КАЗУС ЭВАРИСТА Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > КАЗУС ЭВАРИСТА (Fantastyka 12/63, 1987) (ч. 4)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

КАЗУС ЭВАРИСТА (Fantastyka 12/63, 1987) (ч. 4)

Статья написана 23 декабря 2015 г. 20:17

5. В рубрике «Из польской фантастики» печатается рассказ Марека Понкциньского/Marek Pąkciński «Przypadek Ewarysta/Казус Эвариста». «Как и в других рассказах писателя, в этой новелле весьма заметны мотивы латиноамериканской прозы, в особенности прозы Борхеса с ее таинственным, расплывчатым видением мира, лабиринтом истории, случая, предназначения, в котором человек бродит, не находя выхода».

На русский язык этот рассказ не переводился. С его карточкой можно ознакомиться здесь Это вторая публикация писателя в «Фантастыке» (первую см. № 5/1986). Среди материалов обзора  указанного журнального номера можно при желании найти и небольшой биобиблиографический очерк о писателе.

6. Под заголовком «Sondaż –III. Wyniki» публикуются результаты третьего по счету анкетного опроса читателей «Фантастики», касающегося публикаций 1986 года в этом журнале. Весьма интересные и достаточно (статистически) достоверные сведения (если в первом опросе участвовали 379 читателей, приславших заполненные анкеты, во втором – 768, то в этом – 1366 респондентов). Большинство читателей (91%) – мужского пола, до 20 лет около 61%. Около 58% -- учатся (38% -- в средней школе, 7% -- в высших учебных заведениях, 10% -- в начальной (семилетней) школе, 3% -- в профессиональных училищах). Остальные 42% -- работают. Из них у 57% -- среднее образование, у 26% -- высшее. Читатели живут в основном в больших и средних городах (с наcелением более 100000 человек -- 51%, с населением 21000 – 10000 человек – около 22% и лишь около 13% -- в небольших городках, селах и деревнях). Из-за рубежа прислали анкеты читатели журнала, живущие в Чехословакии, СССР, Болгарии, Голландии, ГДР, Швеции и США. Самому старшему респонденту – 68 лет, самому младшему – 11 лет. Наиболее популярные польские авторы публиковавшихся в журнале материалов (первая пятерка): Мацей Иловецкий (557 голосов – около 41% респондентов), Януш Зайдель (471 голос), Анджей Сапковский (376 голосов), Марек Орамус (292), Мацей Паровский (266). Наиболее популярные зарубежные авторы (первая пятерка): Гарри Гаррисон (1034 голоса – 76% ), Джордж Р.Р. Мартин (506), Колин Капп (417), Фредерик Пол (336), Альфред Элтон ван Вогт (294 голоса). Ну и так далее – много чего еще интересного…

7. В рубрике «Критики о фантастике» размещена статья известного американского издателя НФ и активного деятеля американского фэндома Дэвида Хартуэлла/David Hartwell. Ее почерпнула из одного из номеров «The Publishers Weekly» за 1985 год и перевела на польский язык под названием «Czy sukces zepsuje SF?/Испортит ли НФ успех?» ДОРОТА  МАЛИНОВСКАЯ/Dorota Malinowska.

Основной посыл статьи можно выразить словами лозунга: «Место научной фантастики – в сточной канаве, позвольте ей туда вернуться».

Хартуэлл утверждает, что рост популярности НФ (и, соответственно, авторских и издательских доходов) привлекает в нее молодых талантливых писателей, которые, прочитав пару книжек НФ, пишут пару своих романов и, навязав с издателями достаточно прочные связи, спешат сместиться в сторону еще более коммерциализированных литературных жанров. То есть научная фантастика является для них чем-то вроде черного входа в литературу. Создавая достаточно крепкие в литературном отношении произведения, они угрожают НФ, потому что их много, потому что они умеют писать и потому что их произведения издаются и премируются такими же, как они сами, писателями. И в итоге жанру НФ особой пользы они не приносят, а, скорее, вредят ему, затуманивая цели и отвлекая на себя внимание читателей.

Часть таких писателей все же остается в жанре, но, заботясь лишь о приличном заработке, изгоняет из него все творческое.

Писатели постарше, опять же соблазняясь большими деньгами, неимоверно раздувают в объеме свои произведения, насыщая их второстепенными действующими лицами, панорамными описаниями всякого рода несчастий и катастроф, приправляя сексом в романтическом соусе – то есть предпринимают все нужное для того, чтобы роман хорошо продавался. Более того, некоторые из писателей разворачивают наиболее популярные из своих произведений в длинные сериалы.

Ну и, конечно, изрядно мутит воду увлечение фэнтези, поскольку произведения в этом жанре издают издатели НФ, пишут писатели НФ, читают любители НФ.

Научная фантастика годами завоевывала себе популярность, постепенно смелее выглядывая из подполья, выползая из сточной канавы и направляясь в сторону моды. Укрепляясь в своих силах и повышая свое благоденствие, жанр испытывал все большее давление как со стороны искусства, так и со стороны денег, которое толкало писателей в сторону популярной и хорошо покупающейся литературы (в том числе таких гибридных форм НФ как фэнтези, сюрреализм, хоррор и пр.) или литературного авангарда. НФ приходится упорно сопротивляться нажиму денежного мешка, влекущему ее к коммерческому успеху и миражам эстетизации, лишая в то же время всех ее характерных черт. В сточной же канаве и сопротивляться такому давление легче, и нейтрализовать его проще.

В небольшом послесловии Адам Холлянек/Adam Hollanek утверждает, что это вообще-то «взгляд типично англосакского критика на англоязычную литературу этого жанра. Характерной его чертой является убежденность в перманентной развлекательности литературы НФ, а все, что чуждо этой развлекательности, для Хартуэлла – риск, угроза, начало конца. По сути дела он заявляет претензии таким писателям, как Дик, Ле Гуин, не говоря уже о Хаксли или Оруэлле, в том, что они посмели порвать с этой якобы врожденной и единственно верной теорией развлекательности НФ и отважились вмешаться в дела обыкновенного, не фантастического мира…»

(Продолжение следует)





193
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 декабря 2015 г. 22:24
Не знал, что Гаррисон и в Польше был так же феноменально популярен.


⇑ Наверх