Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «prouste» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 29 декабря 2016 г. 21:16

Переезд на житье в Северную Пальмиру определенно повлиял на культурные привычки: из-за метро читать стал куда как больше, а из-за отсутствия дополнительного времени смотреть стал куда меньше. Прочитал уйму чего. Наибольшее впечатление произвел, вероятно, Лимонов. которого я раньше касался мельком и не проникся. Неровный автор, в лучших вещах дает изумительного драйва и нерва. Вот список лучших книг из прочитанных.

Лимонов Э. Молодой негодяй.

Собственно, и "Подростка Савенко" и "Укрощение тигра" можно тоже выделить. В "Молодом негодяе"достаточно сбалансирована имитация подростковой нервности с юмором, рефлексией. Прекрасный образ бывшей жены, незабываемая сцена в кинотеатре.

М.Пселл. Некоторые вопросы теории катастроф Практически идеальный умный напичканный цитатами коммерческий роман, в обильной мешанине которого мне по душе пришлись набоковские нотки. У Пселл и "Ночное кино" вполне приятное, но более ранний роман впечатлил побольше.

А.Иличевский Перс Вольное сочинение, в котором как раз романная структура наиболее уязвима. Авторские зарисовки , наблюдения, реминисценции на тему восточного материала околокаспийского пространства. Тема не затаскана, книга полупублицистическая. На стыке жанров вообще много интересного появляется.

С.Таунсенд. Про Адриана Моула Забавный духоподъемный цикл романов про лузера-стоика. Качественное юмористическое чтение, выдержанное в одном регистре и с ограниченными приемами. Некоторым образом беспроигрышный вариант рекомендовать почитать, чтобы совсем не понравиллось, нужно иметь какие-то дефекты в образовании, вкусе или характер.

М.Эмис. Деньги Прекрасная сновидческая история про быдлована, которому дали уйму денег и трать-не хочу. Все с иронией, смачными сценками, финальным финтом. Современная сказка с бухлом, матами и сексами.

Д.Симмонс Пятое сердце эта книжка проходит по профильной категории. Симмонс — большой мастер и хотя Сердце и уступает и Террору и Друду, а все же магия Холмса много вытягивает. Генри Джеймс получился побледней.

Х.Арендт. Банальность зла Как-то раньше руки не доходили. Все доходчиво написано о личной ответственности за злодеяния и коллективном отупении. Эта книга в наших палестинах едва ли устареет.

Никулин Н.Н. Воспоминания о войне Сильнейшее впечатление, согласен с тем, что это лучшие военные мемуары. Интернет оброс всякого рода злобными инвективами в адрес автора, ловлей блох в его тексте — ну и пусть. Однозначног рекомендовал бы ее в обязательное чтение внеклассное для старшеклассников. Помимо прочего — интересно читать.

Зыгарь М. Вся кремлевская рать Не думал, что отечественные журналисты могут так компактно, сдержанно и относительно объективно скомпоновать современный материал. Впечатлен организацией материала, умением соблюсти аналитический тон и меру.

Генис А. Довлатов и окрестности Маленькая книжка. а в ней прекрасно изложены все достоинства Довлатова и его прозы. Именно после Гениса перечитал четырехтомник Довлатова, получил определенное удовольствие. а все же книга Гениса мне кажется более интересной, чем предмет описания.

Что разочаровало и не понравилось.

Лимонов Э. Дневник негодяя Прекрасный рассказчик Лимонов ну никак не мыслитель, не Ницше и не афорист. Потому его мизантропические записные книжки ни о чем прежде всего не интересны.

Иличевский А. Соляра Откровенная халтура, правда, небольшая по объему. Немногое хорошее вошло в "Перс", а всякие соображения о нефти и сидении в тюрьме не впечатлили.

Дукай Я. Иные песни Уж так его хвалят, с придыханием ждут переводов. Признаться, уровень эмоциональной невовлеченности зашкаливал. Такого не было ни у Стивенсона ни у Лема.

Лихэйн Д. Ушедший мир Вроде и грех пинать. Судя по всему, исписался окончательно и каждая книжка провальней предыдущей. А все обидно — автор то в своем жанре был очень сильный. Что-то сломалось в механизме.

Прист К.Лотерея Сомнабулический роман с непонятными претензиями.

Фланаган Р. Смерть речного лоцмана Дебют у Фланагана малоинтересен. Пустой лоцман, утонул и ну его. Ничто не предвещало от этого автора великой Книги рыб и вполне достойной Узкой дороги на Север, переведенной, к слову, в этом же году.

Бийе HHhH На редкость яческая книга, в которой автора зашкаливает, что не вполне уместно с учетом выбора темы. Прямо коробила степень присутствия повествователя, всякого рода его знакомства и ( на редкость стандартные) киновпечатления в контексте с рассказом о покушении на Гейдриха.

