Американские боги Нила


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «evridik» > "Американские боги" Нила Геймана - переселенческая мифология
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Американские боги» Нила Геймана — переселенческая мифология

Статья написана 20 февраля 2016 г. 09:57

http://fantlab.ru/blogfiles/b41564/51585...." align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Аннотация ФЛ: Главный герой Тень, отсидев три года в тюрьме, выходит на свободу. Он ещё не подозревает, что главные испытания ждут его впереди. Лаура, его жена, погибает в автокатастрофе… Дома Тень поджидает странный человек по имени Среда, который представляется беженцем из какой-то далекой страны и вовлекает героя в запутанные события, связанные с расследованием серии убийств на всей территории США...

«Американские боги» — крепкий фэнтезийный переселенческий роман в мифологическом пальто с американскими перламутровыми пуговицами. Роман для взрослых, который местами ныряет в историю, местами обнажает современность, а кое-где стращает гангстерскими разборками. Роман, удостоившийся престижнейших наград и являющийся, без малого, этакой вершиной творчества Нила Геймана (как минимум – одним из высочайших хребтов). Итак, давайте знакомиться.

Если следовать аннотации, то роман этот повествует о приключениях вышедшего из тюрьмы мужчины по имени Тень, который мечтает о возвращении домой, работе и жене. ОК, по традиции, введённой бог весть каким автором в литературу, у героя всё это отнимается. Случай, подстава – неважно. Рушится всё, и в родном городе его ничто не держит. А тут ещё некий джентльмен предлагает ему («предлагает» – это очень утрированно) работать на него. И понеслась: странные люди, странные разговоры, странные поступки мало-помалу открывают Тени глаза на то, кто такие эти странные люди со странными разговорами и поступками, кто таков его наниматель и чего он хочет. Путешествие длиною в прошлое, усеянное по обочинам мифологическими существами, снабжённое указателями «осторожно, сход бога!», лишённое каких бы то ни было предрассудков («роман для взрослых», думаете, просто так написано?) захватит Тень и унесёт его туда, где он – не просто наёмник-телохранитель, а сторонник старых богов, привезённых когда-то в Америку переселенцами со всех стран и краёв мира. Роман настолько мифологичен, что некоторые сюжетные (лучше сказать – отсюжетные) линии живут самостоятельно, воспринимаются маленькими историями в одной большой, они не связаны с самим главным героем, но восходят к происхождению старых богов. Время от времени кто-нибудь в романе занимается любовью, а в отсюжетных линиях кого-нибудь да насилуют. Фэнтези для взрослых – такой вот жанр.

Старым богам в романе противостоят новые, но уж насколько колоритными Гейман сделал богов-переселенцев, настолько он и обесцветил их оппонентов. Впрочем, на новых богов даже некогда любоваться, всё внимание уделено старым. Гейман умеет создавать харизматичных персонажей, а в этом романе их просто завались – и все разные. Разные боги со своими не слишком хорошими привычками встречаются на пути Тени, которого к некому финалу тащит его наниматель, и постепенно приходит понимание, что боги эти не так уж далеко ушли от забывших их людей.

«Пока тебя помнят, ты есть» – далеко не новая, но всё ещё интересная читателю мысль. Это относится не только к богам. Это человеческая истина, и в романе есть линия, которая это подтверждает. Иногда кажется, что на всю историю Тень смотрит как будто со стороны – до того машинально он или его спутники что-то делают, – но потом, через какое-то количество строк, глав, становятся видны результаты этих действий, и роман приобретает глубину.

Не менее развития основной линии с новыми и старыми богами интересна и линия – она то прерывается, то возвращается вновь – настоящих богов Америки. Ведь есть же у Америки боги? Свои, родные? Где они? Кто они? Сказано же: «Это плохое место для богов». Может, их вовсе нет? Ответы на эти вопросы в романе изложены сполна, самому читателю ломать голову не придётся.

Столкновение интересов новых и старых богов рано или поздно должно было состояться, и оно состоялось, и Тень попал в самый центр бури, и испытал ещё много новых эмоций и чувств. Выжил ли он? Выжили ли боги – что старые, что новые? Развязка, признаюсь честно, при таком туго завязанном узле представлялась мне просто убийственной, но вышло немного не так. И тем не менее – очень хорошо. Очень много жизненных мыслей рождалось на всём протяжении романа. Очень много проверочных ситуаций встречалось на пути. У каждого своя цена, сказал автор устами своих героев, и это верно.

Ближайшие ассоциации из прочитанного:

«Задверье» (он же «Никогде») этого же автора

«Добрые феечки Нью-Йорка» Мартина Миллара.

+10




Файлы: 51585.jpg (52 Кб)


1131
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 февраля 2016 г. 16:01
Данное произведение, совершенно не понравилось, остался исключительно неприятный осадок...
Все повествование автор держит акцент на каких-то мерзкий и похабных сценах. Меня совершенно не удивило, что решили снять сериал по этому «чуду», сейчас вменяемые сюжеты не в ходу. Было жалко потраченного времени, книга пуста.
Все выше изложенное, исключительно мое субъективное мнение. Автору рецензии, все равно спасибо, возможно кого-то и заинтересует.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2016 г. 16:49
Спасибо за внимание к моему отзыву, EvS! Он, мой отзыв — тоже сплошное ИМХО))):beer:
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2016 г. 16:56


Ссылка на сообщение20 февраля 2016 г. 17:46
Устаревший обрезанный взгляд на старый роман. Екатерина может лучше. Но — не хочет. Или не может. Но — не может.
Минус за банальность безо всякого налёта даже четвертичности.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2016 г. 06:40
Ахаха, ну жду твой новый взгляд на устаревший роман:-)))


Ссылка на сообщение21 февраля 2016 г. 12:18
Отличная книга, хорошая рецензия.
Когда читал роман, ловил себя на мысли, что «Американские боги» написаны на уровне
лучших произведений Кинга8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2016 г. 18:55
Начитавшись года четыре назад хвалебных отзывов на данное произведение и не найдя его в книжных магазинах своего города, скачал и распечатал на работе. Бился с текстом до середины произведения, но борьбу проиграл. До сих пор жалко потраченной бумаги «Снегурочка».
 


Ссылка на сообщение21 февраля 2016 г. 19:36
Значит я не один:cool!:
В схожей схватке, я победил. Результат см. выше:-D
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 06:36
Я раньше тоже распечатывала (ну, не этот роман, правда). До сих пор горы черновиков дома лежат:-D
А по сабжу: ну, фломастеры же!
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2016 г. 06:34
Да, с Кингом очень много пересечений именно в этом произведении. Видимо, когда Гейман жил в Америке, он впитал то же, что читатель получает у Кинга:-)
Спасибо за «отличная», Volot!


Ссылка на сообщение28 февраля 2016 г. 15:04
По мне — так банал полнейший (это я про Геймана, не про рецензию).
99,9% из книги можно выкинуть, и она ничего не потеряет. Оставить только момент встречи гг со Средой.
Потому что это рассказ на самом деле... Искусственно раздутый до романа.


⇑ Наверх