Дженнифер Броуди Тринадцатый


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Melamori» > Дженнифер Броуди «Тринадцатый ковчег». Не лучшая подростковая литература
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дженнифер Броуди «Тринадцатый ковчег». Не лучшая подростковая литература

Статья написана 10 июля 2017 г. 02:00

Аннотация: Судный день наступил, но человечество было к нему готово. Лучшие из лучших спасены в тринадцати ковчегах, чтобы сохранить цивилизацию на протяжении 1000 лет, пока на поверхности Земли бушует огненный ад. Но 1000 лет – долгий срок и тяжелое испытание для любого изолированного общества. Одни пришли к теократии, другие – к жесткой военной диктатуре, третьи – сгинули в пучинах океана или глубинах космоса. Но пока есть Маяки, есть и надежда на возрождение. Когда приходит срок, обычные подростки с необычными способностями вступают в борьбу с жестокой системой и стремятся спасти человечество.

Эту книгу в сети позиционируют как глоток свежего воздуха в подростковой литературе, роман, который захватит умы не только детей, но и взрослых. Не знаю, умелый ли это ход маркетологов, или книга случайно попадала в руки рецензентам, которые до этого читали только Паоло Коэльо и Дарью «НашеФсе» Донцову… Но на 10 положительных рецензий в Интернете приходится 1 отрицательная, что, учитывая уровень книги, большая для нее удача.

Что в книге есть?

— Постапокалипсис

Очень невнятно прорисованный. В будущем в мире у нескольких государств появилась машина Судного дня, которая одним взрывом способна уничтожить жизнь на планете (сомнительно с научной точки зрения, но да ладно). Вместо того, чтобы вести переговоры и бороться с последствиями создания супероружия, была развернута международная (!) программа спасения человечества, о которой, впрочем, знала лишь его малая часть.

Этот псевдонаучный сеттинг вызывает массу вопросов. Почему если книга для подростков, то нужно так безответственно относится к матчасти, логике и сюжету? Неужели, если ребенок не имеет богатого читательского опыта, ему можно подсовывать откровенные отходы производства? Почему большинство подростковых авторов не видят разницы между упрощенной подачей сложного и примитивизацией?

— Антиутопия

Шаблонная, с гротескными злодеями, каждым из которых движет мотивация «Я злой и сумасшедший. Мва-ха-ха!». Изначально все колонии строились по демократическим принципам и должны были неплохо на них функционировать. Затем что-то пошло не так. К сожалению, у автора нет понимания закономерности эволюции социума. Если в критической ситуации функционирует демократическая модель, она не превратиться в теократию, потому что кто-то один поехал крышей. Не может под водой, без возобновляемых ресурсов, 1000 лет существовать общество с сумасшедшими фанатиками во главе. Здесь нужен здравый ум, хорошо налаженная работа всех частей колонии. Неадекватное руководство уничтожит всех быстрее любой эпидемии. Хочется подойти к автору, взять за руку, проникновенно посмотреть в глаза и сказать: «Это так не работает».

— Подростки и романтика

К большому разочарованию, книга оказалась преданным, но не лучшим последователем таких «передовиков» подростковой литературы, как «Дивергент» и «Голодные игры». Главные герои плохо, тривиально прописаны. Второстепенные персонажи – как картонная декорация, склеенная протухшим клейстером. Автор неловко пытается «пропихнуть» какие-то личностные конфликты отцов и детей, которые решаются в лучших традициях индийских фильмов – не танцами и плясками, конечно, но внезапными «озарениями», слезливыми эмоциями в стиле «Чиполлино! Чиполлино, сынок!».

Любовной линии можно посвятить отдельную статью «Как не надо писать для подростков». Понятно, что герои – половозрелые особи homo sapiens, но было бы неплохо сориентировать их хоть на какие-то моральные ценности. Меж тем героиня клянется в вечной любви и тут же обращает свой томный взор на пришельца с далеких звезд. «Того я люблю, а между нами что-то большее!». Понятно, что впереди еще две части трилогии (о, боже, нет, не надо!), и таким образом автор готовит нас к небывалым моральным терзаниям главной героини. Но как же это топорно сработано.

Чего вы в книге не найдете:

— хорошо проработанного постапокалиптического социума;

— логичных поворотов сюжета;

— мотиваций персонажей, не только потому что «так захотелось автору»;

— научно обоснованных фант. допущений.

В сухом остатке:

«Тринадцатый ковчег» — попытка автора быть оригинальным, но остаться в актуальном тренде, не перегружая целевую аудиторию. Закрадывается подозрение, что произведение осознанно написано по банальному шаблону, а все совершенные ошибки – не признак неопытности, а результат пренебрежительного отношения к читателю-подростку «И не такое съедят», которое как тренд давно прослеживается в подростковой литературе и кинематографе.




Файлы: 196545.jpg (81 Кб)


204
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 июля 2017 г. 14:12
Какие люди вернулись в АК:)

цитата Melamori

Почему если книга для подростков, то нужно так безответственно относится к матчасти, логике и сюжету?

Такое ощущение, что авторы просто не хотят тратить время на проработку матчасти и логического обоснования. Диктат фантазии над здравым смыслом.

цитата Melamori

Меж тем героиня клянется в вечной любви и тут же обращает свой томный взор на пришельца с далеких звезд. «Того я люблю, а между нами что-то большее!»

:-)))

По рецензии — очередная янг эдалтовская шлакоблочная поделка, вроде той же «Сотни». Несть им числа.


⇑ Наверх