Облачный атлас Cloud Atlas


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Облачный атлас (Cloud Atlas), 2012
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Облачный атлас (Cloud Atlas), 2012

Статья написана 16 декабря 2015 г. 11:30

Комета реинкарнаций, или на удивление вкусный винегрет

oblachnyj_atlas

1849 год. Молодой адвокат Адам Юинг (Стерджесс) возвращается с одного из островов Тихого океана, куда он ездил по поручению своего тестя, подписать некий контракт. В пути ему предстоит испытать предательство, познать дружбу и резко переменить свои взгляды на расовые проблемы.

1936 год. Молодой композитор Роберт Фробишер (Уишоу) (в минуты отдыха читающий Тихоокеанский дневник Юинга) устраивается в секретари к известному, но престарелому композитору Вивиану Эйрсу. Фробишер уже долгое время работает над секстетом «Облачный атлас», и надеется, что сотрудничество с Эйрсом поможет ему в работе. Ситуация усугубляется гомосексуальной связью с ученым Руфусом Сиксмитом (Д'Арси), и претензиями Вивиана на произведение Роберта.

1973 год. Журналистка Луиза Рей (Берри) случайно знакомится с известным физиком-ядерщиком Р. Сиксмитом, работающим в энергетической корпорации, занимающейся атомной энергетикой. В этой самой корпорации что-то весьма нечисто, и Руфусу угрожает опасность. Луиза берется помочь, и ее жизнь также оказывается под угрозой.

2012 год. Старик-издатель Тимоти Кавендиш (Бродбент) «поставлен на счетчик» тремя весьма агрессивными типами. Обратившись за помощью к брату, он вместо подмоги оказывается под замком в доме престарелых. Теперь ему нужно найти возможность выбраться на свободу. И изложить свои приключения в киносценарии.

2144 год. Нео-Сеул. Антиутопическое тоталитарное государство. «Фабрикат» (клон) Сонми-451 (Пэ Ду На) всю свою жизнь провела, работая прислугой в фастфуде «Папы Сонга» (единственной отрадой были несколько минут фильма «Страшный Суд Тимоти Кавендиша», записанного на сломанном плеере). Пока чистокровный (рожденный естественным путем) Хэ Джу Чен (Стерджесс), один из повстанцев, пытающихся освободить фабрикатов, не похищает ее, приоткрыв кусочек настоящей жизни.

2321 год. Мир после ядерной катастрофы. Закри (Хэнкс), член племени Жителей Долин (поклоняющихся богине Сонми), вынужден стать проводником для Мероним (Берри), из клана Провидцев (сохранивших остатки знаний далеких предков). Им нужно взобраться на гору Мауна-Сол, место, где по поверьям обитает сам дьявол.

С романом Дэвида Митчелла «Облачный атлас» Вачовски познакомились еще в 2005 году, во время съемок «V» значит Ведетта». Год спустя они написали первый черновой вариант сценария и пригласили для работы над проектом своего друга Тома Тыквера. Роман, мягко говоря, был не очень простым для экранизации, так как включал в себя 6 историй, происходящих во временном разлете от 1849 до 2321 годов, и сплетающихся в идейно единое полотно. В общем работы предстояло непочатый край.

Также после провала «Спиди-гонщика» оказалось, что максимум, что режиссеры могут получить от студии Warner Bros. на экранизацию — это лимонов 20. Чего ни по каким раскладам для съемок не хватало. Пришлось идти с кружкой по миру. Благо, картиной заинтересовался Том Хэнкс, которого подкупила идея сыграть 6 разных персонажей из разных эпох, а также поработать с создателями «Матрицы» и «Парфюмера». Почему шесть? Было принято решение, что основные актеры «Атласа» сыграют по персонажу в каждой из историй, составляющих фильм. А это уже серьезный профессиональный вызов для любого лицедея.

С кружкой, заметим сразу, пришлось ходить довольно долго. Кризис знаете ли, не до сомнительных картин, довольно сложных для понимания среднего зрителя. Только в 2011, после презентации на Каннском фестивале, дело сдвинулось с мертвой точки. Соавторы трудились над фильмом параллельно, используя разные съемочные группы. Вачовски работали, в основном, над тремя последними эпизодами, а Тыквер, соответственно, над более ранними по хронологии моментами. Кроме Хэнкса в каст привлекли таких известных актеров как Холли Бери, Хью Грант, Хьюго Уивинг и других неординарных исполнителей.

Скажем прямо, первые полчаса, картинка складывается слабо. Ведь мало того, что фильм состоит из шести различных историй (причем абсолютно разных по стилистике), так еще и эти истории показаны не полностью и сразу, а мелко нарезаны, и тщательно перемешаны. Создавая, как выяснится очень скоро, весьма неординарное и  чертовски вкусное блюдо.

Казалось бы, ничего нового нам не покажут, и уж тем более не расскажут:

Все в этом мире связано, только мы не знаем как именно.

Свобода – естественное людское состояние.

Человек человеку брат (а вовсе не зубастое тамбовское животное), независимо от цвета кожи.

Любовь не замечает предрассудков, а человек сотворивший шедевр, вполне может себе позволить отправится дальше.

С системой нужно бороться, ведь только тот, кто что-нибудь делает, чего-нибудь достигнет.

Старость не диагноз, и возможно в шестьдесят жизнь только начинается.

Каждый человек — вселенная, а смерть всего лишь дверь.

Даже когда, кажется, что все потеряно, нужно не опускать руки, и в качестве бонуса можно найти свою половинку.

Сильный жрет слабого, тот еще более слабого, тот… И так вплоть до микробов.

Все препятствия преодолимы, а зачастую попросту иллюзорны.

И основным, связующим посылом, над всеми персонажами, событиями и временами витает концепция инкарнаций, духовного родства и наследия.

Скажите, правда, божественное откровение? Ну, ни разу таких идей, ни от кого не слыхали. Но.

Заслуга (и талант) режиссера как раз и состоит в том, чтобы банальные, зачастую надоевшие истины показать так, чтобы перехватывало дух, а коробка с попкорном осталась нетронутой.

Триумвирату создателей «Атласа» это, пожалуй, удалось. Видеоряд составлен очень качественно, и к исходу часа ты уже активно сопереживаешь толпе героев, параллельно пытаясь отследить максимальное количество завязок, отсылок и вероятностей (все при первом просмотре никак не получится), и узнать актеров в персонажах (аналогично – кое-где признать сразу не выйдет). Второй час ты окончательно сживаешься с протагонистами, строишь уйму предположений, угадываешь и ошибаешься, переживаешь и восторгаешься. Постоянная смена линий не дает заскучать, умело поддерживая интерес, и интригуя. Заставляя ожидать финала с нетерпением игрока, поставившего на карту казенные деньги.

Кто же воплотил на экране задумки режиссерского трио? (всех вспоминать не будем, пробежимся, галопом по Европам, по основным актерским работам Cloud Atlas)

Том Хэнкс (на основе манады персонажа которого, кстати, приводят пример классического духовного роста). От коварного доктора Гуза, до пастуха Закри, Адама до грехопадения (естественно до встречи с Мероним. Тут разве что Хоггинс выбивается из благостного ряда). Том, благодаря коему картина вообще состоялась, ниже своего уровня не опускается, но и до своих лучших ролей не дотягивает. Доктор – умен и подл. Закри – тревожен и человечен. Отметить хочется разве что Дермота Хоггинса, писателя-бандита. Образ положительно хорош.

Холли Берри. Сразу бросается в глаза блондинистая еврейка, супруга композитора Эйрса, а из центральных персонажей рулит Луиза Рей, просто таки идеальная журналистка. Сообразительная, за информаторов в огонь и воду, если надо горящую избу на скаку остановит, преступным корпорациям разгуляться не даст.

Джим Бродбент. Откровенное украшение картины. Тимоти Кавендиш, это песня. Настолько энергичного старичка, бабника, сибарита, харизматика надо еще поискать. Вивиан Эйрс ненамного уступает своему кармическому потомку. А ведь есть еще настоящий морской волк, шикарный капитан Молинё.  До этого я Бродбента как-то не особо отслеживал, но теперь постараюсь внимательнее изучить его фильмографию.

Джим Стёрджесс. Если Адам Юинг, как на меня, чересчур инфантилен, то Хэ Джу Чен откровенно порадовал. Нео предстоит крепко призадуматься о своем месте на пьедестале. А какой шикарный болельщик в пабе!

Хьюго Уивинг. Его персонажи, все как один, жутко отрицательны. Выделить стоит старину Джорджи, и особенно сестру Нокс, кошмар Тимоти Кавендиша. Такая, не то что избу, многоэтажку на скаку задержит.

Хью Грант. Его роли эпизодичны, но даже мельком показанный Денхольм Кавендиш, брат Тимоти, заработал порцию аплодисментов.

Из забавного. В картине отсутствуют негативные женские и негритянские персонажи. Как класс (сестру Нокс во-первых играет мужик, во-вторых кое-где в обзорах ее называют медбратом).

Ну и, конечно же, грим. Это божественно. Такой работы над образами я не припомню. На сто процентов узнать всех актеров невозможно до финального послетитрового открытия карт. Гримерам – огромный респект.

