Владимир Набоков


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Владимир Набоков "Стихи"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Владимир Набоков «Стихи»

Статья написана 3 июня 2017 г. 19:08

сабж

До прочтения этой книги было два стихотворения Набокова, которые мне сильно нравились. После ее прочтения их число и состав, увы, не изменились :-)))

В заключительной статье приведена цитата из Лотмана по поводу поэзии Набокова, и, собственно, все самое главное, что вообще можно сказать на эту тему, Лотман прекрасно сформулировал в двух абзацах. Во-1, неожиданная религиозная тематика, отголоски искреннего религиозного рвения, хотя в прозе ВВН религия редко заслуживает даже саркастического замечания. Во-2, прямолинейность, даже простоватость и клишированность. Мы привыкли к тому, что в прозе Набокова нет ничего от «общих мест», затертых штампов и типичных конструкций, а вот в поэзии этого хоть отбавляй. И в-3, разный подход к одним и тем же темам в прозе и поэзии. Пресловутая тема эмигратской ностальгии в прозе всегда решается в таком саркастическом тоне, несколько издевательском, зато в поэзии — просто и «с открытым сердцем», вся эта «тоска по березкам». Увы, замечу, что прочитав довольно много прозы Набокова с одним подходом к этому вопросу, подходом весьма жетским и скорее высмеивающем ностальгические страдания (кроме «Подвига», конечно) — желанию «обнять березку» в поэзии уже не доверяешь. Как и вообще не доверяешь этой демонстративной искренности автора в поэзии, открытости и ранимости — мы-то знаем, что писатель Набоков какой угодно, только не такой.

С другой стороны, такому впечатлению есть простое объяснение: большая часть стихов в книге относится к 1910-20-м годам, то есть они написаны где-то до 30 лет. Самые знаменитые романы Набокова написаны позднее, и явная беспомощность стихов в сравнении с прозой объясняется банально тем, что автор повзрослел. Как замечает комментатор, Набоков писал стихи с юности и всю жизнь, «со временем все меньше и все лучше». Это правда так.

Стихи молодого Набокова похожи на очень тщательные ученические поделки. Они очень правильные с точки зрения техники — размер, рифмы, все как нужно. И при этом полны исключительно школярским усердием и школярским пафосом. Многократные апелляции к воображаемой музе (которая туда и не заглядывала), березкам и прочим «скрепам» сделали бы честь автору, если бы автором таких аккуратных и правильных стихов был какой-нибудь менеджер среднего звена. Но от Набокова ждешь совсем другого, и скидку на возраст делать непросто.

Сам он, похоже, составляя на старости лет сборники, не оценивал свои юношеские стихи настолько критично, или, может, испытывал к ним ту же нежную ностальгию, что и к юности вообще.

Стихи значительнее более поздних лет уже становятся похожими на «настоящего» Набокова. В них наконец-то появляется неклишированный смысл, они жестче, совершенно не такие мелодичные и не так идеальны по формальным признакам, зато живые, а не засушенные. Хотя в целом только подтверждают вывод о том, что Набоков не поэт в душе, что бы он там ни утверждал. Такое чувство, что в поэзии ему просто негде развернуться.

А два любимых стихотворения вот:

Расстрел

Бывают ночи: только лягу,

в Россию поплывет кровать,

и вот ведут меня к оврагу,

ведут к оврагу убивать.

Проснусь, и в темноте, со стула,

где спички и часы лежат,

в глаза, как пристальное дуло,

глядит горящий циферблат.

Закрыв руками грудь и шею,-

вот-вот сейчас пальнет в меня —

я взгляда отвести не смею

от круга тусклого огня.

Оцепенелого сознанья

коснется тиканье часов,

благополучного изгнанья

я снова чувствую покров.

Но сердце, как бы ты хотело,

чтоб это вправду было так:

Россия, звезды, ночь расстрела

и весь в черемухе овраг.

И заключительный абзац «Дара», единственное безупречное со всех сторон:

Прощай же, книга! Для видений

отсрочки смертной тоже нет.

С колен поднимется Евгений,

но удаляется поэт.

И все же слух не может сразу

расстаться с музыкой, рассказу

дать замереть... судьба сама

еще звенит, и для ума

внимательного нет границы

там, где поставил точку я:

продленный призрак бытия

синеет за чертой страницы,

как завтрашние облака,

и не кончается строка.





360
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 июня 2017 г. 19:56
А это не нравится?

К России

Отвяжись, я тебя умоляю!
Вечер страшен, гул жизни затих.
Я беспомощен. Я умираю
от слепых наплываний твоих.

Тот, кто вольно отчизну покинул,
волен выть на вершинах о ней,
но теперь я спустился в долину,
и теперь приближаться не смей.

Навсегда я готов затаиться
и без имени жить. Я готов,
чтоб с тобой и во снах не сходиться,
отказаться от всяческих снов;

обескровить себя, искалечить,
не касаться любимейших книг,
променять на любое наречье
все, что есть у меня,- мой язык.

Но зато, о Россия, сквозь слезы,
сквозь траву двух несмежных могил,
сквозь дрожащие пятна березы,
сквозь все то, чем я смолоду жил,

дорогими слепыми глазами
не смотри на меня, пожалей,
не ищи в этой угольной яме,
не нащупывай жизни моей!

Ибо годы прошли и столетья,
и за горе, за муку, за стыд,-
поздно, поздно!- никто не ответит,
и душа никому не простит.

1939 г.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июня 2017 г. 20:11
Это тоже ведь 39-й, уже не юношеские стихи.
 


Ссылка на сообщение3 июня 2017 г. 20:17
Нравится, но этот тот же вопрос недоверия авторскому пафосу в контексте ностальгии))


Ссылка на сообщение3 июня 2017 г. 20:09
Про превращение человека в гигантский глаз было хорошее, я его даже в «стихи» выкладывал — но теперь не могу найти.


Ссылка на сообщение3 июня 2017 г. 20:10
А, вот оно.
Но оно написано позже, 39-й.

Око


    К одному исполинскому оку
    без лица, без чела и без век,
    без телесного марева сбоку
    наконец-то сведен человек.

    И на землю без ужаса глянув
    (совершенно несхожую с той,
    что, вся пегая от океанов,
    улыбалась одною щекой),

    он не горы там видит, не волны,
    не какой-нибудь яркий залив
    и не кинематограф безмолвный
    облаков, виноградников, нив;

    и, конечно, не угол столовой
    и свинцовые лица родных —
    ничего он не видит такого
    в тишине обращений своих.

    Дело в том, что исчезла граница
    между вечностью и веществом —
    и на что неземная зеница,
    если вензеля нет ни на чем?

             1939, Париж


Источник: http://nabokov.niv.ru/nabokov/stihi/2...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июня 2017 г. 20:18
На мой вкус оно умное, но некрасивое 8:-0


Ссылка на сообщение6 июня 2017 г. 10:38
Как ни странно, у ВВН есть несколько неплохих стихотврений даже периода 1920-х (как по мне). Про расстрел Гумилева — оно пронзительное, да, но я не уверен, что искреннее. Оно в русле такого рода стихотворений в принципе — «Как в черный час над Черным морем Россия рухнула во тьму», всё вот это вот.

Мне лучшим стихотворением ВВН до сих пор кажется «Слава». По-моему, это у него была единственная и удавшаяся попытка рассказать в стихах о том, что с ним происходило. По сути, это дзэнское стихотворение, потому что «это тайна та-та та-та-та-та та-та, а точнее сказать я не вправе», — о каком-то переломном моменте, опыте просветления а-ля «Ultima Thule» (они были написаны почти одновременно, я полагаю), ну и:

Не доверясь соблазнам дороги большой
      или снам, освященным веками,
    остаюсь я безбожником с вольной душой
      в этом мире, кишащем богами.
    Но однажды, пласты разуменья дробя,
      углубляясь в свое ключевое,
    я увидел, как в зеркале, мир и себя,
      и другое, другое, другое.

Mind this «но». This is an experience of epiphany, no less. And the adequate description of it :) И «другое, другое, другое» — кроме «мира и себя», заметим. В общем, это, мне кажется, и есть Набоков, а остальное — не совсем.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 июня 2017 г. 21:46
Мне вот стихотворение на смерть Гумилева кажется слишком пафосным для Набокова, как-то сильно выбивается.

«Слава» отличная как таковая, да, просто это не то, что я люблю в поэзии. Но в моих глазах вот тут уже «настоящий Набоков», пожалуй))


⇑ Наверх