Партнеры по


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мисс Марпл» > Партнеры по преступлению
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Партнеры по преступлению

Статья написана 24 июня 2009 г. 12:34

Генри Лайон Олди «Захребетник»

Писать детективы о магическом мире — не самое легкое занятие. В любом детективе читатель хочет сам догадаться, кто же все-таки совершил преступление. В фэнтези же сделать это несколько сложнее, ведь автор в любом случае ознакомлен с реалиями своего мира намного лучше читателя. Писатель может и не использовать колдовство или другие особенности своей вселенной для завязки сюжета. Этот путь чреват возмущением читателя : зачем вообще было огород городить? Не проще написать обыкновенный детектив?

Вот и оказывается писатель в положении «бегущего по лезвию». Важно найти определенный баланс между магией и логикой, найти смысл использованию другого мира в качестве декораций. И на этой дистанции небезызвестный Генри Лайон Олди ставит очередной мировой рекорд.

Перед нами несколько карикатурный фэнтезийный мир. Герой из псевдоевропейской страны попадает на таинственный Восток — и вот уже читатель готов отождествлять себя с ним, сопереживать ему — как же, человек с нашим мировоззрением попал почти на другую планету. Восток у Олди получился знатный — цветистые речи продавцов сладостей, разговоры прохожих, крики зазывал...Так и чувствуешь себя на улицах Стамбула. Но Восток — лишь декорации, пусть и очень колоритные.

Сама повесть стопроцентно европейская. Европеец ведет расследование независимо от восточных властей совершенно европейскими методами. В целом повесть вызывает ассоциации прежде всего с Агатой Кристи — тут даже свои Томми и Таппенс есть! И собственно развязка разыграна в фирменном стиле мисс Марпл.

Но если бы этот рассказ был просто «Кристи в мире меча и магии», читатель бы заскучал. Каждый автор вносит в ту или иную идею что-то свое. Так что это скорее изящная стилизация, этаких реверанс в сторону королевы детектива. недаром больше всего повесть похожа на пародийных «Партнеров по преступлению» — роман, в котором в каждой главе Томми и Таппенс используют методы известных литературных сыщиков. Так же и тут: совершенно хулиганские отсылки к Сименону и Конан Дойлу делают повествование еще ярче, немного разбавляя общий не самый радостный настрой повести.

Олди не были бы Олдями, если бы написали всего лишь очаровательную стилизацию. В этой повести, как и в любой сказке, есть мораль. Причем мораль настолько туманная и нечеткая, что читателю придется постараться, чтобы до конца понять замысел авторов. Разумеется, о цене за могущество говорили и до именитого автора. Но сама идея «Лысого гения» — не главная в романе. Это скорее прелюдия, настраивающая читателя на определенный лад. Проходящая через все произведение толстой красной линией фраза про око и зубы — лишь верхний слой общей идеи авторов. В чем же смысл, спросите вы. Для каждого — свой. В чем-то — развитие лейтмотива «Пути меча» (в повести есть и совершенно очаровательная отсылка к этому раннему роману Олдей). Но главное, как всегда, должен найти читатель. Сам.

Итог: Очень разноплановая вещь. Восточная стилизация? Полупародийный «классический детектив»? Литературная игра? Филосовская притча? И многое другое. Однако надо заметить. что чтобы в полной мере понять и воспринять эту вещь надо быть как минимум в половину таким же разносторонним человеком, как и сами авторы. А чтобы понять смысл замечательного финала — прочесть его явно не один раз.

Рекомендация: Очень высокая.

Вызывает ассоциации с: «Шайтан-звездой» Трускиновской — тщательно воссозданный восточный колорит; «Партнерами по преступлению» Агаты Кристи; другими романами соавторов — идея.

Издания: Повесть входила в многие сборники. на мой взгляд, лучше всего купить её в сольном сборнике соавторов, нежели в какой-либо антологии.





131
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 июня 2009 г. 12:55
А я скорее покритиковал, чем похвалил.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июня 2009 г. 20:40
Надо же нам хоть в чем-то не соглашаться друг с другом? А то еще народ подумает, что это один человек с двумя псевдонимами:-))):-D
 


Ссылка на сообщение24 июня 2009 г. 20:48

цитата Мисс Марпл

Надо же нам хоть в чем-то не соглашаться друг с другом? А то еще народ подумает, что это один человек с двумя псевдонимами
А это мы для маскировки:-)))
 


Ссылка на сообщение24 июня 2009 г. 20:51
А конспирацию раскрываем тоже для маскировки?:-D
 


Ссылка на сообщение24 июня 2009 г. 21:00
Кто бы мог подумать, что под личиной добродушного медведя скрывается хитроумная старушка-детектив:-)))
 


Ссылка на сообщение24 июня 2009 г. 21:02
Я вас боюсь :-)))


Ссылка на сообщение24 июня 2009 г. 14:26
А финал у «Захребетника» просто исключительный. В первый раз ощутил, когда смысл передаётся не словами, а каким-то озарением, неуловимой энергией. Тут нужно писать даже с волшебством. Я запомню это надолго.


Ссылка на сообщение24 июня 2009 г. 21:38
Интересный отзыв и отличный анализ (и не только «Захребетника», а вообще). Жду отзыва на «Скорлупаря» и «Снулля вампира Реджинальда»:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 июня 2009 г. 21:42
Вот что нескоро, то нескоро:-( Собственный завет относительно

цитата

лучше всего купить её в сольном сборнике соавторов, нежели в какой-либо антологии.
я так и не выполнила. Увы и ах, у меня только «Фэнтези-2007». Зато на очереди «Одиссей»(половина прочитана» и «Приют героев». На Олдей рецензии писать — одно удовольствие.

цитата newcomer

Интересный отзыв и отличный анализ (и не только «Захребетника», а вообще)

8:-0 Спасибо.
 


Ссылка на сообщение24 июня 2009 г. 21:48
Ждать — одно удовольствие,когда отзывы радуют. Что не часто...:-)


⇑ Наверх