Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 3 мая 2016 г. 05:00

Очень легкое, необременительное чтение, отсылающее к подростковым романам Хайнлайна, Нортон и вечным "Звездным войнам". С ясным и понятным моральными посылом и понятными героями. Без обычных в последнее время страдальцев в виде несчастных подростков-мстителей и максималистов-революционеров. Я прочитала с удовольствием, найдя прелесть даже в недостатках. Чего желаю и Вам: Карл Шредер "Синхромир":

Карл Шредер "Синхромир"
Карл Шредер "Синхромир"

Человек достиг многого: покорил Солнечную систему, планеты, спутники, создал могучую цивилизацию, совершенных роботов и многое, многое другое. Но есть граница, через которую нельзя переступить: гигантские расстояния между планетами и звездами, превращающие единую цивилизацию в набор изолированных островков, плывущих в непроглядной темноте, время, отведенное одному человеку для жизни, которое превращает все его мечты и долгосрочные планы в прах и пепел.

Но если нельзя сократить расстояние, то может, есть способ обмануть время? И такой способ находится. Не просто обязательный долгий криосон, позволяющий преодолевать время и расстояния, но полная синхронизация часов для всех 70 тысяч миров, вошедших в это странное сообщество. Все засыпают и просыпаются одновременно, так, что даже самое длинное путешествие длится всего лишь субъективную ночь, пусть и объективно проходят десятилетия и даже века, так, что каждый оказывается в знакомом для него мире — неизменном, безопасном и очень медленном Синхромире.

Так происходит со всеми, кроме семнадцатилетнего Тоби, который в результате несчастного случая проспал целых 40 тысяч лет. Странная штука время. Заснул Тоби обычным подростком, когда только-только человечество начало подумывать о выходе за границы Солнечной системы, а проснулся одним из владельцев империи, держащих Синхромир в жестких границах. Был простой, честный и наивный паренек, а стал легендарным Пророком, едва ли не Богом-императором новой

Плывущие в темноте
Плывущие в темноте
Вселенной, которого одни хотят уничтожить без следа, другие возвеличить, третьи использовать для достижения собственных целей.

И, конечно, совсем ничего не понимающего Тоби тут же вовлекают в настоящий круговорот из событий, людей, планет, культур, политических интриг. С условиями игры приходится знакомиться по ходу дела. Не то, чтобы ураган событий — не забывайте, что мы в Синхромире, где все строго по графику — но достаточно ЗАМЕТНО и ИЗМЕНЧИВО для медленно текущего личного времени.

Игры со временем, переводом часов, жонглированием годами и веками — исключительно удачная находка. Тем более, когда в эту Игру вплетается другая, та, которую Тоби когда то вел со своими братом и сестрой в виртуальном мире, изобретая культуры и проводя социальные эксперименты, а спустя тысячелетия попадает в нее в реальности.

Барсум Синхромира подозрительно напоминает Набу
Барсум Синхромира подозрительно напоминает Набу
Причем, игры эти более напоминают забавы подростков, чем взрослых людей. Без ужасов, без крови, без грязных подробностей. С ясной и простой моралью, поучительно о самых простых вещах: семье, дружбе, верности, предательстве. И даже о демократии и толерантности, как же без них в наши то дни. Герой умен, благороден и справедлив. Порой казалось, что у него, как у любого нормального джедая, припрятан где то световой меч для врагов свободы, справедливости и новой Республики.

К слову, путешествуя по Синхромиру, вы вспомните не только о "Звездных войнах". Вот зверек на плече героя — почти как у незабвенного адмирала Хонор Харрингтон. Или Мессия, который изменит мир. Что-то такое маячит знакомое... И Марс уже совершенно не Марс, а Барсум. И гигантский дворец, в котором можно затеряться. Тут же выскакивает из памяти Набу с феерической колоннадой королевских залов.

