| |
| Статья написана 24 февраля 2016 г. 07:50 |
Лет пятнадцать назад в археологической экспедиции наискосок просмотрел пару маленьких по объему покетбуков Довлатова. "Зона" там точно была, совершенно точно Записные книжки ( "Соло") и еще что-то. Посмеялся над анекдотами ("Где пепел, там и алмаз" и проч.). Недавняя полемика по поводу высказываний Быкова прямо сподвигла прочитать четырехтомник в электронном виде. Читается очень легко и бодренько. Быков по существу совершенно прав и куча претензий к нему в части того, что он завидует таланту Довлатова, несообразны. Они несопоставимы по уровню литературных задач, одаренности и проч. Собственно, сам Довлатов вполне себе осознавал степень и рамки своего таланта, о чем спокойно и писал. У Золя в "Творчестве" есть одаренный сверх всякой меры ценитель искусства, который именно в силу большой одаренности не смог сам создать что-то выдающееся, очень ценил искусство других ( суицидом закончилось). Довлатов для меня в первую очередь журналист с чувством юмора, который, однако, ценил и ставил выше, не фельетонистов и сатириков, а авторов американской школы. Эстетика анекдота, умение словить смешное. Для меня — он в одном ряду с Покровским и отчасти Конецким, Веллером( в большей части его творчества), Белоиван и еврейскими вещами Рубиной ( "Вот идет Мессия", "Синдикат"). Это достаточно душевная биографическая проза с подтекстом, при правильной организации формы обладающей коммерческим потенциалом. Довлатов умел немногое, немного и написал. Лучшим, вероятно, является "Компромисс", который и был экранизирован адекватно Говорухиным ( приятное ретро, узнаваемые типажи и смешные истории с неплохим рассказчиком). Вошедшие в четырехтомник журналистские статьи "Нового американца", а также пару лекций о русской литературе ( "Толстой был гениален, но под старость профукал талант", "Гоголь одарен, но перед смертью написал реакционные "Избранные места" и проч.) очень посредственны и общее место. Попытки написать что-то несмешное — в "Зоне". Сборник очерков, из которых таки запоминается опять комичный — про постановку пьесы с Лениным. Довлатов разумно указывает на то, что ранее глазами вохровца ничего не создавалось и имеются перекосы в изображении зэков либо зверьми либо страдальцами. Организовать богатый материал в роман уровня "В круге первом" или хотя бы "Детей Арбата" ну напрочь не смог, не умел писать что-то отличное от набросков или очерков. Прилепин вон не был на Соловках, а его "Обитель" мне видится позначительный в художественном плане, чем "Зона" с "Заповедником" Быков совершенно не против Довлатова, а недоумевает относительно его культа и места в условном пантеоне. Вопрос иерархий всегда очень болезненный ( у каждого своя шкала ценностей), но для меня в общем тоже очевидно, что Довлатов не в одном ряду по дарованию и результатам с Трифоновым и Маканиным ( навскидку). Так что Быков может и иззавидовался и "пусть на себя посмотрит" ( последние его романы откровенно плохи, первым признаю), а по существу высказывания он прав.
|
| | |
| Статья написана 23 февраля 2016 г. 18:10 |
Во время глажки глянул пару серий очень уважаемой "Ликвидации", после которой Урсуляк с его вполне себе камерной музой увяз по самые уши в сериалах. Правила игры несколько иные нежели у "Человека в высоком замке", а такой абсурд сюжетообразования. Пару лет после войны есть какой-то Центр фашистского подполья, а независимо от него подрывную деятельность в Одессе ведет совершенный Мориарти. Нацисты и бандиты решили отомстить Жукову за его достижения и "подставить " его путем устройства восстания. Ну такой бред, что хоть свет туши. Я вот не читал "Час волка" МакКаммона, но рецензия на обложке была такая:"Оборотень-коммандос борется против Третьего Рейха". Вот и в "Ликвидации". Еще и дуэт Пореченкова с Агуреевой показался сносным, но уж так неорганичен в "Исаеве". За каким бесом там персонаж Басилашвили? В общем, при просмотре мозг решительно вопиет.
|
| | |
| Статья написана 21 января 2016 г. 09:24 |
Прочитал во время поездок работа-дом книгу воспоминаний Анатолия Рыбакова. Классический пример беллетриста: цельного, без метаний и простоватого идейно. Кто читал его романы, отметит схожесть манеры изложения. Редкий пример освоения биографического материала — абсолютная судьба и сценки Саши Панкратова, Шарок именно в таком виде и с таким наименованием ему и встречался, прямое перенесения сценок и персонажей в книги. Ни шага в сторону, никакой фантастики, Внимание к деталям и мелочам быта. Еще Рыбаков оказался очень самолюбивым, без иронии и ровное отношение к его прозе Трифонова и Бродского объясняет исключительно личными причинами. Много в книге и всякой ерунды о Горбачеве, Сталине и проч. Мемуары ну точно крышу не сносят. Что зацепило. Рыбаков много пишет о своей сестре Рае, которую списал точь-в-точь в Варю в "Детях Арбата". Самый яркий, самостоятельный, с любовью сделанный персонаж. Рыбаков работал разнорабочим, а сестра в тот период блистала, была очень красивая, ходила по "Метрополю" и проч. ( ну у Вари в период знакомства с бильярдистом). В трилогии выписана история несостоявшейся и нереализованной любви на расстоянии между Сашей ( который Рыбаков) и Варей ( которая его сестра Рая). Целомудренный Рыбаков редуцирует почти напрочь эротическое влечение, а дарует влюбленным совместную быструю смерть на войне. Честно пишет в воспоминаниях, что Рая с ее характером стала начальницей, ее не терпели за властность и строгий нрав, скурвилась и умерла в старости и в одиночестве. А в романе простоватый и честный Рыбаков таки заговорил прошлое, свел себя и сестру в точке молодости и драмы и вот так славно вывел катарсис. Для меня после прочтения мемуаров линия Саши-Вари стала восприниматься несколько по-другому. Трогательно.
|
| | |
| Статья написана 5 января 2016 г. 09:14 |
Книг прочитал почти в два раза меньше, чем годом ранее, виной чему исключительно сериалы, на которые то же время и уходит. Занятно что лучшая книга прочитана именно 31 декабря. Вот те, что понравились Бэнвилл. Неприкасаемый. Британский психологический роман от лица гея-шпиона. Очень британская манера, сложная система морали, блистательный стиль. Любопытна для сравнения с "Призраком проститутки" Мейлера. Бэнвиллу и без того премий некуда девать, заслужил и самую звучную. Робертсон Дэвис. Лира Орфея. Третий том корнишонской трилогии, разудалые юморески на тему постановки спектакля разрисованными марионетками. Некоторым образом, Пратчетт для богатых. Очень много от Нормана Дугласа в авторской манере. Смешно. Басинский П. Лев в тень Льва. Третья тоже книжка из цикла про Льва Толстого и его семью. Второй том — про о.Иоанна Кронштадтского — слабее. В этой же книге много от лица как бы живых Розенкранцев и Гильдестернов. Басинский дал индивидуальность детям "настоящего Льва" и эффектно выписал внутрисемейные страсти. Зорич А. Карл, герцог. Путаная с излишними мистическими мотивами авторская арабеска на вполне себе исторические темы. Слог — выше всяких похвал, хотя и много мата. Необычная оптика и манера изложения в виде мозаики. Автор ( собственно, их два) достаточно маргинален, пишет в том числе и "боевую фантастику" и протчую муть. Откуда что берется? Карл совершенно мало на что похож и удивляет. Анчаров М. Самшитовый лес. Прием отстранения, отказ от психологизма и рефлексии сработал на все сто. Получился дивный центральный персонаж с незамутненным сердцем. Лиричная вещь, из которой вышел "Очаг на башне" Рыбакова процентов на семьдесят. Кинг С. Возрождение. Наконец-то без оговорок Кинг выдал удачный интересный незатянутый(!) и достаточно страшный роман. Все в нем хорошо, включая композицию, финал и авторский самоконтроль. На фоне колоссов последних лет внушает надежду, что два-три выдающихся романа Кинг еще может и написать. Б. Парамонов. МЖ. Открытие года в плане литературной публицистики. Очень напоминает манерой Эткинда, провокативно и мотивированно. Умеет писать как его противники ( много их) даже и не мечтают. Эткинд А. Толкование путешествий. Формально объединенные по принципу культурного влияния Америки и России друг на друга эссе затрагивают куда как более широкий круг тем. Большой молодец, но начинается халтурка с изданием его книг как у Быкова. Об этом ниже. Грей А. Ланарк. Сочный сновидческий роман кафкианского условно направления. Главная прелесть такого рода произведений — умение проникнуться стилем фантазий и их направленностью. У меня это получилось, греевские зарисовки показались забавными. Реалистическая часть, правда, заурядная, но, судя по отзывам, многим только она и понравилась. Точинов В. Остров без сокровищ. Ревизионистская забавная публицистика на темы классического романа Стивенсона. Совершеннейшая "суворовщина" в методологическом плане, но забавно и занятно. Автор там еще и эпилог к роману как бы написал — и тоже занятный. А вот разочарования Мамлеев Ю. "Шатуны". Откровенная мерзость, так что бросил страниц после пятидесяти. Звучное имя, на него и купился. Непонятно, зачем. Юзефович Л. "Зимняя дорога". Ждешь от Л.А. книгу годами, а выходит тусклая публицистика среднего уровня, совершенно несопоставимая с талантом автора. Жду теперь художественной прозы. Вале, Шеваль "Розанна". Дебютный роман из серии про Мартина Бека вышел провальным. Абсолютный совок по манере изложения и уйме сил, потраченных на ловлю маниака Эко У. "Нулевой номер". Тоже все очень плохо. Излишний куцый самоповтор "Маятника Фуко". Всегда полагал, что Эко заслуживает Нобелевку, но его последние романы скорее затеняют блеск дебютных. Байетт А. Обладать. Тоже книжку долго искал, а по факту нашел ее затянутой, малоэмоциональной, совершенно сальеристской. Пелевин В. Любовь к трем цукербринам. На этой книжке и завершил свое ознакомление с текущей деятельностью нежно любимого В.О. "Смотритель" уже мимо меня. Не готов искать в откровенно плохой публицистике второе дно и высший смысл, а также выуживать из навозной кучи афоризмы. Иванов А. Ненастье. Роман не провальный, но сильно уступает двум о современности. Бытописание нравов братков девяностых, синопсис для экранизации и тотальный авторский контроль за материалом. Эллрой Д. "Город греха". Вторая попытка пробиться сквозь "стокатто" звучного Эллроя, у которого ужас просто как дело обстоит с чувством меры. Эякуляция в глазницы еще не самое неудачное. Сквозь нагромождение нелепости просматривается достаточно удачный каркас сюжета, который в других руках мог бы стать основой хорошей книги. Эткинд А. Мир мог быть другим. Прекрасный Эткинд издал небольшую биографию Буллита, скомпоновав в нее два ранее опубликованных и достойных эссе, одно из которых ( про Булгаковские связи) и является самой занятной частью книги. Это не новая работа , а компиляция старых. В свое время массово издавали компиляции статей Дм.Быкова — похоже здесь та же продажа лежалого товара в новой упаковке. Перес-Реверте А Танго старой гвардии. Славный испанец исписался совершенно и в аргентинской приторной патоке потерял и шахматную тему и собственно танго. Всегда был мелодрамщиком, но здесь проблемы с юмором и самоиронией фатальны.
|
| | |
| Статья написана 5 января 2016 г. 08:29 |
В двух словах. Сериалов смотрел избыточно много, а фильмов — мало как никогда. Вот что понравилось однозначно. "Зильс-Мария". Наверное лучший фильм Ассайаса про "кризис среднего возраста". Там хороша не только Бинош, которую режиссер снимает не переставая в своих фильмах, но даже и всеми до этого нелюбимая Кристен Стюарт. Да даже и чудовищная по сути Хлоя Грейс Мориц здесь к месту и вполне себе. "Левиафан". Соглашаясь с критикой отдельных сюжетных невнятиц ( смерть Лядовой в том числе), фильм все же отмечу. Цельный, без суеты, крепко сделанный фильм-высказывание с прекрасным Мадяновым прежде всего. "Остановился поезд". Как-то поздно посмотрел этот фильм Абдрашитова, который сейчас кажется мне лучшим в его фильмографии. Нервный Борисов в одиозной поначалу роли всем надоедающего следователя по сути становится кем-то вроде Вечеровского и противостоит уже всемству. Фильм много больше чем диагноз советской системе и не этим в первую очередь интересен. Дедвуд. Великий разговорный сериал, главным украшением которого являются диалоги и Макшейн. Напутано много всего, персонажи мельтешат, сиськи набок. Мужской сериал, чего уж там. Перевод Сербина очень украшает. Прослушка. Еще один великий сериал. Сезоны откровенно неравнозначны, последний так и вовсе проходной и тоже триумф языка, черного юмора. Тут как раз социальные срезы определяют тон не в меньшей степени чем криминальная линия ( основная). Опять Сербин. Во все тяжкие. Первый сезон я недосмотрел после половины в прошлом году, ну а в этом почитал отзывы, преодолел себя и таки осилил. Третий и пятый сезоны — выдающиеся, второй и четвертый им заметно уступают, а первый — камень на пути к просмотру сериала. Достоинства "Во все тяжкие" повторять незачем, отдельные сцены — на высочайшем уровне, но воды ( с болезнями и внутрисемейными склоками) на пять сезонов очень много. В эмоциональном плане все там хорошо, но этот сериал куда как более продюсерский и "сделанный" нежели перфекционистский "Дедвуд", например. По ту сторону тени. Изумительно закрученный британский криминальный мини-сериал на один сезон. Там уйма ярких персонажей второго плана и солирует великий Стивен Ри. Сюжетный узор и тасовка персонажей — на высочайшем уровне. Ганнибал-2. Именно второй сезон произвел впечатление визуальными изысками от режиссера и его обстановкой гомосексуальной истории в форме чуть ли не "Любовного настроения". Еще и несостоявшиеся любовники — один псих, а другой маньяк. Первый сезон несколько избыточен с маньяками и их плотностью на квадратный метр, третий — совершенно провальный. Карточный домик. Все там хорошо, тоже выходит за пределы как бы политической сатиры на нравы. Спейси — ну совершенный Сатана и занятно смотреть именно его влияние на окружающих. В третьем сезоне — дивный Путин. Гоморра ( сериал). Представительствует по разряду неанглоязычных сериалов. Авторский со стилем криминальный сериал, в котором мелкий бес разрушил империю. Продолжения жду.
|
|
|