Бумажная книга помогает


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алекс Громов» > «Бумажная книга помогает искать себя»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Бумажная книга помогает искать себя»

Статья написана 26 мая 2017 г. 23:22

Из моего интервью с президентом ТД «Библио-Глобус» Б.С. Есенькиным:

«Американский писатель Рэй Брэдбери как-то сказал: «Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например – не читать их». Интерес к книге теряется – интернет заглушает любые попытки вернуться к размеренной человеческой жизни. В семьях читают всё меньше и меньше, теряются домашние библиотеки, которые с любовью собирали наши дедушки и бабушки. Без навыков работы с печатным словом сложно развивать одухотворённую личность и любовь к своей отчизне.  Глобалистика перечёркивает все попытки удержать общество в траектории культурного наследия.

Общество находится в постоянном режиме ожидания и, конечно, нельзя вот так взять и убрать живую рукопись из прошлого и настоящего; и молодой человек тянется к печатной книге, потому что, к счастью, это и модно, и интересно. Значит, книга тревожит личность и, придя в библиотеку или книжный магазин, человек открывает для себя другой мир. «Ведь читатель проживает тысячу жизней, прежде чем умрет. Человек, который никогда не читает, переживает только одну» (Дж. Мартин)».

Интервью полностью здесь





796
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 13:40

цитата

интернет заглушает любые попытки вернуться к размеренной человеческой жизни

Уж коли зло пресечь, собрать бы все компы да сжечь :-)))

цитата

Глобалистика перечёркивает все попытки удержать общество в траектории культурного наследия

Глобализация, а не глобалистика. Это раз.
Второе -- ее уже лет десять ругать не модно. Аффтар застрял в прошлом :-)))

цитата

В семьях читают всё меньше и меньше, теряются домашние библиотеки

Все это правда, но электронка тут вообще ни при чем.


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 15:17
    Борис Семёнович — одна из последних ЖИВЫХ легенд книжной торговли! Хочется пожелать ему крепкого здоровья, позволяющего продолжать оставаться таким же неутомимым тружеником каким я помню его с рубежа 80-90-х!
    А бумажную книгу — рано хоронить... точно также когда-то сетовали на скорую гибель театрального искусства из за стремительного развития синематографа.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 16:07

цитата borch

бумажную книгу — рано хоронить...

Если человек ВСЕРЬЕЗ читает, а не по принципу «прачетал — зобыл», то... не все ли равно, бумага или электронка?
 


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 18:57

цитата glupec

Если человек ВСЕРЬЕЗ читает, а не по принципу «прачетал — зобыл», то... не все ли равно, бумага или электронка?

Хм. По мне так строго наоборот. Прочитал — забыл, вот тут как раз пофиг электронка или бумажная. А вот серьёзное чтение — мне бумажное подавай. С электронки как что-то серьёзное воспринимать? Будто очередной блог или форум на экране ... (((
 


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 19:36
А что такое серьёзное чтение? По каким признакам его можно отличить от несерьёзного?

В XIX веке писатели делились с читателями хоть какими-то идеями, которые потом существенно влияли на жизнь этих читателей. А сейчас такого нет. Часто бывает непонятно, что автор хотел сказать своим постмодернистским текстом. То ли писатели поумнели, то ли читатели поглупели.

Где современному читателю научиться читать и понимать прочитанное?
 


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 19:49

цитата ziza

А что такое серьёзное чтение?

Для каждого своё. Причём, по разным параметрам.
Например, учебник по физике — серьёзное. А женский роман в серии «шарм» — несерьёзное.
Или внутри жанра. «Город в конце времён» Бира я бы нормально с экранки не воспринял. А вот «Мерцающих» Косматки жалею что в бумаге покупал, эта фигня и с экрана бы зашла идеально.
Но кто-то со мной не согласится.
Потому — индивидуально. В силу личного развития и вкусов. Ведь мы же говорим о личном «серьёзное — не серьёзное» — что с чего читать лучше, а не об официальных классификациях....

цитата ziza

Где современному читателю научиться читать и понимать прочитанное?

На школу надежд давно нет. От родителей, с детства. Впрочем, этот вопрос уж точно не ко мне, к педагогике отношения не имею. Сам я читающий в силу того, что и мама и папа — книголюбы. И с детства с книгами. С дочерью моей — та же ситуация.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 21:32

цитата MarchingCat

Например, учебник по физике — серьёзное. А женский роман в серии «шарм» — несерьёзное.


Да, это действительно субъективная оценка.

Например, женский детектив большинство читателей не может воспринимать серьёзно. Читает Донцову, Александрову, Калинину, Серову ради развлечения. Но для филолога или литературного критика то же произведение может представлять профессиональный интерес. Материал для научных публикаций, выступлений на научных конференциях и источник дохода.

Два классических примера.

1) Петрушка в «Мёртвых душах» Гоголя. Читал серьёзные книги (наподобие химии) для развлечения, так как не понимал прочитанного. Получал чисто эстетическое удовольствие от вида незнакомых слов.

2) Дед Щукарь в «Поднятой целине» Шолохова. Читал словарь иностранных слов. Не имея очков, мог видеть только напечатанные крупно термины, а определения к ним придумывал сам. Удовольствие в том же роде, что у Петрушки.

Не имея рядом имеющего читать человека, самому научиться читать почти невозможно. Читать в смысле «понимать прочитанное». Персидский учёный Ибн Сина пытался изучать Аристотеля по книгам, но понять смысл ему удалось только когда он нашёл комментарий к сочинениям Аристотеля. Знатоков философии в Средней Азии не было, но Ибн Сина смог найти альтернативный вариант.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 20:08

цитата MarchingCat

С электронки как что-то серьёзное воспринимать?

Как текст. Дополненный вашим воображением. Т.е., так же, как и обычную книгу.

цитата

Будто очередной блог или форум на экране

Это вы сейчас глупость написали. Возьмем для примера Аберкромби. Представьте, что вы его читаете с планшета. Он что, от этого изменится как-то? Станет блоггером? Я думаю почему-то, что он так и останется собой.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 20:11

цитата glupec

Это вы сейчас глупость написали. Возьмем для примера Аберкромби. Представьте, что вы его читаете с планшета. Он что, от этого изменится как-то? Станет блоггером? Я думаю почему-то, что он так и останется собой.

Это не глупость. Этому целые науки посвящены — психология и сопутствующее.
Привычка. Комплексы. Рефлексы. То, что наработано и закреплено мозгом за прожитые десятилетия — опыт, ассоциации, штампы.
А то, что ПО ГОЛОМУ ФАКТУ, без учёта человека, вы абсолютно правы — тут и спорить не о чем. :beer:
 


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 20:19

цитата MarchingCat

Привычка. Комплексы. Рефлексы.

Ну да, уединиться с книжкой в уютном кресле -- это как бы ритуал, на него настраиваешься... Но смена книжки на планшет или ридер этого не испортит. Носитель -- нечто прикладное. Главное -- твое отношение к читаемому.
 


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 19:21

цитата borch

точно также когда-то сетовали на скорую гибель театрального искусства из за стремительного развития синематографа.


Не только сетовали. Театральным актёрам и студентам театральных училищ открыто запрещали сниматься в кино. Запрещали ректоры и преподаватели учебных заведений, режиссёры и художественные руководители. И сейчас запрещают. В театре плановые репетиции, а режиссёр вместе с актёрами уехал на съёмки. Директор театра выпускает приказ с запретом.

С другой стороны, в кино актёр работает совсем не так, как в театре. В театре он играет спектакль целиком. В фильме же снимают фрагменты, которые затем попадают на монтажный стол, и исполнитель роли уже никак в творчестве не участвует.

Без бумажных книг никак нельзя. Большинство электронных книг или создано на их основе, или появилось как побочный продукт в процессе подготовки бумажной книги. Не будет одних — не будет и других.

Борис Семёнович вовсе не об электронных книгах писал, а об Интернете. Это другая проблема. «Призраки театра» Фрэнсиса Бэкона: люди не читают книг, а верят аннотациям и рекомендациям. Это камешек в наш огород, фантлабовский. У нас очень много издательских аннотаций, а читали ли сами авторы аннотаций эти книги?
 


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 20:14

цитата ziza

Театральным актёрам и студентам театральных училищ открыто запрещали сниматься в кино.

    Ну, я-то подразумевал советское кино 20-40-годов — когда оно было одним из «важнейших искусств» и когда знаменитый актёр кино, играющий на театральных подмостках, — был гарантией театрального аншлага. Но, тем не менее, только сильнее говорили что кино убьёт театр...
    А сегодняшнее кино... Купился я тут на теле-рекламу сериала о Лещенко... посмотрел по сети за два вечера... если смотреть с закрытыми глазами, слушая в основном песни — очень ничего покажется. Но фильм-то к реальному Лещенко — где-то в параллельной реальности((( И ладно бы только к фактографии конкретно его биографии (он по фильму имеет офицерского Георгия)... но и реальная история в фильме идёт, мягко говоря, кувырком: на груди офицеров, выводящих полк с Румынского фронта (и что это может быть как не поход дроздовцев, завершившийся в мае 1918?) — знаки отличия за Ледяной поход, а знак учрежден в августе 1918 года).
    Вот уж профильный альт-исторический фильм для Фантлаба))))) Извините, что не по теме статьи «Бумажная книга...» — но наболело...


Ссылка на сообщение27 мая 2017 г. 16:38
Когда я слышу «одухотворенная личность» мне представляется личность бородатая. Книг подобная личность не читает совсем, либо читает, но только одну...


Ссылка на сообщение28 мая 2017 г. 09:49

цитата MarchingCat

Прочитал — забыл, вот тут как раз пофиг электронка или бумажная. А вот серьёзное чтение — мне бумажное подавай. С электронки как что-то серьёзное воспринимать? Будто очередной блог или форум на экране ... (((

оказывается, Булгаков, или, не дай бог, Фрейд в электронном тексте перестают быть сами собой, превращаясь в низкопробный ширпотреб. А вот на бумаге оказываются мэтрами... Интересная точка зрения.
В будущем, полагаю, все книги переберутся в электронку. Бумажные книги останутся только в виде дорогих статусных предметов, и , возможно, эталоном — на случай уничтожения электронных версий. Или не бумажные. Может постараются найти более долговечный материал для физических носителей.


⇑ Наверх