Джон Стиц Похищение


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Джон Стиц "Похищение Манхэттена": действуй, думать будем потом
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джон Стиц «Похищение Манхэттена»: действуй, думать будем потом

Статья написана 28 февраля 2016 г. 05:00

Очень странное произведение. Если бы читала в подростковом возрасте, то, конечно. за увлекательным действием не заметила бы странных и довольно жутких деталей. А прочитала сейчас и даже поежилась: неужели мы настолько по-разному думаем? Если решите прочитать роман Джона Стица «Похищение Манхэттена», то лучше отключите мозг. А то задумаетесь и... не сможете читать или смотреть очередное творение из-за океана. А не хотелось бы, написано то неплохо.

Джон Стиц «Похищение Манхэттена»»
Джон Стиц «Похищение Манхэттена»»

До самой последней страницы я не знала, как относиться к этому роману. Признаться, и до сих пор не знаю, как его воспринимать: как боевик с традиционными героями из народа, спасающими мир, или как  пародию на все подобные боевики вместе взятые. Я, со своей приверженностью принципам типа «семь раз отмерь, один отрежь» и «сначала думай, потом делай»,  просто не могу серьезно воспринимать все, что по сюжету должно восхищать и привлекать читателя.

Помните замечательный классический роман Карсака «Робинзоны Космоса», когда некая космическая катастрофа вырывает из Земли целый кусок и переносит его на другую планету? Там главные герои французы — приверженцы социалистических и демократических идеалов, равенства и братства, которые стоят в новом мире новое общество, отбросив все предрассудки старого, мирно уживаясь с аборигенами. Так вот, «Похищение Манхэттена»- американский вариант этой истории со всеми вытекающими из слова «американский» последствиями.

Взять хотя бы тот факт, что некая неназванная катастрофа автора не устраивает. Зло должно быть персонифицировано и материально. Как злобные инопланетяне, которые грубо вырывают кусок славного города Нью-Йорка из Земли вместе со  всеми обитателями и помещают его под купол в свой космический корабль, где под такими же куполами в своих городах томятся самые разные обитатели Вселенной. Форменное безобразие. Нарушены все,  обеспеченные конституцией США свободы, а  такое чудовищное преступление должно быть строго наказано.

Далее действие соответствует всем стандартам жанра. Сначала катастрофа — кровь, смерти, разрушения, разлученные семьи, шок, страх и прочее. Затем немногие замечательные представители американского народа берут дело в свои руки. Это, как понимаете, настоящие американцы, приверженцы свобод и демократии, которые решительны, смелы и находчивы, причем находчивы настолько, что с легкостью решают проблемы, которые представители других рас, попавших на инопланетный корабль,  даже и не пытались решать.  Естественно, решительно и бескомпромиссно поставленная цель — спасение мира —  достигается, все ликуют, над героями-жертвами проливается скупая слеза и поется гимн мужеству американцев, которые все, как один и прочее, прочее, прочее. Ах, да, вишенка на торт —  маленькие семейные драмы и обязательный религиозный фанатик.

Вот тут и начались мои мучения с классификацией этого романа. Не можем же мы быть столь различны, еще более чем люди и инопланетяне, чтобы настолько по-разному понимать сочетание «разумные действия». Поскольку все действия героев с точки зрения любого разумного обитателя Земли выглядят странно и безответственно.

Похищение Манхэттена
Похищение Манхэттена

В основе этих действий — очень простые принципы. «Американец всегда прав, потому что он —  американец». «Сначала действуй, потом думай» и «Сначала убьем, потом узнаем кого(за что не важно, потому что это — не американец)».

Исходя из этих принципов, герои совершают какие-то суетливые и нелогичные действия: много бегают, взрывают, угрожают, шантажируют, постоянно рискуют жизнями других обитателей корабля, естественно, их не спросив, поскольку они — не американцы и даже не люди, что сразу ставит под сомнение их разумность, компетентность и дееспособность. Причем, когда действия только ухудшают положение вещей, это нисколько не смущает наших героев. За одной необоснованной гипотезой тут же следует другая, влекущая следующий каскад бесполезных усилий. А всего — то  надо было хорошо подумать, собрать, сопоставить и проанализировать факты, поговорить с окружающими и выслушать их мнение. Но... американский богатырь(впрочем, как и русский или другой какой национальности) так не ходит.

Вот и решайте, как к этому относиться. Можно, конечно, прочитать, похихикать и забыть. Но у меня, почему то остался неприятный осадок. Если автор писал серьезно и все так и есть, то становится просто жутко, от того, что такое мышление считается нормой у граждан самой могучей(чего уж там) страны. Если как к пародии, то жутко не менее: любая пародия — доведенное до абсурда отображение реальности. Кстати, там в финале есть маленький эпизод, достаточно показательный: герои вспоминают погибшего(одного!) товарища. Почтим память героя, отдавшего жизнь... Ах, да, ему там помогали инопланетяне(десятки!), которые тоже погибли. Но они не считаются, потому что они — не американцы.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





277
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 февраля 2016 г. 09:13
Мне показалось, что к этому роману нужно отнестись проще — как к фантастике 30-40 годов. Автор особо не задумывается что герои должны сделать. Они делают просто потому что могут, а не затем что надо.
Ещё, я подозреваю, роман был написан «вслепую» (особый приём построения сюжета, когда сам автор не планирует весь замысел изначально, а совершает различные повороты событий спонтанно).
P.S. обложка книги в статье подписана неверно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 февраля 2016 г. 09:26
Но роман то написан в 90-е. Действительно. впечатление непродуманности есть, особенно в последней части, где герои придумывают разные способы уничтожить робота. Давайте кинем в нег что-нибудь... А давайте посветим на него лазером. А давайте подумаем. Но это не нам.
Больше всего это напоминает боевики с героем из народа, спасающим мир, где логика, вообще, не имеет смысла, приправленные пафосным патриотизмом. Потому и картинка из «Дня независимости».
Поправила. Спасибо.


⇑ Наверх