

Пожалуй, ярче всего (ну, кроме "тыдыща") получился сам город. Он большой, безумный и увлекательный. В нем чудеса новейших технологий мешаются с вечной человеческой грязью, болью и несправедливостью жизни, и от шикарного фасада до неприглядного задника тут даже меньше полшага. Короче, типичный мега-мегаполис от киберпанка до наших дней. Но! У меня возникло подозрение, что автор очень старался читателя им напугать. Смотри, мол, читатель, какая бездуховность, какая охота до зрелищ, какой ужос-ужос. (Пфффт, автор, ну ты, блин, как маленький, право!) Так вот, перспектива описанного мира меня лично не пугает. С социальной, человеческой стороны, она не сильно отличается от нашего времени. (Если для кого-то станет открытием, что человек — тупое трусливое животное, охочее до халявного бухла и зрелищ, то извиняйте, у меня для вас плохие новости. Много плохих новостей.) С точки зрения технологии, я вижу столько же положительного, сколько отрицательного. Любая технология может быть использована не по назначению и во вред. Но ведь если где-то кого-то убили молотком, мы же не станем срочно запрещать все молотки, правда? То же самое относится и к более сложным вещам. Кроме того, никогда ни одно "предсказание" фантастики не было точным. Да, в них встречались невероятно точные догадки, но общую картину мира угадать просто невозможно. И если взять человека из любого периода времени и показать ему мир через семьдесят-сто лет, он будет в ужасе. Будущее всегда несет с собой чудовищные изменения в привычной реальности, которые из какой-то точки во времени могут показаться невероятными и пугающими. Будущее никогда не утопия. Будущее всегда страшнее самых страшных фантазий. Будущее всегда лучше, чем прошлое.

Но за всей этой яркой оберткой оказывается то, что раздражает меня едва ли не больше, чем поверхностность персонажей, нереалистичные сюжетные ходы и действо в духе "море крови — горы мяса". (В конце концов, кому может не понравиться минутка немотивированного насилия в фантастическом антураже?!) То, из-за чего остаточные ощущения от книги скорее всего хочется передать словами "resentment" или "отторжение". Потому что под декоративными сентенциями типа "совесть стоит так дорого, что те, кто хочет держать ее в чистоте, вынуждены жить от зарплаты к зарплате" (практически точная цитата из текста!), "не надо верить в чудеса, надо трудиться и трудиться, и добиваться своего, и не отчаиваться, и подыматься после ударов судьбы — и тогда, может быть, ты станешь кем-нибудь" и так далее — так вот под всем этим мне продали историю, которую люди рассказывают друг другу с добиблейских времен, и которую в отечественных терминах можно пересказать коротко как "по щучьему велению, по авторскому хотению Иван-дурак женился на царевне и получил полцарства в придачу". В добавок к дешевым декорациям, копеечному сюжету и картонным персонажам мы имеем еще и дерьмовую философию. А в конце вброшен настолько толстый намек на продолжение, что даже как-то комментировать не имеет смысла.




Подводя итог: если уж говорить о комиксах в странных форматах, то я бы посоветовала обратить внимание на Goon Squad Джонатана Говарда (который изначально был объявлен как "prose comic", а теперь стал еще и аудио-комиксом) или цикл о вампире-бухгалтере Фреде — сборник забавных и не слишком героических приключений трусоватого новообращенного вампира.

А вот рекомендовать ли кому-то этот роман? Я в сомнениях.



«»
2015, роман

Книга рассказывает о нескольких днях из жизни Зои — девочки, которая убегала от сотни-другой серийных убийц, неслыханно разбогатела, стала главой мегакорпорации, создала суперлюдей, спасла мир (ну, как минимум город) и завела себе кота по кличке Генератор Вони... События произошли не обязательно в этом порядке, но определенно угробили планы на выходные.






2425
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 мая 2016 г. 18:00

цитата Saneshka

Например, она способна спокойно рассказать о том, как плохо с ней обращался отчим, находясь в комнате, полной работающих на нее наемных убийц, а потом «ужасаться» тому, что в одном из них проснулся «рыцарь».

Воу, а что в данном контексте означает «проснулся рыцарь», и из-за чего это может быть достойно ужаса(е(?))ния?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 мая 2016 г. 19:09
Ну, угадайте, как наемный убийца может решить проблему существования человека, который применил насилие в прошлом и, вероятно, может угрожать в будущем кому-то, кого он считает своей обязанностью защищать?


⇑ Наверх