Уайт Джеймс Космический


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lith_oops» > Уайт Джеймс. Космический госпиталь - 4. Скорая помощь.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Уайт Джеймс. Космический госпиталь — 4. Скорая помощь.

Статья написана 9 сентября 2009 г. 19:25

Ну вот, теперь я буду ностальгировать и сильно-сильно его хвалить. Во-первых дядя в принципе писать умеет, во-вторых эксплуатирует самую выгодную в литературе идею, скрестив ее с непредсказуемостью научной фантастики. И пусть не обижаются на меня любители фэнтези, но эльфы – они и в Африке эльфы, а вот ФРОБ – это Вам не ДБДГ.

Идея Космического Госпиталя заключается в космическом госпитале. Динамика, напряжение, неизвестные болезни, экскурсы в чужие судьбы непонятных существ, сообразительный ГГ, начинающий стареть и полнеть к четвертой книге. Т.е. каждый вполне может себя с ним ассоциировать – ну, кроме меня, конечно. И второй по главности, насекомое-эмпат, тоже, понятно, доктор, с которым ассоциировать себя тяжело. «Стамбул – город контрастов».

Имеется также главный и, насколько я понимаю, единственный, госпиталь текущего сектора Галактики, в котором очень-очень много больных существ, отличающихся всем, чем только можно. Хотя, конечно, большую часть составляют теплокровные кислорододышащие – иначе бы было тяжело описывать их взаимоотношения. ;)

Сборник состоит из пяти частей:

1. Тайная история Космического Госпиталя / The Secret History of Sector General (1978)

2. Космическая птица / Spacebird (1973)

3. Инфекция / Contagion (1979)

4. Карантин / Quarantine (1979)

5. Звездолет-неотложка / Recovery (1979)

и вполне читается как самостоятельное произведение, а не как четвертая часть цикла.

Вообще есть еще один момент, за который я очень люблю Уайта. Как и любой нормальный человек, я обожаю эпопеи и, конечно, хочу долго-долго и интересно следить за любимыми героями. Но ненавижу МТАшные многотомники – фэнтези от детей фабрик и заводов, которые еще писать без ошибок не научились, но зато, не накарябав отродясь самостоятельно даже изложения в школе, бегом бегут сочинять эпопеи. А Армада рада стараться их издавать. И вот результат: все поклонники Донцовой стали целевой аудиторией Армады. Т.е. критерием IQ до семидесяти – даже не для среднего школьного возраста.

Зато рассказы никто писать не хочет – запихивать такую работу души, как создание самодостаточного произведения, в несколько страниц никому не улыбается. А о том, что «душа обязана трудиться» уже никто не помнит.

Так вот, Уайт ухитрился соединить в себе еще два огромных плюса литературы: короткую форму и эпопею. Которая, как не трудно догадаться, состоит из рассказов. Как раз вот недавно с любимым вспоминали, кто же еще из литераторов грешил подобным. Вспомнили Говарда и Конан Дойля. И все. Если кто может поправить – буду благодарна.

А теперь представьте себе хорошо написанную серию (двенадцать сборников, из которых романами с главами являются один или два – не помню) из рассказов о госпитале, в котором лечатся инопланетяне. Причем зачастую впервые встречные, т.е. как их лечить непонятно, что за существа – непонятно, да и болезни тоже непонятные. И все быстро-быстро происходит. Должен получиться шедевр. Он и получился.

Хотя, конечно, сколько людей – столько мнений. Любимому Космический Госпиталь не нравится. :( Но, тем не менее, он собрал для меня всю серию.

Первый рассказ-глава является вступлением, в котором автор рассказывает историю создания. Люблю такие предисловия. Мы еще были очень удивлены, увидев предисловие в ЗБФе, – это странно по меньшей мере, но все стало на свои места, когда я поняла, что предисловие просто изначально являлось частью сборника.

Напечатался Уайт с первыми рассказами цикла потому, что в журнале было свободное место, которое понадобилось быстро-быстро чем-то забить. Вот так и появился Космический Госпиталь. Интересный момент: в журнал потом приходил Гарри Гаррисон и говорил, что сам хотел написать несколько рассказов на эту тему. Уайт рассказывает, что был поражен, узнав, что перешел дорогу такому гиганту и думал, что, будь у него возможность отправиться в мир, где Гаррисону удалось написать такую серию, он бы первый с удовольствием ее читал.

Дальше, собственно, он излагает хронологию создания каждого рассказа и историю их появления.

Второй рассказ мне не очень понравился – по сравнению с остальными. ГГ и компанию главный монитор (это должность такая очень важная) Госпиталя определяет в корабль скорой помощи, чтобы спасать существ, которые подают сигналы бедствия, но о которых ничего не известно. И такое происходит довольно часто, как видно из следующих рассказов. У меня сразу возник вопрос: а кто же раньше занимался спасением этого народу и почему галактическая федерация такая маленькая, если постоянно появляются какие-то новые мумзики.

И первой находкой межзвездной скорой помощи становится почти мертвая птица. Которая оказывается в результате всего лишь очень странным космическим кораблем. Мне не очень в это поверилось, потому и не очень понравилось.

Второе задание, оно же третий рассказ, довольно простое: сигнал бедствия принят от людей, они же ДБДГ. Герои летят их спасать, но оказывается, что вся команда больна какой-то неизвестной болезнью. И, чтобы спасти последнего члена экипажа, корабельного врача, ГГ прилагает неимоверные усилия, в результате которых выясняется, что вся команда больна гриппом – за столько-то времени эта болезнь уже полностью исчезла вместе с иммунитетом, так что болеют все, окромя ГГ – поскольку он скафандра не снимал. И, прилетев к госпиталю, команда оказывается на карантине – несмотря на то, что все больные уже выздоравливают.

В карантине на приколе они какое-то время скучают, но тут их отправляют еще по одному «вызову». Это уже четвертый рассказ. Тоже кораблик с кучей трупиков и одним живым инопланетянином, который по описанию у меня с муравьедом ассоциируется. Большое, пушистое. Полосатое. Хвост очень-очень пушистый. Славное существо, полу дамского, возрасту отроческого с декомпрессией легких. Только когда эту существо (тоже теплокровное кислорододышащее) попадает в госпиталь, все врачи, собравшиеся для его (существа) спасения отключаются тоже с симптомами декомпрессии.

ГГ, так по причине еще не законченного карантина так и не снявший скафандра, прихода не поймал и оказался в забавной ситуации – тот самый главный по госпиталю дядька закупорил помещение, в котором находилось уже пришедшее в себя существо с кучей ушедших из себя врачей. :), приняв повальную потерю сознания за вирус, способный поражать всех без разбору живых существ. Что, конечно, невозможно, но «есть много, друг Горацио, на свете…». И кислороду там осталось даже меньше, чем хлора и пара в скафандрах у двух забредших докторов. Вот ГГ и решает, чего с этим делать. Неплохая динамика, один из Крепких орешков напомнило: замкнутое пространство, необходимость быстрого принятия решений. Но все закончилось хорошо, все выжил, ГГ рулит. Это просто у очаровательного пушистого существа случайно включился механизм защиты. Так что полку нашего в Федерации и в госпитале прибыло. :)

Пятый и последний рассказ описывает еще один «вызов» к звездолету, как выяснилось, слепцов. Которые просто мечтали видеть – узнав в ходе эволюции о такой возможности. А со слепцами летали существа, обладающие разумом только в эмбриональном состоянии. Идея, конечно, сногсшибательная. Я привыкла ожидать от Уайта неформата, но тут он сам себя переплюнул. Пожалуй, самый динамичный рассказ сборника и наиболее интересный – слишком много у героев вопросов, требующих ответа. Под кого может быть приспособлен корабль без иллюминаторов и эмблем? Почему помещения заполнены неким веществом, напоминающим землю? Кто из погибших астронавтов кого убил, если имеются трупы двух видов? Зачем на корабле пыточная камера, растянутая, как коридор? Почему у всех спасателей непроходящая головная боль? Ну и, понятно, ГГ ищет и находит ответы на все эти вопросы. И – конечно! – полку в Федерации снова прибудет. ;)

Итоги.

Вот, собственно и все. Могу только добавить, что получила от прочтения истинное удовольствие и по полной задействовала абстрактное мышление.

Еще к приятным моментам можно отнести тот факт, что в книге есть послесловие. АСТ таким обычно читателей не очень балует. В послесловии коды классификации и хронология. Это приятно. Хотя, понятно, перевод иностранного издания.

Оценки.

1. Миру – десятка. Вот это и были «хроники далекого будущего», а не невнятный Герберт с невнятной мифологией и еще менее внятной философией, дразнящей подростковую несостоятельность.

2. Читабельность тоже десять. Без комментариев. Очень захватывающе.

3. Герои… сколько же героям? ;) Продолжим градацию. Десять.

4. А вот с идеей дело хуже обстоит. Как я понимаю, автор ее и не вкладывал. Разве что она в том, что думать надо шустрее и обстоятельнее? Но это странно. Развлекательное чтиво, если честно. Не обнаружила я идеи. Или в гуманизме она? Не могу понять. Один за идею на тот случай, если я проCсто не догадалась.

5. Душевность, однако, тоже десять. Чуточку выбились из колеи с прошлым пунктом, но тут возвращаемся на круги своя. Уайт все-таки лапочка, хоть и не призывает хватать флаги и бросаться на амбразуры. И без него таких хватает. Каждому – свое.

Цитаты:

«… за счет мимикрии существа редко взбираются на верхние ступени эволюционной лестницы, так же как за счет милого характера.»

Синопсис.

Дальше читаю ОЧЕНЬ выбивающуюся из содержания книжку. По причине моей ностальгии купили у букинистов «Четвертую Высоту». Ильиной, если я не ошибаюсь. Сталина живым я, к счастью, не помню, но про Гулю Королеву в детстве читать пришлось. Хочется обновить впечатления. Снова Ностальгирую.

2007-09-27





157
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх