Ким Стэнли Робинсон 2312


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Ким Стэнли Робинсон "2312": ПОЛДЕНЬ, XXIV ВЕК
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ким Стэнли Робинсон «2312»: ПОЛДЕНЬ, XXIV ВЕК

Статья написана 30 апреля 2016 г. 04:49

Награду этом роману можно было бы дать только за позитив: за огромную, почти религиозную веру, что Человечество найдет путь решения своих проблем и сможет пробиться к звездам, взяв  с собой только хорошее и оставив позади все плохое. Эта вера столь сильна, что к финалу романа начинает пугать своей пафосностью. Но есть моменты просто замечательные. Путешествие по подземельям Меркурия, многочисленные варианты замкнутых экосистем, параллельное развитие искусственного разума с его попытками осмысления реальности... Рекомендую тем, кому понравилось «Бытие» Брина и нравятся романы Ле Гуин. Ким Стэнли Робинсон   «2312»:


Ким Стэнли Робинсон «2312»
Ким Стэнли Робинсон «2312»


Бывают такие времена, которые потом назовут переломными. Когда родилось нечто новое, кардинально изменяющее мир, и отголоски этих событий разлетаются, как волны Большого взрыва, на многие тысячелетия определяя ход истории, развитие целых народов и судьбы отдельных людей. Об этих временах будут писать многотомные научные труды, скрупулезно фиксируя каждое слово или движение ключевых фигур, анализировать поступки, а, со временем, нагромождать вымыслы, подтасовки и откровенную ложь, пока истина не скроется за сухими строчками учебников истории.

Но для живущих в эти времена — участников или просто сторонних наблюдателей — великие для потомков свершения лишь череда повседневных событий и фактов, которые, порой, терялись на фоне более важных для них лично событий жизни.

2312
2312
Вот в такое Время мы попадаем с вами. XXIV ВЕК. Еще не полдень, но уже близко к нему: человечество вырвалось за пределы Земли и, хотя это более походило первоначально на бегство с больной планеты, чем на триумф, смогло извлечь выгоду из явно проигрышной ситуации и найти новые пути решения старых проблем.

Мир стал по-настоящему многогранным: в Солнечной системе освоено практически все, что можно освоить. Человек приспособился жить даже там, где жизнь просто невозможно — на жарком Меркурии, ледяном Плутоне, на астроидах, которые проносятся через солнечную корону. Человек перестраивает планеты, спутники, кометы, изменяя среду и изменяясь сам, вмешиваясь в генетику и работу своего мозга, перекраивая свои тела, ставя смелые социальные эксперименты, создавая новые культуры и бережно оберегая старые. Он ищет и — главное! — находит новые решения старых,  как сама Вселенная, проблем. Люди как боги, стоящие на пороге нового Золотого века. Еще чуть-чуть, последняя задача — сама Земля и ее жители, упорно не желающие расставаться со своим прошлым, мифами и предрассудками.

2312
2312
Пока космические колонии изобретают, создают и идут вперед, на материнской планете все то же — голод, нищета, войны, экологические катастрофы и политические интриги. Понятно, что два этих мира не могут не столкнуться. Вопрос только в том, кто выйдет победителем.

Перед нами всего лишь небольшой отрезок из жизни ограниченного числа героев — тех самых ключевых фигур, которые изменят ход истории. Только они об этом не догадываются: просто делают то, что всегда — занимаются любимым и интересным делом, разговаривают с друзьями, влюбляются, страдают от потерь, радуются приобретениям. Живут. Но живут так  полно и заразительно, что получаемое ими удовольствие от самого процесса кругами распространяется на весь Космос, изменяя его.

Тут хочу остановиться на двух, наиболее для меня примечательных, моментах. Робинсон — один из тех редких писателей, для которых экология — не фон для развертывания сюжета, а его непосредственный участник. Причем это не однобокое восприятие — деградация природы, вымирание видов, глобальное потепление. Речь, прежде всего,  идет об экологии социума и отдельного взятого сознания, о комплексе взаимосвязей человека с ему подобными и миром в целом, о путях достижения гармонии во взаимоотношениях со всем сущим. Это лучшая часть романа — описание ЭКОЛОГИИ — ограниченных социумов и огромных планет, человеческих сообществ и отдельных личностей. Подробно, разнообразно, с множеством удачных и не удачных примеров. И среди безусловных удач — долгое путешествие двух разных и первоначально чужих людей по темным подземельям на Меркурии, когда внешнее отступает, сбрасываются маски, и остаются только два живых существа, нуждающихся в любви и понимании. Очень, очень близко по внутреннему накалу страстей к знаменитому путешествию через ледник на далекой планете Зима.

Что ж, это большое дело для писателя: не просто задать очередной вопрос «Кто виноват?», но и дать свою версию ответа на вопрос «Что делать?». И версия эта — не нравоучение, не научный или философский трактат — рассказ о жизни героев, которые идут к своей цели через обиды, ошибки, триумфы и поражения, упорно не сворачивая с пути и не изменяя себе, вовлекая в круг созидания новых людей, планеты, всю Солнечную систему. И в этом плане роман несет просто огромный заряд позитива, не вымученного, не рекламного, не пропагандистского, а вполне понятного, обоснованного и разделяемого,  как мечта о Золотом Веке понимания и уважения.

2312
2312
К сожалению, ответ Робинсона на вопрос «Что делать?» достаточно многословен, порой, сумбурен и запутан, особенно, когда сам автор не совсем четко определяет свою позицию. И тогда вполне привлекательная и хорошо проработанная линия взаимоотношений человека и искусственного интеллекта неожиданно обрывается вообще без какого-то знака препинания. Ни точки, ни запятой, ни многоточия, ни вопроса. А операция по возвращению животных и «повороту» Земли на новый путь развития отдает авантюрой, скрытой жестокостью и надменностью этих новых могучих «Людей как богов». И это сильно портит впечатление от изначального позитивного посыла.

Как портит его триумфально-пафосная концовка. ПОЛДЕНЬ XXIV ВЕКА наступает легкомысленно и карикатурно-романтично под свадебные гимны, кидание цветов, в толчее и суматохе, хороня под собой трагизм и напряжение переломного момента истории. Как низкопробная эстрада после высокой классической музыки. И тогда как то неприятно кольнуло: может он и вправду будет таким, ПОЛДЕНЬ, XXIV ВЕК?


Фото: Открытые ресурсы yandex.ru


P.S. Следующая рецензия: Карл Шредер «Синхромир»





270
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 апреля 2016 г. 09:09
Спасибо!
Как и сразу решил после выхода книги — прохожу мимо...


⇑ Наверх