Как ни странно, эти совпадения не раздражают, а, наоборот, кажутся такими милыми и наивными, как сказочный рефрен о том, что всегда есть место новой надежде, и даже если и соблазнит кого Темная сторона силы, всегда останется путь для возвращения к Свету. И как говорится: Да прибудет с вами Сила, добрые жители Синхромира.

Фото: Открытые ресурсы yandex.ru


Статья написана 30 апреля 2016 г. 04:49

Награду этом роману можно было бы дать только за позитив: за огромную, почти религиозную веру, что Человечество найдет путь решения своих проблем и сможет пробиться к звездам, взяв с собой только хорошее и оставив позади все плохое. Эта вера столь сильна, что к финалу романа начинает пугать своей пафосностью. Но есть моменты просто замечательные. Путешествие по подземельям Меркурия, многочисленные варианты замкнутых экосистем, параллельное развитие искусственного разума с его попытками осмысления реальности... Рекомендую тем, кому понравилось "Бытие" Брина и нравятся романы Ле Гуин. Ким Стэнли Робинсон "2312":

Ким Стэнли Робинсон "2312"
Ким Стэнли Робинсон "2312"

Бывают такие времена, которые потом назовут переломными. Когда родилось нечто новое, кардинально изменяющее мир, и отголоски этих событий разлетаются, как волны Большого взрыва, на многие тысячелетия определяя ход истории, развитие целых народов и судьбы отдельных людей. Об этих временах будут писать многотомные научные труды, скрупулезно фиксируя каждое слово или движение ключевых фигур, анализировать поступки, а, со временем, нагромождать вымыслы, подтасовки и откровенную ложь, пока истина не скроется за сухими строчками учебников истории.

Но для живущих в эти времена — участников или просто сторонних наблюдателей — великие для потомков свершения лишь череда повседневных событий и фактов, которые, порой, терялись на фоне более важных для них лично событий жизни.

2312
2312
Вот в такое Время мы попадаем с вами. XXIV ВЕК. Еще не полдень, но уже близко к нему: человечество вырвалось за пределы Земли и, хотя это более походило первоначально на бегство с больной планеты, чем на триумф, смогло извлечь выгоду из явно проигрышной ситуации и найти новые пути решения старых проблем.

Мир стал по-настоящему многогранным: в Солнечной системе освоено практически все, что можно освоить. Человек приспособился жить даже там, где жизнь просто невозможно — на жарком Меркурии, ледяном Плутоне, на астроидах, которые проносятся через солнечную корону. Человек перестраивает планеты, спутники, кометы, изменяя среду и изменяясь сам, вмешиваясь в генетику и работу своего мозга, перекраивая свои тела, ставя смелые социальные эксперименты, создавая новые культуры и бережно оберегая старые. Он ищет и — главное! — находит новые решения старых, как сама Вселенная, проблем. Люди как боги, стоящие на пороге нового Золотого века. Еще чуть-чуть, последняя задача — сама Земля и ее жители, упорно не желающие расставаться со своим прошлым, мифами и предрассудками.

2312
2312
Пока космические колонии изобретают, создают и идут вперед, на материнской планете все то же — голод, нищета, войны, экологические катастрофы и политические интриги. Понятно, что два этих мира не могут не столкнуться. Вопрос только в том, кто выйдет победителем.

Перед нами всего лишь небольшой отрезок из жизни ограниченного числа героев — тех самых ключевых фигур, которые изменят ход истории. Только они об этом не догадываются: просто делают то, что всегда — занимаются любимым и интересным делом, разговаривают с друзьями, влюбляются, страдают от потерь, радуются приобретениям. Живут. Но живут так полно и заразительно, что получаемое ими удовольствие от самого процесса кругами распространяется на весь Космос, изменяя его.

