Марсианин The Martian


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Марсианин (The Martian), 2015
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марсианин (The Martian), 2015

Статья написана 7 января 2016 г. 13:22

Спасительная наука, или Ботаны рулят!

marsianin-kino

Астронавт Марк Уотни (Дэймон) считал это время счастливейшим в своей жизни. Еще бы! Полноправный участник экспедиции на Марс. Пускай не самой первой, но находится среди пары десятков счастливчиков, это знаете ли, тоже дорогого стоит. В это блаженном состоянии Марк пребывал ровно до того момента, пока во время бури, получив в бок кусок антенны, не потерял сознание.

Очнувшись, Уотни выяснил, что остался абсолютно один. На всем Марсе. Его коллеги, посчитавшие Марка мертвым, уже находились на пути к Земле.

И пускай ему в наследство остались жилой модуль, исправный марсоход и некоторое количество припасов, этого добра аж никак не хватит до прибытия следующей экспедиции.

А значит, единственный шанс выжить, заключается в удушении паники на корню, полной мобилизации разума, и всех своих познаний как ученого.

Слава Всевышнему, с мозгами и багажом знаний у Уотни все в порядке.

Роман Энди Вейера стал «событием 2012 года» в научной фантастике, будучи крайне тепло воспринят не только любителями этого жанра, но и самыми настоящими людьми науки. Не удивительно, ведь дебютная книга Энди рассказывала не о зубастых инопланетянах, или звездных войнах, а о торжестве человека разумного. Ученого, доказывающего что гомо сапиенс, не прогуливающего лекции в университете, и умеющего пользоваться серыми клеточками, не способна остановить даже чужая планета.

Экранизация такого позитивного произведения (нечастое явление в наше скучающее по апокалипсису время) была лишь делом времени. Возглавил проект не кто иной, как сам творец «Чужого» и «Бегущего по лезвию» Ридли Скотт, а главную роль практически сразу вызвался сыграть Мэтт Дэймон.

Скажу сразу, фильм, получившийся в итоге, оставляет двойственное впечатление. Его однозначным плюсом можно назвать ознакомление тысяч людей, не читающих фантастику, с позитивным настроем Вейера, его верой в человеческий разум.

Если хотя бы какой-то процент из них станет после этого больше внимания уделять развитию своего интеллекта, значит 108 лимонов долларов бюджета уже потрачены не зря. А если кто-то из способной молодежи, посмотрев ленту, выберет путь ученого, Ридли можно будет смело давать звание почетного профессора любого земного университета.

И шансы на такой выбор весьма велики, так как Ридли Скотт создал вполне приличное кино.

Эмоциональное, притягивающее внимание. Показывающее людей такими, какими их хотелось бы видеть. Профессиональными, Отзывчивыми. Умными. С яркими, красочными иорданскими пейзажами (именно пустыня Вади Рам играла в ленте Марс). Использующее выгодный прием с видеодневником взамен записей на бумаге как в романе. Не забывающее о перебивке камер, частой смене планов и стиля, от профи-съемки до «документального хоум-видео», не дающей заскучать.  

Все вроде в порядке. Если бы не несколько «но».

«Но» отлично видимых тому, кто читал первоисточник. Первое. Этот сценарий подразумевал серьезнейшую психологическую работу над образом. То, что присуще не «людям кадра», коими является подавляющее большинство приличных голливудских лицедеев. А скорее актерам, самостоятельно работающим по системе Станиславского. Либо постановщику, хорошо знакомому с этой системой, и способному правильно настроить артиста.

В нашем случае Мэтт и Скотт решили обойтись без этих заморских изысков. Психологическая достоверность? Погружение в роль? Вы вообще о чем? Смотрите лучше на Мэтта, он киногеничный.

Никто не спорит, наблюдать за Дэймоном, как и за каждым «человеком кадра», интересно и почти не надоедает. Но прекрасно видно, как наравне со вполне приличными отрезками, когда он удачно попадает в канву образа, встречаются моменты, где ему не вполне веришь. Да и он сам, похоже, в те мгновения не совсем верит в то, что делает и говорит.

И пропадает тогда, как не бывало, с экрана астронавт Марк Уотни на Ацидалийской равнине, оставляя нам лишь Мэтта Дэймона в иорданской пустыне.

Все же не зря дядечка Станиславский рассказывал будущим лицедеям о внутреннем монологе и поиске состояния. Знал старик, о чем речь вел.

Причем не скажешь, что у Деймона недостаточно таланта полностью вытянуть эту роль. Как показывает тот же «Талантливый мистер Рипли», Мэтт вполне способен достоверно работать с психологией персонажа. По-видимому, это скорее просчет режиссера, не сумевшего настроить актера на постоянное и непрестанное вживание в шкуру Уотни.

Но все же назвать Деймона идеальным вариантом на роль Марка было бы преувеличением. При правильной «накачке», как на меня, лучшим выбором, был бы скорее Рассел Кроу. А какая бы «цаца» вышла из этого образа у Николсона! Либо практически у любого из золотой плеяды советских актеров 70-80-х.

Второе. При всем юморном подходе первоисточника, книга на порядок лучше передает внутреннее напряжение «робинзона», его злость на ситуацию, отчаяние, внутреннюю борьбу, и мобилизацию всех умственных ресурсов организма. А после фильма Скотта уже встречаются комментарии о гениальности Уотни, и о том, как у него все легко получилось. Что, как вы понимаете, отнюдь не добавляет картине вистов.

Третье. Почему в фильм о силе науки вошло так мало научных действий Уотни? По большому счету аж одно – плантация и связанное с ней получение воды? Испугались, что народ не оценит «много буков»? Ну так никто и не просит переносить на экран все научные подвиги Марка (тем более, что Вейер порой перегружает текст химическими терминами). Но один-единственный момент?? Как на меня, однозначный недобор.

Четвертое. По какому принципу шло «обрезание» книги? Вейер не относится к авторам, жалеющим своих героев, и перипетий, для преодоления которых Марку требовалась мобилизация всех сил в книге на порядок больше чем в фильме. Почему под нож попали гонки с бурей и ДТП на краю Скиапарелли?  В результате в картине путешествие Марка к модулю выглядит приятным моционом. Открою вам страшную тайну, на самом деле все было не так просто.

Пятое. Пейзажи. Бесспорно, иорданская Вади Рам с ее каменными уступами и каньонами  выглядит крайне живописно. Но представьте себе, если бы Марка Уотни окружал ДЕЙСТВИТЕЛЬНО равнинный пейзаж. Каменистая пустыня с небольшими камушками и холмиками (как и выглядит в большинстве своем Ацидалийская равнина). Вам не кажется, что атмосфера ленты изменилась бы кардинально, и переживание за судьбу героя, вынужденного выживать в таком месте скакнуло бы до небес?

И напоследок – финальное спасение. То, что перевело до этого вполне научно достоверную ленту в разряд комикса. Идея, в книге высказанная в шутку, и естественно не получившая развития в связи со своей полнейшей нереальностью, товарищем Скоттом была доблестно водружена на щит, и использована по полной программе.

Ну, скучно старику Ридли, делать все взаправду. И никакое НАСА ему не указ.

Эрго. Профессионально сверстанный голливудский фильм, рассчитанный на людей, не знакомых с романом Вейера. Они имеют все шансы остаться довольными. А вот те, кто знает, насколько продуманнее и цельнее выглядела история, вышедшая из-под пера Andy Weir, вряд ли удовлетворятся версией Ридли Скотта.

Режиссер: Ридли Скотт

В ролях: Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Чиветел Эджиофор, Кристен Уиг, Джефф Дэниелс, Майкл Пенья, Шон Бин, Кейт Мара, Себастьян Стэн, Аксель Хенни, Бенедикт Вонг, Маккензи Дэвис, Дональд Гловер, Ник Мохаммед, Чен Шу, Эдди Ко, Энцо Чиленти, Джонатан Арис, Граффадд Глин, Наоми Скотт





1540
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение7 января 2016 г. 13:35
Посмотрел Марсианина 30 декабря под шафе... Понравилось. Но буду пересматривать... (Книгу читал)...:beer:


Ссылка на сообщение7 января 2016 г. 13:46
Посмотрел на компе, понравилось. Книгу не читал.


Ссылка на сообщение7 января 2016 г. 14:01
в разряд комикса.
Может, пора уже перестать использовать слово «комикс» в значении «что-то глупое»? Это странно звучит, когда на дворе 2016 год, и в России уже вышло множество умных, сложных, взрослых комиксов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 января 2016 г. 23:30

цитата

умных, сложных, взрослых комиксов
:-))):-))):-)))
 


Ссылка на сообщение8 января 2016 г. 02:20
Вы читали «Песочного человека» Геймана?
«Инкал» и «Метабаронов» Ходоровски?
«Маус»? «Персеполис»? «Город грехов»? «V — значит вендетта»? «Трансметрополитен»?
Судя по реакции, нет.
 


Ссылка на сообщение8 января 2016 г. 14:05
Вы что-то путаете. Комиксы вообще не читают, комиксы смотрят :-)))


Ссылка на сообщение7 января 2016 г. 16:39

цитата imra

записей на бумаге как в романе.
— в романе нет записей на бумаге, Уотни вел журнал в электронном виде.


Ссылка на сообщение7 января 2016 г. 16:42
понравились и роман, и фильм — каждый по-своему.
фильм рекомендую смотреть в 3D, р.скотт на качестве и красоте эффектов не экономит
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 января 2016 г. 18:43
Плотный середняк, не более,
ждал большего,
пол фильма перемотке:-(


Ссылка на сообщение7 января 2016 г. 23:32
Читал. Вполне удовлетворился. Но не шедевр, конечно..


Ссылка на сообщение9 января 2016 г. 10:28
Честно говоря, в «Марсианине» Вейра характер тоже глубиной не отличается. Тремя словами описать можно. Так что что среди вполне справедливых претезий фильму, упрек Дэймону за недостаточное погружение кажется мне незаслуженным. Нельзя погрузиться в блюдце.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2016 г. 16:21
Импровизация. В противовес урезанному сюжету.


Ссылка на сообщение10 января 2016 г. 03:17
Сам фильм понравился и игра Дзймона выше всех похвал, но ... при просмотре постоянно возникала мысль, ведь это плагиат и Вейр просто вор....   Сценарий сворован у нашего сценариста Михаила Расходникова....
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 2016 г. 19:02
Уж скорее Расходников банально пиарится на чужом успехе.
 


Ссылка на сообщение11 января 2016 г. 01:01
Ага, а Кэмерон украл «Аватар» у малоизвестного чеченского фантаста.

К каждому успешному проекту пытаются присосаться десятки людей, обвиняющих создателей в плагиате. Не стоит обращать на них внимание.
 


Ссылка на сообщение11 января 2016 г. 17:06
Насчет Аватара да, там забавная ситуация. Однако тут непросто человек подал иск на 50млн рублей, в данном случае уже снят фильм, причем съемки начались значительно раньше голливудского варианта. Адвокатом выступает известный юрист Шота Горгадзе(за правильность написания имени не отвечу), человек весьма уважаемый и за туфту он бы не взялся.
 


Ссылка на сообщение11 января 2016 г. 20:52

цитата Tamenus

Однако тут непросто человек подал иск на 50млн рублей, в данном случае уже снят фильм, причем съемки начались значительно раньше голливудского варианта. Адвокатом выступает известный юрист Шота Горгадзе(за правильность написания имени не отвечу), человек весьма уважаемый и за туфту он бы не взялся.

Ваши новости слегка устарели. Суд по этому делу прошел еще в начале ноября, в подаче иска против «20 века Фокс» Расходникову было отказано. ;-)


Ссылка на сообщение11 января 2016 г. 13:42
Посмотрел. Роман не читал.
Фильм понравился, но в районе середины.
Половину фильма, особенно после инцидента с картошкой — меня донимал вопрос — автор романа, сценарист, режиссер — намеренно выставили НАСА дураками или просто огромный «ляп»?
Ну как так, что на чужой планете, до которой почти год лететь, в неизвестных условиях и прочих прочих форс мажорах — запас еды на 30 (!) с небольшим дней, для 1 (!) человека.
А если что-то случается с кораблем, взлетным модулем, чем угодно и экипажу нужно ждать доставки запчастей или нового корабля (который даже не собран) — что они будут есть? Ничего. Учитывая все подсчеты и запасы на форс мажоры — запасов еды на марсе должно быть лет на 5-7. Для 10 человек. Даже на вполне обычных базах арктики запасов НЗ вполне хватит на 2-3 года. Ну и несколько других моментов (некоторая направленность на геройство НАСА и экипажа, которые вопреки всему полетели спасать вместо большей направленности на интеллект и переживания самого Марка). Для продуманной истории это большой огрех.


Ссылка на сообщение12 января 2016 г. 11:01
Читала книгу, а потом уже посмотрела фильм.
Как только услышала об экранизации подумалось — и тяжело же придется команде, решившейся снимать по этой книге фильм. Уотни — это покруче чем сыграть Гамлета! В свое время Уилл Смит в фильме «Я — легенда» ( ИМХО) один-одинешенек фильм на себе не вытянул. У Деймонда получилось куда лучше.
И все же — книга мне нравится больше. Больше погружения, больше деталей, больше атмосферы...
И... Меня одну смущает сцена в конце фильма, когда Уотни разобрал ракету на части, спихнул носовую пластину... И пошел в душ?!... В ДУШ?!!!!!....
Это где на Марсе душевые кабинки-то расположены? В разобранной ракете? Марсоходе?!... за ближайшим барханом?! ( в кустах, рядом с шикарным черным концертным роялем...)....
Вот этот момент показался мне очень странным...
Страницы: 12

⇑ Наверх