Роман Арбитман Ещё раз о


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Роман Арбитман. Ещё раз о Шурике
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роман Арбитман. Ещё раз о Шурике

Статья написана 11 декабря 2016 г. 18:32

В 1934-35 годы Михаил Булгаков работал над пьесой «Блаженство», где инженера, изобретателя машины времени, звали Евгений Рейн. 29 декабря 1935 года родился будущий поэт Евгений Рейн. Предчувствуя его непростой характер, Булгаков в новом варианте пьесы, "Иван Васильевич» (закончена в 1936 году), поменял герою имя и фамилию: сделал Николаем Тимофеевым. В 1973 году Леонид Гайдай снял по мотивам пьесы фильм «Иван Васильевич меняет профессию». В эти годы должность министра лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР занимал Николай Тимофеев, член Центральной ревизионной комиссии КПСС, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции и пр. Вероятно, на студии «Мосфильм» решили перестраховаться, и в итоге Николай Тимофеев превратился в Александра Тимофеева. Переименование пошло на пользу фильму. Поскольку роль играл Александр Демьяненко, а героя стали называть Шуриком, картина вписалась в один ряд с «Операцией «Ы» (1965) и «Кавказской пленницей» (1966), а сюжет с машиной времени стал еще одним приключением Шурика. Более того: как мы помним, в новелле «Наваждение» роль любимой девушки Шурика играла Наталья Селезнева и она же сыграла роль жены Тимофеева, так что фильм 1973 года можно было воспринимать как сиквел «Операции «Ы» — тем более что в первом фильме студент-Шурик, похоже, учился как раз на инженера. Есть, конечно, кое-какие шероховатости: героиню Селезневой в первом фильме звали Лидой, а во втором — Зиной, и она стала актрисой, хотя была в одном техническом вузе с Шуриком. Но, в конце концов, не раз бывало так, что человек вдруг понимал, что его призвание – быть актером, и менял учебное заведение, а актер иногда брал себе сценическое имя или фамилию (Остужев, Смоктуновский, Гердт и др.). Из этого ряда, однако, начисто выпадает «Кавказская пленница». Во-первых, Шурик там – явно гуманитарий (собирает фольклор), во-вторых, вместо Лиды там появилась Нина (Наталья Варлей). Впрочем, при желании, «Кавказская пленница» все-таки вписывается в трилогию. Например, ее можно рассматривать как первый развернутый сон инженера Тимофеева. Тем более что у Булгакова пьеса «Блаженство» имела подзаголовок «Сон инженера Рейна». А за свои сны никто ответственности не несет...

Alexander Apple

Пьеса Булгакова “Иван Васильевич” была вначале сценарием фильма. Оказывается, комиссия “Мосфильма” (или как он тогда там назывался) сценарий приняла, но лишь с условием. Автор должен дописать эпизод, в котором царь Иоанн Грозный, попав в советскую Москву, должен был восхититься сталинской действительностью. Булгаков отказался дописывать такой сюжет. Его долго уговаривали, потом сценарий положили на полку, а о фильме забыли.

Через тридцать с лишним лет (согласно автору цикла “Тайны советского кино” Ивану Усачеву) руководители “Мосфильма” поставили точно такое же условие Леониду Гайдаю. И Гайдай согласился, создав великолепный эпизод с Юрием Яковлевым, когда царь выходит на балкон квартиры изобретателя Тимофеева и видит потрясающий вид на Москву — с ее новостройками, отреставрированными церквями, широкими проспектами.

“Лепота!” — восклицает царь Иоанн Грозный, взирая на достижения советских людей — строителей коммунизма, идущих верной дорогой, которую им указал предыдущий съезд ЦК КПСС.

Поменял, значит свое мнение царь. У Булгакова он не хотел восхищаться действительностью, а потом передумал.

Mihail Holodkowski

Нет, это была пьеса по заказу Театра Сатиры.

Касаемо сценариев — другая история. Булгаков в 1934 году пробивал на "Мосфильме" свои экранизации "Мертвых душ" и "Ревизора" (и так и не пробил). Как он утверждал, режиссерские поправки были с грамматическими ошибками, и звали этого малограмотного... Иван Пырьев! Его Булгаков и вывел в пьесе под именем режиссера Якина.





124
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх