Пикник на обочине и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» > "Пикник на обочине" и "Сталкер"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Пикник на обочине» и «Сталкер»

Статья написана 14 июля 2016 г. 14:17

    Сколько же копий переломано на этом фильме по этой книге!

    Что в моей жизни появилось раньше? Скорее всего фильм. Очень издавна сидят у меня в памяти эти сумасшедшие кульбиты на маленьком смешном квадратном джипе и бесконечная езда на дрезине под психоделическое позвякивание. Уж чего-чего, а «Солярис» и «Сталкера» в Советском союзе по телевидению показывали часто. Конечно, ни в шесть-семь-восемь лет, при первом просмотре я ничего не понял (да, скорее всего, терпения только до дрезины и хватило, раз уж сидит она в памяти), ни в десять-пятнадцать, при повторных. Понимать что-то начал много позже, уже много раз перечитав «Пикник на обочине», естественно, пройдя период отторжения фильма по расхожей причине — не по книге нифига! Стотыщпятьсотпервое «расследование» проводить никакого желания нет — давно ясно, что книга отдельно, фильм отдельно. Сценарий Стругацкие писали намного позже, и сами внесли то, чего в книге или не было, или показано не так сильно, как они хотели.

    

Ооо, сколько восторга было при первом прочтении «Пикника«! Возраст самый тот, героев подавай, «боевой» фантастики в СССР практически не издавали. Насколько я помню, ту истерзанную до прозрачности книжечку, прежде чем сдать в библиотеку я перечитал раза три. Понеслась, с ребятами во дворе мы много раз играли в «Зону», вытаскивая с враждебной территории детсада «хабар». Суть книги тоже постигалась постепенно (надо бы перечитать в n-ый раз, может, еще чего найду?) Редкая вещь, когда необъяснимое, чужое (а раз так — то враждебное) показано так обыденно. Вот жили обычные люди в неком провинциальном городишке и случилось Посещение. Жуть, суматоха! И дальше живут. Только некоторые стали в Зону ходить, зарабатывать этаким образом. Должен сказать, что прямо-таки боготворимый мною Станислав Лем неоднократно очень высоко отзывался о «Пикнике». И неоднократно же сетовал, что последняя часть, с Золотым шаром, все испортила, что неужто же такие замечательные авторы, как братья С., всерьез изобразили эту сказку с исполнением желаний?

    И вот братья С., возможно, даже в пику уважаемому мэтру, пишут сценарий для фильма именно по этой последней части. Золотой шар превращен в Комнату желаний; сталкер Шухарт из Рэмбо докатился до жалкого запуганного человечка; яркий, так сильно поразивший меня образ «открывашки», «говорящей отмычки», нужной, чтоб пройти Мясорубку на пути к Шару (пардон, комнате) размыт и прямо не называется. Но, повторю — книга отдельно, фильм отдельно. И фильм получился отменный.

   Сталкер, несколько раз сидевший именно за это, в очередной раз ведет в Зону двоих «желающих пожелать». Якобы есть где-то в Зоне некая «комната желаний», исполняющая самую сокровенную мечту того, кто туда зайдет. И если молчаливый Профессор серьезно и молчаливо преследует какую-то свою цель, то раздолбай-Писатель идет просто от скуки, всерьез ничего не воспринимает и болтает без умолку. Его-то Сталкер и планирует использовать как отмычку для прохождения мясорубки. Все-таки дойдя полным составом до комнаты, никто в нее так и не заходит. Писатель боится, что его сокровенное желание окажется какой-нибудь гадостью, а Профессор, и шедший-то затем, чтобы уничтожить эту комнату, «чтоб не воспользовался очередной фюрер», понимает, что сокровенное желание даже фюрера тоже будет какой-то мелкой пошлостью и никому не навредит. Ну, а Сталкеру «и так хорошо».

Разве это герой?
Разве это герой?
Ну куда ж без этого?
Ну куда ж без этого?

  Помимо основной темы фильма все-таки открытым остался вопрос — а есть ли не только эта самая «комната желаний» на самом деле, но и сама Зона? И подтверждений тому, что вообще вся Зона, полная опасностей и ловушек, существует только в воображении Сталкера в фильме множество. И сам он говорит, что Зону творят люди, приходящие в нее; и Писатель с Профессором выясняют друг у друга, что все, связанное с Зоной, они узнали у самого Сталкера; и жена Сталкера в финальной речи говорит — ну, вы уже догадались, что он блаженный. Ведь ничего сверхъестественного с героями в Зоне так и не произошло. Ну, ветер, ну, звуки. Вы что, в лесу не бывали? По развалинам лазать и так опасно, без всяких пришельцев. Пропавшие войска? Брошенная техника? Не знаю, Тарковский специально подобрал именно такую технику или взял для съемок, что дали? А то на фоне машин и тепловоза это старье бронированное. Охрана с пулеметами? Ну, да, это посерьезней, но вообще смахивает на атомную электростанцию, а стрелять начали — ну, представьте, за платформой с оборудованием, рано утром, по рельсам летит армейский джип с тремя красавцами. И преследовать не стали, потому что не на территорию поехал, а к пустырю. Но все это я так, в шутку — теория заговора;-)

Т-34-85, ЗИС-3 и БТР-152
Т-34-85, ЗИС-3 и БТР-152
Дорогая Алиса Бруновна
Дорогая Алиса Бруновна

 Очень жаль, что Профессора дублировали и вместо бархатного голоса Николая Гринько мы слышим кого-то другого
Очень жаль, что Профессора дублировали и вместо бархатного голоса Николая Гринько мы слышим кого-то другого

   Очень цельный и полный фильм. Фантастика без спецэффектов. По типу минимальности подачи приходит на память «Человек с Земли», но там вообще все только разговором и ограничивается, а тут все-таки гайки кидают в траву и лазят по дряхлым заброшенным коллекторам. Два часа нагнетается напряжение — и разговором, и действием, и музыкой, и видеорядом — и наконец герои приходят к полному взаимопониманию и молча сидят под дождем в полуразваленном бункере... Совсем невесело становится, когда рискуя жизнью (?;-)) через полосу препятствий и сомнений (а есть ли она?) добираешься до «комнаты желаний» и хочется чего-то огромного, «СЧАСТЬЯ ДЛЯ ВСЕХ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЕТ ОБИЖЕННЫМ!» (как в «Формуле любви», помните — А если кто-то не захочет жить счастливым? -- Тогда он умрет. Все желания должны исполняться) — а оказывается, что ты сам-то лишь маленький человечек, как все, и нет у тебя внутри этого самого огромного, и нечего тебе пожелать для всех, и страшно, что пусть и узнаешь-то об этом только ты сам, но выяснится, что сокровенная-то мечта твоя — только о себе самом, любимом, о своем благе — а это и правда страшно, узнать о себе такое. Так лучше сесть у дверей, посидеть, да и уйти восвояси, потому как, вдруг?

    Ну, и напоследок, самое главное, ради чего и началась эта статья.

    Страшную весть я принес в ваш дом, Надежда. Зови детей!

    Канал WGN America объявил о запуске в производство сериала по роману Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине». Режиссер блокбастеров «Тор 2: Царство тьмы» и «Терминатор: Генезис» Алан Тейлор поставит экранизацию, а на главную роль на этой неделе был утвержден Мэттью Гуд. Книгу Стругацких адаптировал Джек Паглен, на счету которого сценарии фильмов «Превосходство» и «Чужой: Завет».

    АААААААААААААААААААААААААААААА АААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА А!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    Сериал — это минимум шесть серий. 150 страниц текста «Пикника» не растянуть даже на четыре, если делать дословную экранизацию. Вывод: глядя на суперзвездные фамилии взявшихся за это дело, будет что-то навроде:

    стрельба-взрывы, хороший сталкер Рэдрик любит красавицу Гуту, ее же возжелает плохой русский сталкер Кирилл, стрельба-взрывы, плохие вояки хотят вывезти каку из Зоны, стрельба-взрывы, безумный профессор Нунан хочет вывезти каку из Зоны, стрельба-взрывы, кака лезет из Зоны, стрельба-стрельба-стрельба-бабаххх, плохой сталкер убивает хороших в каке, стрельба-взрывы, хороший сталкер убивает всех плохих сталкеров, всех плохих вояк, всех плохих профессоров, всю каку — сумасшедшая стрельба-взрывы, финальный бабах, они целуются

    Абсолютно не надеюсь, что будет что-то иное, но, когда выйдет на экраны, смотреть буду. Кто, блин, им права продал?





435
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх