Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 февраля 2016 г. 05:00

Очень странное произведение. Если бы читала в подростковом возрасте, то, конечно. за увлекательным действием не заметила бы странных и довольно жутких деталей. А прочитала сейчас и даже поежилась: неужели мы настолько по-разному думаем? Если решите прочитать роман Джона Стица "Похищение Манхэттена", то лучше отключите мозг. А то задумаетесь и... не сможете читать или смотреть очередное творение из-за океана. А не хотелось бы, написано то неплохо.


Джон Стиц "Похищение Манхэттена""
Джон Стиц "Похищение Манхэттена""


До самой последней страницы я не знала, как относиться к этому роману. Признаться, и до сих пор не знаю, как его воспринимать: как боевик с традиционными героями из народа, спасающими мир, или как пародию на все подобные боевики вместе взятые. Я, со своей приверженностью принципам типа "семь раз отмерь, один отрежь" и "сначала думай, потом делай", просто не могу серьезно воспринимать все, что по сюжету должно восхищать и привлекать читателя.

Помните замечательный классический роман Карсака "Робинзоны Космоса", когда некая космическая катастрофа вырывает из Земли целый кусок и переносит его на другую планету? Там главные герои французы — приверженцы социалистических и демократических идеалов, равенства и братства, которые стоят в новом мире новое общество, отбросив все предрассудки старого, мирно уживаясь с аборигенами. Так вот, "Похищение Манхэттена"- американский вариант этой истории со всеми вытекающими из слова "американский" последствиями.

Взять хотя бы тот факт, что некая неназванная катастрофа автора не устраивает. Зло должно быть персонифицировано и материально. Как злобные инопланетяне, которые грубо вырывают кусок славного города Нью-Йорка из Земли вместе со всеми обитателями и помещают его под купол в свой космический корабль, где под такими же куполами в своих городах томятся самые разные обитатели Вселенной. Форменное безобразие. Нарушены все, обеспеченные конституцией США свободы, а такое чудовищное преступление должно быть строго наказано.

Далее действие соответствует всем стандартам жанра. Сначала катастрофа — кровь, смерти, разрушения, разлученные семьи, шок, страх и прочее. Затем немногие замечательные представители американского народа берут дело в свои руки. Это, как понимаете, настоящие американцы, приверженцы свобод и демократии, которые решительны, смелы и находчивы, причем находчивы настолько, что с легкостью решают проблемы, которые представители других рас, попавших на инопланетный корабль, даже и не пытались решать. Естественно, решительно и бескомпромиссно поставленная цель — спасение мира — достигается, все ликуют, над героями-жертвами проливается скупая слеза и поется гимн мужеству американцев, которые все, как один и прочее, прочее, прочее. Ах, да, вишенка на торт — маленькие семейные драмы и обязательный религиозный фанатик.

Вот тут и начались мои мучения с классификацией этого романа. Не можем же мы быть столь различны, еще более чем люди и инопланетяне, чтобы настолько по-разному понимать сочетание "разумные действия". Поскольку все действия героев с точки зрения любого разумного обитателя Земли выглядят странно и безответственно.

Похищение Манхэттена
Похищение Манхэттена

В основе этих действий — очень простые принципы. "Американец всегда прав, потому что он — американец". "Сначала действуй, потом думай" и "Сначала убьем, потом узнаем кого(за что не важно, потому что это — не американец)".

Исходя из этих принципов, герои совершают какие-то суетливые и нелогичные действия: много бегают, взрывают, угрожают, шантажируют, постоянно рискуют жизнями других обитателей корабля, естественно, их не спросив, поскольку они — не американцы и даже не люди, что сразу ставит под сомнение их разумность, компетентность и дееспособность. Причем, когда действия только ухудшают положение вещей, это нисколько не смущает наших героев. За одной необоснованной гипотезой тут же следует другая, влекущая следующий каскад бесполезных усилий. А всего — то надо было хорошо подумать, собрать, сопоставить и проанализировать факты, поговорить с окружающими и выслушать их мнение. Но... американский богатырь(впрочем, как и русский или другой какой национальности) так не ходит.

