А Блюм От неолита до


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «С.Соболев» > А.Блюм "От неолита до главлита". История цензуры
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

А.Блюм «От неолита до главлита». История цензуры

Статья написана 18 ноября 2016 г. 09:41

Если кто-нибудь из писателей задумал бы доказывать, что свобода ему не нужна,

он уподобился бы рыбе, публично уверяющей что ей не нужна вода"

М.А. Булгаков


А.Блюм "От неолита до главлита".

СПб. Издательство имени Н. И. Новикова. 2009. 272 стр. Тир 5 т.э. 978-5-87991-078-0

Книги и журналы с работами Блюма: https://fantlab.ru/autor24349/alleditions

(несколько публикаций в Уральском следопыте в разделе "Мой друг фантастика")

.

Есть расхожее мнение, что цензура помогает творцам творить под гнётом лучше, сильнее использовать аллегории, выкрутасничать с метафорами.

Еще польза цензуры видится в том что умные мудрые специалисты будут ограничивать людей от пошлости и скабрезности

Примеры из истории показывают что всё это совсем не так. Ретивые исполнители начнут гоняться за фантомами, и стараться назапрещать как можно больше чтоб показать свою важность. В книжке Арлена Блюма кратенько рассказывается история становления цензуры в стране, она просто таки изобилует вопиющими примерами.

1701 — монахам в кельях запрещено иметь чернила и бумаги, писать разрешено только с разрешения начальства монастыря.

В 1721 году введена цензура печатных гравюр, портретов и лубочных листков.

В 1735 году за рукописную копию официальной оды Тредиаковского в честь дня коронации Анны Ионановны, посадили в острог двух священников Костромской губернии — ретивые исполнители просто не поняли латинское слово "императрикс", и на всякий случай арестовали смутьянов.

Павел I в Высочайшем повелении 1797 года предписывал вместо слова врач писать лекарь, вместо граждане — жители и обыватели, вместо отечество — государство, а слово "общество" вообще было запрещено, как и "республика".

С 1830 печатать сочинения можно только с подписью автора, анонимные публикации не допускались к печати.

В 1834 году московский митрополит Филарет жаловался Бенкендорфу на строку из Евгения Онегина

"и стая галок на крестах"

увидев в этом оскорбление святыни.

С 1837 года каждая журнальная статья рассматривалась двумя цензорами. Сверх того устанавливался контролер над цензорами.

За пропущенную крамолу цензора сажали на гауптвахту для разбирательства.

При попытке снять с себя обязанности цензора человеку грозили преследования в дальнейшей жизни.

Порой цензоры не пропускали в газеты заметки, одобренные к печати самим Николаем I.

Екатерина II на досуге писали пьесы под псевдонимом, и уже при Николае I в Симбирском театре запрещены были две ее пьесы — как пошлые и содержащие ругательные слова.

В 1847 Мусин-Пушкин, председатель СПб цензурного комитета, на собрании цензоров предложил им "совсем вывести романы в России, чтобы никто не читал романов".

1853 цензор Елагин не поверил что в Сибири ездят на собачьих упряжках и запретил книгу.

Цензор Ахматов запретил печатание учебника арифметики потому что в одной из задач помещен ряд точек — Ахматов подозревает какой-то умысел составителя.

Про советскую цензуру и так давно и все ясно, любопытны списки запретных тем, которые Главлит (основан в 1922) не пускал в печать. Списки были подекадными (по 10 дней месяца), ежемесячными и ежегодными, как циркуляры. В 1920е запрещалось публиковать статистику о безработных, беспризорниках, сведения о санитарном состоянии тюрем, сведения об экспорте зерна, о самоубийствах на почве голода, сведения о партийном составе уголовных преступников, запрещено раскрывать само существование Главлита, и — sic! — не допускать в печать заметок о ремонте Большого Театра в Москве. Это вообще каким боком??

В 1922 "Конёк-Горбунок" запрещен как порнография.

На с.112-113 цитируется переписка подкомитетов Главлита по поводу запрета двух детских сказок в коих описываются классовые противоречия в пользу буржуазии. Одна сказочка — "Курочка-Ряба", вторая — "Белочка". Судя по тому что про белочку я не помню, ее таки успешно и наглухо запретили?

Диафильм 1941 года "Галоши и мороженое" (по рассказу М.Зощенко) изъять потому что в нём родители занимаются торговлей в присутствии детей.

В монографии Л.Добровольского "Запрещенная книга в России. 1825-1904" (М., 1962) зарегистрировано 248 названий. Плюс 14 названий не позволила включить в список цензура советская.*

Для сравнения: за время существования СССР русских изданий, прошедших официальную цензуру но потом запрещенных, составляет около 5 тыс художественных произведений и десятки тысяч наименований книг общественно-политического характера.

Так как общий культурный уровень цензоров был крайне невысок (приводятся образцы записок с лютыми смысловыми ошибками), и самообразованием цензоры занимались из-под палки (в 1940е главный цензор ругает своих подчиненных за незнание краткого курса ВКП-б), то цензура в СССР работала по простейшему техническому принципу: изымались печатные издания в которых упоминались фамилии репрессированных — в любом контексте, в хвалебном, нейтральном, ругательном или просто в перечислении персонажей через запятую. Изымались даже книги, в выходных данных которых указывались типографии имени репрессированных лиц — например книга отпечатана в типографии имени Бухарина — всё, кранты, изъять. Таким образом счет шел на десятки тысяч брошюр любой разнообразной тематики.

Поэтому смешно и наивно выглядят мечты деятелей культуры о благоприятном воздействии цензуры на творчество — мол, "на оселке цензуры они оттачивали и совершенствовали своё мастерство, прибегая к эзопову языку и другим ухищрениям, цензура помогала воспитывать в читательской среде искусство метафорического чтения".

Ну да, а потом оказывается что корректор — однофамилец Берии, и весь тираж изымается.

В книжке есть немножко и про "Космическую Одиссею" Кларка (и про мировское издание 1970, и про Технику-Молодежи 1984), есть и про переписку Джорджа Оруэлла с редактором журнала "Интернациональная литература" в 1937 году — из главлита пришла справка что Оруэлл троцкист(!) и печатать его нельзя. Этот ярлык троцкиста фигурирует за Оруэллом в секретных циркулярах до 1960х гг.

Радищев про цензуру очень хорошо написал еще в 1790 году:

"Ценсура сделана нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного. Но где есть няньки, то следует, что есть ребята, ходят на помочах, от чего нередко бывают кривые ноги; где есть опекуны, следует, что есть малолетные, незрелые разумы, которые собою править не могут. Если же всегда пребудут няньки и опекуны, то ребенок долго ходить будет на помочах и совершенный на возрасте будет каляка. Недоросль будет всегда Митрофанушка, без дядьки не ступит, без опекуна не может править своим наследием. Таковы бывают везде следствия обыкновенной ценсуры, и чем она строже, тем следствия ее пагубнее".


===============

*) Список дважды запрещенных книг опубликован в 2000 году в сборнике "Историко-библиографические исследования" вып. 8. СПб, 2000, издание Российской Национальной библиотеки.

https://vivaldi.nlr.ru/bx000074574/view/?...

ему предшествует статья Н.Г.Патрушевой об истории издания книги Добровольского.





742
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 ноября 2016 г. 20:45
У меня есть антипример. Как только пропала советская цензура — Булычев написал массу глупых и пошлых рассказов. Нет, молодец, конечно — воспользовался свободой, но без них я бы ценил автора в разы выше.
Выходит и польза от цензуры всё-таки есть...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2016 г. 21:28
Какая польза? Не понял как связано «глупые рассказы» — и польза.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2016 г. 21:37
Я не против антисоветчины — пусть будет. Но полезно ведь, когда у автора нет глупых, а тем более, пошлых, рассказов? Страшно жалею, что пришлось их читать. Было неполезно. Хотелось — умного, весёлого.
 


Ссылка на сообщение20 ноября 2016 г. 22:03
Не знаю. Фантастику же вообще считали неполезной литературой. С детективами.
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2016 г. 00:57
Так булычевский шлак и был написан после начала 90-ых, когда советские установки сменились. А сколько откровенного хлама отсеивалось? В сборниках «Молодой гвардии» печатали не так уж много и преимущественно — рассказы. Сравним ситуацию с сегодняшней — одних только романов попаданцев самого дрянного пошиба и магических ПТУ наделано столько, что со счёта собьёшься.
Есть толк от цезуры, есть. Книжка из статьи, похоже просто концентрируется на крайних случаях, не учитывая всей картины.
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2016 г. 11:29
Если вам некогда читать все 600 издающихся романов в год — это разве повод запрещать их читать мне?

В книжке абсолютно не затрагиваются никакие идеологические мотивы цензоров по той простой причине что их (мотивов) не существует. Запреты были только по фамилиям, по военным и гос.тайнам с атомным оружием и ракетостроением, по химическом оружию, по экологическим вопросам, по безработице, по преступникам членам партии, по беспризорникам, и безработным — и ни по каким иным причинам запретов не существовало в Главлите. (список менялся год от года, и пример с ремонтом Большого театра как раз из этих отклонений таких странных).

Книжка как раз описывает всё явление целиком, автор собаку съел на цензуре, у него монографий 10 по этой теме.
В том-то и инфернальный ужас ситуации, что цензура была супертупая — ничто ее не интересовало, кроме фамилий. Заодно страдали однофамильцы.
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2016 г. 11:52

цитата С.Соболев

Если вам некогда читать все 600 издающихся романов в год — это разве повод запрещать их читать мне?
Нет, конечно. Но мне трудно искать среди них хорошие. Поэтому — баш на баш. Одинаково плохо/хорошо всем. Пусть лучше издатели и цензор мучаются чтением дряни. Им за это деньги платят.

цитата С.Соболев

В книжке абсолютно не затрагиваются никакие идеологические мотивы цензоров по той простой причине что их (мотивов) не существует. Запреты были только по фамилиям, по военным и гос.тайнам с атомным оружием и ракетостроением, по химическом оружию, по экологическим вопросам, по безработице, по преступникам членам партии, по беспризорникам, и безработным — и ни по каким иным причинам запретов не существовало в Главлите. (список менялся год от года, и пример с ремонтом Большого театра как раз из этих отклонений таких странных).

Неправда. Даже в воспоминаниях Стругацких полно примеров, когда книгу пытались зарубить или требовали переделать по идеологическим причинам. Даже по самым простым и тупым.
Все прочие примеры «механической» цензуры — это лишь одна грань.
Ну никак не пропустили бы проклятые Советы книжку Звягинцева про попаданцев-реваншистов. Он сам пишет, что начал клепать её по главам с 70-ых и наверняка знал — не пропустят. А Абрамовых «В лесу прифронтовом» — пропустили. Даже бог с ней, с идеологией, но у Абрамовых-то и литературно лучше, чем звягинцевский комикс. Вон, недавно, мы выбрали в рекомендацию «Силайское яблоко», которое в столе полежало, но редакторов и цензуру прошло. Да там же сплошная натисоветчина. Я бы её запретил, но ведь как написано! И дали напечатать.
А Булычев? Разве смог бы он написать «Осечку — 67» без цензуры? Да ей стоило 30 лет пролежать. Уже за одну эту повесть я бы цензуру оправдал.
И как у автора рухнул уровень при полной свободе! Земля и небо.
Пусть 20 романов зарубят по любым причинам, но хоть один останется.

цитата С.Соболев

Книжка как раз описывает всё явление целиком, автор собаку съел на цензуре, у него монографий 10 по этой теме.
В том-то и инфернальный ужас ситуации, что цензура была супертупая — ничто ее не интересовало, кроме фамилий. Заодно страдали однофамильцы.
Тогда нужно почитать. Я бы хотел узнать как он объясняет хотя бы те случаи, что я перечислил.

Нет, я согласен с Лемом (который предлагал заставить автора не только обязательно проходить все препоны к изданию, но и платить за публикацию) и Лукиным — цензура полезна. Если её нет, то надо обязательно ввести. И ещё желательно гонения на писателей организовать :-)
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2016 г. 12:02
Блюм и пишет что к 1940м годам Главлиту работы очень сильно убавилось — люди уже сами стали понимать что можно и чего нельзя писать и публиковать, осталась только техническая забота не пропустить тот или иной военный секрет.
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2016 г. 13:00
Словом, читать нужно. Иначе я спорю с неизвестностью.
Спасибо за рекламу книги.


⇑ Наверх