Пару слов о стилистике фильма. В каждой истории она своя. В первой – романтика «Детей капитана Гранта», молодости мира, когда все по плечу, над головой полощутся паруса, рядом любимая и друг. Вторая – тревожный музыкальный байопик, с закадровым текстом, о молодости и старости, творчестве, смерти и бессмертии. Третья – стильный детективный нуар-триллер о сильных духом. Четвертая – оптимистичная «домашняя» трагикомедия о старости, ее преодолении, бодрости и находчивости. Пятая – здравствуй, «Матрица», звенящая история о людях, освобождении и любви. Шестая – камерный рассказ в духе «Безумного Макса»-лайт, о последних выживших, о понимании, вере, доверии и надежде.

Каждая – интересна, каждая оригинальна. Вместе – один из лучших фильмов десятилетия.

Эрго. Неожиданно сильная картина, которую тянет немедленно пересмотреть еще раз, чтобы отследить все авторские «манки».

P.S. Народ, активно исходящий пеной по поводу «пропаганды гомосексуализма», хочется спросить лишь об одном: «У вас проблемы? Вы хотите об этом поговорить?»

P. S.2 Не выключайте фильм по завершению, ведь после основных тиров вас ждет нарезка ролей исполненных актерами в картине, кое что может стать для вас откровением.

Режиссер: Том Тыквер, Энди Вачовски, Лана Вачовски

В ролях: Том Хэнкс, Хьюго Уивинг, Хью Грант, Джим Стерджесс, Сьюзен Сарандон, Холли Берри, Бен Уишоу, Кит Дэвид, Сюнь Чжоу, Джим Бродбент, Джеймс Д'Арси, Пэ Ду На, Гетц Отто, Дэвид Гяси, Алистер Петри, Луис Демпси





1449
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 11:54
Вообще не пошёл. Слабо, хуже только Восхождение Ю.


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 12:15
Увы, фильм несмотрибелен.


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 12:22
Лично у меня фильм вызвал какое-то отторжение вперемешку с отвращением.


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 12:25
Прекрасное, просто вот на всю голову прекрасное кино. Кто не понял — тот поймет. Хуже, если слишком поздно поймет.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 12:55
Согласен.:beer:
 


Ссылка на сообщение25 декабря 2015 г. 13:31
Абсолютно солидарна.


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 13:17
Если не понял с первого раза-посмотри ещё раз.;-)


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 13:42
Неудивительно, что фильм провалился.
Адепты попкорна привыкли к примитивной жевачке. А тут — трёхчасовое эпическое полотно с минимумом экшена и обилием размышлений.
Фильм, кстати, получился в разы лучше книги. Переплетение множнства историй, то, как чередуются их фрагменты, буквально завораживает.


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 13:46
Смотрела в кинотеатре. Фильм оставил потрясающее впечатление. Для меня это до сих пор это лучшее из фильмов последних лет. А вот книга понравилась намного меньше.


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 14:22
Бродбента, к слову, надо отслеживать — он изумительный. Из неоцененного широкими массами рекомендую «Лонгфорда», где он играет как раз печальн известного лорда.


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 16:24
Странно, что ж так поразило форумчан в этот фильме. По сравнению с бездарным Спиди-гонщиком и совершенно не смотрибельным ВЮ, это кино выглядит достаточно ровно. Главная проблема — очень слабая взаимосвязь всех шести эпизодов. Вот честно, зачем было городить весь этот огород с перерождениями, реинкарнациями, если они абсолютно ни на что не влияют. Причем сами по себе истории очень просты и наивны, если смотреть по отдельности. Забавно, но не более. Ничего восхитительного здесь нет и в помине. Все больше убеждаюсь, что успех Матрицы был случаен. Ибо дальше пошла одна муть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 19:05
Успех всегда случаен. А вот творчество Вачовски вполне органично и выдержано в едином, гностическом, ключе..
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2015 г. 20:00
Соглашусь. Для многих, любой фильм с попыткой на философию и/или чуть сложным сюжетом вызывает благословенную истерику. Фильм-пророк! Фильм, который открыл мне глаза!
К сожалению получилась безделушка.
п.с. статья хороша, тут бесспорно.


Ссылка на сообщение16 декабря 2015 г. 16:35
Фильм не понравился, но работа гримёров, конечно, заслуживает всяческих похвал. Возможно, надо ещё раз пересмотреть, но часть про Нью-Сеул — это редкостная бредятина... Она там только для возможностей показать спецэффекты, наверное, потому как всерьёз воспринимать эту историю могут разве что дети.
За рецензию — спасибо.
Страницы: 12

⇑ Наверх