Тут хочу остановиться на двух, наиболее для меня примечательных, моментах. Робинсон — один из тех редких писателей, для которых экология — не фон для развертывания сюжета, а его непосредственный участник. Причем это не однобокое восприятие — деградация природы, вымирание видов, глобальное потепление. Речь, прежде всего, идет об экологии социума и отдельного взятого сознания, о комплексе взаимосвязей человека с ему подобными и миром в целом, о путях достижения гармонии во взаимоотношениях со всем сущим. Это лучшая часть романа — описание ЭКОЛОГИИ — ограниченных социумов и огромных планет, человеческих сообществ и отдельных личностей. Подробно, разнообразно, с множеством удачных и не удачных примеров. И среди безусловных удач — долгое путешествие двух разных и первоначально чужих людей по темным подземельям на Меркурии, когда внешнее отступает, сбрасываются маски, и остаются только два живых существа, нуждающихся в любви и понимании. Очень, очень близко по внутреннему накалу страстей к знаменитому путешествию через ледник на далекой планете Зима.

Что ж, это большое дело для писателя: не просто задать очередной вопрос "Кто виноват?", но и дать свою версию ответа на вопрос "Что делать?". И версия эта — не нравоучение, не научный или философский трактат — рассказ о жизни героев, которые идут к своей цели через обиды, ошибки, триумфы и поражения, упорно не сворачивая с пути и не изменяя себе, вовлекая в круг созидания новых людей, планеты, всю Солнечную систему. И в этом плане роман несет просто огромный заряд позитива, не вымученного, не рекламного, не пропагандистского, а вполне понятного, обоснованного и разделяемого, как мечта о Золотом Веке понимания и уважения.

2312
2312
К сожалению, ответ Робинсона на вопрос "Что делать?" достаточно многословен, порой, сумбурен и запутан, особенно, когда сам автор не совсем четко определяет свою позицию. И тогда вполне привлекательная и хорошо проработанная линия взаимоотношений человека и искусственного интеллекта неожиданно обрывается вообще без какого-то знака препинания. Ни точки, ни запятой, ни многоточия, ни вопроса. А операция по возвращению животных и "повороту" Земли на новый путь развития отдает авантюрой, скрытой жестокостью и надменностью этих новых могучих "Людей как богов". И это сильно портит впечатление от изначального позитивного посыла.

Как портит его триумфально-пафосная концовка. ПОЛДЕНЬ XXIV ВЕКА наступает легкомысленно и карикатурно-романтично под свадебные гимны, кидание цветов, в толчее и суматохе, хороня под собой трагизм и напряжение переломного момента истории. Как низкопробная эстрада после высокой классической музыки. И тогда как то неприятно кольнуло: может он и вправду будет таким, ПОЛДЕНЬ, XXIV ВЕК?

Фото: Открытые ресурсы yandex.ru

P.S. Следующая рецензия: Карл Шредер "Синхромир"


Статья написана 29 апреля 2016 г. 10:51

Дорогие друзья! С наступающим вас всех праздником. Чувствую себя перед Вами неловко за большие промежутки между статьями, но была исключительно занята на работе. Постараюсь исправиться на выходные:

Ким Стэнли Робинсон "2312" — уже завтра.

Карл Шредер "Синхромир"

Маргарет Этвуд "Орикс и Коростель"

А пока порадуйтесь весне с вот этой замечательной парой. Между прочим, я стою в метре от них и забора между нами нет.

  Приятная парочка друзей
Приятная парочка друзей

Фото: Собственное


Статья написана 25 апреля 2016 г. 02:49

Меня всегда коробит, когда люди берут для них книгу явно не предназначенную и начинают ее ругать, только за то, что не нашли в ней ожидаемого. Каждому времени -свой овощ. То есть книга. Я лично не играла Warhammer. Но могу понять всех, кто находит в романах этого цикла любимых персонажей и искренне переживает за них. И это ничего не имеет общего с тем, что для меня в этой Вселенной места не нашлось. Потому, рекомендую исключительно старожилам Вселенной Warhammer 40.000: Дэн Абнетт "Пария"

Дэн Абнетт"Пария"
Дэн Абнетт"Пария"

Я десантировалась прямо посреди Вселенной Warhammer 40.000. Буквально посреди — в пространстве и времени. Не читая до этого ни единой строчки, не играя ни разу, и даже слыша о ней лишь вскользь. Так должен чувствовать себя несчастный обыватель, заснувший в своей теплой, уютной постели и проснувшийся неожиданно на поле боя, где одни непонятные чудовища упоенно кромсают других в мелкий фарш.