Кинг С. Лавка дурных снов У Кинга романы очень разные по качеству, но вот уровень сборников малой прозы до поры держал. Случилось неизбежное — треклятая сверхпродуктивность обусловила этот сборник, в котором запомнил ровно один рассказ — про автобус, поедавший кого-то там. Рассказ в духе раннего Маккаммона. Остальное и того хуже.

Акунин Б. Планета воды Акунина читал в этом году всякого рода истории и исторические повестушки-приложения. Жвачка. Досадно, что и цикл про Фандорина, некогда славный, пополнен очень проходными и посредственными повестями.


Статья написана 16 октября 2016 г. 11:55

В метро вчера размышлял об относительности оценок "лучшего" у плодовитых авторов. Все же вычленение субъективных "пятерок" помогает причесать и свои мозги и м.б. имеет значение для неофита, стоящего в испуге перед томинами. Можно ведь выбрать не самую удачную вещь и отказаться от дальнейшего знакомства. Я в юношестве читал "Страну багровых туч" — и стал читать после этого Стругацких уже лет эдак после двадцати пяти ( и до сих пор считаю, что "Страна" — вещь очень посредственная). Вот мои топ-пятерки некоторых любимых отечественных авторов. Со Стругацких и начну.

А.и Б. Стругацкие. "Трудно быть Богом", "Пикник на обочине", Град обреченных"," Улитка на склоне", "Хромая судьба".

Ю.Семенов. "Пресс-центр"( с аааагромным отрывом), "Экспансия" ( формально это трилогия, уж если в ее рамках роман и вычленять, то "Экспансия-2"), "Приказано выжить", "Бомба для господина председателя", "Аукцион".

А. Азольский:"Нора", "Облдрамтеатр", "В поисках абсолюта", "Женитьба по- балтийски", "Патрикеев".

В. Рыбаков: "Очаг на башне", "Дерни за веревочку","Доверие", "Люди встретились", "Зима".

А.Столяров "Монахи под луной", "Изгнание беса", "Некто Бонапарт", "Ворон", "Сад и канал".

Г.Л.Олди "Герой должен быть один", "Черный баламут", "Я возьму сам","Мессия очищает диск", "Ожидающий на перекрестках".

М.и С. Дяченко "Скрут","Ведьмин век", "Казнь", "Пещера", "Долина совести".

А.Лазарчук — сразу скажу, что "Опоздавшие к лету " в качестве единого метаромана не воспринимаю — "Колдун", "Мост Ватерлоо", "Все, способные держать оружие", "Посмотри в глаза чудовищ", "Гиперборейская чума".

В сторону мейстрима.

В.Пелевин "Чапаев и пустота", "Generation P", "ДПП", "Омон Ра","Затворник и шестипалый".

В. Набоков "Лолита" ( вообще любимая книга в мире), "Приглашение на казнь", "Другие берега", "Подвиг", "Истребление тиранов".

Л.Толстой "Война и мир", "Анна Каренина", "Хаджи-Мурат", "Воскресенье", "Смерть Ивана Ильича".

М.Алданов " Истоки", "Самоубийство", "Заговор", "Пещера", "Ключ".

Ю.Давыдов "Бестселлер", "Соломенная сторожка", "Глухая пора листопада", "Судьба Усольцева", "Подколодный Башуцкий".

Б. Окуджава "Путешествие дилетантов", "Похождения Шипова", "Бедный Авросимов", "Свидание с Бонапартом", "Искусство кройки и шитья".

Л.Юзефович" Казароза", "Журавли и карлики", "Самодержец пустыни", "Князь ветра", "Дом свиданий".

С.Кржижановский "Возвращение Мюнхгаузена". "Квадратурин", "Путешествие клетки", "Дымчатый бокал", "Глазунья в пенснэ".

Это так, навскидку и не все.


Статья написана 24 февраля 2016 г. 07:50

Лет пятнадцать назад в археологической экспедиции наискосок просмотрел пару маленьких по объему покетбуков Довлатова. "Зона" там точно была, совершенно точно Записные книжки ( "Соло") и еще что-то. Посмеялся над анекдотами ("Где пепел, там и алмаз" и проч.). Недавняя полемика по поводу высказываний Быкова прямо сподвигла прочитать четырехтомник в электронном виде. Читается очень легко и бодренько.

Быков по существу совершенно прав и куча претензий к нему в части того, что он завидует таланту Довлатова, несообразны. Они несопоставимы по уровню литературных задач, одаренности и проч. Собственно, сам Довлатов вполне себе осознавал степень и рамки своего таланта, о чем спокойно и писал. У Золя в "Творчестве" есть одаренный сверх всякой меры ценитель искусства, который именно в силу большой одаренности не смог сам создать что-то выдающееся, очень ценил искусство других ( суицидом закончилось). Довлатов для меня в первую очередь журналист с чувством юмора, который, однако, ценил и ставил выше, не фельетонистов и сатириков, а авторов американской школы. Эстетика анекдота, умение словить смешное. Для меня — он в одном ряду с Покровским и отчасти Конецким, Веллером( в большей части его творчества), Белоиван и еврейскими вещами Рубиной ( "Вот идет Мессия", "Синдикат"). Это достаточно душевная биографическая проза с подтекстом, при правильной организации формы обладающей коммерческим потенциалом.

Довлатов умел немногое, немного и написал. Лучшим, вероятно, является "Компромисс", который и был экранизирован адекватно Говорухиным ( приятное ретро, узнаваемые типажи и смешные истории с неплохим рассказчиком). Вошедшие в четырехтомник журналистские статьи "Нового американца", а также пару лекций о русской литературе ( "Толстой был гениален, но под старость профукал талант", "Гоголь одарен, но перед смертью написал реакционные "Избранные места" и проч.) очень посредственны и общее место.

Попытки написать что-то несмешное — в "Зоне". Сборник очерков, из которых таки запоминается опять комичный — про постановку пьесы с Лениным. Довлатов разумно указывает на то, что ранее глазами вохровца ничего не создавалось и имеются перекосы в изображении зэков либо зверьми либо страдальцами. Организовать богатый материал в роман уровня "В круге первом" или хотя бы "Детей Арбата" ну напрочь не смог, не умел писать что-то отличное от набросков или очерков. Прилепин вон не был на Соловках, а его "Обитель" мне видится позначительный в художественном плане, чем "Зона" с "Заповедником"

Быков совершенно не против Довлатова, а недоумевает относительно его культа и места в условном пантеоне. Вопрос иерархий всегда очень болезненный ( у каждого своя шкала ценностей), но для меня в общем тоже очевидно, что Довлатов не в одном ряду по дарованию и результатам с Трифоновым и Маканиным ( навскидку). Так что Быков может и иззавидовался и "пусть на себя посмотрит" ( последние его романы откровенно плохи, первым признаю), а по существу высказывания он прав.


Статья написана 23 февраля 2016 г. 18:10

Во время глажки глянул пару серий очень уважаемой "Ликвидации", после которой Урсуляк с его вполне себе камерной музой увяз по самые уши в сериалах. Правила игры несколько иные нежели у "Человека в высоком замке", а такой абсурд сюжетообразования. Пару лет после войны есть какой-то Центр фашистского подполья, а независимо от него подрывную деятельность в Одессе ведет совершенный Мориарти. Нацисты и бандиты решили отомстить Жукову за его достижения и "подставить " его путем устройства восстания. Ну такой бред, что хоть свет туши. Я вот не читал "Час волка" МакКаммона, но рецензия на обложке была такая:"Оборотень-коммандос борется против Третьего Рейха". Вот и в "Ликвидации". Еще и дуэт Пореченкова с Агуреевой показался сносным, но уж так неорганичен в "Исаеве". За каким бесом там персонаж Басилашвили? В общем, при просмотре мозг решительно вопиет.


Статья написана 21 января 2016 г. 09:24

Прочитал во время поездок работа-дом книгу воспоминаний Анатолия Рыбакова. Классический пример беллетриста: цельного, без метаний и простоватого идейно. Кто читал его романы, отметит схожесть манеры изложения. Редкий пример освоения биографического материала — абсолютная судьба и сценки Саши Панкратова, Шарок именно в таком виде и с таким наименованием ему и встречался, прямое перенесения сценок и персонажей в книги. Ни шага в сторону, никакой фантастики, Внимание к деталям и мелочам быта. Еще Рыбаков оказался очень самолюбивым, без иронии и ровное отношение к его прозе Трифонова и Бродского объясняет исключительно личными причинами. Много в книге и всякой ерунды о Горбачеве, Сталине и проч. Мемуары ну точно крышу не сносят.

Что зацепило. Рыбаков много пишет о своей сестре Рае, которую списал точь-в-точь в Варю в "Детях Арбата". Самый яркий, самостоятельный, с любовью сделанный персонаж. Рыбаков работал разнорабочим, а сестра в тот период блистала, была очень красивая, ходила по "Метрополю" и проч. ( ну у Вари в период знакомства с бильярдистом). В трилогии выписана история несостоявшейся и нереализованной любви на расстоянии между Сашей ( который Рыбаков) и Варей ( которая его сестра Рая). Целомудренный Рыбаков редуцирует почти напрочь эротическое влечение, а дарует влюбленным совместную быструю смерть на войне. Честно пишет в воспоминаниях, что Рая с ее характером стала начальницей, ее не терпели за властность и строгий нрав, скурвилась и умерла в старости и в одиночестве.

А в романе простоватый и честный Рыбаков таки заговорил прошлое, свел себя и сестру в точке молодости и драмы и вот так славно вывел катарсис. Для меня после прочтения мемуаров линия Саши-Вари стала восприниматься несколько по-другому. Трогательно.





  Подписка

Количество подписчиков: 44

⇑ Наверх