Вот и решайте, как к этому относиться. Можно, конечно, прочитать, похихикать и забыть. Но у меня, почему то остался неприятный осадок. Если автор писал серьезно и все так и есть, то становится просто жутко, от того, что такое мышление считается нормой у граждан самой могучей(чего уж там) страны. Если как к пародии, то жутко не менее: любая пародия — доведенное до абсурда отображение реальности. Кстати, там в финале есть маленький эпизод, достаточно показательный: герои вспоминают погибшего(одного!) товарища. Почтим память героя, отдавшего жизнь... Ах, да, ему там помогали инопланетяне(десятки!), которые тоже погибли. Но они не считаются, потому что они — не американцы.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 27 февраля 2016 г. 05:24

Не знаю, с чего бы Дэниела Абрахама после вполне себе запоминающегося самобытного цикла "Суровая расплата", который, действительно, отличался оригинальностью сюжета и идей, потянуло на бесконечный фэнтезийный сериал в духе Мартина. Тем более, первый роман цикла "Кинжал и монета" воспринимается исключительно, как очень долгий пролог. Что просто пугает: вдруг это что-то не меньшее, чем "Колесо времени"? Хотя, думаю, любители подобных бесконечных историй, найдут своеобразную прелесть в долгом и обстоятельном знакомстве с миром и героями. Исключительно любителям долгих Саг: Дэниел Абрахам "Путь дракона":

Дэниел Абрахам "Путь дракона"
Дэниел Абрахам "Путь дракона"


Замах на миллион... страниц. Как минимум. Так масштабно, что только на пролог — знакомство с миром и героями — уходит целый том. Даже Сандерсон со своим "Архивом Штормсвета" или Мартин с его бесконечным сериалом не могли себе подобного позволить, начиная рассказ своих историй непосредственно с действия.

Но вот в чем вопрос: оправдано ли такое долгое начало. К примеру, мы попадаем в мир, которым правила некогда могучая раса драконов. Они были так велики, что для своих дел им потребовалось сразу 13-ть рас рабов, которых они создали искусственно из обычных людей. Так появились создания с чешуей и шерстью, сверхвыносливые и утонченные, любящие жару, не боящиеся холода или чувствующие себя как дома в воде.

Представляете, какие возможности дает такое население для сюжета? Сколько всего можно придумать, используя различные свойства разных рас в плане приключений или выполнения квестов! И что же? Все персонажи, к какой бы расе они не относились, думают и поступают исключительно одинаково, так, что вопрос, кто они и как выглядят, вообще не возникает в голове читателя.

Целый пухлый том мы путешествуем из конца в конец, проходим с караваном торговцев тысячи километров, не меньше — с войском завоевателей и экспедицией ученого-самоучки. Мы посещаем и долго живем в маленьких городках и даже столицах, детально изучаем быт дворян, торговцев, банкиров, монахов и простых тружеников. Но к концу романа о самом мире знаем примерно столько же, сколько и в начале. Как произошло, что могучая империя драконов пала, оставив после себя лишь кучу развалин и старые дороги? Во что они верили, и какова была их мораль? Бывшие рабы унаследовали эти верования или изобрели нечто свое? Что они взяли от бывших хозяев, а что создали сами, отбросив искусственно навязанное им древней расой?

Может показаться, что эти вопросы не имеют к сюжету никакого отношения. Но без этого остается совершенно непонятно, почему герои поступают так или иначе, и окружающие не удивляются и не противятся их поступкам, которые кажутся порой безумными и запредельно жестокими. Почему, собственно, сам роман получает такое название, которое явно намекает, что выбранный людьми путь повторяет историю Империи разрушения и убийств драконов, но никак этого не доказывает.

Под влиянием драконов
Под влиянием драконов

С первого взгляда может показаться, что в романе огромное количество героев. Не меньше, чем у Мартина или Сандерсона. На самом деле, количество тех, кто значим для сюжета, не очень велико. Это практически всего две сюжетные линии. Первая из них рассказывает историю телохранителя Маркуса Вестера и его подопечной Ситрин. Эта линия не слишком богата на события, как и положено теме банковских операций, кредитов, депозитов, юридических документов и аудиторских проверок. Здесь много деталей, которые могут показаться скучными любителям боевиков, не меньше разговоров и размышлений. Пожалуй, самое интересное в этой истории — набор второстепенных персонажей, среди которых выделяются две таинственные личности — охранник Джардем Хейн и глава актерской труппы Мастер Кит, каждый из которых может оказаться тем самым, с кого начинается все действие, и кто далее станет ключевой фигурой основной темы — прихода в мир древней темной богини.

Вторая линия, более динамичная, связанная с заговорами, войнами и придворными интригами. Здесь всего лишь два основных персонажа — барон Доусон Каллиам и мелкий дворянин Жедер Паллиако. Последний, что называется, делает этому роману честь, поскольку обладает наиболее проработанной индивидуальностью. Персонаж противоречивый, который то внушает к себе жалость и презрение, то страх и брезгливость, но, по крайней мере, не оставляет равнодушным, "раскручивая" уже оговоренную тему Темного Божества.

Очень долгое чтение. С удручающе медленным развитием сюжета и огромным количеством ненужных сцен и информации. Какое к сюжету имеет отношение, как кормят и лечат мулов? Или какого цвета нижние юбки у героини? Или сколько за ужином она выпила стаканов пива и сколько вина, чтобы напиться в стельку? Да, никакого. Зато то, что надо для понимания характеров и событий упорно остается "за кадром". Более того, пока абсолютно непонятно, как связаны две сюжетные линии. Наверное, все это будет далее — во втором, третьем или сколько там еще запланировал автор, томах. А это был всего лишь пролог... с замахом на миллион страниц.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 24 февраля 2016 г. 02:43

Исключительно приятное чтение. Легкое, ироничное и неглупое, где за маленькими происшествиями или доброй насмешкой скрывается глубокий смысл. Написанное изумительным и богатым языком, когда не нужна Машина Времени, а лишь наполненные смыслом слова. чтобы отправиться в старый викторианский Лондон. Нет, не тот, что существовал в нашей реальности. В какой-то параллельный, замечательно наивный и ожидающий чудесного будущего, которое может подарить наука.

Роман не для всех, поскольку в нем мало действия, но много разговоров, размышлений и описаний. Он как раз подходит для романтичного весеннего настроения, поскольку содержит много надежд и обещаний лучшего будущего. Представляю, дамы и господа: Феликс Х. Пальма "Карта времени":

Феликс Х. Пальма  "Карта времени"
Феликс Х. Пальма "Карта времени"


Уважаемый читатель!

Да, да, я обращаюсь к Вам, леди и джентльмены, засыпающие со спорным трудом мистера Дарвина "Происхождением видов" под подушкой. К вам, восхищающиеся изумительным умом мистера Шерлока Холмса, и пытающиеся применить его дедуктивный метод на практике. К вам, с любопытством и восхищением читающим газетные статьи о новых археологических и географических открытиях, научных и технологических достижениях.

Чем вас еще можно удивить в наш просвещенный XIX век? Еще немного, и многовековой мрак наших городов разгонят электрические огни, люди смогут свободно передвигаться на самодвижущихся повозках, и даже небо и подводные глубины перестанут быть для нас тайной.

Но то, что я хочу предложить вам, трудно даже вообразить. Это то, с чем мы все сталкиваемся каждый день, проживая от рассвета до заката, следуя по линии своей жизни от рождения к неминуемой смерти. Порой мы не замечаем это, но часто жалеем о его потере и желаем его вернуть или даже повернуть вспять. И при всем том, что нам это так хорошо знакомо, оно остается для нас загадочным и непостижимым.

Конечно, уважаемый читатель, я говорю о Времени. Только так о нем и можно говорить: с большой буквы. Оно присутствует во всем, оно неминуемо, неуловимо и непостижимо, и делает равными самого последнего бедняка и самого знаменитого писателя, неумолимо настигая рано или поздно всех с одинаковым равнодушием природной стихии.

А если я скажу вам, что не все так безнадежно и "прошлое можно пережить не один раз и что человек может снова пройти по своим же собственным следам — благодаря машине, способной путешествовать во времени"? Будет ли для Вас это потрясением, открытием, удивительным приключением?

Если «да», то позвольте предложить вам три изумительные истории, о правдивости которых вам предстоит судить самостоятельно. В каждой будут присутствовать исторические личности и герои, не оставившие после себя явного следа во Времени, но не менее значимые для сюжета, чем знаменитый мистер Уэллс или не менее знаменитый Джек Потрошитель. В каждой будут происходить события, оставившие доказательства своей реальности в исторических хрониках, и события, с первого взгляда, незначительные, как любовь двух юных безвестных сердец.

Викторианский Лондон
Викторианский Лондон

Но вот, что удивительно, будь то личности значительные или совершенно неизвестные, события масштабные или мелкие, все они оказываются тесно взаимосвязаны и взаимодополняемы, так, что в итоге образуют могучую реку Времени. И невозможно сказать, какая из малых капель через века даст жизнь новому могучему потоку, станет той первопричиной, которая повернет реку Времени в новое, неизведанное русло.

То, что вы найдете на этих страницах, во многом зависит от того, во что вы верите. Вы считаете, что Время — нечто неизменное, от нас не зависящее, и мы лишь можем плыть по его течению по заранее определенному маршруту? Тогда вы увидите лишь мистификацию, насмешку над техническими чудесами века и его обитателями, возомнившими, что наука может решить все проблемы, подняв человека на уровень богов.

Или может вы считаете, что все в этой жизни зависит только от нас, от сотен и тысяч "да" или "нет", которые были сказаны или, наоборот, остались непроизнесенными, а река Времени — не прямой, как стрела канал, а запутанная дорога с множеством тупиков, затонов, обходных путей и даже полноценных параллельных русел? Тогда Вы найдете на этих страницах множество фактов, подтверждающих Ваше мнение и надежду на то, что где-то и когда-то совершенные Вами ошибки не случились, и Ваша личная временная линия пошла по совершенно другому руслу, более счастливому, удачливому и благополучному. И может оказаться так, что та, другая жизнь — самая настоящая, а та, в которой Вы читаете эти строки — лишь иллюзия, побочная линия на Великой Карте Времени, не имеющая никакого значения.

Пожалуй, более добавить нечего, лишь повторить вслед за автором: "Скорее приступай к чтению нашей увлекательной истории, ведь на этих страницах ты найдешь приключения, которые трудно себе даже вообразить!", поскольку "потрясения и удивительные впечатления тебе обеспечены". Удачи Вам в чтении Карты Времени, на которой, может быть, Вы отыщите и свой собственный путь.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

P.S. Просьба странная, но ситуация еще страннее. Решила поменять картинку в статье Майкла Салливана "Авемпарта". Но... На одном компьютере вижу старую картинку, а на другом — новую. Даже админам этот глюк не могу объяснить, пока сама не уясню. в чем дело. Сообщите мне, пожалуйста, какую картинку у себя видите вы: розовую башню или мрачную зеленоватую с волшебником.


Статья написана 21 февраля 2016 г. 06:24

Четвертый роман Майкла Салливана про удачливых воров Ройса и Андриана мне откровенно понравился меньше. Хотя чего было бы желать? Мы вырвались из тесного мира на морской простор, сменили декорации и получили целый набор новых героев. Текст усложнился, герои приобрели индивидуальности. Но, к сожалению, проявились и все обычные болезни современного фэнтези: много пустых и ничем не оправданных эпизодов, которые многократно увеличивают объем, но ничего не добавляют в сюжет. С учетом изложенного, представляю "Изумрудная буря":

Майкл Салливан  "Изумрудная буря"
Майкл Салливан "Изумрудная буря"


За три тома мы практически побывали во всех доступных уголках Элана: в маленьких деревушках, грязных городках, столицах десятка королевств, местной академии наук, монастырях и в древних развалинах. С учетом того, что мир не так уж и велик, становилось тесно, и была опасность, что придется нарезать круги по уже знакомым местам снова и снова.

Сюжет требовал простора, новых мест и впечатлений. А что может в этом отношении быть удачнее, чем морское путешествие, разом, в одном флаконе предоставляющее все компоненты новизны?

Податься в дальнее путешествие наших воров заставила очередная миссия по спасению Меленгара. Похоже, где-то там, на самой границе известного мира, зреет очередная опасность, способная смести последних противников Новой Империи. Однако, на руках — лишь несколько противоречивых фактов и намеков. А может это всего лишь отвлекающий маневр? Чтобы разобраться необходимо лично отправиться не куда-нибудь- в таинственный Калис, на самый край Элана, где заканчивается мир людей и начинается мир гоблинов ба ран газель.

Практические вся книга в части приключений Ройса и Андриана- описание долгого путешествия на корабле "Изумрудная буря", достаточно колоритные и подробные. Мы узнаем практически все детали управления кораблем, распорядка службы, взаимоотношений между офицерами и рядовыми матросами. Настолько подробно, что порой теряется сама интрига: кто из попавших в команду "Изумрудной бури" просто моряки, а кто служит определенным фракциям и силам из участвующих в переделе власти в Элане?

Морские приключения
Морские приключения


С моей точки зрения, получив новый фон для развития действия в виде сначала морского путешествия с его пиратами и штормами, а затем в виде посещения экзотической страны с джунглями, шаманами, провидцами, древними артефактами и всякими опасными тварями, сюжет достаточно быстро растерял приобретенные преимущества. Огромный потенциал не был реализован и ничего нового для дальнейшего развития сюжета, кроме того, что оказывается наши герои не такие уж хитроумные, непобедимые и способны по глупости совершать кучу ошибок, не узнаем.

Это обидно- сплавать за три моря и фактически ничего не узнать для дальнейшего продвижения вперед. Ни о том, что же такое Рог и для чего он нужен, ни того, какая опасность грозит миру Элана, ни даже каких то новых откровений из личных истории наших героев, необходимых для понимания и развития их характеров.

Примерно то же и с линией Аристы. Куда подевалась взрослая женщина, которая хладнокровно планировала восстание против имперцев и расправлялась с их сторонниками? Перед нами вновь неопытная девушка, более занятая личными переживаниями, чем выполнением задачи, совершающая глупые ошибки и позволяющая манипулировать собой.

Вообще в этом томе герои совершают просто-таки неприлично огромное количество ошибок, так, что начинаешь сомневаться: не подменили ли их случайно?

Еще пара не очень приятных моментов. При большом количестве драк, сражений на суше и на море, неожиданных встреч, в тексте появилось неоправданно большое количество затянутых эпизодов. Воры несколько страниц лезут на башню, со всеми подробностями, слуги что-то готовят на кухне, опять с подробностями. В результате, текст разрастается от ненужных, не имеющих к сюжету никакого отношения, деталей прямо на глазах.

Второй момент. "Похищение мечей" было вполне законченной историей, которую можно было бы прочитать и отдельно. Даже "Возвышение Нифрона" можно было прочитать, как отдельный роман из жизни Элана. "Изумрудная буря" таковой не является. Ни одна из сюжетных линий не имеет даже промежуточного финала, и ответы на накопившиеся вопросы придется искать в следующих томах. И меня искренне пугает, что история все больше грозит стать очередной бесконечной сагой, из тех, что длятся десятки лет.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


Статья написана 19 февраля 2016 г. 03:24

Третий роман Майкла Салливана о приключениях удачливых воров Ройса и Андриана получился более захватывающим. Тут сыграло роль то, что само произведение начало избавляться от подростковой непосредственности и стало более зрелым. С удовольствием продолжаю знакомить Вас: "Возвышение Нифрона":

Майкл Салливан  "Возвышение Нифрона"
Майкл Салливан "Возвышение Нифрона"


Казалось, многовековая мечта людей Элана воплотилась в жизнь: наследник, способный вновь сплотить людей и возродить "золотой век" человечества, вырвав его из трясины гражданских воин, нищеты и безграмотности, найден.

Но, как мы и предполагали, все не так однозначно. Юная Трейс, не имеющая никакого отношения к наследству старой Империи, а просто оказавшаяся в нужном месте и в нужное время, становится пленницей кучки заговорщиков, решивших воспользоваться случаем и реализовать свой многовековой план по захвату абсолютной власти в Элане. Теперь ее именем ведется война, уничтожаются последние эльфы и все, кто осмеливается просто выразить несогласие с методами новых имперцев по установлению мира и процветания.

Одним из последних очагов сопротивления, как этого и стоило ожидать, становится Меленгар. К сожалению, союзников у ершистого королевства все меньше. Сторонников приходится искать все дальше и дальше, и даже рассматривать в качестве союзника бунтаря Гонта, который, как известно, ненавидит все королевства вместе взятые, поскольку они гнусные угнетатели простого люда.

Но Гонт — единственный, кто пока независим, да еще и имеет свою армию, которая с успехом громит имперцев. Сложная миссия — переманить на свою сторону такого союзника, почти невыполнимая. Кому, как не Ройсу, Андриану и принцессе Аристе доверить такую?

Миссия, действительно, оказывается сложной, поскольку становится настоящим испытанием для всех ее участников. Каждому из них придется отказаться от чего то дорого, узнать кое-что о своем собственном прошлом и во многом пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Мир войны и разрухи
Мир войны и разрухи

Возьмем хотя бы принцессу Аристу. Из вздорной и избалованной девчонки, которую использовали в своих интересах все, кому не лень, она превращается в решительную и самостоятельную женщину, не боящуюся запачкать руки грязной работой(или магией, что значительно интересней). Или Ройс, который становится все более человечным, но от того и более уязвимым. Еще большие метаморфозы происходят с Андрианом, которые из циничного вора стремительно превращается в настоящего рыцаря-хранителя, способного вести за собой целые армии.

Такие изменения в личных историях героев пошли на пользу всему повествованию, которое до этого практические только "вытягивалось" вдаль, но не росло в других направлениях. Теперь же нечто глубокого личное и индивидуальное есть у всех главных героев, от чего они перестали выглядеть, как схематичные рисунки на обложке.

То же можно сказать и о мире. В этой части значительный объем уделен описаниям жизни обычных горожан: торговцев, ремесленников, нищих, воров, слуг в замке. Появилось множество ярких второстепенных персонажей, которые, даже быстро исчезая из действия, оставляют после себя след. Благодаря этому, яркая, но плоская, картинка стала приобретать объем и оттенки.

Все это значительно оживило сюжет и придало ему глубину, а сам роман приобрел вид более зрелого произведения, постепенно уходя от излишней упрощенности. И если раньше все знания о происходящих событий мы получали строго в нужную минуту и в строго дозированном виде из навязанного «информированного» источника, то теперь, когда у мира и героев появилась многогранность, можем уже и сами подключать воображение, чтобы угадывать за событиями признаки более масштабной Игры пока скрытых могущественных сил. И, похоже, в следующем томе нам уже не придется путешествовать по мелким грязным городкам и забытым всеми богами деревенькам, а заняться чем- то посерьёзней.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх