Как он дышит так и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Тиань» > "Как он дышит, так и пишет..."
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Как он дышит, так и пишет...»

Статья написана 30 июля 2016 г. 17:05

Открыта библиография Булата Окуджавы. Событие! Пытаюсь что-то написать по этому поводу, перебираю его стихи и не могу сконцентрироваться — столько всего, такой океан чувств, мыслей, ассоциаций...

Есть нечто символическое в том, что именно Булат Шалвович первым из непричастных обосновался рядом с фантастами, поскольку в некоторых стихотворениях он почти подошел к границам. Самый яркий пример тому «Ночной разговор» — выраженная средствами поэзии суть магического реализма:

— Мой конь притомился, стоптались мои башмаки.
Куда же мне ехать? Скажите мне, будьте добры.
— Вдоль Красной реки, моя радость, вдоль Красной реки,
До Синей горы, моя радость, до Синей горы.

— А как мне проехать туда? Притомился мой конь.
Скажите, пожалуйста, как мне проехать туда?
— На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь,
Езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда.

— А где же тот ясный огонь? Почему не горит?
Сто лет подпираю я небо ночное плечом...
— Фонарщик был должен зажечь, да, наверное, спит,
фонарщик-то спит, моя радость... А я ни при чем.

И снова он едет один, без дороги, во тьму.
Куда же он едет, ведь ночь подступила к глазам!..
— Ты что потерял, моя радость?- кричу я ему.
И он отвечает: — Ах, если б я знал это сам...

Или «Грузинская песня», в финальных строках которой зашифрован образ Вечности — не той, что у Азимова, а той, в которой плывет вселенная, жизнь, смерть, их интуитивно искомые смыслы и рассудочно подозреваемое отсутствие оных):  

И когда заклубится закат по углам золотея,
Пусть опять и опять предо мной проплывут наяву,
Синий буйвол и белый орел и форель золотая.
А иначе зачем на земле этой вечной живу?

Или «Молитва» с Землей, которой странно, что «она еще вертится» и пронзительным:

Я знаю: Ты все умеешь, Я верую в мудрость Твою,
Как верит солдат убитый, что он проживает в раю,
Как верит каждое ухо тихим речам Твоим,
Как веруем и мы сами, не ведая, что творим!

Или «Бумажный солдатик» — сказка о детской игрушке, жаждавшей переделать мир, «чтоб был счастливым каждый», прямо как у Стругацких.

Булат Шалвович, конечно же, не фантаст, но он где-то рядом, поскольку поэт работает не только со смыслом слов, но с их ритмом, со струной, с дыханием...

Первые ласточки Фикшенлаба встали на крыло. Спасибо vbltyt и всем причастным.





661
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 июля 2016 г. 20:22
Воспользовалась столь славной оказией и глянула, что у меня есть по Окуджаве — оказалось, у него была даже статья на польском...

А уж интервью он дал... :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июля 2016 г. 20:35
Да, он был непростым, разносторонним человеком. У меня есть несколько дисков с его концертов, там не только песни, но его обращения к организаторам, к зрителям, в том числе неудовольствие высказывает. Интересно слушать.)
 


Ссылка на сообщение30 июля 2016 г. 21:14
У меня с детства (от родных, общавшихся лично) было к нему как человеку весьма негативное отношение...

Но прошло время — отношение это как-то ушло, а остались конгениальные:

Здесь птицы не поют...

Ваше благородие, госпожа Удача...

С детских лет поверил я...

И т.д. и т.п.

Настоящие народные песни — под рюмку с друзьями...
 


Ссылка на сообщение30 июля 2016 г. 21:20

цитата lena_m

Настоящие народные песни — под рюмку с друзьями...

Согласна. Стихи сами на память ложатся, как пушкинские. ... А я люблю Окуджаву-романтика: Песенка кавалергарда, Любовь и разлука, песни из Соломенной шляпки...
 


Ссылка на сообщение30 июля 2016 г. 22:02

цитата Тиань

Любовь и разлука
Да тоже в моих самых любимых, а ещё и:

До свидания, мальчики

Мы убили комара

Про Леньку Королева

и ещё множество песен...
 


Ссылка на сообщение30 июля 2016 г. 22:12

цитата lena_m

и ещё множество песен...

Ох! Весь раздел поэзии из библио можно переписать)
 


Ссылка на сообщение30 июля 2016 г. 22:24

цитата Тиань

Весь раздел поэзии из библио можно переписать
Весь, не весь, но многое...

Кстати, из-за традиций ФантЛаба (год — по первой публикации) презабавно смотрится:

https://fantlab.ru/wor...

цитата

Булат Окуджава
«Ваше благородие, госпожа Разлука...»

Другие названия: Белое солнце пустыни; Песенка Верещагина

Стихотворение, 1976 год
Для песен, наверное, логичней год указывать по первому документальному обнародованию, в данном казусе — по исполнению в фильме 1968 года...
 


Ссылка на сообщение30 июля 2016 г. 22:27
Правила требуют указывать именно год первой бумажной публикации. Мы же библиографический ресурс — о книгах, а не о фильмах, театрах, концертах и т.д.)
 


Ссылка на сообщение30 июля 2016 г. 22:39
Ну вообще говоря в библиографических-то ресурсах в ситуации, когда более-менее известный год написания-обнародования отличается (и, особенно, когда существенно) от года первой публикации, сей год тоже приводится...

А иначе: http://www.fantlab.ru/...

Надо приводить экранизацию...

А в целом работа по библиографии проведена просто ВПЕЧАТЛЯЮЩАЯ — ежли дойдут руки, может и поучаствую в ней, на первый-беглый взгляд не все статьи-публикации учтены...
 


Ссылка на сообщение30 июля 2016 г. 22:44
Год написания указывается субсииарно на усмотрение куратора, так же как год обнародования. Не обязательные реквизиты, но возможно их проставят постепенно.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2016 г. 22:58
Да, я поняла, такая работа по уточнению времени написания так-иначе ведётся...

И это очень хорошо... :-)
 


Ссылка на сообщение30 июля 2016 г. 23:07
Согласна:beer:


Ссылка на сообщение31 июля 2016 г. 00:54
Первая песня на стихи Окуджавы у меня на слуху оказалась из «Белоусского вокзала», потом уже смотрел фильм «Женя, Женечка и... « и его «Капли датского короля». И к слову, недавно или видел по телеку, или читал о том, кто подпевал ему в фильме фальцетом (смутное воспоминание). А потом- «Песня кавалергарда» из «Звезды...». И так Окуджава вошел в мою жизнь. Потом его пластинки и его бардовские песни.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 июля 2016 г. 10:20

цитата SAG

«Песня кавалергарда» из «Звезды...»

Это любимое — и песня, и фильм. Очень хотела в конце заметки вставить вот этот видеоролик
https://www.youtube.com/watch?v=W...
но не умею и не уверена, что такие ролики можно на главную, авторское право и все такое)


Ссылка на сообщение31 июля 2016 г. 15:13

цитата Тиань

в некоторых стихотворениях он почти подошел к границам

Кроме перечисленного в Вашем мини-ФвТА наверняка можно найти и ещё многое — например:

цитата

.....
Былое нельзя воротить... Выхожу я на улицу.
И вдруг замечаю: у самых Арбатских ворот
извозчик стоит, Александр Сергеич прогуливается...
Ах, нынче, наверное, что-нибудь произойдет.

В Фантлабовской классификации даже есть такой сюжетный ход — «реликты»)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 июля 2016 г. 15:19

цитата borch

Есть и ещё — например:

Точно! вовремя не вспомнила, обидно. :-( И еще есть это

цитата

Кто Вы такая? Откуда Вы?
Ах, я смешной человек.
Просто Вы дверь перепутали,
улицу, город и век.
 


Ссылка на сообщение31 июля 2016 г. 15:29

цитата Тиань

И еще есть это

А здорово было бы сделать эдакое полноценное «Фантастическое в поэзии автора» и прицепить это ФвПА))) в Прим. к био. автора! Показательно было бы показать (извините за тавтологию) что у не фантаста Окуджавы ценность его «причастности», узнаваемости нами его строк-образов, подошедших «к границам» — в разы интереснее, чем библиографии многих совр.фантастов.
 


Ссылка на сообщение31 июля 2016 г. 15:38

цитата borch

А здорово было бы сделать эдакое полноценное «Фантастическое в поэзии автора» и прицепить это ФвПА))) в Прим. к био. автора!

Да, это было бы интересно. Займусь, пожалуй.:-) За пару недель вполне реально перечитать все его стихи и выбрать подходящие.

цитата borch

у не фантаста Окуджавы ценность его «причастности», узнаваемости нами его строк-образов, подошедших «к границам» — в разы интереснее, чем библиографии многих совр.фантастов.

Так это и доказывать не надо. Узнаваемость текстов очевидна, Каждый комментатор вспоминает любимые песни целыми списками. Целые поколения в его поэтическом пространстве выросли. А современные фантасты (да и нефантасты) чаще всего просто коммерческий продукт гонят, разок читаешь с удовольствием, а больше не надо. В отличие от Окуджавы, Высоцкого, Визбора и многих-многих, которых всегда мало.:-)


⇑ Наверх