Нет, нет, не подумайте, что десантирование произошло насильственным или обманным путем. Меня не усыпляли, не засовывали в десантную капсулу, не выбрасывали в открытый космос на волю переменчивой судьбы. И даже не соблазняли ложными посулами. Все было добровольно, хотя я до сих пор не могу понять, зачем мне это было нужно.

Видимо, захотелось чего-то остренького после долгого, плавного путешествия по печальным волнам памяти Исигуро и многочисленных страшных сказок на ночь от Моэрса. Я самостоятельно залезла в десантную капсулу, чтобы очнуться от грез и философских размышлений рядом с юной шпионкой Елизаветой Биквин посреди неприятного города Королева Мэб в опасной и полной для меня неразрешимых загадок Вселенной Warhammer.

Сразу же могу сказать, что этот смелый до отчаяния поступок был большой ошибкой, которую советую не повторять. Не надо, в поисках новых впечатлений, вторгаться в мир посреди действия. Есть множество других, более приятных способов найти новые впечатления.


Warhammer 40.000
Warhammer 40.000

Вместо того, чтобы наслаждаться поворотами сюжета, неожиданными подробностями всем, кроме меня, известных и понятных вещей, появлением, как я предполагаю, давно знакомых старожилам персонажей, в течение всего романа я пыталась вникнуть в сложности местной политики, разобраться с историческими фактами, постичь глубины мифологии и тонкости религиозных течений, попутно запомнив особенности применения многочисленного и разнообразного вооружения и приемов боя на пересеченной местности и в закрытых помещениях. Из-за этого пропускалось, как я подозреваю, множество нюансов, доставляющих знатокам мира истинное наслаждение.

Хочу быть справедливой. Если на минуту отвлечься от последствий совершенной ошибки, то, как боевик, роман неплох, хотя и очень традиционен. Юный неофит, попавший в центр разборок могучих сил, чье противостояние уходит корнями во времена динозавров, моментами понимающий в происходящем едва ли не столько же, сколько и я. Устрашающие монстры, оборудованные всеми доступными испорченной многочисленными играми-стрелялками фантазии средствами умерщвления и разрушения, включая паранормальные способности. Минимум диалогов и максимум действия. Бег по лабиринтам, разгадки тайн. Взрывы, огонь, фонтаны крови, паника, злость, решимость. Кончились патроны, есть бензопила. Сломалась бензопила, есть старые, добрые кулаки, которые никогда не подводят.

Где мои золотые годы, когда нормально было бегать всю ночь по серым коридорам, чтобы найти и наказать Самого Главного Плохиша за то, что он не дал мне выспаться перед работой.

Ах, жаль, так жаль ушедшие годы. Боюсь, слишком поздно для меня: не получить больше мне удовлетворения от груды порубленных в честном бою врагов или от нового, еще более смертоносного, оружия, не путешествовать мне по Вселенной Warhammer 40.000 в компании Рейвенора, Эйзенхорна и Елизаветы Биквин. Это дело молодых. Наслаждайтесь, пока можете, и Трон с Вами, юные бойцы Космодесанта и шпионы Инквизиции.

Фото: Открытые ресурсы yandex.ru

P.S. Следующая рецензия: Ким Стэнли Робинсон "2312"


Статья написана 20 апреля 2016 г. 05:20

Большая редкость, когда я, не задумываясь, ставлю книге десятку. Редкая вещь: описанная словами картина, наполненная сожалением и печалью. И при всей своей европейской мифологии очень восточная. С радостью рекомендую всем любителям интеллектуального чтения: Кадзуо Исигуро "Погребенный великан":

Кадзуо Исигуро "Погребенный великан"
Кадзуо Исигуро "Погребенный великан"


Король Артур уже несколько десятилетий спит беспробудным сном на туманном острове Авалон. А на его земле, после кровавых войн прошлого, наконец, установился мир: бритты и саксы живут бок о бок, религиозные распри не раздирают страну, не пылают деревни, не причитают вдовы и сироты. Прошлое почти забылось, только иногда потревожат кого лесные разбойники, или огры случайно забредут. Но разве можно это сравнить с ужасами кровавой бойни, когда целые деревни вырезались от малого до старого только ради отмщения?

Но только вот куда деваться от этого странного чувства сожаления, когда чувствуешь, что забылось, ушло нечто очень важное из жизни? Воспоминания приходят с отблесками кровавых закатов, легкими прядями тумана проникают в сны, призрачные лица шепчут, шепчут о минувшем, о потерях, обидах, поражениях, оставляя непроходящее чувство горечи. Жизнь почти завершена, но неужели не о чем вспомнить на самом краю окончательного забвения?

Вслед за ускользающими воспоминаниями, по дороге печали и сожаления отправляются Аксель и Беатриса. Два старика бредут по горным тропинкам и вересковым пустошам, пытаясь вновь обрести утраченное — драгоценные моменты жизни, связывающие их воедино, чтобы было, что ответить Лодочнику и на сказочно-прекрасном острове Авалон, за порогом смерти, не расставаться друг с другом.

Кажется, что в этом романе время практически застыло: один эпизод перетекает в другой, как струящийся над водной гладью туман, плавно и внешне неторопливо даже тогда, когда обнажаются мечи и разгораются жестокие споры. Но это только обман: при внешней неторопливости в романе происходит огромное количество встреч и событий: наших героев преследуют, их ожидания обманывают, они встречают эльфов, огров, дракона и множество самых разных людей, которые, как и они, живут лишь одним сегодняшним днем, потеряв среди вересковых пустошей и холодных камней свои настоящие жизни.

Сотни оттенков на картине жизни
Сотни оттенков на картине жизни

Это не история трехдневного странствия двух стариков. Это настоящая, полная образами и скрытыми смыслами поэма. Обо всем понемногу. О верности, долге и чести. О мести и отмщении. О любви, которая никогда не кончается, и идущих с ней рука об руку прощеных обидах и непрощаемых предательствах. О воспоминаниях, которые преследуют, будоражат, не дают спать, но и делают нас такими, какие мы есть — живыми. О забвении, которое одной рукой дает покой, а другой вручает сожаление об утраченном. Об одиночестве, в котором мы все делаем свои выборы и встречаем в итоге свой последний час.

Все это струится и перемешивается, окрашивается то блеклыми красками увядания, то мягкой зеленью надежды, то оттенками серой безнадежности. Полутона перетекают и расплываются, исчезая постепенно среди вязи слов.

Это более всего напоминает восточную картину тушью на рисовой бумаге: те же мягкая изысканность и простота, та же содержательность каждого, даже самого малого, штриха. Приятно, что Исигуро, переехав в Европу, не утратил этой восточной эстетики и созерцательности, а бережно сберег, пересадив на новую почву, отчего затасканная сотнями романов и фильмов история короля Артура, рыцарей круглого стола, легендарного острова Авалон и жестоких битв приобрела новый смысл и содержание.

Эта не та книга, которая легко отпускает читателя. Сомневаюсь, что она вообще может отпустить. Снова и снова возвращаешься к случайно вырвавшимся словам, инстинктивным позам или жестам, вслушиваешься в ритм, всматриваешься в тени. И крутится мысль: что бы я выбрала, если бы как Артуру пришлось решать судьбу целой страны? Или как старому рыцарю выбирать между покоем и долгом? Или как старикам — между несущей боль памятью и дарующим покой и мир забвением? Что я выбираю прямо сейчас в этой жизни, в этот самый момент, зная, что цена в итоге всегда одна — сотни, тысячи оттенков горького сожаления и одиночества?

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru

P.S. Следующая рецензия: Дэн Абнетт "Пария"





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх