9 по 9


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Алекс Громов» > 9 по 9
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

9 по 9

Статья написана 9 июня 2017 г. 23:48

Каждый месяц Алекс Громов рассказывает о 9 книгах non-fiction.

«Римский легион императорской эпохи был торжеством организованности. Его базовая структура была настолько эффективна, что армии продолжают ее использовать и до сего дня: армейские команды, взводы, роты и дивизии — это древние контубернии, центурии, когорты и легионы. Императорский легион, созданный Августом, был чем-то вроде гигантского детского конструктора, где каждый компонент — от тяжелой пехоты до кавалерии, от артиллерии до вспомогательной легкой пехоты — можно было легко присоединить к другому, чтобы получить прочную, самодостаточную военную машину.

Эффективность организационной структуры, подготовка и тактика легионов внушали почтительный страх: они получили всеобщее признание, и многие заклятые враги Рима использовали их против самих римлян. Люди, которые некогда служили в римской армии и решили поднять восстание против Рима, не только организовывали свои собственные войска по римскому образцу…»

Стивен Дандо-Коллинз. Легионы Рима. Полная история всех легионов Римской империи

Среди миллионов людей, абсолютно равнодушных к военной истории, именно история римских легионов и многочисленные предания, связанные с ними, приобрели статус культовых, облекшись в киноплоть Голливуда. Это издание можно назвать настоящей энциклопедией, в которой рассказывается не только о великих победах и немногочисленных поражениях, но и о быте легионеров. В тексте, снабженном множеством фотографий, рисунков и схем сражений, описаны и организационные моменты, как на марше, так и в лагере, а также деятельность легионеров по охране самого император и дворца. Почему же почему легионы, ставшие прообразами для создания современных военных подразделений, все же пришли в упадок и не смогли спасти Вечный город? Ведь почти на протяжении четырех столетий имперские легионы Рима были самой грозной военной силой на нашей планете.

«Первый и первая половина II века н. э. стали золотым веком легионов: огромные армии числом до 100 тысяч легионеров с примерно таким же числом вспомогательных войск сметали перед собой все, и легионер мог надеяться уйти на пенсию, разбогатев от завоеванной добычи. Со смертью императора Траяна в 117 году н. э. ситуация изменилась. Римские войска, растянутые вдоль плохо охранявшихся границ, были вынуждены непрерывно обороняться. Вскоре империю стали постоянно раздирать внутренние противоречия. Зачастую контроль центра терялся, потом империя его возвращала и снова теряла. В ходе этого падало качество подготовки как самих людей, так и подразделений в целом, поскольку военачальники все больше и больше принимали на службу иностранных наемников и перенимали чуждые римлянам методы, создавали новые и новые боевые единицы и меняли организационные структуры легионов. Вместе с этими изменениями пришли постоянные поражения, которые влекли за собой новые перемены, еще больше ослаблявшие армию...»

«В конце ноября 1256 года на руинах Аламута, замка на вершине горы в северо-западном Иране, произошел разговор, который имел серьезные последствия. Несколько месяцев подряд монгольский хан Хулагу (1217–1265) осаждал эту крепость исмаилитов, убежденный, что это прибежище ужасных «убийц» и препятствие для монгольского контроля над Ираном… Одним из нескольких выживших при осаде Аламута был астроном, философ и эрудит Насир ад-Дин ат-Туси… Хулагу, внук Чингисхана, к 38 годам уже одержал множество побед, которые приписывал мудрым советам астрономов и астрологов. Теперь, пленив одного из наиболее почитаемых астрономов своего времени, он назначил его контролировать все религиозные вопросы и астрономические предсказания… Когда войско Чингисхана приблизилось к Нишапуру, Туси бежал в близлежащий исмаилитский замок, один из цепи крепостей, которые построили исмаилиты для защиты от наступления Низам аль-Мулька. Оттуда Туси перебрался в Аламут, где и жил более двадцати лет до прибытия войска Хулагу. При встрече с Хулагу он объяснил, что он не сможет выполнить возложенные на него астрономические задачи, пока все доступные астрономические таблицы не будут настроены на долготу и широту новой столицы Хулагу в Тебризе. Хулагу согласился выделить деньги на нужные сооружения. В результате была возведена четырехэтажная каменная обсерватория (28 метров в диаметре, на возвышенности, в местечке Марага, примерно в 70 километрах к западу от Тебриза). В здании также имелись библиотека из 40 000 книг, вывезенных монголами из Аламута, и комнаты для персонала и сотни учеников».

Стивен Фредерик Старр. Утраченное Просвещение. Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана

Президент  Института по исследованиям Центральной Азии и Кавказа, в своей книге рассказывает, как «мусульманский ренессанс» (IX-XII веков) был связан с Центральной Азией. Рассматривая историю древних городов, Старр переходит к покорению этих территорий арабами, уделяя внимание Хорасану, династии Саманидов, роли тюрков. В главе «Странствующие ученые» объясняется, что же заставляло странствующих мыслителей путешествовать. Большинство из них не имели личного состояния и зависели от покровительства дворов эмиров и халифов, многие из которых не считали нужным поддерживать науку.

Сколько же было ученых в те времена в Центральной Азии? В начале XX века историк Генрих Зутер составил список (скорее всего, неполный) мест происхождения 515 математиков и астрономов, живших на тех территориях и по большей части из ранней эпохи Аббасидов. Зутер проследил имена по родному городу, название которого обычно прибавлялось к личному имени. Одной из первых медицинских энциклопедий на арабском языке был «Сад мудрости», составленный Али ибн Сахль ат-Табари, который изложил в этом трактате прототип психотерапии. Странствующим ученым был аль-Фараби, «отец» исламского неоплатонизма, который, по всей видимости, не имел покровителя в Багдаде, а в Дамаске работал садовником. Несмотря на то, что многие читатели «Тысячи и одной ночи» идеализируют Багдад времен аббасидских халифов, эпоха наивысшего расцвета оказалась слишком короткой, и наоборот, период упадка – слишком долгим.

Отдельные главы посвящены монгольской эпохе, Тамерлану и его наследникам. Описывая «пасынков Тамерлана» (это Великие Моголы, Сефевиды и Османы), Старр отмечает, что все три империи можно назвать «военными предприятиями».

«Один историк назвал империю Моголов «государством войны», но то же самое он мог сказать об остальных двух. Каждая рассматривала монархию с военной точки зрения, каждая выстраивала свою власть на несокрушимом тюркском войске. Но они также быстро овладели технологиями, необходимыми для литья мушкетов и пушек, из-за чего их иногда называют «пороховыми государствами». Все эти империи обогащались, облагая налогами сельское хозяйство, одновременно побуждая население участвовать в торговле, от которой в казну также шли налоговые поступления. К тому же три державы завладели городами, которые уже являлись великими центрами культуры, — Дели, Исфаханом и Константинополем и преобразовали их согласно своим взглядам».

«Несколько стрельцов и два их офицера, Циклер и Соковнин, составили заговор с целью убить Петра I, когда он еще жил в Москве. В определенное время все заговорщики собрались в доме Соковнина. Но два стрельца-заговорщика, почуяв боязнь и угрызения совести, отправились в Преображенское, где обыкновенно жил Петр Великий и открыли Государю заговор, который намеревались исполнить в тот же день в полночь. Петр Великий велел задержать доносителей и тотчас же написал записку капитану Преображенского полка Ляпунову, в которой приказал ему тайно собрать всю свою роту, в 11 часов ночи окружить дом Соковнина и захватить всех, кого он там найдет. Вечером Государь, воображая, что назначил капитану в 10 часов, сам в одиннадцатом часу в одноколке, с одним только денщиком, поехал к дому Соковнина, куда и прибыл в половине одиннадцатого… Наконец Государь услышал, что один стрелец сказал на ухо Соковнину: «Не пора ли, брат?» Соковнин, не желая, чтобы Государь узнал об их заговоре, отвечал: «Нет, еще рано». – Едва он произнес эти слова, как Петр вскочил со стула и, ударив Соковнина кулаком в лицо так, что тот упал, воскликнул: «Если тебе не пора еще, мошенник, так мне пора! Возьмите, вяжите их!» — В эту самую минуту, ровно в 11 часов, капитан Ляпунов вошел со своей ротой».

Исторические рассказы и анекдоты из жизни Русских Государей и замечательных людей XVIII-XIX столетий

Что такое анекдот? Мы привыкли, что это простенькая народная форма юмора, порой непристойная или даже скабрезная. А между тем в переводе с греческого это слово обозначает «неизданное» и в древности служило для обозначения произведений, не получивших огласки. Со временем анекдотами стали называть рассказы о выдающихся исторических деятелях, знаменитостях, и их необычных поступках. В это недавно вышедшее издание вошли редко встречающиеся истории из шести сборников, опубликованных в позапрошлом веке, снабженных обстоятельным предисловием, рассказывающим о возникновении исторического анекдота в России, первые сборники которого появились во времена Петра I, ставшего одним из самых популярных персонажей народного фольклора. Многие из этих анекдотов связаны с Москвой и жившими в ней людьми. Так, среди упоминаемых в книге персонажей — просветитель Николай Новиков, издававший газету «Московские новости» и журнал «Московское ежемесячное издание», организатор в Москве библиотеки-читальни; директор московских театров (в 1831-1842 годах), а после – директор Оружейной палаты, популярный исторический писатель Михаил Загоскин; выдающийся проповедник, митрополит Московский и Коломенский (1787-1811 года) Платон; граф Иван Салтыков, генерал-фельдмаршал, назначенный в 1797 году Московским военным губернатором; Петр Обольянинов, генерал-прокурор, один из приближенных императора Павла I, в 1819-1828 годах являвшийся Московским губернаторским предводителем дворянства; предприниматель и меценат Прокофий Демидов, создатель московского Нескучного сада. Немало в книге занимательных и поучительных историй, связанных как с историей московских улиц, так и их жителей, прославленных или в наше время незаслуженно позабытых

«В 1847 году последовало учреждение губернских и уездных ловчих. Около Москвы появилось множество волков, забегавших иногда в улицы столицы. Генерал князь Щербатов, известный своей храбростью и, к сожалению, простотой, бывший в то время тамошним генерал-губернатором, донес об этом Государю Николаю I, испрашивая дозволения «учредить облавы для уничтожения волков, или, по крайней мере, для прогнания их в другие смежные губернии». Его величество, получив это оригинальное донесение, рассмеялся и сказал: «Так, пожалуй, он проходит волков в Петербург», — и приказал учредить должности ловчих для истребления зверей».

«В 1603 г., воспользовавшись беспорядками в Османской империи, сефевидский шах Аббас I двинулся на Закавказье и завладел Азербайджаном и значительной частью Армении. По приказу шаха в 1604-1605 гг. были разрушены многие сели и города, а их жители, большую часть которых составляли армяне, насильно переселены во внутренние провинции Ирана, главным образом, в окрестности тогдашней столицы – Исфахана.

Переселив армян и создав на территории Ирана торговую колонию Новая Джульфа, шах стал лично контролировать дела армян… Контролируя армянскую общину, Аббас общался с ёе калантаром (старостой) и наиболее богатыми купцами, посещал их, разделял с ними трапезу, пил вино. Когда шах Аббас посещал армян Новой Джульфы, специально для него устраивались чтения стихов и танцевальные представления. В это время среди незамужних армянок возникает явная конкуренция за благосклонность шаха».

Армения – Иран. История. Культура. Современные перспективы взаимодействий. Сборник статей

В книгу включены научные статьи, посвященные различным аспектам армяно-иранских отношений, на протяжении многих веков. Материалы подготовлены авторами из России, Армении, Ирана, Италии, США, Узбекистана. Среди рассматриваемых вопросов много не очень широко известных, но важных для понимания основной темы. Например, влияние на развитие Армении ее пребывание в составе державы Ахеменидов, когда традиционная культура сочеталась и переплеталась с элементами персидской культуры. Или события сравнительно недавних времен, имевшие важное значения для всего региона.

30 декабря 1906 года владыка Персии Мозаффар шах, к тому времени уже находившийся на смертном одре, официально подписал указ, подтверждающий первую часть Конституции страны. Согласно Конституции, власть самого шаха отныне ограничивалась парламентом – меджлисом. После того, как 4 января 1907 года Мозаффар шах скончался, на трон вступил его сын Мохаммед-Али, который выступал против ограничения своей власти и не хотел признавать Конституцию. Шах отказывался подписывать принятые парламентом законы. В ответ недовольные его политикой группы начались борьбу, организуя покушения как на самого шаха, так и назначенного им премьер-министра Амин эл-Султана, убитого в августе 1907 года.

23 июня 1908 года Мохаммед-Али, пользуясь поддержкой Персидской казачьей бригады под командованием полковника Владимира Платоновича Ляхова (назначенного генерал-губернатором Тегерана), разогнал парламент. Конституция была отменена. Начались расправы.

«Первым и самым важным очагом спровоцированной шахом гражданской войны стал город Тебриз. Здесь восставшие народные массы консолидировались вокруг известного в городе «лути» (переводится примерно как «бедняк») Саттара. Вопреки своей малограмотости и малопочетной биографии (контрабандист, конокрад, чернорабочий, стражник в свите наследника престола), он проявил выдающиеся способности в деле организации народного сопротивления и руководства восставшим городом и последующем, благодаря своему лидирующему положению в революционном движении, приобрел приставку «хан» (Саттар-хан), а также почетное звание «Сардари Мелли» («народный генерал»). После реакционного переворота шаха Мохаммеда-Али 23 июня 1908 года, Саттар, в то время низший офицер персидской армии, вместе с двумя другими патриотами – рабочим-каменщиком Багироми садовником Карб-Али-Гуссейном – создал в Тебризе революционную армию, захватил арсенал, а затем и город, и объявил правительству шаха, что не сложит оружия до тех  пор, пока не будет восстановлена Конституция. Восстание получило широкий размах по всей стране, а именем Саттара стали нарекать революционные комитеты в разных городах и регионах Ирана. В феврале-марте 1909 года прошли восстания в Реште, Исфахане, Бендер-Аббасе, Бешере».

«Примерно в 30% телеграмм, поступивших в Центральный Комитет, региональные партийные руководители просили руководство дать разрешение на преследование, наряду с кулаками и уголовниками, других групп населения, отмеченных печатью враждебности, опасности или вредности. В их числе указывались заключенные священники, церковники, мусдуховники (исламское духовенство), ламы, националисты-террористы, белогвардейцы, спецпереселенцы (до 1934 г., а затем трудпоселенцы), «проявляющие за последнее время контрреволюционную активность и усиленное бегство из поселков», вредители на уборке урожая зерновых, поджигатели, члены банд, бывшие члены антибольшевистских партий, члены семей кулаков и уголовников, осужденных тройками по первой и второй категориям, помещики, члены казачье-белогвардейских организаций, реэмигранты, переправщики, жандармы, каратели и другие бывшие слуги царского режима и бывших эмиратов».

Марк Юнге, Геннадий Бордюгов, Рольф Биннер. Вертикаль большого террора. История операции по приказу НКВД №00447

Издание посвящено тому, как начинался печально известный «большой террор» и приобретал устрашающий размах. В центре внимания – одобренный Политбюро ЦК ВКП(б) 31 июля 1937 года документ, который называется «Оперативный приказ Народного Комиссара внутренних дел № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Прослеживается предыстория его появления и ход выполнения того, что чекисты между собой называли «кулацкой операцией». В то время партийные руководители, получившие разнарядку на выявление враждебных элементов, слали в Москву телеграммы, в которых просили дать им возможность выявить и покарать побольше врагов народа, чем это было предусмотрено изначально. Сам по себе факт, что этим занимались именно партийные деятели, объясняется тем, что хотя заниматься выявлением кулаков и «бывших», их арестом и предварительным расследованием преступлений против социалистической законности, должны были органы госбезопасности и милиции, основная ответственность за проведение репрессии лежала на партийном руководстве. Причем упор на постоянную бдительность и регулярные ситуации, когда вчерашний ответственный работник внезапно сам попадал в число обвиняемых, приводили к тому, что вновь назначенный на руководящую должность в том или ином регионе партиец (равно как и руководитель подразделения госбезопасности) всячески старался доказать свою благонадежность, обличая предшественника за троцкизм и усердствуя в проведении новых репрессий.

«В ходе проведения «кулацкой операции» подобные кадровые замены оказались важным инструментом дозирования масштабов террора со стороны московского руководства. Каждый вновь назначенный начальник управления НКВД и каждый новый партийный секретарь, ставший преемником прежнего, объявленного «врагом народа», вступал в свою должность с острой критикой его «троцки-стско-бухаринского» курса, вовлечение в крупные заговоры под руководством иностранных разведок и связь с противниками ВКП(б) внутри области. После такого доноса на предшественника и его шельмования назначенный сверху руководитель принимал облик хранителя большевистских добродетелей, ходатайствуя в Москве о новом лимите репрессий… Выборочная проверка протоколов обыска у лиц, приговоры которым выносили тройки, оставляет впечатление, что для большинства арестованных не удалось обеспечить доказательства. В редких случаях использовались письма от родственников или друзей из-за границы, календарь с портретом последнего царя или охотничье ружье с патронами. Обычно протокол обыска подписывался совместно с должностным лицом, например, на селе председателем или секретарем сельсовета, отчасти и председателем колхоза, в городе — сотрудником домоуправления».

«Исторические данные таковы: накануне войны из 17 командующих военными округами (с началом боевых действий многие из них стали командармами) 12 человек имели опыт руководства округом не более одного года, а из 20 командующих армиями 13 человек (более половины) имели опыт работы на этом посту не более полугода. В среднем накануне войны 75% командиров и 70% политработников имели незначительный (до одного года) опыт работы в занимаемых должностях». Репрессиям подверглись лучшие кадры. К тому же, «репрессии против кадров Красной армии нанесли огромный ущерб делу боевого обучения войск, привели к существенному ослаблению боеготовности частей и соединений… Перечисленные в словаре командиры, политработнки и другие категории высшего комначсостава являются первостроителями Красной армии».

Н.С. Черушев, Ю.Н. Черушев. Расстрелянная элита РККА. 1937-1941. Комбриги и им равные

В этом библиографическом словаре описано самое нижнее звено репрессированного высшего командно-начальствующего состава Красной армии. Оно являлось самым большим не только по численности, но и перечню занимаемых должностей. Авторы в предисловии описывают трудности, с которыми им пришлось столкнуться при создании энциклопедии. Например, невозможно было найти фотографии многих комбригов. При аресте красного командира происходил обыск к его квартире и служебном кабинете, фото, в том числе и семейные, изымались. «В ходе следствия эти фотоснимки нередко использовались в качестве материала для шантажа и морального давления на арестованного». А после вынесения приговора, снимки обычно уничтожались. Даже если какие-то фотографии оставались в семейных альбомах, уцелевшие родственники часто спешили избавиться от них, опасаясь уже за себя. В результате вдова или выросшие дети расстрелянного командира Красной Армии уже потом, когда начались кампания по реабилитации, часто даже не могли предоставить в военную прокуратуру ни одной его фотографии.

Примером судьбы красного командира может быть история Федора Алексеевича Померанцева, родившегося в 1896 году в городе Вятка в семье члена Вятского окружного суда. После окончания в 1916 году гимназии и затем Александровского военного училища, — подпоручик императорской армии, в мае 1918 года добровольно вступил в Красную армию. Участник Гражданской войны, сражался под Царицыном. С сентября 1919 года –врид командира 1-й бригады 38-й стрелковой дивизии. Крупный теоретик и практик укрепрайонов. В 1936 году был награжден орденом Красной Звезды. В августе 1938 года Ф.А. Померанцев был уволен в запас по болезни.

«Арестован 17 сентября 1938 г. Военным трибуналом Московского военного округа 5 марта 1939 г. по обвинению в участии в военном заговоре приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 8 мая 1939 г. Таковы официальные данные Главной военной прокуратуры. По свидетельству генерал-майора в отставке П.Г. Григоренко, картина последних месяцев жизни Ф.А. Померанцева выглядела несколько иначе: «После ареста находился под следствием. Весной 1938 г. его поместили (ввиду помешательства) в военный госпиталь. Жене и сыну сказали, что обвинение с него снято. И пусть они постараются довести это до его сознания – может, это приведет его в себя. Но он никого не узнавал и ничего не сознавал. По просьбе жены навестил его однажды и я. Меня он тоже не узнал. Он не буянил. Лежал тихо, смирно, иногда что-то бормотал бессвязное… Так, не приходя в себя, не сознавая окружающего, он и оставил этот мир». Определением Военной коллегии от 15 октября 1959 г. реабилитирован».

«Не знать природных циклов, не ведать о смене времен года и жить лишь в бетоне и асфальте городов, стали и стекла, никогда не видев луга, поля, подлеска, перелеска, леса, виноградника, травяных зарослей, реки, — значит жить уже в цементном склепе, который однажды примет и тело твое, так и не познавшее мира. Отсюда вопрос: как таким образом обрести свое место в космосе, в природе, в жизни, ежели жизнь проходит посреди все загрязняющих моторов, электрического света, скрытых волн, систем видеонаблюдения, асфальтированных улиц и тротуаров, изгаженных испражнениями животных? С тем отношением к миру, когда он — объект в мире объектов, выйти из нигилизма невозможно».

Мишель Онфре. Космос: Материалистическая онтология

Описывая свое ощущение времени, известный современный французский философ и прозаик рассказывает, как в 1960-е годы, будучи ребенком, запомнил, как через родную деревню шли медленные кибитки с неспешной лошадиной поступью, мимо которых проскакивали тарахтящие машины. Так пересекались два времени – прежнее, вергилиевское время звериного шага, и новое, фаустовское время двигателя внутреннего сгорания. По мнению Мишеля Онфре, мы живем в мертвом времени, созданном машинами, предназначенными создавать виртуальную реальность. Связь между прошлым и будущим распалась. В результате люди теряют способность воспринимать даже смену природных времен года, а тем более представлять, как они связаны с трудом земледельца. Точно также становится непонятным, как воспринимать представление о времени, которое, конечно же, различно у кочевников и оседлых жителей, у селян и обитателей мегаполиса. Такое смешение лишает людей даже ностальгии по прошлому и предвкушения каких-то будущих радостей. Но не только о времени, как таковом, тут речь – Онфре обращает внимание, что с указанной проблемой связана и утеря способности читать толстые книги, воспринимать сложную музыку, то есть, клиповое сознание, свойственное многим нашим современникам.

«Появление африканского искусства означало, что его мир приспосабливают под наши ценности с музеями, выставочными залами с мертвой продукцией — лучшим подарком, который можно было предложить народу, воплощавшему Многообразие в самом прекрасном значении этого слова. Ограничение их вселенной искусством позволяло прикоснуться к этому миру, богатому альтернативными и позитивными ценностями, девитализируя его, при этом забывали африканское мировидение, онтологию, мысль, религию, философию, метафизику, удовлетворяясь копированием форм, не заботясь об их действительной глубине. Дадаизм, сюрреализм, футуризм, кубизм, этнология и этнологическое кино парадоксальным образом способствовали опустошению африканской витальности в истасканных формах европейского авангарда, парижских модах и увлечениях «музейщиной», Запад любит пришпиленных к пробковой коробке саркофага бабочек. Африканское искусство стало товаром, испытывая на себе закон золотого тельца… Великая анимистская мощь Африки остается не прочтенной людьми, умеющими читать».

«Латинское слово saeculum использовалось в ранне-христианских текстах в значении «мирское» в противоположность «духовному». Производное от него прилагательное saecularis составляет основу английского secular и французского séculier, которые в XVI в. стали указывать на нечто мирское, светское, а также не имеющее отношения или стремления к духовному и религиозному. Соответственно, «секуляризация» означает обмирщение, обращение к мирскому, освобождение от власти религии и клерикалов, и даже придание мирского характера церковному вероучению или устройству.

Термин «секулярное» использовался уже в период схоластики, но широкое распространение получил в протестантских странах, что было связано с поиском путей установления религиозного мира в условиях сосуществования в пределах одного государства нескольких религиозных деноминаций, стремившихся преодолеть доминирование той из них, которая признавалась в качестве государственной, а также с обострением противоречий между европейскими монархиями и Ватиканом, претендовавшим на политический диктат в обличье духовного руководства. При этом в католических странах, таких как Франция, наряду с понятием «секулярный» получило распространение понятие laïque (от греч. λαός или лат. laicus – «население», «народ»), обозначающее тех, кто не относится к священнослужителям».

Ислам и модерн: сборник статей

Вопрос, что заключено в понятиях «новизна» и «современность» в наши дни имеет особое значение, ведь сейчас многие изменения и новации, так или иначе, отзываются во всех частях мира. Разумеется, характер и степень этой реакции зависят, в первую очередь, от того, как новшества, порожденные объективными законами развития, соотносятся с традициями, свойственными той или иной стране. Издание объединяет посвященные этой проблеме статьи философов и культурологов из Ирана, где накоплен большой опыт в области сочетания прогресса и традиционности. Термин «модерн» в данном случае означает обширный комплекс явлений, тесно связанных с понятиями Нового времени, Просвещения, научно-технического прогресса. Авторы статей, включенных в сборник, подробно анализируют саму природу модернистских перемен, их положительные и отрицательные стороны, а также необходимость поддерживать баланс между духовно-нравственным и рационалистическим началом. Поскольку нарушения этого баланса были, по мнению исследователей, одной из основных причин печальных явлений наподобие тоталитаризма и потрясений, постигших в ХХ веке Европу, а вместе с ней и весь мир. При этом особо отмечается, что полный отказ от прогресса невозможен, а значит, это явление во всей исторической полноте и многообразии заслуживает самого тщательного изучения.

«В XIV–XV вв. стали возникать интеллектуальные движения и направления в искусстве, которые открыто именовали себя современными, противопоставляя свои принципы традиционным взглядам и убеждениям и даже вступая с ними в конфликт. С началом эпохи Возрождения между традицией и современностью (модерном) разверзлась пропасть, а с конца XVII – начала XVIII в. между ними началась борьба, которая достигла апогея в Великой французской революции. Уже начиная с XV в. слово «модерн» постепенно перешло из области искусства и литературы в сферу общественных наук и философии. На протяжении XVII в. оно постоянно присутствовало в интеллектуальных дискуссиях и спорах. На данном этапе сформировался и дискурс модерна, который вошел в публичный дискурс разных сообществ и создал соответствующие новые структуры. Осознав свою историчность, Европа дала начало новому стилю жизни, который пронизал все сферы человеческого бытия и обусловил рост культурного и научного богатства, а также веру в силу разума. Всё это позволило Европе добиться в процессе культурного и экономического взаимодействия с остальным миром господства над культурами, оказавшимися более слабыми, чем нововременная европейская, и это стало фактором, определившим историческую судьбу мира».

«Интернет вещей позволяет эпидемиологам отслеживать распространение вирусов практически в реальном времени. Администраторы супермаркетов анализируют, как люди совершают покупки, когда проходят между рядами с товарами, — на что смотрят и что берут. Производители одежды оценивают, как меняются вкусы, а в моде появляются новые тренды. Фармацевтические компании в реальном времени отслеживают характер спроса на выпускаемую продукцию. Городские коммунальные службы обрабатывают данные, полученные с измерительных приборов и прочих схем, чтобы регулировать пробки на дорогах, управлять работой сетей, контролировать потребление природных ресурсов и т.д. Интернет вещей затронет все области без исключения. Технологии повышают уровень интеллекта и развивают способность к обучению у всевозможных физических и виртуальных систем».

Сэмюэл Грингард. Интернет вещей: Будущее уже здесь

Люди привыкают к окружающим их всевозможным устройствам, и их исчезновение/не функционирование уже описывается в фантастике как непременный атрибут глобальной катастрофы. В книге подробно рассказывается о том, как могут повлиять новые технологии на жизнь людей.

По мере развития технологий – и скорее всего в самом ближайшем будущем – смартфоны станут распознавать запахи и вкусы, и к тому же начнут больше учитывать контекст, что откроет для этих устройств более широкие возможности использования. Возможно – для большинства подрастающего поколения эти умные устройства станут незаменимыми. Везде, где есть терминалы…

Рассказывая о предстоящем глобальном развитии промышленного интернета, Грингард обращает внимание, что в его центре находятся датчики, но для их управления и анализа полученных данных нужны компьютеры, системы хранения и программное обеспечение. Если сейчас генерируемые машинами данные составляют всего лишь около 15% всех данных, то в течение следующих десяти лет (а между прочим, в оригинале книга была издана два года назад) этот показатель может увеличится более чем в три раза, до 50%. Развитие промышленного интернета позволит легко отлеживать движение и перемещение объектов, а также состояния материальных запасов, и – что немаловажно – устанавливать личность. Для чего потребуются бейджи, снабженные средствами радиочастотной идентификации. Понятие личной информации неминуемо изменится. Что возможно в не очень далеком будущем? Повсеместное установление датчиков: в дороги, здания, почву, растения и живность, воду рек, озер и океанов…

Но с развитием технологий неизбежно изменятся и взаимоотношения людей. «Можете не сомневаться: в следующие 25 лет и дальше поиск способов «человеческого подключения» и взаимодействия станет проблемой. Все больше исследований говорит о том, что частое возникновение депрессий и неудовлетворенности в обществ можно (по крайней мере, отчасти) объяснить сокращением контактов и связей между людьми. По мере того, как мы начинаем пользоваться все большим количеством технологий, а также подключенных и автоматизированных систем, сохранять баланс между желанием новизны и основными эмоциональными и практическими потребностями будет все сложнее. В конце концов, неважно, сколько у нас устройств и насколько мы подключены – мы продолжаем быть людьми. И весьма сомнительно, что в обозримом будущем роботы или иные системы сумеют понять сложность человека и его мышление».





1138
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 июня 2017 г. 14:00
Еще выдержки из книги «Легионы Рима» здесь


Ссылка на сообщение10 июня 2017 г. 17:32

цитата Алекс Громов

Стивен Дандо-Коллинз. Легионы Рима

Книга написанная профаном с кучей ошибок.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июня 2017 г. 15:57
у меня есть, но руки еще не дошли. Все так плохо?
 


Ссылка на сообщение12 июня 2017 г. 17:08
Судя по тому, что о нем пишут на сайте romanarmytalk.com все очень плохо


Ссылка на сообщение11 июня 2017 г. 11:05
Спасибо, будем смотреть.


⇑ Наверх