О Довлатове


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «prouste» > О Довлатове
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О Довлатове

Статья написана 24 февраля 2016 г. 07:50

Лет пятнадцать назад в археологической экспедиции наискосок просмотрел  пару маленьких по объему покетбуков Довлатова. «Зона» там точно была, совершенно точно Записные книжки ( «Соло») и еще что-то. Посмеялся над анекдотами («Где пепел, там и алмаз» и проч.). Недавняя полемика по поводу высказываний Быкова прямо сподвигла прочитать четырехтомник в электронном виде. Читается очень легко и бодренько.

Быков по существу совершенно прав и куча претензий к нему в части того, что он завидует таланту Довлатова, несообразны. Они несопоставимы по уровню литературных задач, одаренности и проч. Собственно, сам Довлатов вполне себе осознавал степень и рамки своего таланта, о чем спокойно и писал. У Золя в «Творчестве» есть одаренный сверх всякой меры ценитель искусства, который именно в силу большой одаренности не смог сам создать что-то выдающееся, очень ценил искусство других ( суицидом закончилось). Довлатов для меня в первую очередь  журналист с чувством юмора, который, однако, ценил и ставил выше, не фельетонистов и сатириков, а авторов американской школы. Эстетика анекдота, умение словить смешное. Для меня — он в одном ряду с Покровским и отчасти Конецким, Веллером( в большей части его творчества), Белоиван и еврейскими вещами Рубиной ( «Вот идет  Мессия», «Синдикат»). Это достаточно  душевная биографическая проза с подтекстом, при правильной организации формы обладающей коммерческим потенциалом.

Довлатов умел немногое, немного и написал. Лучшим, вероятно, является «Компромисс», который и был экранизирован адекватно Говорухиным ( приятное ретро, узнаваемые типажи и смешные истории с неплохим рассказчиком). Вошедшие в четырехтомник журналистские статьи «Нового американца», а также пару лекций о русской  литературе ( «Толстой был гениален, но под старость профукал талант», «Гоголь одарен, но перед смертью написал реакционные «Избранные места» и проч.) очень посредственны и общее место.

Попытки написать что-то несмешное — в «Зоне». Сборник очерков, из которых таки запоминается опять комичный — про постановку пьесы с Лениным. Довлатов разумно указывает на то, что ранее глазами вохровца ничего не создавалось и имеются перекосы в изображении зэков либо зверьми либо страдальцами. Организовать богатый материал в роман уровня «В круге первом» или хотя бы  «Детей Арбата» ну напрочь не смог, не умел писать что-то отличное от набросков или очерков. Прилепин вон не был на Соловках, а его «Обитель» мне видится позначительный в художественном плане, чем «Зона» с «Заповедником»

Быков совершенно не против Довлатова, а недоумевает относительно его культа и места  в условном пантеоне. Вопрос иерархий всегда очень болезненный ( у каждого своя шкала ценностей), но для меня в общем тоже очевидно, что Довлатов не в одном ряду по дарованию и результатам с Трифоновым и Маканиным ( навскидку). Так что Быков может и иззавидовался и «пусть на себя посмотрит» ( последние его романы откровенно плохи, первым признаю), а по существу высказывания он прав.





302
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 февраля 2016 г. 10:42
Не сказал бы, что у Быкова плохи только последние романы.
Боюсь, плохи не только последние.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2016 г. 11:37
На вкус и цвет. Мне условная трилогия «Оправдание»-«Орфография»-«Остромов» очень нравится. Остальное — много меньше. «Эвакуатор» вполне себе занятен и раскрепощен. С уважением
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2016 г. 11:46
После «Остромова» у меня пропала охота его читать. Хотя больше из-за книги о Пастернаке, не совсем честно написанной.
А вот насчет вкусов — нет. Только о вкусах и спорят, как я за полвека заметил.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2016 г. 14:14
Мне и Пастернак понравился организацией материала. С суждениями относительно того, что Окуджава — аватара Блока ( как собственно и что Быков- аватара Мережковского) согласиться не смог. Жду тем не менее биографии и Маяковского.
Что плохого в «Остромове», уж точно не пойму.
 


Ссылка на сообщение24 февраля 2016 г. 15:05
В «Пастернаке» плохо то, что это не книга, а расклейка чужого материала. А материал так, хороший.
 


Ссылка на сообщение25 февраля 2016 г. 05:58
Опять же, не соглашусь.С учетом написанного о Пастернаке, его любая современная биография будет компилятивна, вопрос исключительно в манере организации материала и его подаче. К слову, вспоминаю претензии к Набокову, который в очерке о Гоголе мало ссылался на Мережковского, Святополка-Мирского и проч. Очерк меж тем славен.
Все книги Михаила Шишкина могут быть охарактеризованы как расклейка чужого материала. Хуже от этого они не стали.
P.S. А начиналось все с Довлатова. На Фонтанке результаты пользовательского голосования — лучший питерский писатель последних десятилетий с огромным отрывом.


⇑ Наверх