Издательское Давно пытаюсь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AKZolotko» > Издательское. Давно пытаюсь понять.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Издательское. Давно пытаюсь понять.

Статья написана 26 мая 2017 г. 12:34

Вот как оно бывает с текстами? Автор придумывает идею, пишет, скажем, роман, отправляет поучившийся текст в издательство. Издательство с текстом знакомится и сообщает автору, что да, подходит, будем делать книгу.

Ура! Счастье! Не зря морочил голову столько времени, радуется автор. Готовится договор: условия, реквизиты, подписи. И становится понятно, что большинство издательств сегодня жаждут выплатить автору гонорар не вот так, сходу, а в виде роялти.

Если кто не знает – я поясню.

Книга издается, ее начинают продавать. По итогам квартала выясняется, сколько штук продали, на какую сумму. И через два месяца автор получает заработанные деньги. Порциями, в зависимости от того, сколько издательство продало.

Все правильно? Все честно?

Нет, я не о звездах сейчас, хотя, насколько я знаю, звезд сейчас тоже потихоньку подвигают к этому варианту. Я о простых среднетиражных авторах. Еще я понимаю, что у писателя особого выбора нет, тут издателям и самому автору совершенно понятно — хочешь издаться и что-то заработать – соглашайся, иначе… Иди, ищи другое издательство, работающие по другим лекалам.

Я давно пытаюсь понять логичность варианта с роялти. Даже не справедливость – логичность.

Автор, как уже было изложено выше, написал текст, который понравился издательству. Профессионалы издательства решили, что написанное вполне тянет по качеству на книгу, на которой издательство может заработать. Собственно, издательство для того и создается, чтобы деньги зарабатывать, а не нести разумное-доброе-вечное, если кто-то не знал.

Издательство вкладывает деньги, запускается процесс, редакторы там, корректоры с верстальщиками, бумага, типография — и получается книга, которая передается в реализацию. Всем участникам процесса платят зарплату, или гонорар, но по факту выполненной работы, типография – так та вообще может попросить денег вперед… А писатель ждет конца квартала, чтобы… ну понятно.

Давайте попытаемся объяснить себе, почему издательство не выплачивает деньги авансом.

Риски, понятно, то, се… Но простите, риски писателя заключаются в следующем – он тратит свое время и силы на создание текста, который устраивает издательство. Не дотянул по качеству, не учел конъюнктуру – имеет у себя в столе текст, который никто не берется продавать. Вот это называется риском автора. Он рискнул и…

Дальше начинаются риски издательства. Они, наверное, больше, чем авторские, но они именно что издательские. Если после издания книга не продается, то виноват кто? Все виноваты, понятно, но писатель в данном случае виноват меньше всех. Издательство ведь признало его текст вполне качественным. И не в том смысле качественным, что ах, ночь не мог оторваться от распечатки. Профессионалы — редакторы, маркетологи (я надеюсь), реализаторы — ознакомились с текстом и признали, что он имеет продажные перспективы. То есть, качество устроило. И если дальше книга в продаже провалилась, то виноват кто-то из этих самых профессионалов. Нет?

Маркетологи неверно оценили состояние рынка и неправильно спрогнозировали тренды сезона, редакция сунула книгу не в ту серию, художник, корректор, редактор отнеслись к своим обязанностям халатно и без воображения, реализаторы завалили продажи… При чем здесь писатель? Вы же сами сказали, что все он хорошо написал, вас это качество устраивает… Нет?

Предположим, человек покупает машину, чтобы открыть, к примеру, таксопарк. Приходит к производителю машин (я упрощаю схему, но и так понятно) и берет у него автомобиль. Тщательно осматривает его, оценивает, приглашает специалистов с собой, чтобы не ошибиться и не прогадать. Подходит. А деньги, говорит будущий таксист, я тебе выплачу после того, как машина окупится за счет полученной прибыли. Но если не окупится, то прости, буду ее бесплатно эксплуатировать, пока не наберу денег. Поскольку производитель у нас сейчас условный, то он соглашается.

Через какое-то время оказывается, что водит таксист хреново, на работу выходит один раз в неделю, да и город для своего бизнеса он выбрал неправильно, не ездят тут люди на такси, или на таком конкретном такси. Еще, конечно, возможны варианты с ураганами, наводнениями, налетами бандитов, но мы сейчас не о них. Мы о том, что бизнесмен, взявший себе автомобиль, не смог его окупить.

Понимаешь, говорит он производителю, ну не пошло у меня. Обстоятельства так сложились, рынок услуг перегружен… вот. Да и машина твоя, если честно, не так, чтобы шикарная. Так себе машина, если честно. Так что, я пока буду ее гонять, что-то будет капать, пока срок договора не истечет. Если хочешь (это в лучшем случае) я могу договор расторгнуть, машину тебе вернуть, а ты ее кому-нибудь другому предложи. Да, она уже пользованная, таких у нас не любят и, чаще всего, не берут, но ты не расстраивайся, делай новую машину. Может, я ее у тебя возьму на тех же условиях. И не смотри на меня так – я ведь тоже пострадал в результате. Заправлял ее кто? Я, на свои кровные. Масло там, техобслуживание. Зарплаты механикам, маркетологам, менеджерам я ведь платил, не ты. Гаишникам платил неоднократно, за стоянку, за сигнализацию – знаешь, как сейчас машины воруют? Так что обе стороны понесли расходы, все по-честному.

Бредовая ситуация? Более чем.

А с книгами этот номер проходит. И подается многими издательствами, как единственно справедливый.

Я не против роялти, ни в коем случае. Написал книгу писатель, подписал договор, по которому передает права, скажем, на тираж в миллион экземпляров, получил аванс за тираж, который издательство считает возможным продать, а потом, если профессионалы сработали профессионально, и фортуна улыбнулась, то начинает получать дополнительные денежки из расчета сколько-то там процентов от продаж.

Да.

О чем это я? О том, наверное, что как-то все не очень здорово сейчас в книгоиздании, что в российском, что в украинском. И, помимо общего кризиса, объективного (хотя и тут есть вопросы) есть еще и проблемы распределения рисков.

Но если писателю такая система не нравится, то, конечно, он может найти себе и другое издательство, более логичное.

Во всяком случае, может поискать.





257
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 июня 2017 г. 22:34
Неа. Не взлетит.
Современные издатели не столько издатели сколько менагеры. И как все правоверные менагеры они молятся на Библию менагеров ака «14 принципов ДАО «Тойота»» под редакцией их пророка Дж. Лайкера.
В частности, концепция «бережливого производства» подразумевает шаги, направленные на устранение любого типа потерь и рисков. Ознакомление с этими шагами снимает все вопросы о мотивации и т.н «издателей», которые, фактически, стремятся стать в чистом виде посредниками с минимальными затратами и около нулевыми рисками.
Ну а если внедрение принципов эффективного конвейерного производства противоречит самой сути литературы как искусства, тем хуже для литературы. Не более того.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2017 г. 09:16
Тем не менее на Западе идет работа с «малыми» авторами через малые же издательства. Маленькими тиражами, около 3000 экз занимаются не монстры. Флагманы не вычищают поле вокруг себя от «конкурентов». Стремление оградить себя от возможных потерь, конечно, должно иметь место, но на фоне рекламных бюджетов. «Малое» издательство за малые деньги работает с новичками, а крупные подтягиваются по итогам продаж и реакции рынка. У нас же из всех способов заработка используется тотальная экономия. Что приводит к прогнозируемым результатам. Да еще и в купе с деградацией системы реализации. Отсутствием литературной критики как части культурного пространства. Парадокс -даже решив кого-то издать, издательство чаще всего не пытается позиционировать новую книгу, верно указать целевую аудиторию, а аудитории — указать на книгу. В результате, книга, которая «выстрелила» бы в одной серии, проваливается в другой. Но экономить нужно на писателях и скрепках, понятное дело.


⇑ Наверх