Роберт Шекли «Поединок разумов»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Остров вдалеке от континентов и цивилизации ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Вторая Марсианская Экспедиция возвращается на Землю ни с чем, ведь тайна исчезновения марсианской цивилизации так и не раскрыта. Но никто и не догадывается, что главная «причина» исчезновения проникла на планету Земля, и эту причину зовут… Квиддик. И теперь землянам не поздоровится, ведь у Квиддика есть ВЕЛИКАЯ ЦЕЛЬ, которую он должен выполнить во чтобы то ни стало…
Приземлившись на поверхность Марса на недолгий период, астронавты даже и не догадывались, что к ним на борт проберётся маленькое разумное существо, имея свои собственные глобальные цели по возвращению на Землю.
Входит в:
— журнал «Galaxy Magazine, February 1960», 1960 г.
— сборник «Осколки пространства», 1962 г.
— антологию «Galaxy 14», 1970 г.
— журнал «Иностранная литература №07, 1987», 1987 г.
— антологию «Невероятный мир», 1989 г.
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18/2. Американская фантастическая проза», 1990 г.
— сборник «The Collected Short Fiction of Robert Sheckley: Book Three», 1991 г.
— антологию «Поединок разумов», 1991 г.
— антологию «Вторжение», 1992 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Лучшее время года», 2017 г.
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1987 // Переводное произведение (повесть) |
- /языки:
- русский (25), английский (2), немецкий (1)
- /тип:
- книги (25), периодика (2), аудиокниги (1)
- /перевод:
- В. Скороденко (24), Т. Шлюк (1), В. Эрнстинг (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Gluckar, 8 февраля 2023 г.
Приятный, достойный перечитывания рассказ из эпохи классической НФ. Но, не буду скрывать, приятный главным образом из ностальгии.
При перечитывании его нынешним взглядом — видишь, что автор в открытую подыгрывает персонажам. Те проявляют прямо-таки невероятную сообразительность, по поведению животных на острове догадавшись, что ими управляет телепатически букашка из космоса, укусившая их. Собственно сюжет рассказа представляет противостояние кладоискателей — и пытающегося захватить власть над всей биосферой Земли инопланетного таракана.
Собственно тут есть целый ряд даже не ляпов, а вещей, к которым избалованный современной сложной фантастикой читатель может легко прицепиться.
1) те же радиопеленгаторы;
2) чудесная случайность с грозой;
3) полная наивность Квидака, который в самом начале непонятно зачем выпендривался с крысиными атаками, а позже при захвате Икинса даже не попытался скрыть этот захват, хотя ему предоставлялась великолепная возможность для интриги.
Подмеченные jolly-fellow проблемы в принципе ещё можно как-то решить. Так, например, на Марсе не было водоёмов, поэтому Квидак мог быть не готов к проблеме контроля над морской живностью. Возможно, что кристаллики, вводимые Квидаком под кожу заражённым субъектам, имели органическую природу и были способны размножаться. То есть если два заражённых существа совокупятся, их дети тоже сразу родятся заражёнными. В этом случае Квидаку не надо будет постоянно охотиться за тысячами ежедневно рождающихся. Также возможно, что кристаллики эти могли играть роль ретрансляторов, что решало бы проблему с неспособностью коротких волн обогнуть планету.
Вот только представить себе с чисто информационной точки зрения, как жизнь нескольких триллионов существ координируется одним-единственным тараканом — какой плотности поток информации должен каждую секунду приниматься и ретранслироваться им? — несколько сложненько. Может, Квидак всё-таки не лукавил, говоря, что сообщество отчасти добровольное? В конце концов, если бы Квидак управлял буквально всем, то и марсиане не имели бы никакого шанса вымереть.
Печально и то, что мы не узнаём практически ничего ни о происхождении Квидака — что за загадочный выбрык эволюции мог породить расу существ с такой «высшей целью» и как они делят между собою миры? — ни о последующих событиях. В рамках сатиры и постмодернизма так и рисуется вариант, где Икинс выходит из леса, крутя у виска указательным: «Ну вы и дятлы, ребята. Всё было так клёво, а вы тут нам кайфоломство устроили».
Тимолеонт, 24 июля 2023 г.
«Поединок разумов» или «Кладоискатели против пришельцев». Здесь нет ничего особо замысловатого, просто добротное приключение с элементами экшена. Крепкие настоящие мужики, которые могут и дикарями пару месяцев прожить в джунглях, и с радио обращаться умеют, и инопланетному вторженцу отпор дать. Атмосфера уединённого тропического острова с пиратскими сокровищами и всяким зверьём, атмосфера таинственной непонятной опасности, которой не даётся полного обоснуя, да оно здесь и даром не нужно — не все загадки должны быть раскрыты. В общем — прекрасное чтиво, от которого очень сложно не получить удовольствие.
god54, 6 января 2024 г.
С высоты сегодняшнего дня довольно простенький рассказ о ещё одном варианте вторжения на Землю инопланетного пришельца. Сама по себе идея довольно оригинальная, но сюжет вполне обычный, описательный с небольшой толикой приключений. Текст довольно затянут, но читается легко, юмор отсутствует напрочь. Для одноразового прочтения.
jolly-fellow, 26 июня 2018 г.
Существует классический шаблон рассказа о том, как некая группа людей попадает в закрытое пространство из которого не может сбежать, и разум одного или нескольких из них попадает под контроль сверхъестественного существа. По этому шаблону написаны сотни рассказов. Но обычно авторы используют жанр мистического триллера а Шекли использовал в этом рассказе жанр научной фантастики. И, хотя сам рассказ написан очень качественно, захватывает читателя, держит в напряжении и сохраняет интригу до самого финала, о чём ярко говорит его средняя оценка, попытка описать события в жанре НФ очень ухудшают погружение в рассказ.
Во первых, для создания захватывающей атмосферы, автор очень сильно помогает героям совершенно невообразимым количеством роялей в кустах. Главный злодей это существо, размером с большой палец, похожее на скорпиона или таракана, он настолько проворен, что обычно люди видят его только мельком, всего один раз, при этом поголовно уверены что им померещилось и сразу же забывают о нём. Его невозможно уничтожить никакими способами используемыми для дезинфекции прибывшего с Марса корабля. Поэтому ему удаётся, совершенно без проблем, добраться незамеченным с Марса аж на затерянный в Тихом океане остров где работают кладоискатели. Кроме бешенной скорости, главного злодея не смогли загрызть животные, которые его ловили, люди которые его топтали, и вообще он, кажется совершенно неуничтожимым до момента когда этого требует сюжет. Зато когда сюжет подходит к концу, злого таракана, сидящего у человека на плече, с первого выстрела, убивают из винтовки, под дождём, ночью! В этом месте сова, натягиваемая на глобус, натужно скрипит, а небоскрёбы из роялей в кустах упираются в небеса. С другой стороны главные герои мгновенно догадываются, что главный злодей контролирует своих жертв по радио, случайно настроившись на нужную частоту, случайно забирают при бегстве именно радиоприёмник и радиопеленгаторы. Кто скажет зачем кладоискателям радиопеленгаторы, да ещё целых два?
Вообще в рассказе происходит столько счастливых и несчастливых невероятных случайностей и совпадений что это не даёт воспринимать его серьёзно.
Попытка объяснить стремление главного злодея к контролю всех живых существ и сам механизм контроля с НФ точки зрения тоже не добавляет рассказу серьёзности и реализма. ГЗ заявляет, что его конечная цель это контроль всех живых существ на планете. То есть он собирается перекусать всё живое и потом его контролировать. То есть все миллиарды людей, триллионы животных, невообразимое число насекомых? А как он планирует решить проблему ежеминутного рождения новых миллиардов живых существ? Он не сотрётся своевременно кусать их всех? Я где-то читал, что для того чтобы за рождественскую ночь Санта Клаус успел обойти все дымоходы в домах где есть дети и разложить подарки он должен серьёзно превысить скорость света. Но это ерунда по сравнению с задачей для нашего злого таракана.
Ещё интересно как Его Злобное Тараканчество собирается контролировать по радио всех живых существ? Дело в том, что ультракороткие волны, по которым можно передавать наибольшее количество информации, не умеют огибать Землю и поэтому контроль в этом диапазоне ограничится считанными десятками километров, даже если Великий Таракан будет всё время сидеть на самой высокой вышке. А на средних волнах количество передаваемой информации драматически падает, его даже для передачи тормозного интернета не хватает, не то что для контроля миллиардов разумов. Про длинные волны нечего и говорить. Таракану для такой передачи понадобятся гигантские антенны и гигаватты электроэнергии. Например немцы, во время Второй Мировой войны, для связи со своими подводными лодками использовали передатчик мощностью больше 10 мегаватт. Это мощность электростанции для крупного города. Десятки антенных мачт высотой в 270 метров поддерживали антенну длиной в несколько километров. Это позволяло передавать информацию со скоростью примерно 300 бит в секунду, причём только в одну сторону, если помехи не мешали. 300 бит это всего несколько десятков букв. И ни в каком будущем эти числа невозможно уменьшить, потому что они основаны на законах природы. Для работы с определённой длиной волны нужна антенна определённого размера и определённая мощность передатчика. Но в любом случае передавать радиосигнал на всю планету невозможно. Даже на половину планеты невозможно. А ещё радиосигнал не передаётся в воде, так что я не знаю как там таракан контролировал крабов по радио под водой. И не говорите что я придираюсь. Если уж автор взялся писать в жанре НФ и всё пояснять с научной точки зрения, без магии, чудес и всего такого то нужно хотя бы немного придерживаться элементарных законов физики.
Во вторых автор никогда не стрелял из стрелкового оружия и сильно преувеличивает его точность. У него люди многократно попадают в бегущих к ним во всю прыть крыс пулями из винтовок на расстоянии в 20 метров, и в летающих в небе птиц. Про попадание в таракана из винтовки дождливой ночью с первого выстрела я уже писал.
В итоге рассказ спасает только великолепное писательское мастерство автора, сюжет по сути вторичен, а количество роялей и натяжек сильно превышает допустимые нормы.
vam-1970, 27 декабря 2021 г.
Неплохой приключенческий сюжет -предостережение — насколько случайна жизнь и смерть. На Марсе все вымерли — на Земле случайно зародилась жизнь, а принести погибель на Землю не смотря на все предосторожности, оказалось запросто. Что нас ожидает после экспедиции на Марс? Шекли вполне использовал всю свою находчивость для помощи пострадавшим героям рассказа, но это литература, а как будет на самом деле? Почти 5500000 на сегодня умерло от ковида и это безо всяких пришельцев. Это население Словакии, или Литва с Латвией обе и так далее. 2 года цивилизация не может сорганизоваться и победить пандемию. Где фантасты с их роялями в кустах?
gdedrakon, 26 января 2023 г.
О, да, это не огромные, сочащиеся слизью монстры, терроризирующие Сигурни Уивер в роли Рипли в «Чужом», не клыкастое чудище в джунглях, бахнувшее ядерным самоподрывом, когда Шварценеггер в роли спецназовца Датча победил его... Нет, это лишь маленький, незаметный паучок с Марса, знакомьтесь — Квидак! И вот уже Земля на грани порабощения. Его воле подчиняются все, до кого он дотянется — и это даже не спойлер, главное будет в экшне противостояния, бравых парнях-кладоискателях, иронии автора, динамичном стиле.
Шекли не самый мной почитаемый-читаемый автор, но некоторые его рассказы просто класс.
А даже ведь и в лучшем есть самое-самое, «best of best» — например, этот рассказ, «Поединок разумов».
Yamada, 27 июля 2021 г.
Классическая интригующая фантастика с элементами триллера, часто используемый приём в западной литературе и кинематографии. С казалось безобидной ситуации когда второстепенные персонажи не обращают внимания на мимолётное явление начинается завязка, которая с каждой строчкой развивает сюжет, а вместе с ним и напряжение. Главным же героям только со временем придётся столкнуться в полной мере с результатами этого явления, переросшего в настоящую проблему и либо представляющую угрозу для их жизней, либо ставшей угрозой глобального масштаба. Затем повествование накаляет градус до самого апогея и в момент кульминации всё заканчивается. Присущего классической литературе спада, как такового не существует, читатель пускай сам догадывается что же там могло произойти. Именно этот момент и служит поводом для создания многочисленных продолжений, которые, как показывает практика, чаще всего только обесценивают сюжет начального произведения.
В данной повести происходит борьба между человеком и инопланетным разумом, способным влиять на сознание и перестраивать его из индивидуального в коллективное. При этом всякое сознание, попавшее под власть пришельца, полностью растворяется среди других сознаний и фактически прекращает существовать самостоятельно. Человек перед пришельцем уязвим и терпит поражение за поражением до тех пор, пока не начинает понимать принцип, по которому тот действует. Как и всё гениальное этот принцип оказывается весьма простым (но до него ещё нужно было дойти) и в итоге главный герой использует его и добивается победы.
Учитывая время написания повести стоит отметить, что подобный сюжет не стал ещё классическим и не успел приесться, поэтому и ставлю произведению максимальную оценку.
Deliann, 3 ноября 2013 г.
Вторая экспедиция на Марс случайно завозит на Землю крайне юркое маленькое существо, называемое Квидаком. Создание это видит целью своего существования построение Сообщества Квидака, для чего жаждет взять под контроль как можно больше живых существ. В идеале – всех людей, зверей и птиц. Волей случая Квидак оказывается на тропическом острове в компании искателей сокровищ. Так и начинается «Поединок разумов».
Повесть хороша. Начало как в «Нечто», продолжение в духе «Мумии» или «Библиотекаря», финал представляет собой что-то среднее между «Похитителями тел» и «Кто там». Интересно, что при всех имеющихся элементах добротного триллера, история в триллер так и не превращается. Определить жанр повести иначе как фантастические приключения, я не могу. И с фильмами я текст сравниваю не зря: написано все хорошим и ярким языком.
Рекомендую всем тем, кто желает приобщиться к теме инопланетного вторжения, но не любит излишнюю жестокость и натуралистичность многих современных образцов жанра.
P.S. Моральные дилеммы, ирония и все то, за что Шекли любим и почитаем, здесь, конечно же, есть.
Нескорений, 27 апреля 2016 г.
И какой только заразы не обретается на бескрайних просторах космоса, после прочтения этой повести появляется легкое ощущение того, «как страшно жить». До колонизации Марса нам пока еще как до Луны пешком, но всё-таки периодически обращаешь внимание на небольшие сообщения в СМИ, касающиеся марсианской программы — то загадочным образом потеряли связь с марсоходом, то какие-то пирамиды и страшные рожи на фото поверхности кто-то якобы разглядел. Были американцы на Луне, аль не были — советской науке это доподлинно неизвестно, но факт в том, что вроде за собой ничего страшного не притащили, хотя может как обычно «власти скрывают...» Вот когда дело-таки дойдет до первой высадки человека на Марс, то будущим героям человечества в обязательном порядке стоит ознакомиться с повестью «Поединок разумов» и смотреть в оба, чтобы на обратном пути никакая тварь на ракету не пробралась. Хотя тварей, даже небольших, еще можно заметить невооруженным глазом, чего не скажешь об инопланетных бактериях и вирусах, которым привычные для нас средства дезинфекции могут показаться совершенно до лампочки.
Повесть состоит из двух частей, хотя справедливости ради надо сказать, что первая часть — это всего лишь небольшой пролог, основные события начинаются чуть позже. По сюжету вторая марсианская экспедиция, высадившись на красной планете, ничего интересного не нашла. Тем не менее, себе и людям на беду астронавты пробудили от спячки многие годы дремавшего аборигена, зовущего себя Квидаком. Несмотря на ничем не примечательную внешность — что-то среднее между клопом-переростком и черным скорпионом — эта тварюшка потенциально способна натворить немало бед, сочетая в себе природные инстинкты темного властелина с непреодолимой тягой «овладевать» во имя исполнения Великого Предназначения каждым встречным-поперечным от маленькой козявки до огромного слона. По какой-то причине Квидак стал у меня ассоциироваться с Планктоном из мультика про Губку-Боба, ну это наверное просто субъективные особенности восприятия.
Основное действо разворачивается на ничем не примечательном атолле Вуану, расположенном в Океании. Палящее солнце, манящие пляжи и джунгли, чадящие влажными испарениями — почти что Эдем, в пределы которого вторгся Змей-искуситель, дабы смущать наивных человеков. На Вуану работает бригада американских искателей сокровищ, которые обнаружили здесь испанское золото, именно они должны стать первым отрядом сопротивления вторжению Квидака. Персонажи прописаны достойно, это не группа бравых спецназовцев, одинаковых с лица, а компания простых американцев, каждый из них держит на родине мелкий бизнес, но не лишен романтической жилки, заставляющей пускаться в опасные авантюры, зачастую себе в убыток. Персонажи ведут себя по-разному, кто-то проявляет собранность и мужество, кто-то паникует и планирует сдаться, короче всё как в реальном мире, где героев раз два и обчелся.
Помимо прочего у повести есть хорошие задатки триллера — постепенное нарастание напряжение, герои отстреливаются, вступают врукопашную, убегают и предпринимают рискованные шаги, заставляя читателя понервничать. С динамикой здесь полный порядок — на уровне хорошего, годного боевика. Понравилось всё, кроме стремительного финала, только начинаешь ощущать нарастающий пульс кульминации, как спотыкаешься о финальную точку — это вызывает недоумение и несколько понижает общий уровень удовольствия от чтения. Ещё один интересный момент — перед чтением советую освежить в памяти события рассказа «Специалист», если помните, там говорилось о живом космическом корабле, составленном из представителей разных рас, объединившихся в единый организм. Совершив аварийную посадку на Земле, инопланетные специалисты вступают в контакт с обычным американским солдатом, дабы убедить его присоединиться к экипажу, стать частью целого коллектива и раскрыть свою специализацию.
Дуализм прослеживается в творчестве Р. Шекли довольно часто. «Поединок разумов» и «Специалист» — это разные стороны одной монеты. Автор предлагает нам сделать выбор между коллективизмом и индивидуализмом, причем если в «Специалисте» коллективный организм помечается жирным плюсом, то в «Поединке...» составное сообщество окрашено явным негативом. Главный критерий разграничения — добровольность и взаимоуважение — насильственно загонять всех подряд в рай не годится, такая система, даже если и будет реализована, то рано или поздно обречена на распад и гибель — любое потрясение и нестабильность влекут пробуждение индивидуального сознания, восстание частичек механизма. Другое дело, если все участники коллектива объединились добровольно и с песней ради сотрудничества и взаимовыгоды — здесь появляются неразрывные связи дружбы и товарищества, которые сохраняют единство и сплоченность перед лицом невзгод.
Организованное насильственное вторжение может в результате привести к двум вариантам — либо, как в «Тараканище» К.И. Чуковского сильные звери разбегутся по норам и углам, став легкой добычей агрессора, либо появится новый коллективный организм со знаком плюс, когда отдельные личности сплотятся для отражения внешней угрозы. В любом случае «когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт...» вспомним мудрое замечание И.А. Крылова. Но самое главное, что эта повесть вселяет не только страх перед будущим, но и надежду на то, что ещё не все приняли как руководство к действию принцип homo homini lupus est. Вера, отвага и готовность к самопожертвованию не раз спасала в ситуациях, когда, казалось, нет ни единого шанса, смею надеяться, так будет и впредь...
amak2508, 20 февраля 2015 г.
В свое время очень много говорили о том, что «Чудовище» Ван Вогта, это настоящий гимн человечеству — его жизнелюбию, сметливости, умению не сдаваться в любых обстоятельствах. Так вот, повесть Шекли, пусть и не такая известная, как «Чудовище», заслуживает этих лестных слов гораздо в большей степени. Ее герои — ни какие-то там гипотетические суперчеловеки будущего, а совершенно реальные люди, наши современники, которые совершают то, что, казалось бы, им совершенно не по силам — уничтожают инопланетного монстра и спасают мир. И основа этого подвига — лучшие качества, присущие человеку: мужество, жизнелюбие, сообразительность, умение сконцентрироваться в нужный момент...
В общем, вещь на все времена и для всех возрастов. И полвека назад, и сегодня, и в 14 лет, и в 60 — повесть всегда будет читаться на одном дыхании: необычная задумка, увлекательный сюжет и... очень правдоподобно. У вещицы всего лишь один минус — уже при первом прочтении она из-за своей яркости и необычности запоминается чуть ли не наизусть. И читать ее повторно, увы, уже не так интересно. Хотя гордость за свою расу все равно остается... :).
Нортон Коммандер, 30 сентября 2016 г.
Рассказ не очень понравился из-за большого количества случайностей.
Sadko007, 4 ноября 2015 г.
Обратил внимание, что этот Квидак попал на Землю в результате ряде небрежностей: и со стороны астронавтов, и охраны, и в санпропускнике. Наверное, и в этом предупреждение автора.
Рассказ динамичный, увлекательный.
pitiriman, 20 августа 2012 г.
Случайность, только случайность спасла героев рассказа. Если бы не вовремя начавшаяся гроза, то для них бы всё закончилось «слиянием». От насекомых, да еще в тропиках, не скрыться! Ещё раз человека поставила на место природа. По её прихоти мы живём, по её прихоти мы исчезнем. И нет тут никакого поединка! Случись что-то подобное, захватят нас как миленьких...
Cosmosom, 7 октября 2012 г.
Отличный рассказ!!! Просто отличный!!!! Автор смог затронуть очень много мест, ландшафтов и в космосе (ну чем Марс не ландшафт? =) ) и на Земле. Любимый герой рассказа — Дрейк. Вот уж поистине смелый человек. А еще помню, как я хохотал, просто задыхался от смеха на моменте, где героев окружили казуар, свинья и муравьед))))) Шекли просто гениален в юморе, я даже не знаю, в чем он больше гениален — в фантастике или в юморе. Я думаю, это не обязательно знать. Главное, чтобы произведение нравилось, чтобы ты мог окунуться в шкуру главных героев, прочувствовать все до мелочей.
Hirus, 24 ноября 2012 г.
Вычитал для себя пару интересных моментов. Первый, что как и всегда эти одержимые люди, которые под опасностью не соглашаются на вызов помощи, так как найдут их сокровища. Ну что сказать — люди. По-моему, они так до конца и прикидывали и взвешивали сложность ситуации и менять ли на это сокровища. Ну и второе, что как сейчас популярна мысль, в связи с массовым «планктонизмом» (когда многие люди непонятно чем занимают и что умеют кроме как пить кофе в офисе), что в ядерное убежище при случае возьмут только полезных людей =). Так и тут, одного члена экспедиции взяли при условии что он не внес полный членский взнос, но был умен и полезен.
А так да, читается интересно. Начинаешь читать ждешь совсем другого, а тут хоть какое то отступление от бластеров и межгалктических войн, все на острове, все решается лопатами. Интересно.